Программа учебного предмета АККОМПАНЕМЕНТ. Срок обучения 3 года (4 - 6 классы). Вариативная часть

Полякова Елена Анатольевна

Программа учебного предмета АККОМПАНЕМЕНТ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства  "Фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10._akkompanement._variat._8.docx46.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 "САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1"

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

АККОМПАНЕМЕНТ

2013 г.


"Одобрено"

Методическим советом

МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1"

"_____" _______________  20_____ г.

"Утверждаю"

Директор

МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1"

____________________   И.В.Егорова    

"_____" ________________ 20____ г.

МП

Программа учебного предмета АККОМПАНЕМЕНТ разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) "Фортепиано".

Организация-разработчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1"

Разработчик:

Полякова Елена Анатольевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

АККОМПАНЕМЕНТ

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа учебного предмета  является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе "Фортепиано" со сроком освоения 3 года (4 – 6 классы).

Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программы в области музыкального искусства "Фортепиано" в детской школе искусств, детской музыкальной школе,  образовательном учреждении профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:

Вариативная часть.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

- сформировать комплекс знаний, умений и навыков,  способствующих развитию творческих задатков и  расширению музыкального кругозора.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- разнообразный вокальный репертуар;

- основные принципы аккомпанирования.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- аккомпанировать самому себе несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

- разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- подобрать сопровождение к мелодии;

- использовать приобретенные знания, умения и навыки в репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера на примерах несложных произведений.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 132 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки:  82,5 часа;

самостоятельной работы обучающегося: 49,5  часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

82,5

в том числе:

практические занятия

82,5

контрольные работы

------

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49,5

  1. 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

АККОМПАНЕМЕНТ

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Формирование навыка аккомпанирования

Содержание учебного материала

33

Детские песни и обработки народных песен в двуручном изложении и 4-х ручном ансамбле.

Пение под собственный аккомпанемент.

Работа над мелодией:

 - знакомство с текстом, определение фразировки, динамики, характера произведения;

- работа над сопровождением (линия баса, ритмическая основа, тональный план,  темп).

Работа над "ансамблем":

- совпадение мелодии голоса и инструмента;

- баланс в звучании голоса и инструмента;

- совпадение нюансировки.

Знакомство с трехстрочной записью произведения:

- умение следить за строчкой вокальной партии во время исполнения аккомпанемента;

- построение динамического плана аккомпанемента в зависимости от вокальной фразировки;

- пропевание "про себя" вокальной партии;

- умение непрерывно вести музыкальную линию без остановок и поправок (преподаватель организует музыкальный материал во времени, пропевая или проигрывая вокальную партию на фортепиано).

Транспонирование в удобную для пения тональность.

 

Практические занятия

16,5

Контрольные работы

---

Самостоятельная работа обучающихся

16,5

Тема 2.

Знакомство с аккомпанементом гармонического вида и фактурного вида

Содержание учебного материала

49,5

Детские, популярные и народные песни, записанные в виде мелодии на одной строчке с буквенным обозначением аккордов и без обозначения аккордов.

Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Проигрывание гармонической основы.

Работа над линией баса.

Игра упражнений для левой руки.

Ритмические упражнения как основа для сопровождения.

Работа над динамикой и педалью.

Мелодии, записанные на одной строчке без обозначения аккордов:

- подбор аккомпанемента к мелодии по слуху;

- выбор сопровождения в зависимости от характера мелодии.

Популярные и несложные жанровые песни (танцевальные, песни – марши, песни – гимны), записанные на одной строчке с буквенным обозначением аккордов.

Знакомство с мелодией и текстом.

Упражнения в виде аккордовых последовательностей в тесном и широком расположении с определенным ритмическим рисунком.

Знакомство с фактурными моделями аккомпанемента:

- двухдольными,

- трехдольными.

Выбор аккомпанемента в зависимости от характера мелодии.

Распределение сопровождения на обе руки:

- работа над линией баса;

- работа над партией правой руки.

Практические занятия

33

Контрольные работы

 ----      

Самостоятельная работа обучающихся

16,5

Тема 3.

Расширение репертуара

Содержание учебного материала

49,5

Детские, народные, эстрадные песни, мелодии из кинофильмов, спектаклей, мюзиклов.

Постепенное усложнение материала:

- выбор произведений с более сложным гармоническим сопровождением;

- увеличение объема произведений;

- ритмические усложнения в сопровождении -  триоли, синкопы, пунктирный ритм, полиритмия;

- работа над разнообразием фактурных вариантов (все виды арпеджио, аккорды, октавы, двойные ноты).

Подбор мелодий.

Подбор сопровождения.

Подбор соответствующего мелодии варианта аккомпанемента.

Транспонирование в любую тональность.

Игра несложных аккомпанементов романсов, и других вокальных произведений русских и  зарубежных композиторов для формирования первоначальных концертмейстерских навыков.

Ознакомление с вокальной партией.

Определение характера образного строя произведения и его частей, динамических оттенков и способов звукоизвлечения.

Анализ формы произведения: вступление, заключение, повторы, количество частей, кульминация, предложения, фразы, мотивы.

Работа над фразировкой – начало фразы, ее вершина и окончание, понимание ее зависимости от вокального интонирования.

Определение темпа, цезур, агогики.

Пропевание вокальной партии во время исполнения аккомпанемента.

Исполнение аккомпанемента в ансамбле с педагогом, исполняющим вокальную партию на фортепиано.

Исполнение на фортепиано вокальной партии с аккомпанементом в исполнении педагога.

Интерлюдии и постлюдии как подтекст произведения.

"Вслушивание" в звуковую и ритмическую вертикаль мелодического рисунка вокальной партии.

Применение всех выразительных средств, указанных автором (штрихов, динамики, темпа, нюансировки) для прояснения стилевых черт.

Пение вокальной партии под аккомпанемент преподавателя, под собственный аккомпанемент.

Практические занятия

33

Текущий контроль успеваемости

----

Самостоятельная работа обучающихся

16,5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ:

Реализация программы предмета требует наличия учебной аудитории для занятий, библиотеки.

Оборудование учебной аудитории: 2 пианино, стол, стулья, подставки, пульты, шкаф для нотной литературы, осветительные приборы, наглядные пособия.

Технические средства: фонотека и видеотека с записями выступлений выдающихся исполнителей, телевизор, музыкальный центр, видеоплеер.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные источники:

  1. Аверкин А. Песни, романсы и хоры на стихи С.Есенина. – М.: Советский композитор, 1978.
  2. Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1 – 7 классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1990.
  3. Баренбой Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: Советский композитор, 1988.
  4. Варламов А. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1984.
  5. Глинка М. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1980.
  6. Григ Э. Романсы и песни. - М.: Музыка, 1968.
  7. Гурилев А. Избранные романсы и песни. - М.: Музыка,1989.
  8. Даргомыжский А. Избранные романсы. -  М.: Музыка, 1987.
  9. Жаров В. Любимые Русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано. – М.: Музыка, 1989.
  10. Зацарный Ю. "День Победы". Песни военных и послевоенных лет. – М.: Советский композитор, 1964.
  11. Игнатьев В., Игнатьева Л. "Я музыкантом стать хочу". Ч.2. – Л.: Советский композитор, 1989.
  12. Кюи Ц. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1957.
  13. Марченко Л. Детские песни о разном. Вып.1 – 3. – Ростов / Д.: Феникс, 2002, 2003.
  14. Моцарт В. Песни. - М.: Музыка, 1981.
  15. Не уходи, побудь со мною… Русские романсы / Сост. Л. Гафонова, Г. Семенцова. – М.: Профиздат, "Воскресение", 1994.
  16. Популярные романсы русских композиторов  / Сост. С.Мовчан. – М.: Музыка, 2006.
  17. Романсы и дуэты русских композиторов. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2012.
  18. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. / Под ред. М.Соколова. – М.: Музыка, 1983
  19. Такун, Ф., Шершунов А. Песенник "Рисунки на асфальте". – М.: Современная музыка, 2002.
  20. Три века русского романса: для голоса и фортепиано. В 4 т. – СП.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
  21. Хрестоматия для детского хора. Зарубежная хоровая музыка. / Сост. П.Халабузарь. – М.: КЛАССИКА – XXI, 2003.
  22. Хрестоматия для детского хора. Русская хоровая музыка. / Сост. П.Халабузарь. – М.: КЛАССИКА – XXI, 2003.
  23. Чаморова Н. Сорока – белобока. Любимые игровые песни с нотами. – М.: ЗАО "БАО – ПРЕСС", 2006.

Интернет – ресурсы:

Бяки – буки. Для солиста, хора и фортепиано. – СПб. www. classica21.ru

Жил – был у бабушки… Маленькие пьески для маленьких детей. – www. igrai - poi.narod.ru

Музыкальная копилка. Детский песенник. Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонирования. – www. igrai - poi.narod.ru

www. 7 not.ru

www. all – 2 music.com

www. classic.chubrik.ru

www. classika.21.ru

www. classion.ru

www. igrai - poi.narod.ru

www. nlib.narod.ru

www. notes. tarakanov.net

www. noty.net.ru

www. safartschool.narod.ru

www. vesnyak.ukoz.ru

Дополнительные источники:

1.  Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2009.

2.  Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище / Методические записки по вопросам музыкального образования.-  М.,1966.

3. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. - М., Музыка,1974.

4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л., 1961.

5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. -  М.:  Академия.

6. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста- концертмейстера / Музыка в школе, 2001,  № 4.

7. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы.- Л.:  Музыка,1972.

8. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе концертмейстера.  – М.:  Музыка,1974.

9. Смирнова М. О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.

10. Чачава В. Искусство концертмейстерства. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2007.

11. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. -  М.: Музыка,1996.

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий в рамках текущего контроля.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся  знает:

- разнообразный вокальный репертуар;

- основные принципы аккомпанирования.

В результате освоения предмета обучающийся  умеет:

- аккомпанировать самому себе несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

- разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- подбирать сопровождение к мелодии;

- использовать приобретенные знания, умения и навыки в репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера на примерах несложных произведений.

Текущий контроль

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный репертуарный список

Песни со словами в двуручном изложении:

Р.н.п. "Баю, баю…"

Р.н.п. "Как при лужку"

Р.н.п. "Репка, репонька".  Обр. Н.Карш

Р.н.п. "Ты кукушечка лесная"

Р.н.п. "Ходит сон у окон". Обр. Н.Карш

Раухвергер М. Березонька; Разговор перед сном

Хромушин О. Слон; Идет бычок

Шаинский В. Песенка крокодила Гены; Песенка Чебурашки

Песни со словами  в изложении 4-х ручного ансамбля:

Бахмацкая В. Переложение французской народной детской песни "Колыбельная"

Бетховен Л. Сурок

Кабалевский Д. Наш край

Назарова Т. Переложение немецкой народной песни "Садись, доченька за прялку"

Переложение финской народной песни "Веселый пастушок"

Переложение чешской народной песни "Ну-ка, кони!"

Переложение шведской народной песни "Горит огонь в краю родном"

Прокофьев С. Вставайте, люди русские (фрагмент)

Спадавеккиа А. Добрый жук

Чайковский Б. Урок в мышиной школе

Яковлев М. Зимний вечер

Пение с аккомпанементом в трехстрочном изложении:

А.д.п. "Вот что случилось"

Александров А. Священная война

Ботяров Е. Вернусь, - сказал солдат

Гладков Г. Песня друзей

Гурилев А. Обр. р.н.п. Ивушка зеленая моя

Ефремов И. Робин – красношейка

Ильин И. обр. французской народной песни "Эльзасский танец"

Крылатов Е. Колыбельная медведицы

Марченко Л. Бегемот; Мальчик – хулиганчик

Новиков А. Обр. р.н.п. "Из-под дуба, из-под вяза"

Петербургский Г. Синий платочек

Птичкин Е. Песенка Пишичитая

Ройтерштейн М. Колыбельная

Савельев Б. Хвост за хвост

Семенов В. Звездная река

Теличеева Е. Кукушка

Хэгг Э. Обр. шведской народной песни "Облако"

Чичков Ю. Песенка добряков

Шаинский В. Облака; Дождь идет по улице

Мелодии с буквенным обозначением аккордов:

Абаза В. Утро туманное

Дунаевский М. Ах, этот вечер

И.н.п. Четыре таракана и сверчок

Крылатов Е. Это знает всякий; Лесной олень; Крылатые качели

Крылов С. Зимняя сказка

Лепин А. Песенка о хорошем настроении

Мокроусов Б. Одинокая гармонь

Паулс Р. Сонная песенка

Пахмутова А. Надежда

Синявский П. Лягушенция

Струве Г. Рыжий пес

Таривердиев М. Маленький принц

Ф.н.п. Танец утят

Френкель Я. Журавли

Подбор по слуху и транспонирование:

Блантер М. Катюша

Гладков Г. Песенка Львенка и Черепахи

Дунаевский М. 33 коровы

Зацепин А. Песенка о медведях

Купревич В. Пингвины

Мэндел Дж. Тень твоей улыбки

Неаполитанская песня "Санта – Лючия"

Р.н.п. "С под лесу, лесу"

Р.н.п. "Тонкая рябина"

Савельев Б. Настоящий друг

Семенов В. Пингвин

Соловьев – Седой В. Подмосковные вечера

Суханов А. Зеленая карета

Уэббер Э. Память

Несложные аккомпанементы:

А.н.п. "Зеленые рукава"

Бах И.С. За рекою старый дом

Варламов А. На заре ты ее не буди

Векерлен Ж. Приди поскорее, весна

Глинка М. Признание; Не искушай меня без нужды

Григ Э. Песня Сольвейг

Даргомыжский А. Мне грустно; Влюблен я, дева-красота; Юноша и дева

Дунаевский М. Цветные сны

Капуа Э. Мое солнышко

Крылатов Е. Колокола

Кюи Ц. Царскосельская статуя

Леннон Дж. Мишель

Марченко Л. Кашка – ромашка; Старая кукла

Моцарт В. Ария Барбарины из оперы "Свадьба Фигаро"; Тоска по весне

Р.н.п. "Вижу чудное приволье"

Ф.н.п. "Пастушка"

Цветков И. Золушка

Шишкин М. Живет моя отрада; Ночь светла

Шопен Ф. Желание