Программа учебного предмета КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС. Срок обучения 1,5 лет (7 - 8 классы)
Программа учебного предмета КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Фортепиано".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1"
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
2013 г.
"Одобрено" Методическим советом МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1" "_____" _______________ 20_____ г. | "Утверждаю" Директор МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1" ____________________ И.В.Егорова "_____" ________________ 20____ г. МП |
Программа учебного предмета КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) "Фортепиано".
Организация-разработчик:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1"
Разработчик:
Полякова Елена Анатольевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе "Фортепиано" со сроком обучения 1,5 лет (7 – 8 классы).
Программа учебного предмета может быть использована:
в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано" в детской школе искусств, детской музыкальной школе, образовательном учреждении профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Музыкальное исполнительство.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
- сформировать комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный), основные принципы аккомпанирования солисту.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- разучивать с солистом его репертуар;
- использовать приобретенные знания, умения и навыки в репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 122,5часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки: 49 часов;
самостоятельной работы обучающегося: 73,5 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 122,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 49 |
в том числе: | |
практические занятия | 46 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 73,5 |
- 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Работа над вокальным произведением | Содержание учебного материала | 82,5 |
Элементарные сведения о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Текст как составляющая художественного замысла произведения. Работа над аккомпанементом. Определение жанра произведения (колыбельная, романс старинный, романс современный, народная песня, массовая песня, авторская песня, детская песня и т. д.). Работа над вокальной партией. Тщательное знакомство с текстом произведения, определение характера исполнения, штрихов, оттенков и т.д. для правильной передачи его содержания. Знакомство с вокальной партией. Исполнение вокальной партии на фортепиано. Пение вокальной партии под аккомпанемент преподавателя, под собственный аккомпанемент. Определение фразировки – начало фразы, ее вершина и окончание, понимание ее зависимости от вокального интонирования. Работа над партией фортепиано Теоретический анализ фактуры фортепианной партии. Анализ формы произведения: вступление, кульминация, заключение, повторы, количество частей, предложения, фразы, мотивы, сольные места в соответствии с художественным замыслом. Выбор темпа, включая замедления и ускорения и соответствующих приемов исполнения в зависимости от характера музыки. Работа над линией левой руки как горизонтальной, объединение и фразировка отдельных звуков, включая паузы. Работа над линией баса как ритмического фундамента произведения. Решение технических задач в партии левой руки: скачки, октавы, многозвучные аккорды, широкие интервалов, задержание звуков. Работа над необходимыми упрощениями и облегчением фактуры в случае маленьких рук не в ущерб общему музыкальному замыслу и красоте гармонического и мелодического языка. Работа над партией правой руки как мелодией, достижение необходимой певучести (работа над арпеджио, репетициями, аккордами, пассажами). Выявление гармонической основы фактуры, игра аккордами. "Аккомпанемент в аккомпанементе": бас - остальные голоса аккомпанируют, бас и мелодия – аккомпанируют средние голоса. Проработка вступлений, заключений и проигрышей – объединение линии баса и линии мелодической. Выразительная игра каждого голоса отдельно, попарно, двумя руками. Работа над педалью (прямой, запаздывающей и полупедалью) с учетом пауз, цезур, фермат. Распределение музыкальных тем по тембрам. Работа над соединением далеко разбросанных голосов, скачкообразных ходов, гармонического баса и дополняющих его голосов. Работа над rubato с вариантом преподавателя. Умение видеть строчку вокальной партии во время игры аккомпанемента. Построение динамического плана аккомпанемента в зависимости от вокальной фразировки. Объединение во время исполнения всех составляющих аккомпанемента в соответствии со стилем и художественным образом произведения с одновременным пропеванием "про себя" вокальной партии. Умение непрерывно вести музыкальную линию без остановок и поправок (преподаватель организует музыкальный материал во времени, пропевая или проигрывая партию солиста на фортепиано). Умение транспонировать произведение. Работа с иллюстратором Определение смены дыхания, цезур, фермат в зависимости от состояния голоса, темпа, профессиональной подготовки вокалиста. Работа над ансамблем по вертикали (звуковое соотношение, временное совпадение). Работа над метроритмом в зависимости от особенностей исполнения вокалиста, умение предчувствовать вокалиста. Осуществление звукового контроля, вслушивание в партию вокалиста. Контроль динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста, его интерпретации произведения. Умение идти за солистом, следить за его дыханием, темповыми отклонениями, динамикой. |
| |
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 49,5 | |
Тема 2. Работа над инструментальным произведением (аккомпанемент) в классе скрипки | Содержание учебного материала | 40 |
Знакомство ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Смычок как "дыхание". Тембровая окраска каждой струны. Скрипичные штрихи и звукоизвлечение (деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато). Освоение музыкального материала. Анализ формы произведения: вступление, заключение, повторы, количество частей, кульминация, предложения, фразы, мотивы. Ознакомление с партией солиста. Определение характера образного строя произведения и его частей, выбор тембральных красок (особенно в тех произведениях, где фортепиано исполняет партию оркестра), динамических оттенков и способов звукоизвлечения. Работа над нотным текстом. Анализ фактуры Проигрывание гармонической основы. Работа над линией баса. Работа над фразировкой и единством формы. Работа над динамикой и педалью. Умение сосредоточиться на игре в среднем и низком регистрах. Тщательная проработка всех мелодических линий и подголосков. Имитация скрипичных штрихов. Работа с солистом. Определение темпа, цезур, агогики, фразировки. Работа над точностью фразировки, над совпадением с солистом в длительностях, в паузах; умение заполнять выдержанные звуки, а совпадать в началах и окончаниях фраз. Работа над сочетанием штрихов фортепиано и скрипки. Внимательное отношение к флажолетам. Сочетание аккордов в партии фортепиано с верхним звуком аккорда в партии скрипки. В кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста. Владение приемом "бережного" звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску. Работа над звуковым балансом, умение играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. Умение слышать дуэт скрипки и фортепиано. | ||
Практические занятия | 15 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 24 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация программы предмета требует наличия учебной аудитории для занятий, библиотеки.
Оборудование учебной аудитории: 2 пианино, стол, стулья, подставки, пульты, шкаф для нотной литературы, осветительные приборы, наглядные пособия.
Технические средства: фонотека и видеотека с записями выступлений выдающихся исполнителей, телевизор, музыкальный центр, видеоплеер.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
- Аверкин А. Песни, романсы и хоры на стихи С.Есенина. – М.: Советский композитор, 1978.
- Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1 – 7 классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1990.
- Бетховен Л. Песни. - М.: Музыка, 1977
- Булахов П. Избранные романсы. - М.: Музыка,1980.
- Варламов А. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1984.
- Глинка М. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1980
- Григ Э. Романсы и песни. - М.: Музыка, 1968
- Гурилев А. Избранные романсы и песни. - М.: Музыка,1989.
- Даргомыжский А. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1987.
- Жаров В. Люибимые Русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано. – М.: Музыка, 1989.
- Зацарный Ю. "День Победы". Песни военных и послевоенных лет. – М.: Советский композитор, 1964.
- Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. - М.: Музыка, 1971
- Крупа – Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. – Ростов/Д.: Феникс, 2006.
- Кюи Ц. Избранные романсы. - М.: Музыка, 1957
- Марченко Л. Детские песни о разном. Вып.1 – 3. – Ростов / Д.: Феникс, 2002, 2003.
- Моцарт В. Песни. - М.: Музыка, 1981
- Не уходи, побудь со мною… Русские романсы / Сост. Л. Гафонова, Г. Семенцова. – М.: Профиздат, "Воскресение", 1994.
- Популярные романсы русских композиторов / Сост. С.Мовчан. – М.: Музыка, 2006
- Римский-Корсаков Н. Романсы. - М.: Музыка, 1969
- Романсы и дуэты русских композиторов. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2012
- Рубинштейн А. Романсы. - М.: Музыка, 1972
- Свиридов Г. Романсы и песни. - М.: Музыка, 1970
- Такун Ф., Шершунов А. Песенник "Рисунки на асфальте". – М.: Современная музыка, 2002.
- Три века русского романса: для голоса и фортепиано. В 4 т. – СП.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Чайковский П. Романсы. - М.: Музыка, 1978
- Шуман Р. Песни. - М.: Музыка, 1969
Сборники скрипичного репертуара
1. Хрестоматия для скрипки. 1 – 2 классы ДМШ: В 2 тетр. / Под общей ред.
С. Шальмана. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 1997.
2. Хрестоматия для скрипки. 3 – 7 классы ДМШ: В 2 тетр. / Под общей ред. С.Шальмана. – СПб.: 1999.
3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2 – 3 классы / Сост. М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. - М.: Музыка,1989
4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3 - 4 класс / Сост. Ю. Уткин.- М.: Музыка, 2003.
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4 - 5 класс / Сост. Ю.Уткин. - М.: Музыка, 1987.
6. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5 - 6 Классы / Сост. В.Мурзин. - М.: Музыка,1990.
7. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано. 1 - 2 классы ДМШ. Вып. 1. Пьесы. – М.: ГМИ, 1960.
8. Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. Средние и старшие классы ДМШ. – М.: Музыка, 1991.
Интернет – ресурсы:
Металлиди Ж. Нежно, скрипочка, игра. Пьесы для начинающих скрипачей в сопровождении фортепиано. – СПб. www. classica21.ru
Гаврилин В. Скрипичная музыка. Произведения для скрипки и фортепиано, скрипичные дуэты. – СПб. www. classica21.ru
Бяки – буки. Для солиста, хора и фортепиано. – СПб. www. classica21.ru
Вокализы итальянских композиторов и учителей пения 17 – 18 вв. Для среднего голоса и фортепиано. – СПб. www. classica21.ru
www. 7 not.ru
www. all – 2 music.com
www. classic.chubrik.ru
www. classika.21.ru
www. classion.ru
www. igrai - poi.narod.ru
www. nlib.narod.ru
www. noty.net.ru
www. safartschool.narod.ru
www. vesnyak.ukoz.ru
www.notes. tarakanov.net
Дополнительные источники:
- Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2009.
- Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище / Методические записки по вопросам музыкального образования.- М.,1966
- Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. - М., Музыка,1974
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л., 1961
- Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. - М.: Академия.
- Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе, 2001, № 4
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы.- Л.: Музыка,1972.
- Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе Концертмейстера. – М.: Музыка,1974
- Смирнова М. О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974
- Чачава В. Искусство концертмейстерства. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2007.
- Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. - М.: Музыка,1996
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, на зачетах в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный), основные принципы аккомпанирования солисту. В результате освоения предмета обучающийся умеет: - аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием; - создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии; - разучивать с солистом его репертуар; - использовать приобретенные знания, умения и навыки в репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера. | Зачеты. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примерные репертуарные списки
7 класс:
Обработки народных песен
Александров А. Обработка русской народной песни "Калинка"
Гурилев А. Обработка русской народной песни "Ты поди, моя коровушка", Обработка русской народной песни "Вдоль по Питерской"
Металлиди Ж. Обработка греческой народной песни "Колечко"
Неизвестный автор. Гармонизация русской народной песни "То не ветер ветку клонит"
Романсы русских композиторов
Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко", "Я вижу образ твой", "Увы, зачем она блистает"
Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"
Бородин А. "Для берегов отчизны дальной"
Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"
Варламов А. "Красный сарафан", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"
Глинка М. "Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение", "Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери", "Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила".
Гурилев А. "Разлука", "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно", "Домик – Крошечка", "Вам не понять моей печали", "Право, маменьке скажу"
Даргомыжский А. "Шестнадцать лет", "Мне грустно", "Не скажу никому", "Я вас любил", " Привет", " Оделась туманом", "Старина"
Зубов Н. "Побудь со мною"
Кюи Ц. "Коснулась я цветка", "Царскосельская статуя"
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо", "Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"
Рубинштейн А. "Клубится волною", "Певец"
Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик", "Детская песенка", "Ни слова, о друг мой", "Нам звезды кроткие сияли"
Шишкин А. "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Яковлев М. "Зимний вечер", "Что ты рано, травушка, пожелтела"
Вокальные произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли
Брамс И. "Колыбельная", "Кузнец"
Григ Э. "Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы",
Каччини Д. "Амариллис", "Ave – Maria"
Легран М. "Буду ждать тебя"
Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник", "Мой тяжек путь"
Шуман Р. "Подснежник", "Совенок", "Приход весны", "Песенка маленького солдатика"
Гершвин Дж. "Любимый мой"
Современная песня
Кабалевский Д. "Песенка умного крокодила"
Левина З. "Акварели", " Музыкальные картинки"
Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"
Пономаренко Г. "Отговорила роща золотая", "Не жалею, не зову, не плачу"
Богословский Н. "Темная ночь"
Блантер М. "В лесу прифронтовом"
Металлиди Ж. "Лунная дорожка"
Парцхаладзе М. "Возле елки"
Новиков А. "Дороги"
В 1 полугодии следует пройти в классе не менее 3-х произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1 - 2 романса на зачете.
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Варламов А. "На заре ты ее не буди"
Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"
Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"
Даргомыжский А. "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина", "Не скажу никому"
Зубов Н. "Побудь со мною"
Чайковский П. "Мой садик"
Шуман Р. "Совенок
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3 - 5 романсов.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет), которая может проводиться в виде выступления на концерте.
Ученик должен исполнить 1 - 2 произведения.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"
Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан", "Белеет парус одинокий"
Глинка М. "Бедный певец", "Сомнение"
Гурилев А. "Разлука", "Домик – крошечка"
Даргомыжский А. "Оделась туманом", "Поцелуй"
Шуман Р. "Приход весны"
Блантер М. "В лесу прифронтовом"
Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть аккомпанемент в классе скрипки.
8 класс:
Багиров В. Романс
Бакланова Н. Мазурка, Романс
Бах И. С. Ария
Бетховен Л. Два народных танца, Багатель
Боккерини Л. Менуэт
Бом К. "Непрерывное движение"
Французская народная песня "В Авиньоне на мосту". Обработка С.Шальмана
Вебер К. "Хор охотников"
Глинка М. Мазурка, Полька, "Чувство
Глюк К. В. Веселый танец
Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля
Данкля Ш. Вариации на тему Паччини
Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1-я часть
Козловский С. Вальс
Майкапар С. "Вечерняя песнь"
Моцарт В. А. Вальс, Менуэт
Белорусская народная песня "Перепелочка". Обработка А.Комаровского
Перголези Дж. Ария (обр. В.Бурмейстера)
Перголези Дж. Сицилиана
Рамо Ж. Ф. Ригодон
Рамо Ж. Ф. "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)
Тартини Дж. Сарабанда
Телеман Г. Ф. Бурре
Чайковский П. Вальс, Мазурка.
В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация), который может проводиться в виде выступления на концерте - 2 произведения.
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии 8 класса:
Бах И.- С. Сицилиана
Вераччини Ф. Largo
Крейслер Ф. Grave в стиле Баха
Массне Ж. Размышление
Поппер Д. Прялка
Рис Ф. Вечное движение
Сен-Санс К. Лебедь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
О критериях оценки успеваемости
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка 5 ("отлично") - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
Оценка 4 ("хорошо") - отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
Оценка 3 ("удовлетворительно") - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
Оценка 2 ("неудовлетворительно") - комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой "+" и "-", что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащихся и мотивировать их в соответствующем направлении.
В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Методические рекомендации педагогическим работникам
В индивидуальной работе с обучающимся можно использовать следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные обучающемуся по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
В качестве иллюстраторов могут быть привлечены исполнители на различных музыкальных инструментах, как взрослые, так и учащиеся школы. В таких случаях в процессе обучения следует учитывать специфику инструмента и развивать соответствующие концертмейстерские умения и навыки. Допускается при отсутствии иллюстратора – инструменталиста продолжение работы в концертмейстерском классе с иллюстратором – вокалистом.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Обучающийся должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Обучающийся всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
