Программа «МУЗИЦИРОВАНИЕ (АНСАМБЛЬ)»
Адаптированная учебная программа "Музицирование (ансамбль)"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Сафоновская детская школа искусств №1»
Программа
«Музицирование (ансамбль)»
2014 год
"Одобрено"
Методическим Советом
МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1"
"_____"_______________20____г.
"Утверждаю"
Директор
МБОУДОД "Сафоновская ДШИ №1"
____________________ И.В.Егорова
"_____"________________20______г.
Программа
«Музицирование (ансамбль)»
Разработчик:
Полякова Елена Анатольевна, преподаватель.
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебно – воспитательные задачи предмета 3
Методы работы 5
О репертуаре 5
Учет успеваемости 6
Примерный репертуарный список ансамблей для младших классов 7
Примерный репертуарный список ансамблей для средних классов 9
Примерный репертуарный список ансамблей для старших классов 10
Приложение 11
Пояснительная записка
Учебно – воспитательные задачи предмета
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания администрации и педагогических коллективов школ.
Главная задача современной музыкальной педагогики – совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся, использование методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению творческих способностей.
При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера; воспитывается умение увлечь его своим замыслом, а когда необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия, заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за знание своей партии, поскольку совметсное исполнительство требует свободного владения текстом.
Игра в ансамбле, в частности в четыре руки, способствует развитию навыков чтения с листа. Учащийся приучается читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед.
Участие учеников в смешанных ансамблях, помимо ознакомления с разнообразными произведениями, способствует развитию чувства коллективизма, чего, порой, не хватает ученикам, привыкшим, в основном, к условиям индивидуального обучения.
Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения - с «донотного» этапа, в процессе развития чувства ритма, первоначальных навыков звукоизвлечения, подбора по слуху и начала игры по нотам.
Сначала педагог исполняет вместе с учеником произведения, в которых ученик получает и ощущает первые ритмические, звуковысотные, эмоциональные впечатления. Ещё на этапе подбора по слуху и начала игры по нотам ребенок учится слышать всю музыкальную ткань произведения в совместной игре и, на доступном для него уровне, постепенно осваивает первоначальные навыки игры в ансамбле: «солирования» и «аккомпанирования».
С самых первых занятий обучение направлено на воспитание музыкального ритма, слуха, слуховой памяти, чтения и понимания нотного текста.
Творческое понимание музыки учеником - это результат непосредственного эмоционального восприятия произведения и осознание его в целом и в деталях.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, в рамках которого индивидуальные формы занятий чередуются с коллективными. В этих условиях есть возможность на протяжении ряда лет познавать личность ученика в различных ее проявлениях и в развитии, учитывать закономерности возрастного развития, устанавливать в каждом конкретном случае темп работы на уроке, подбирать соответствующий репертуар, а также - находить оптимальное решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помогать им, возможно, более полно проявить себя в сфере музыки.
Эстетическое воспитание учащихся может проявляться в различных формах – от бесед на уроке и вовремя классных собраний до совместных посещений концертов, с последующим их обсуждением. Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают.
Занятия по предмету ««Музицирование (ансамбль)» проводятся в объеме, определенном действующими Учебными Планами МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1». Срок обучения - 7 (8) лет обучения.
Данная программа разработана на основе:
- Программы, разработанной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры СССР для детских музыкальных школ «Класс специального фортепиано» 1973 года, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР,
- Примерной вариативной Программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Музыкальный инструмент (фортепиано)» 2006 года, созданной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы и одобренной Научно – методическим центром по художественному образованию Федерального агентства по культуре и кинематографии,
- Примерных репертуарных списков для фортепиано (приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)) 1989 года Министерства культуры СССР.
Программа содержит примерный репертуарный список произведений, рекомендуемых для прохождения в младших, средних и старших классах.
Методы работы
Музыкально – исполнительская педагогика требует соответствующих методов работы, направленных на то чтобы инициировать собственную активность обучающихся, привить необходимые навыки для осуществления деятельности, создать условия для развития творческих способностей. И на первоначальном этапе – в совместной игре педагога с учеником, и в последующем – когда ученики играют вместе, - основными средствами работы на уроке являются показ, объяснение, рассказ. Наилучшей формой классной работы, стимулирующей воображение, интерес, внимание и активность учащихся является показ на инструменте с пояснением.
В процесс обучения помимо познавательной можно включать элементы игровой деятельности.
Важно, чтобы словесные пояснения педагога вводили учеников в самую суть стоящих перед ними задач и создавали у них необходимый настрой для последующей домашней работы.
Используя испытанные практикой методы работы, педагог может сочетать их с рекомендациями теории развивающего обучения. Это означает продумывание педагогом путей для максимальной активизации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают; умение поощрять вопросы о музыкальных явлениях и попытки находить на них ответы. Педагогу следует организовывать эти поиски и направлять их, развертывая проблемные ситуации, в которых наряду с интеллектуальной деятельностью активизируются эмоциональная сфера и слух учеников.
Чтобы успешно выполнять все сложные задачи по воспитанию и обучению учащихся, педагогу необходимо систематически повышать свою квалификацию, изучать передовой опыт и уметь творчески использовать его в своей практической работе. В приложении к программе содержится перечень необходимой методической литературы по ансамблю.
О репертуаре
Доступность музыкального образования в настоящее время позволяет обучаться игре на фортепиано широкому кругу детей, в связи с чем контингент обучающихся исключительно неоднороден. Большинство учащихся теряют интерес к обучению по причинам ограниченности музыкальных способностей, проблем со здоровьем, недостаточностью времени для самостоятельных занятий, отсутствием должного контроля и помощи со стороны родителей.
При сохранении в целом академической направленности обучения, педагог может расширить репертуар за счет вышедших в последние десятилетия новых нотных сборников, использовать новые учебные пособия, знакомить учащихся с произведениями популярной и джазовой музыки, распределять количество и сложность учебного материала в том или ином классе исходя из особенностей контингента обучающихся.
Сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований. При этом, в произведениях для концертного выступления качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком художественном уровне.
Игра в ансамбле позволяет строить работу по воспитанию широкого музыкального кругозора. С разной степенью завершенности учащимся следует предлагать произведения разнообразные по стилистике, художественным образам, фактурному воплощению.
Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и готовят учащихся к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Силы наиболее способных учеников должны быть направлены на изучение большого количества произведений, большую степень завершенности исполнения.
В приложении к программе содержится перечень нотных сборников.
Учет успеваемости
Большое значение для успешной деятельности музыкальной школы имеет разумно организованный учет успеваемости.
Качество работы учеников оценивается самим педагогом за каждую четверть и за весь год. Учет успеваемости учеников проводится на контрольном уроке в конце каждой четверти по заранее составленному расписанию.
Оценивать результаты работы необходимо по возможности более комплексно. Учитываются все аспекты работы в ансамбле в процессе повседневных занятий: развитие навыков ансамблевого исполнения, знание своих партий, разнообразие и уровень сложности репертуара, отношение к домашним заданиям и предмету в целом.
Важно при учете успеваемости уделять самое серьезное внимание к качеству исполнения учениками произведений. Поэтому следует поощрять участие учащихся в концертной деятельности школы. Концерты для родителей и учащихся общеобразовательных школ, классные собрания для более глубокого и широкого ознакомления с музыкой выдающихся композиторов, конкурсы полезны как в плане общемузыкального развития учащихся, так и в воспитании у них ответственного отношения к ансамблевому исполнению.
Таким образом, при выставлении оценки следует учитывать как повседневную работу учащихся, так и публичные выступления.
Примерный репертуарный список ансамблей для младших классов
Агафонников Н. Русский танец. Спать пора. Мишка. Солнышко. Колыбельная из цикла «Музыкальные игры».
Александров А. Фиалка.
Американская народная песня
Аренский А. Соч. 34 Шесть пьес. Сказка. Соч. 65 Гавот (для 2-х ф-но в 4 руки)
Балакирев М. 30 русских народных песен. «Ах, пивна ягода по сахару плыла». На Волге
Бах И.С. Песня
Беляев В. Восточный танец. Ночные сверчки
Беркович И. Восточный напев
Бетховен Л. Два немецких танца
Бетховен Л. Контрданс.
Бетховен Л. Отрывок из симфонии №7.
Боголюбова Н. «На море утушка». Пастух. «Пойду ль я». «У зори-то, у зореньки». «Летел голубь»
Бородин А. Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь»
Бородин А., Кюи Ц., Лядов А., Римский–Корсаков Н. Парафразы. 24 вариации и 14 пьес на неизменяемую известную тему.
Брамс И. Колыбельная. Народная песня.
Брукнер А. Три маленькие пьесы.
Вайнер А. Три маленькие пьесы.
Ваньхал Я. Соч. 64. Очень лёгкая соната C dur. Соч. 65. Соната F dur
Векерлен Ж. Пастораль. Приди поскорее, весна.
Вилькорейская Т. Скакалочка
Витлин В. Дед Мороз.
Вольф Э.В. Соната С dur.
Гайдн Й. Учитель и ученик.
Гедике А. Соч. 12 Баркарола
Глинка М. Жаворонок. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» (отрывок).
Глиэр Р. Соч. 38. 24 пьесы. Соч. 48. 12 пьес
Гречанинов А. Соч. 99. 10 легких пьес. На зелёном лугу. Весенним утром.
Гурник И. Вальсы.
Даниэль Лесюр Букет Беатрисы №1, 2.
Дворжак А. Славянский танец g-moll.
Дельвенкур К. Образы сказок былых времён.
Диабелли А. Соч. 149. 28 мелодических упражнений. Соч. 163. Шесть сонатин. Соч. 164. Вальсы
Дюбюк А. Детский музыкальный цветник. 18 пьес.
Захаров Э. «Там, за рекой»
Игнатьев В. Ну-ка, кони.
Иорданский М. Песенка про чибиса
Калинников В. «Тень-тень». Сосны
Китайская народная песня «Огоньки»
Кожелух Л. Соч. 12. № 1. Соната С dur
Кохан Г. 11 маленьких пьес.
Кржишка Я. 6 колыбельных.
Кюи И. Соч. 74. 10 пятиклавишных пьес. « Слети к нам, тихий вечер»
Ладухин Н. Детский репертуар. 4 пьесы.
Лазаренко В. Зимняя забава
Латышская песенка.
Левина З. Воробей. Тик – так
Ли Э. Алиса в стране чудес. 12 дуэтов
Лонгшамп-Друшковичова К. Полька
Майкапар С. Соч. 29. Первые шаги
Мой конёк. Чешская народная песня.
Моцарт В.А. Весенняя песня.
Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» из оперы «Хованщина». Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Колокольный звон из оперы «Борис Годунов»
Неказа Й. За фортепиано в 4 руки. 8 пьес.
Нифе К.Г. Маленькая пьеса на темы из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Орик Ж. 5 багателей.
Песенка-шутка обр. Я. Хануша.
Польская народная песня «На охоту»
Пороцкий В. Птички. Румынский танец
Прокофьев С. Болтунья. Вальс из оперы «Война и мир». Кошка. Петя из симфонической сказки «Петя и волк».
Равель М. Павана спящей красавицы из цикла «Сказки матушки гусыни».
Разоренов С. Птичка
Ребиков В. Лодка по морю плывёт. Соч. 30. № 2. Маленькая сюита. Танец незабудок. №4. Восточный танец.
Рейнеке К. Соч. 181. 10 маленьких фантазий на темы немецких песен. Соч. 154. 12 пьес
Римский – Корсаков Н. Белка
Роули А. 5 пятиклавишных пьес
Рубин В. Кукла Суок из оперы «Три толстяка»
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима!» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Русская народная песня «Исходила младешенька» (обр. П.Чайковского)
Савельев Б. Карусельные лошадки
Свиридов Г. Военный марш (для 2-х ф-но в 8 рук)
Сибирский В. «Жили – были два кота». Молодые кузнецы
Скотт С. Детские рифмы. 6 пьес.
Соколов Н. Баба-Яга. Снеговик. Нарисую Кошкин дом. Очень скучно. Затопила мама печку. Летний дождь.
Старокадомский М. Любитель – рыболов
Стравинский И. Пять лёгких пьес в четыре руки. №1 Andante. №5 Галоп. Тилибом. Детская песенка
Тюрк Т.Г. Monstückl. 120 пьес.
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
Украинская народная песня «Журавель»
Украинский народный танец «Дождичек»
Уотт Д. Три поросёнка.
Фибих З. Маленькие пьесы и этюды детям №1216.
Филиппенко А. Цыплята.
Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ» (отрывок).
Холминов А. Аленушка. Цыплята
Хренников Т. Токкатина.
Чайковский П. 50 русских народных песен. Колыбельная песнь в бурю. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин». Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (отрывок). Фрагмент из первого концерта I часть.
Чешская народная песня
Шестак З. Книга для учащихся.
Шмитт Ф. На пяти нотах. Соч. 34. Маленькая сюита. Соч. 37. 3 пьесы. Кадриль. Завет. Марш.
Шопен Ф. Этюд №3 (отрывок).
Шостакович Д. Колыбельная
Шостакович. Марш.
Шуберт Ф. Три вальса. Экосезы. Четыре лендлера. Экспромт (отрывок)
Примерный репертуарный список ансамблей для средних классов
Агафонников Н. Вальс. Веселая мелодия. В пустыне
Аренский А. Соч. 15 Романс из Сюиты для двух фортепиано
Балакирев М. Три русские народные песни
Беркович И. Вальс
Блок В. Хороводная
Бородин А. Полька ре минор
Гаврилин В. Одинокая гармонь. Подражание старинному
Глиэр Р. Соч. 41 Песня
Григ Э. В лесу. Танец Анитры
Дроздов А. Протяжная
Кюи Ц. Кукольный бал. На востоке. Расплясались.
Лядов А. Соч. 58. Протяжная. Колыбельная
Металлиди Ж. Полька. Гордый лебедь.
Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Парцхаладзе М. Танец соль минор
Прокофьев С. Отъезд Золушки на бал (вальс) из балета «Золушка»
Разоренов С. Негритянский танец
Раков Н. На прогулке
Римский – Корсаков Н. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Сибирский В. Тающие льдинки (для 2-х ф-но в 4 руки). Часы с кукушкой (для 2-х ф-но в 4 руки)
Спадевекиа А. Песня из оперы «Хождение по мукам»
Флярковский А., Щедрин Р. «В огороде трава», «Скачет, пляшет воробушек», «Ты река ль, моя реченька»
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин». Под яблоней зеленой. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» (для 2-х ф-но в 8 рук)
Примерный репертуарный список ансамблей для старших классов
Агафонников Н. Зимняя прогулка. Полька
Аренский А. Соч. 15. Вальс из Сюиты для двух фортепиано
Аренский А. Соч. 34 Фуга на тему «Журавель». Соч. 65 Детская сюита (для 2-х ф-но в 4 руки)
Аренский А. Соч.65 Полонез
Балакирев М. Песенка без слов
Барток Б. Четыре румныских народных танца (для 2-х ф-но в 4 руки)
Бах И.С. Рондо из сюиты №2 (для 2-х ф-но в 4 руки)
Бизе Ж. Детские игры (по выбору)
Бородин А. Полька
Брамс И. Венгерские танцы (по выбору). Соч. 39 Вальсы
Вольфензон С. Прелюдия. Рондо (для 2-х ф-но в 4 руки)
Гаврилин В. Веселая прогулка. Новая французская песенка
Гайдн Й. Венгерское рондо
Гедике А. Соч. 12. Марш
Глазунов А. Фантастический вальс из балета «Раймонда»
Глинка М. Первоначальная полька
Глиэр Р. Песня косарей (для 2-х ф-но в 4 руки). Соч. 61. Ветер
Григ Э. Канон (для 2-х ф-но в 4 руки). Сюита «Пер Гюнт»: Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля
Даргомыжский А. Малороссийский казачок
Дворжак А. Славянские танцы (по выбору)
Ларионова Е. Муха – цокотуха (для 2-х ф-но в 4 руки)
Парцхаладзе М. В цирке
Раков Н. Веселая песенка. Грустная песенка (для 2-х ф-но в 4 руки)
Римский – Корсаков Н. Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» (для 2-х ф-но в 8 рук)
Руббах А. Старинная полька (для 2-х ф-но в 4 руки)
Свиридов Г. Пастораль. Вальс (для 2-х ф-но в 4 руки)
Серов А. Фуга до минор
Сибирский В. Каприччио (для 2-х ф-но в 4 руки)
Сорокин К. Вальс
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»
Чайковский П. Арабский танец. Китайский танец. Трепак из балета «Щелкунчик». Вальс из балета «Спящая красавица (перелож. для фортепиано в 4 руки А. Зилоти). Испанский танец. Русский танец. Неаполитанский танец
Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик» (для 2-х ф-но в 4 руки)
Шуберт Р. Форель (для ф-но в 4 руки). Форель (обр. для 2-х ф-но в 4 руки К. Эйгеса)
Щедрин Р., Флярковский А. «Как по морю синему». «На улице дождь поливает»
Эйгес О. Африканские ксилофоны
Эшпай А. Колыбельная. Танец (для 2-х ф-но в 4 руки)
Приложение
Методическая литература
Алексеев В. Заметки об особенностях искусства ансамбля и его роли в формировании молодого музыканта / В. Алексеев //Камерный ансамбль: сб. трудов преп. консерватории. - Н.Новгород, 2002. С. 187-194.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников. - М.: 1984.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. - Л.: 1969.
Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. - М.: 1979
Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Д. Благой //Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Вып. 2: науч. труды МГК им. Чайковского. Сб. 15 / сост. Р.Давидян. - М., 1996. - С.10-26.
Возрастные возможности усвоения знания.// ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова - М.:1966.
Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. Изд. 2-е / Т. Гайдамович. - М.: 1963.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. - М.: 1971.
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении / А. Готлиб //Музыкальное исполнительство. Вып.9. - М., 1976. - С. 106-139.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: 1986.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: 1979.
Матвеева Н. Вопросы ритма в камерно-ансамблевом исполнительстве / Н. Матвеева //Камерный ансамбль: сб. трудов преп. консерватории. - Н.Новгород, 2002. - С. 95-114.
Нейгауз Г.Г. Ребёнок за роялем. - М.: 1981.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. - М.: 1988.
Ступель А. Беседа о камерной музыке. - Л.: 1963
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: 1984.
Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: 1975.
Сборники
АНСАМБЛИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ И ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
- "А11еgrо". Интенсивный курс. Тетради №№ 3, 4, 6,12, 18, 19.
- Альбинони Т. Адажио для 2-х фортепиано. Сборник "Играем ансамбль". - СПб.: Союз Художников, 2004.
- Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1-2. - М.: Музыка, 1989,1991.
- Альбом пьес для фортепиано в 4 руки "По сказкам Шарля Перро". Сост. Л.Десятников. - СПб.: Композитор, 2004.
- Альбом пьес и ансамблей для средних и старших классов. Сост. Ю.Доля. – Ростов / Д.: Феникс, 2005.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки "Брат и сестра". - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки "Брат и сестра". Выпуск 2. Средние классы. - М.: Современный композитор, 1964.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки "Брат и сестра". Выпуск 3. Средние классы. - Л.: Музыка, 1965.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки "Брат и сестра". Выпуск 4,5. - СПб.: Северный олень, 1995.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Выпуски 1-2. - М.: Советский композитор, 1979,1986.
- Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано. Младшие классы. Выпуски 1-10. - М.: Советский композитор, 1972-1991.
- Ансамбли. 1-3 кл. - М.: Кифара. 1992.
- Ансамбли. Легкие переложения Э.Денисова. Выпуск 1. - М.: Музыка, 2001.
- Ансамбли. Средние классы. Вып.6. – М.: Советский композитор,1973.
- Ансамбли. Старшие классы. – М.: Дека, 2002.
- Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей. Средние и старшие классы ДМШ. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Барсукова С. "Вместе весело шагать". – Ростов / Д.: Феникс, 2012.
- Бах И.С. - Пороцкий Б. Сарабанда из французской сюиты ре минор для 2 фортепиано. Сборник "Ансамбли для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано". - М.: Советский композитор,1986.
- Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки. – М.: Музыка, 2011.
- Брамс И. "Русский сувенир". Пьесы в 4 руки - Ростов: Феникс/Д., 1999.
- Бриттен Б. "Музыкальные вечера". Перел. для 2 фортепиано Л. Анисимовой. - М.: Филиал Воениздата, 2004.
- Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Композитор, 2004.
- Вебер К. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Вебер К. Фортепианные ансамбли "В четыре руки". Сост. Л. Костромитина. - СПб.: Композитор, 2004.
- Волоков С. Картинки к сказкам Андерсена. Музыкальные иллюстрации - М.: Композитор, 2005.
- Гаврилин В. Вальсы в 2 и 4 руки. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Гаврилин В. Пьесы для фортепиано в 4 руки "Зарисовки". Выпуски 1, 2, 3. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Гайдн Й. "Учитель и ученик". Тема с вариациями. - М.: Музгиз, 1959.
- Гендель Ф. Кончерто гроссо Си бемоль мажор. "Юный пианист". Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1975.
- Играем в 4 руки. Выпуски 1,2. Сост. А. и В. Катанские. - М.: Издательский Дом Катанского, 2004.
- Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки. – М.: Музыка, 2001.
- Легкие переложения музыки М.Глинки И А.Даргомыжского. Перел. А.Шеффера. - М.: Музыка, 1998.
- Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. 3 - 4 кл. Сост. Ф.Розенблюм. - Л.: Музыка, 1974.
- Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Э.Загурская. - Л.: Музыка, 1987.
- Металлиди Ж. "Любимые сказки". Пьесы для фортепиано в 4 руки - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Металлиди Ж. "С Севера на Юг". Цикл фортепианных пьес в 4 руки - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Металлиди Ж. Самый лучший день. Пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки. Младшие классы ДМШ. – СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008.
- Моцарт В. Сонатины для фортепиано в 4 руки. - М.: Классика XXI, 2004.
- Переложение популярных произведений в 4 руки "За роялем всей семьей". "Играем Чайковского". - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Переложения для младших и средних классов "Два рояля в 8 рук". Сост. Наумова И., Алексеева О. - СПб.: Союз Художников, 2005.
- Подгайц Е. Сюита для фортепиано в 4 руки "Детские истории". - М.: Композитор, 2001.
- Полифонические пьесы да фортепиано в 4 руки. - М.: Советский композитор, 1963.
- Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки "Мой Бизе". Перел. Ж.Металлиди. - СПб.: Композитор*Санкт Петербург, 2004.
- Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки "Мой Верди". Перел. Ж.Металлиди. - СПб.: Композитор, 2004.
- Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки "Мой Глинка". Перел. Ж.Металлиди. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки "Мой Чайковский". Перел. Ж.Металлиди. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Популярные мелодии из произведений на сюжеты А.С.Пушкина для фортепиано в 4 руки. Перел. Ж.Металлиди. - СПб.: Композитор, 2004.
- Пьесы в 4 руки. Фортепианные дуэты. Сост. А. Бахчиев, Е.Сорокина. - М.: Музыка, 1988.
- Пьесы для младших и средних классов в 4 руки "Играем вдвоем". Сост. А.Борзенков. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Пьесы и ансамбли для фортепиано "В мире животных". 1 - 5 кл. ДМШ. - СПб.: Северный олень, 2000.
- Пьесы русских композиторов в 4 руки "Играем вместе". Сост. Л.Безнос, С.Ковалева, Н.Осипова, Н.Петрова, - М.: Кифара, 2004.
- Равель М. "Матушка гусыня". - Л.: Музыка, 1977.
- Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух фортепиано А.Готлиба. – М.: Музыка, 2007.
- Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки. Обр. А.Флярковского, Р.Щедрина. - М.: Кифара, 2001.
- Сакаева Т. Волшебная радуга. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы. - М.: Издательский дом Классика XXI, 2009.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей "Музыка для детей". Вып. 1, 2, 3. Сост. К. Сорокин. - М.: Советский композитор, 1986.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей "Юный пианист". Вып. 1, 2. Сост. В.Натансон, Л. Ройзман. - М.: Советский композитор, 1975.
- Сборник фортепианных пьес и ансамблей. "Фортепианная тетрадь юного музыканта". Вып. 1, 2. Сост. А.Глущенко. - Л.: Музыка, 1988.
- Сен – Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух фортепиано. – М.: Музыка, 2006.
- Слонимский С. Ансамбли "От пяти до пятидесяти". Тетрадь 4. - СПб.: Композитор, 2004.
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. – Ростов / Д.: Феникс, 2006.
- Современные фортепианные ансамбли для ДМШ. Сост. Г.Балаев. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2001.
- Сочинения для фортепианного дуэта. Т. 1 - 3 .Сост. А.Лакош. - М.: АСТ, 2005.
- Стратиевский А. Доступные транскрипции для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2005.
- Танцы из балетов русских композиторов в 4 руки. - М.: Музыка, 1987.
- Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля / Сост. Е.Лепина. – СПб.: Композитор *Санкт-Петербург, 2012.
- Фортепианная музыка для музыкальных школ. Ансамбли. Выпуск 8. Младшие классы. - М,: Советский композитор, 1985.
- Фортепианные ансамбли в 4 руки. "Музицируем вдвоем". Сост. Л.Коршунова. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
- Фортепианные ансамбли для средних классов. Сост. Е. Алешина. - СПб.: Союз Художников, 2005.
- Фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ "Зимний Вечер". 1 - 5 кл. – М.: Арт классик, 2004.
- Фортепианные дуэты композиторов Австрии. Выпуски 1 - 4. Сост. Ж.Антонян, Г.Гапеева. - М.: ООО Фортуна Лимитед, 2004.
- Фортепианные дуэты композиторов Австрии. Фортепианные дуэты композиторов Англии. Сост. Ж.Антонян, Г.Танеева. - М.: Фортуна Лимитед, 2004.
- Фортепианные дуэты композиторов Англии. Сост. Ж.Антонян, Г.Гапеева. — М.: ООО Фортуна Лимитед, 2004.
- Фортепианные дуэты композиторов России. Выпуски 1, 2. Сост. Ж.Антонян, Г.Гапеева. - М.: ООО Фортуна Лимитед. 2004.
- Фортепианные дуэты композиторов Франции. Выпуски 1, 2. Сост. Ж.Антонян, Г.Гапеева. - М.: ООО Фортуна Лимитед, 2004.
- Фортепианные дуэты. Выпуски 1 - 2. Сост. Ж.Антонян. - М.: ООО Фортуна Лимитед, 2005.
- Фортепианные дуэты. Выпуски 1 - 4. Сост. Ж.Антонян. - М.: Фортуна Лимитед, 2005.
- Хондо Н. Музыка дождя. Сюита для фортепиано в 4 руки. – М.: Классика – XXI, 2009.
- Хрестоматия ансамбля для младших классов ДМШ. Выпуск 3. - М.: Музыка, 1987.
- Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1985.
- Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 2. - М.: Музыка, 1986.
- Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. Выпуск 3. - М.: Музыка, 1988.
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы. Сост. Н.Бабасян. - М.: Музыка, 2005.
- Хрестоматия. Фортепианный дуэт (2 фортепиано). 2 - 4 кл. ДМIII. Сост. Е.Матяш, Н.Перунова. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
- Чайковский П. Времена года. Переложение для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2011.
- Чайковский П. Детский альбом. Переложение для фортепиано в 4 руки. - М.: Юргенсон, 2005.
- Чайковский П. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки. - М.: Классика XXI, 2004.
- Шуман Р. Детские сцены для фортепиано в 4руки. - М.: Классика XXI, 2003.
- Эшпай Э. "От менуэта до буги". Сборник пьес и ансамблей - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
ДЖАЗОВЫЕ АНСАМБЛИ
- Джаз в 4 руки. Часть 1, 2. Перел. В.Дуловой. - СПб.: Союз Художников, 2005.
- Джаз для детей. Выпуски 1 - 6. – Ростов /Д.: Феникс, 2004.
- Пьесы в джазовых тонах в 4 руки. Сост. Ю.Губарева, Т.Михайлова. - СПб.: Нота - МИ, 2004.
- Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки "Джазовые мотивы". - М.: Владос, 2003.
- Пьесы для фортепиано в 4 руки для ДМШ. "Джаз, и не только...". Сост. И.Осина. - СПб.: Композитор, 2004.
- Хромушин О. Композиции на темы произведений Дж.Герппшна в 4 руки. 3 - 5 кл. - СПб.: Союз Художников, 2001.
- Шмитц М. 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук. MINI ROCK. Тетрадь.3. – М.: Классика XXI, 2004.
- Шмитц М. 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки. MINI ROCK. Тетрадь 2. - М.: Классика XXI, 2004.
- Шмитц М. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. MINI JAZZ. Тетрадь 2. - М.: Классика XXI, 2004.
- Шмитц М. 3 легких пьесы для фортепиано в 6 рук. MINI JAZZ Тетрадь 3. - М.: Классика XXI, 2004.
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ
1. "Мелодии, которые всегда с тобой". Пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Т.Кривенцова, Е.Старовойтова. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
2. Дога Е. Вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь" в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2001.
3. Лей Ф., Уорнер Д., Керн ДЖ. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2001.
4. Петров А. Вальс из к/ф "Берегись автомобиля", увертюра из к/ф "Укрощение огня". Транскрипции для 2 фортепиано. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
5. Петров А. Вальсы из к/ф в 4 руки. - СПб.: Союз Художников, 2002.
6. Петров А. Песни и романсы из к/ф "То, что хочется играть в четыре руки". - СПб.: Союз Художников, 2001.
7. Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Сост. Т.Запутряева, И.Лаврова, Е.Лантратова. - М.: Композитор, 2006.
8. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки "Любимые мелодии". Перел. В.Дуловой. - СПб.: Союз Художников, 2005.
9. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки "За роялем всей семьей". - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
10. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано в 4 руки. Сост. Л.Гурьянова. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
11. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки "Музыкальные забавы". Выпуск. 1,2. Сост. Ю.Маевский. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
12. Уотт У. "Три поросенка". Пьесы для 2 фортепиано. Транскрипция А.Неволовича. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.
Интернет – ресурсы:
www. 7 not.ru
www. all – 2 music.com
www. classic.chubrik.ru
www. classika.21.ru
www. classion.ru
www. igrai - poi.narod.ru
www. nlib.narod.ru
www. noty.net.ru
www. safartschool.narod.ru
www. vesnyak.ukoz.ru
www. notes. tarakanov.net
