Курсовая работа "Афоризмы, стихи и эпиграфы о музыке и музыкантах"

Вахрушева Лола Александровна

Курсовая работа защищена в 2017 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursach.docx65.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкально — эстетического образования

                         

Вахрушева Лола Александровна

АФОРИЗМЫ, СТИХИ И ЭПИГРАФЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 3, Группа 30

Научный руководитель: Арсентьева И.Н.,

преподаватель МДК 03.03. Музыкально –

исполнительский класс, высшей

квалификационной категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

1.1    Взаимосвязь музыки и литературы

5

1.2    Художественно педагогическая идея в музыкальном образовании

13

1.3    Афоризмы о музыкальном искусстве

1.4    Стихи о музыке и музыкантах                                                                        

1.5    Эпиграфы для уроков музыки

15

18

22

Выводы  по I главе  

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

26

27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Художественная культура, являясь целостным, сложным образованием, гармонично сочетает в себе разнообразные виды искусств: музыку, литературу, живопись, театр и кино. Синтез искусств является содержательной основой Концепции художественного образования, разработаной Министерством культуры РФ в области художественного образования на период до 2025 г.[1].

В музыкальной педагогике взаимосвязь искусств имеет немаловажное значение. т.к создает основу для художественного познания музыки. Благодаря сравнению музыки с другими видами искусства осознание связи музыки с жизнью углубляется, становится более широким и целенаправленным, представление о музыкальном языке и речи обогащается посредством их сопоставления с языками других видов искусства, в частности литературы. Основанием для объединения различных видов искусства в эстетическом развитии является склонность детей к синкретичности восприятия. Таким образом, в процессе объединения искусств ни один из видов не доминирует над другим. Специфический процесс соединения разных видов искусств воедино отличается тем, что в результате его возникает не сумма отдельных искусств, а органическое целое, обладающее особым художественным воздействием.

Неразрывная связь синтеза с анализом, обобщением, систематизацией, сравнением, составляет логический аппарат мышления. Обучаясь, ученик переходит от синтеза в продуктивную творческую деятельность. Данной проблемой занимались выдающиеся исследователи в области педагогики искусств Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина,  Б. П. Блонский, В. В. Ванслов Л. В. Горюнова,, А. А. Мелик – Пашаев,  Б.П. Юсов и др. Показательно, что рассмотрение музыки и литературы заложено в системе их связей, заложено в программах по музыке, однако идеи отечественных педагогов не всегда находят адекватное воплощение в школьной практике. Необходимо осознанно, последовательно и целенаправленно использовать афоризмы, стихи и эпиграфы для приобщения учащихся к миру искусства, к целостному освоению окружающего мира. [22].

На основании проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Афоризмы, стихи и эпиграфы о музыке и музыкантах».

Цель исследования: на основании изучения литературы представить ряд афоризмов, стихов и эпиграфов о музыке и музыкантах.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы представить и раскрыть взаимосвязь музыки и литературы;
  2. Путем изучения методической литературы определить сущность художественно – педагогической идеи урока музыки;
  3. Представить различные разновидности афоризмов, стихов и эпиграфов для тематического содержания программ по музыке.
  4. Обобщить результаты исследования.

Методы исследования:

  • Поиск и отбор литературы;
  • Анализ и синтез информации;
  • Классификация;
  • Обобщение материала.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ О МУЗЫКЕ И

МУЗЫКАНТАХ

1.1. Взаимосвязь музыки и литературы

Наши далекие предки не знали поэзии отдельно от музыки. Искусство на первобытной стадии развития представляло собой танец. Что же было вначале — поэтическое слово или музыка?

Наука дает убедительный ответ на этот вопрос — музыка! Археологи находят в раскопках времен палеолита (40 тыс. лет назад) примитивные музыкальные инструменты: кости птиц с пробитыми отверстиями, звучащие камни. Трудовые выкрики, охотничьи и боевые сигналы были первыми ростками будущей музыки, но как много столетий должно было еще пройти до ее истинного рождения! Через ритуальные танцы, боевые песне - пляски, игры в охоту и бои шло человечество к своей будущей музыкальной культуре. «Для музыковеда, как и для литературоведа, примечательную важность имеет то обстоятельство, — писал А. Сохор, — что для поэзии синкретическое слияние с музыкой было единственной формой ее существования в доисторические времена, тогда как музыка знала уже тогда и иные формы, чисто инструментальные, связанные с сигнальными функциями или сопровождением танцевальных и прочих движений». [14] Позже возникло хоровое пение и разделение на два полухория, своеобразный поединок-диалог между двумя группами племени, вслед за военными песнями-плясками наши предки создавали трудовые, а затем и любовные песни, песни - славления и гимны-заклинания. Сложным и долгим путем шло создание таких уникальных явлений, как народно-песенное искусство и эпос во всем многообразии своих жанровых, поэтических и музыкальных модификаций. В песнях-гимнах героям заложены истоки героического эпоса, оплакивание усопших — песни-плачи, в любовных напевах — зачатки будущей лирической поэзии.

В следующие эпохи развитие музыкально-поэтического искусства у разных народов складывалось по-разному. История музыки зафиксировала и проанализировала такие различные, но в чем-то и схожие явления, такие как мистерии Древнего Египта, триединое (музыка - слово - танец) искусство народов Индии, лирическая поэзия с музыкой китайской «Книги песен» - «Шицзин», древнеиудейская «Песнь песней» царя Соломона, представляющая собой сборник любовных обрядовых, свадебных песен и псалмы царя Давида и, наконец, героический эпос Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэтическое искусство Древней Греции было поистине уникальным явлением. Недаром Маркс писал, что «греческое искусство и эпос продолжают служить нормой и недосягаемым образцом». Под аккомпанемент лиры, кифары, авлоса пели древние поэты свои песни, и пение это называлось лирикой в зависимости от аккомпанирующего инструмента. Под аккомпанемент кифары чаще других исполнялись песни, связанные с общественными событиями, а в сопровождении лиры — любовного, элегического характера.

Песни-стихотворения, исполняемые под музыку, назывались меликой, мелической поэзией. Предание рассказывает о хромоногом поэте Тиртее, создателе античного анапеста, со стихами-песнями которого воины шли в бой. При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители не только аккомпанировали себе на каком-нибудь инструменте, но и приплясывали, отбивая такт ногой на последнем слоге (отсюда — поэтический термин «стопа»). В странах античной культуры, Греции и Риме, существовали развитые многообразные формы вокально-поэтического искусства— сольного и хорового. В Греции (в Спарте) создавались женские и детские хоры, союзы певцов и танцоров.

Хоровому искусству придавалось столь, важное, значение, что даже Платон определял музыку как умение управлять хором. Высшего своего расцвета и подъема хоровая лирика достигает в одах крупнейшего греческого поэта и музыканта Пиндара, создавшего яркие образцы торжественного, приподнятого искусства.

Хоровая культура стала основой знаменитой греческой трагедии — вершины мусических искусств. Из хора выделялся запевала, рассказывающий об общественных событиях, боях и победах. Так рождался эпос. Лирическая же поэзия, сольная и по преимуществу мелическая, т. е. напевная, исполнявшаяся под аккомпанемент музыкального инструмента, нараспев, имела, по-видимому, разнообразные и развитые мелодии.

Огромное значение придавали греки ритму, объединяющему слово, пение, инструментальную музыку и танец. Ритм, по понятиям греков, заключал в себе мужское начало, мелодия — женское. Этот приоритет ритма идет еще с древнейших доисторических времен. Классический период древнегреческого искусства характерен важным элементом — господством одноголосной мелодики. Она обеспечивала теснейшую связь со стихом, отчетливость произнесения текста. Стихотворный текст рождался прежде музыки или опережал ее сочинение, т. е. стихи диктовали музыкальное воплощение, и метр стиха определял ритм музыки. Собранные по крохам стихи и сведения о музыке Древней Эллады, а также Древнего Рима представляют собой необычайную ценность для истории поэзии и музыки. Помимо высочайших художественных достоинств, многие из них заключают важнейшие сведения по теории стиха и музыки.

Из них мы узнаем, что греки открыли диатонические лады, в основе которых лежал тетрахорд (кварта), ставшие на многие столетия основными для европейской музыки (дорийский, лидийский, фригийский, миксолидийский), знали и применяли энгармонизм и хроматику. Особенно ценной заслугой греков стала разработка теории музыки и музыкальной эстетики, тесно связанной с их философскими учениями, в центре которой лежит понятие об этосе — выразительных возможностях, воспитательном и общественном значении музыки. «Подобно тому, как гимнастика способствует развитию физических качеств, так точно и музыка способна оказать некоторое воздействие на этическую природу», — писал Аристотель, а Платон утверждал: «Ритм и гармония» лучше всего проникают вглубь души и сильнее всего захватывают ее».[14]  Греки же ввели целый ряд музыкальных и поэтических терминов, которые живут, посей день. Употребляя их, мы даже порой не осознаем, что они пришли к нам из далека, полагая их терминами русскими или русифицированными европейскими: музыка, мелодия, гамма, ритм, хор, строфа, стих, стопа и множество других.

Само слово «музыка» («искусство муз») у древних греков означало всю совокупность временных искусств (музыку, поэзию и танец). Классификация их, выразившаяся в представлениях о девяти Музах, - классификация литературных  жанров, каждый из которых связан с определенными стихотворными размерами. Учение о размерах – метрика – было первоначально частью музыкальной теории и не входило в учение о поэзии – «творчестве», т.е о художественном вымысле.

Наряду с поэтическими жанрами были музы истории и астрономии, которые первоначально также излагались в стихах. Песенная, стихотворная форма, благодаря своей устойчивости способствующая запоминанию текста, позволяет его фиксировать без помощи письменности. На определенной ступени развития литературы поэзия, уже выделившаяся из фольклора, но сохраняющая устный, и музыкальный характер, широко распространена в средние века.

В Западной Европе, рядом с унаследованной от античности латинской литературой вновь формируется музыкальная поэзия устного типа, достигающая расцвета в 11-13 вв. Подобно античным поэмам, трубадуры, труверы, миннезингеры и позже – мейстерзингеры  были одновременно поэтами и музыкантами. Сочинение стихов было для них укладыванием слов в определенную мелодию – «тон», по терминологии миннезингеров и мейстерзингеров, обозначавших этим словом как ритмическую, так и мелодическую структуру строфы. Поэт мог создать свой собственный тон или воспользоваться чужим. Выразительные возможности музыки то, (что у древних греков называлось «этос») ограничивались общими формулами временных (метры) и звуко – высотных (лады) соотношений (в средние века те и другие назывались «модусами»), связанных с определенными жанрами.

Отделением музыки от стиха было отмечено возникновением в 14 в. музыкального жанра мессы. В отличие от господствовавшего ранее прилаживания текста к готовой мелодии, в мессе композитор сочиняет новую музыку на постоянный текст. Такое соотношение текста и музыки характеризует и вокальную лирику Возрождения, основой обычно на стихотворных текстах чисто литературного типа (Т. Тассо, П. Ронсар), а также жанры оперы, оратории и кантаты, возникновение которых на рубеже 16—17 вв. связано с окончательным формированием музыки как самостоятельного искусства.

Хотя подтекстовка, сочинение песен «на голос» других песен (что часто делал, П. Ж. Беранже) встречается и в настоящее время, господствующим становится сочетание музыки на заранее данный текст. В эпоху классицизма 17—18 вв. слово «лирическое» обозначает по существу «предназначенное для пения»: лирическая трагедия — это опера, к лирическим жанрам относится песня, ода, кантата;  музыкальность выражается в удобной для музыкальном воплощения форме, преимущество в строфике.[3, с.925]

В 18 в. возникло новое представление о музыкальности в поэзии, которое можно назвать музыкальностью содержания, в отличие от музыкальности формы предшествующих эпох и которое связано с тем, что музыка понимается как язык чувств (Ж. Ж. Руссо). И. Г. Гердер называет поэзию «музыкой души». Ф. Шиллер говорит, что стихотворение — музыкальная композиция, где, кроме логической стройности  (единства мысли), требуется  музыкальная  стройность (единство чувства), и различает поэзию пластическую (воспроизводящую предметы) и музыкальную (воспроизводящую душевные состояния). К такому различению лирических поэтов (иногда с прибавлением третьего типа — «поэтов мысли») прибегали многие исследователи. [3, с.926]

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония. Кратко раскроем каждое из средств выразительности.

Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро – ритмическом отношениях. Музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. Одноголосные музыкальные произведения бывают с текстом (песни) и без него (инструментальные мелодии). При наличии текста содержание мелодий раскрывается значительно ярче.

Скорость движения музыки называется темпом. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения. Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные, быстрые. Для определения темпов применяются главным образом итальянские обозначения. За последнее время в советских изданиях и в музыке советских композиторов стали применяться обозначения темпов на русском языке.

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад. Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

 Тембром называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т.д. Известно, что каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты, воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.

Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения. Отличается от речевой, фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под интонацией понимают, также, манеру («склад», «строй») музыкального высказывания. В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру. [19]

Обратимся к анализу средств выразительности в литературе. Любое слово в произведении является изобразительным средством, так как оно обязательно участвует в раскрытии содержания произведения. Способствуют художественной выразительности литературного изображения и такие специальные изобразительно – выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др. При помощи этих средств писатели имеют возможность ясно и кратко охарактеризовать те или иные признаки или стороны изображаемых предметов.

Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение отделяет признак одного предмета от признаков других, эпитет, как и другие изобразительно – выразительные средства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте.

Другим важным изобразительно – выразительным средством является сравнение. Сравнения поясняют малознакомый или неясно представляемый предмет путем сопоставления его с другим более знакомым, но похожим на поясняемый. Это свойство сравнений используется и в поэтической речи. Писатели прибегают к сравнениям тогда, когда выделение существенных признаков изображаемых явлений может быть произведено наиболее точно при помощи сопоставления этих явлений с другими, похожими на них.

Огромные богатства словарного запаса языка, являющиеся результатом длительной познавательной работы человеческой мысли, непрерывно возрастают. Увеличение этих богатств, происходит не только за счет образования новых и видоизменения старых слов, но и за счет употребления уже имеющихся слов в различных возможных значениях. В частности большое место занимают в нашей речи тропы, то есть слова и выражения, употребляемые в переносном значении.

Метафора – троп, основанный на сходстве двух явлений. Она представляет собой скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, - метафора располагает только вторым. Тем самым явление, о котором идет речь, в метафоре лишь подразумевается.

Особым видом метафоры является олицетворение. Олицетворение основано на перенесении признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. В глубокой древности одухотворение природы, наделение ее свойствами одушевленных существ было присуще не развитому еще человеческому сознанию и нашло широкое отражение в памятниках древнего творчества. Затем стало одним из поэтических средств, помогающих, подобно другим художественным средствам, выделять в изображаемом существенные черты. Кроме того, оно расширило сферу своего применения, вводя в нее не только явления природы, но и предметы и понятия.

Применяется в литературных произведениях и прием ирония. Иронией называется такое выражение насмешки, при котором внешняя форма ее противоположна внутреннему значению. [18]

Таковы важнейшие специальные изобразительно – выразительные средства языка и такова их функция в литературных произведениях. Во взаимодействии с другими словами и словосочетаниями они помогают писателям ярко и выразительно рисовать существенные черты изображаемых явлений, передавать различные оттенки мыслей, выражать нужное, с точки зрения авторов, отношение к изображаемому.

Таким образом, музыка, как искусство, тесно связана с литературой, живописью и другими видами художественного творчества. Воспринимать, а значит, постигать музыку поможет «создание художественного контекста» (Л. Горюнова) - литературного и изобразительного, а также выявление содержательной общности искусств.[8]

Обратимся к рассмотрению общего между двумя видами искусств. Все исследователи отмечают что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.[4].

Во первых, единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.

Во вторых, литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов. [21].

Нами было выявлено, что для понимания взаимосвязи литературного и музыкального языка используются знания учащихся, полученные на уроках литературы. Необходимо, чтобы учащиеся осознали общие и специфические черты музыки и литературы. Общее – это отражение окружающего мира в художественных образах, специфическое – создание образов в литературе с помощью литературного языка, в музыке – создание музыкальных образов с помощью музыкального языка.

По мнению Д. Б. Кабалевского: «Тесная связь существует, разумеется, между всеми искусствами. И это естественно: ведь искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения их творцов. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них «общее» выражается разными средствами в разных формах и по – разному воздействуют на нас». [4, 4].

1.2. Художественно – педагогическая идея в музыкальном образовании

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно – воспитального процесса. Его нравственно – эстетическим стержнем является художественно – педагогическая идея (термин Л.В.Горюновой), в которой раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, мир и война и т.п.

Художественно – педагогическая идея пронизывает все музыкальные произведения урока музыки, подчиняя себе тему и те закономерности музыкального искусства, освоение которых планируется учителем на данном этапе обучения. Художественная – педагогическая идея урока позволяет и учителю и ребенку как бы осмыслить музыку сквозь призму нравственно – эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: «Что есть истина, добро, красота в окружающем мире?»

Художественно – педагогическая идея урока может быть сформулирована в своеобразных эпиграфах к уроку (или серии уроков), «крылатых» фразах и выражениях, стихотворных и прозаичных строчках, например: «Зло не вечно в этом мире, неизбывна красота» (Ш. Руставелли); «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский); «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось… Как много в нем отозвалось…» (А. Пушкин); «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (И. Крылов); «Но если и музыка нас оставит, что же тогда будет с нашим миром!?» (Н. Гоголь) и т.п. Эти мысли помогут учителю создать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий вокруг вопросов, совместный поиск ответов на которые раскроет чувства детей, их взгляды на отношения с миром, с самим собой, с природой и людьми…

В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий класса к тем или иным видам музицирования учителем при разработке сценария урока музыки определяется его драматургия, своеобразный «сценарный план», намечается кульминация, дозируется эмоциональная насыщенность, объем звучащей музыки, разнообразие форм и видов общения ребенка с музыкой. В этой работе следует стремиться к тому, чтобы основным методическим принципом выстраивания драматургии урока искусства стал принцип «тождества и контраста» (по Б. Асафьеву). Именно реализация этого принципа поможет интонационно – образные «вехи» - ориентиры с целью развития позитивного отношения к музыке, тонкого эмоционального отклика на музыку разных жанров, эпох, стилей. [5].

Основываясь на мнении исследователей в области профессиональной деятельности учителя музыки, сделаем акцент на мысли о том, что ее специфику определяет сама музыка и другие виды искусства, в частности литература Л. В. Горюнова. [9].

По мнению Л. В. Горюновой «В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях. Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика. [13].

По мнению Л. В. Горюновой, главное в уроках музыки - это формирование духовного опыта: «...во всем разнообразии сюжетов, форм, средств выразительности в мировой художественной культуре, — пишет автор. - господствует единый сверхобраз, сверхсюжет, сверхзадача — человек, его нравственные искания, его размышления о вечных проблемах бытия. Важно, чтобы на каждом уроке, при каждой встрече, каждый раз на новом уровне (в соответствии со своим возрастным развитием) ученики через переживания и впечатления, через интонацию убеждались, как многообразно искусство, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находит отклик в нем и как это многообразие всегда говорит, но сути об одном — о человеке, о его отношении к миру.

Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений. Продумывая содержание и организацию урока, учитель стремится пробудить в учащихся то, что затронуло его до глубины души и чем он не может не поделиться со своими учениками. Такое отношение к уроку помогает найти методическое решение, которое способно раскрыть то сокровенное, что педагог - музыкант сам увидел, почувствовал, ощутил при общении с теми музыкальными явлениями, изучению которых будет посвящено занятие. Иногда такое решение приходит почти сразу. Иногда оно возникает и результате длительных поисков. Но если у учителя есть внутренняя потребность познакомить детей с тем или иным музыкальным произведением, творчеством того или иного композитора, музыкальным стилем и т.п., тогда даже на уровне планирования занятия он испытывает чувство радостного ожидания. И он много раз переделывает и дорабатывает возникший у него замысел урока до тех пор, пока не сможет найти методическое решение, которое, на его взгляд, способно установить контакт между детьми и той музыкой, с которой они вступят в полилог и станут его активными участниками. Каждый класс это новые слушатели и исполнители, которые вправе проявить свое понимание музыки, отношение к ней и это требует адекватного, отвечающего именно данному коллективу, методического подхода. (Горюнова Л.В)

1.3. Афоризмы о музыке и музыкантах

В свете нашей темы исследования, мы рассмотрим, понятия афоризм, затем представим те афоризмы, которые связаны с музыкальным искусством.

Афори́зм (от др. - греческого «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем. [16].

В любой эпохе и во всех народах мудрость и красноречие пользовались особым уважением. Сама жизнь состоит из множества различных ситуаций, эпизодов, фрагментов, более - менее важных, насущных и вечных, злободневных, проблемных или приятных и просто интересных. И всегда имеется один предмет, один взгляд, один вопрос и «момент истины» - всегда есть, более – менее, рассудительная, ясная мысль и слово. Всегда мудрые и красиво изреченные мысли за впечатлялись в народном и общественном сознании. И одни среди них являются просто крылатыми фразами – другие афоризмами. Без мудрости и красноречия не может быть художественной литературы. И большей частью, в художественном литературном произведении рождаются и находятся эти жемчужины мудрости и истины – афоризмы. Писатель М. Горький, чтобы совершенствовать своё мастерство признавался, что «очень много учился на пословицах, иначе на мышлении афоризмами».

Афоризмы всегда существовали и всегда были достойны существовать как отдельный литературный жанр. Как только начинаешь увлекаться афористикой, тут же подтверждается, насколько это вдохновляюще, насколько не только точна и оригинальна, но и богата содержанием афористическая фраза.

«Афоризм — это карнавал языка, праздник его смысловой, операционной и функциональной избыточности». «Нередко сама формальная языковая игра приводит к доселе не выявленным в сознании умозаключениям и наблюдениям за жизнью. Афоризм в этом случае выражает остроумие самого языка. Смысл высказывания может для самого автора обнажиться даже позже, чем красота получившихся звуков - и словосочетаний» - Андрей Коряковцев. Но самое главное, афоризм богат в своей глубине, где не всегда сразу «донырнёшь» на то переживание истины, откуда родился этот «крик души» автора. У Ричарда Баха есть по этому поводу изречение: «истину нельзя преподать, её можно только пережить». Многие афоризмы рождаются в процессе богатого жизненного опыта, в процессе пережитого и осознанного. Чувства – это интуитивное или пережитое знание - в отношении к полному сознанию и в рождении живой мысли. [15].

Условно, афоризмы можно разбить на 3 группы:

  1. Высказывания литераторов:

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке. И. В. Гёте;

Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение. И. Гёте;

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает. Э. Гофман;

Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка. Э. Гофман;  

Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая. Р. Роллан;  

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие. Т. Карлейль;    

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе. Л. Н. Толстой;  

Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. Ж. Санд;

Область музыки — душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. Жорж Санд;

Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. В.Ф. Одоевский;  

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Тургенев И.

  1. Высказывания философов:

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство. Ж. Ж. Руссо;

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Василий Александрович Сухомлинский;

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльми, способствует полету воображения... Платон;

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи. Сюнь – цзы;

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. Эмерсон У.

  1. Высказывания великих композиторов:

Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств. Г. Берлиоз;

Для вдохновения мне нужны только раскрытый рояль, тишина и чашечка кофе. Из запаха родится музыка, тишина позволит её услышать, а рояль воплотит в жизнь. И. Штраус;

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер;

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Людвиг Ван Бетховен;

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Бетховен Л.

1.4. Стихи о музыке и музыкантах

Стих (от греч. stichos - ряд строка) -

1) художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции.

2) строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. [17].

Большинство высказываний о музыке принадлежат поэтам и писателям. По мнению Г. Пожидаева – «это объясняется тем, что они владеют даром слова, умеют ярко и точно выразить то, что чувствуют любители музыки. Для них разговор о музыке, слово о ней становится способом пережить музыкальные впечатления. Раздумывая над искусством, чувствуешь его сильнее - заметил Стендаль, для которого, кстати, и само литературное творчество было по его выражению, способом записать, музыку своей души». [8].

Условно, стихи можно разбить на 3 группы:

  1. Фрагменты стихотворений о музыкальном восприятии, настроении:

«Реквием»

Сергей Граховский

Душа изныла от чужого горя,

И сердце от чужой беды болит:

Под темным сводом Домского собора

Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,

И потянуло холодом от плит,

Когда гремело грозное крещендо

И замирало, уходя в зенит.

***

Лев Озеров

Балерин плывет лебежья стая,

Шумно распахнулись веера.

Свет и ветер, музыка блистает.

Музыка нова, хоть и стара.

Облаком в едва заметной дрожи,

Дымкою, слетающей с высот,

В зеркалах неуследимо множась,

Лебедь белая легко плывет.

Степан Широбоков «Земляк»; Ирина Волобуева «В парке играют Шопена»; Елена Пяткина «Лесная увертюра»; Николай Копанаев «Баллада о песне» и т.п.

  1. Фрагменты стихотворений, посвященных музыкальным инструментам:

«Скрипка»

Утиген Кумисбаев

Словно легкие капельки или снежинки

Начинают волшебно владеть тишиной…

Не спеша

Нарастает мелодия Глинки –

И яснеет бездонная высь надо мной.

Оттесняется зло,

Забывается косность,

И в сердцах воцаряется скрипки печаль.

Увлекая, весь мир согревает Чайковский,

И, как луч, доброта простирается вдаль.

«Виолончель»

Всеволод Рождественский

Виолончель исходит в томном стоне,

Гудит, жужжит, как шмель в июльский зной.

Растаяли в святилище симфоний

Колонны, люстры, строгих кресел строй.

И нет пюпитра перед черным фраком,

Нет к струнам наклоненной головы.

Уж не смычок скользит по нотным знакам,

А ветер по кудрям листвы.

«Рояль в Хиросиме»

Расул Гамзатов

Мне помогала музыка забыть

И то, что я забыть не мог, бывало.

И то случалось музыке будить,

Что было на века, да миновало.

Бывало, замирал притихший зал,

И предо мною раздвигались дали,

И мне казалось, что игравший знал

О радости моей и о печали.

Нальбий «Музыка»; Яков Белинский «Оркестр», «Арфа»; Владимир Солоухин «Дирижер»; Шота Нишнианидзе «Кто там? Скопище какое? Словно бесы в чаще копошатся» и т.п.

  1. Фрагменты стихотворений о творчестве композитора и конкретных музыкальных произведениях:

«Танец маленьких лебедей»

Маргарита Алигер

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется,

И наказан будет злодей,

До поры, пока сердцу чудится

Танец маленьких лебедей.

«Тайна Бетховена»

Илья Сельвинский

Нам говорят профессора: В чем тайна

Бетховена? Откуда этот свет?

Что внес он после Моцарта и Гайдна

В искусство симфонизма? –

И в ответ

Показываю пикколо, тромбон

И контрфагот. – Он эти инструменты

Отважно ввел в оркестр.

«Мелодии Шопена»

Эди Огнецыет

Я иду за музыкой Шопена,

Открываюсь радости сама:

Плещут искры Вислы белопенной,

И мазуркой взвихрена корчма.

В черно – белых клавишах рояля

Есть волынки, скрипки, контрабас,

Разом загудели, заиграли –

И кого же не подхватит пляс!

«Снежная симфония»

Ахмат Созаев

Снег идет… Он так робко ложиться на площадь,

Словно первую гамму играет на ощупь.

Снег идет… Пьедестал осыпает гранитный

В тихом темпе, в стеснительно медленном ритме.

Но Чайковский к беззвучью его, словно к звуку,

Протянул вдохновенно изящную руку,

И над улицей в гуле машинного бега

Дирижирует белой симфонией снега.

Микола Бажан «Седьмая симфония Шостаковича»; Маргарита Алигер «Соната Моцарта»; Пауль Михня «Бетховен»; Светлана Сомова «Чайковскому» и т.п. [3].

1.5. Эпиграфы для уроков музыки

Эпи́граф (от греческого - «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. Так, в первой половине XIX века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле. Остроумное изречение, которое используется в качестве эпиграфа, называется «мотто» (итал. motto — шутка, острота, словцо). [18].

В качестве эпиграфа в соответствии с рекомендациями Л. В. Горюновой, на уроках музыки может выступать высказывания композитора, поэта, писателя о музыке, ее жанрах, у конкретных произведений, представленная ниже таблица поможет учителю музыки использовать эпиграфы в соответствии с примерными темами уроков.

Таблица № 1

«Эпиграфы для уроков музыки в общеобразовательной школе»

Предмет

Примерная тема урока:

Эпиграф

Музыка

Искусство оперы.

Опера - это зрелище... для чувств, для воображения, ума и вкуса. П. Гонзага.

ИЗО, МХК

Роль искусства в жизни человека

Искусство должно обладать силой гармонично настраивать человека. И.Н. Крамской;

Искусство - океан, открывающий ищущему взору волшебные глубины. А.П. Платонов;

Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь. К.Ф. Юон;

Искусство помогает каждому войти в мир изящной фантазии и мечты. В.П. Вахтеров;

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное  необыкновенном. Дени Дидро;

Задача искусства - волновать сердца. У. Гельвеций;

"Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно". О.Уайльд;

Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие. Бертольт Брехт;

Искусство требует знаний. Бертольт Брехт;

Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство. Р. Вагнер.

МХК, музыка

Музыка в нашей жизни

Постараться понять чувства, которые выразил композитор, разделить их - вот путь к пониманию музыки. Кара Караев;

Композитор тоже поэт. Музыка - народная потребность. Бетховен;

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!  Н.Ушаков;

Звуки скрипки всё живое,

Спящее в тебе разбудят...

Всё - в этой музыке,

Ты только улови. А. Романов  (гр. "Воскресенье");      

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоничным отзвуком ее радостей и скорбей. Р. Роллан.

Музыка        

Творчество Шопена

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородной свет,

Высокую любовь в людских сердцах . А.Граши;

Шопен в любой из наших дней

Легко вальсирует над бездной

И гордо властвует над ней. Л.Озеров;

Шопен беседует с тобою

В часы раздумья и унынья,

В часы тревоги, немоты,

Растерянности и покоя. Л.Озеров.

МХК, музыка, ИЗО

Краски слов на палитре музыки

Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок. Кристоф Глюк.

Музыка

Чем больше шума,тем больше успех у аудитории не имеющей ушей. В.А Моцарт;

Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается, не сердцем, а ногами. В. Г. Белинский;

Нельзя  открыть новый мир, не зная старого.    С.В.Рахманинов

Кто музыки не носит  сам в себе, тот - холоден.

У. Шекспир;

Музыка выпрямляет душу человека В.Сухомлинский;

Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы сами к ней  шли.

Ф Лист;

Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Л.В.Бетховен;

С младенчества дух песен в нас горел, и дивное волненье мы познали, с младенчества две музы к нам летали, и сладок был их лаской наш удел      

А. Пушкин

Искусство неисчерпаемо как жизнь Р.Роллан;

Как многогранна музыка! Как юно, она, звуча сквозь времени пласты, в сердцах людских затрагивает струны, любви, печали, памяти, мечты. И. Волобуева;

Неизвестный художник давнишнего века, может, был он известен, но в узком кругу, написал на холстине портрет человека так, что глаз от него оторвать не могу. Краска лупится, трещинки как паутина, реставратор, волнуясь, трясет головой. Но живет и поет о бессмертье картина, потому что написана кистью живой К. Ваншенкин.

Музыка

О роли музыки

Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Д. Б. Кабалевский.


Выводы по I главе

Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводам, что взаимодействие музыки с другими видами искусства способствует целенаправленному и осознанному восприятию музыкального искусства. Представления о музыкальном языке обогащаются посредством сопоставления его с языком литературы.[4].

Нами было установлено, что сюжеты, темы, образы музыки и литературы имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь. И поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по – разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Мы выявили, что стержнем урока музыки, как урока искусств, является художественно – педагогическая идея, которая позволяет учителю и ребенку осмыслить музыку сквозь нравственно – эстетические ценности. Она формулируется в своеобразных эпиграфах к уроку, «крылатых» фразах и выражениях, стихотворных и прозаичных строчках.

В ходе нашего исследования мы представили афоризмы в виде высказываний литераторов, философов и великих композиторов. Представленные стихотворения помогают почувствовать настроение музыки, звучание различных инструментов или посвящены творчеству композиторов и конкретных музыкальных произведений. Результаты исследований отражены в таблице, которая поможет учителю музыки использовать предложенные афоризмы или поэтические строки в виде эпиграфов к урокам в соответствии с примерными темами программ по музыке.

Нами было выявлено, что для понимания взаимосвязи литературного и музыкального языка используются знания учащихся, полученные на уроках литературы. Необходимо, чтобы учащиеся осознали общие и специфические черты музыки и литературы. Общее – это отражение окружающего мира в художественных образах, специфическое – создание образов в литературе с помощью литературного языка, в музыке – создание музыкальных образов с помощью музыкального языка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение данной проблемы позволило выявить, что тесная связь существует между всеми видами искусствами, ведь они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них «общее» выражается разными средствами в разных формах. Предложенные афоризмы, стихотворения и эпиграфы помогут учителю создать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий о музыкальном искусстве.

Цель нашего исследования выполнена. Задачи решены: на основе анализа научной литературы представлена и раскрыта взаимосвязь музыки и литературы;

определена сущность художественно – педагогической идеи урока музыки; представлены разновидности афоризмов, стихов и эпиграфов для тематического содержания программ по музыке.

В дипломном исследовании мы планируем продолжить работу по конкретизации афоризмов, стихотворений и эпиграфов для уроков музыки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «О Концепции в художественном образовании» от 25.08.2008 г. №1244 — р. (действующая редакция, 2016). - URL: http://base.garant.ru/193788/ (дата обращения 1.11.2016).
  2. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение  / Г.Л. Абрамович. — М.: Государственное Учебно – Педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – С. 171 – 186.
  3. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки  / В.А. Вахромеев. — М.: Издательство «Музыка», 1968. – С. 8 – 217.
  4. Домрина, Е.Н. Музыка и поэзия / Е. Н. Домрина – М.: издательство «Музыка», 1986. – С 64.
  5. Надолинская, Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т. В. Надолинская – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005. – С. 191.
  6. Сергеева, Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» / Г. П. Сергеева – М.: институт развития образовательных систем «Мирос», 1997. – С 3 – 92.
  7. Сурков, А.А. Краткая литературная энциклопедия  / А.А. Сурков. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1968. – 925с.
  8. Пожидаев, Г.А. Рассказы о музыке / Г.А. Пожидаев – М.: ИД «Молодая гвардия», 1975. – С 192.
  9. Горюнова, Л.В.  Музыка как искусство тесно связана с литературой// Л.В. Горюнова - URL: http://900igr.net/kartinki/muzyka/Muzyka-na-uroke/010-Muzyka-kak-iskusstvo-tesno-svjazana-s-literaturoj-zhivopisju-i.html (дата обращения: 10.04.2016).
  10. Девяткина, Е.Б. Музыкально – педагогическая деятельность как совершенствование подготовки  студентов // Е.Б. Девяткина – URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/006-16.pdf (дата обращения 15.11.2016).
  11. Засорина, О.В. Развитие музыкальности средствами поэзии // О.В. Засорина - URL: http://raduga-moja.ucoz.ru/publ/1-1-0-3 (дата обращения: 7.04.2016).
  12. Кожейкин, А.О музыке и поэзии / А.О. Кожейкин  - URL: http://www.clubochek.ru/articles.php?id=333 (дата обращения: 10.04.2016).
  13. Музыка как стиль искусства. Заключение - URL: http://www.bestreferat.ru/referat-103185.html (дата обращения: 4.06.2016).
  14. Овсянникова, С.Е. Развитие творческой активности школьников на уроках музыки // С.Е. Овсянникова – URL: https://infourok.ru/material.html?mid=176474 (дата обращения 15.11.2016).
  15. Петрушанская, Р.И. История музыки и её жанры / Р.И. Петрушанская - URL: http://art.sovfarfor.com/muzyka/muzyka-i-poeziya-nemnogo-istorii (дата обращения 8.04.2016).
  16. Пушкарский, М. Об афоризмах // М. Пушкарсикй – URL: http://www.foru.ru/slovo.55929.html (дата обращения 16.112016).
  17. Семенищева, М.Г. Синтез искусств // М.Г. Семинищева – URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/7/pedagogika/palatkina-semenischeva.pdf (дата обращения 1.12.2016).
  18. Словарь литературных терминов – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения 15.11.2016).
  19. Словарь литературных терминов – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стих (дата обращения 16.11.2016).
  20. Словарь литературных терминов – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84 (дата обращения 16.11.2016).
  21. Средства музыкальной выразительности – URL: http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html (дата обращения 15.11.2016).
  22. Средства выразительности в литературе – URL: http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_18.html (дата обращения 15.11.2016).
  23. Ульянова, М.В. Взаимосвязь музыки и литературы // М.В. Ульянова – URL:  https://sites.google.com/site/iskusstvoulanovamv/home/tema-1-2/vzaimosvaz-muzyki-i-literatury-intonacia-kak-nositel-smysla-v-muzyke-vzaimosvaz-muzyki-i-reci-na-osnove-ih-intonacionnoj-obsnosti-i-razlicij-modul-prednaznacen-dla-izucenia-temy-osnovy-muzykalnoj-kultury-podtemy-muzyka-kak-vid-iskusstva-cia-kak-nositel-smysla-v-muzy (дата обращения 12.11.2016).