Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа «Звонкий голос»

Дубовцева Марина Викторовна

 

Современная система образования должна обеспечивать процесс эстетического воспитания учащихся, создавать педагогические условия, способствующие повышению уровня их эстетической воспитанности.

Сегодня учреждение дополнительного образования рассматривается государством как институт инфраструктуры детства, которое должно:

•        отвечать запросам детей и родителей (законных представителей);

•        обеспечить доступность качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения;

•        предоставить широкий спектр образовательных услуг, как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;

•        содействовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья учащихся;

•        приобщить учащихся к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа;

•        дать необходимые ключевые компетенции для профессионального самоопределения;

•        создать все необходимые условия, в которых каждый ребенок будет развиваться соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в музыкальном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_variant_zvonkiy_golos_dubovtsevoy_m.v.docx115.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Утверждаю:

директор муниципального учреждения дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

________________________ О.Н. Трунова

«31»  августа 2017 г.

 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа «Звонкий голос»

/на 1 год обучения/

/возраст учащихся 7-11 лет/C:\Users\Администратор\Desktop\karaoke+karaoke+bar+pet+60251617689.jpg

           

Педагог дополнительного образования

МУ ДО ЦДТ

Дубовцева Марина Викторовна

Белгородский район,

2017 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звонкий голос» художественной направленности

Автор программы: Дубовцева Марина Викторовна.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

от «31» августа  2017 г., протокол № 1

Председатель ______________________ /О.Н. Трунова/

                                          (подпись)                                              (Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Введение

4

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебный план

9

4.

Учебный план

индивидуального обучения

9

5.

Учебно-тематический план

9

6.

Учебно-тематический план 

индивидуального обучения

10

7.

Содержание программы

11

8.

Содержание программы 

индивидуального обучения

13

9.

Методическое обеспечение

17

10.

Список литературы для педагога

Список литературы для учащихся

18


ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования должна обеспечивать процесс эстетического воспитания учащихся, создавать педагогические условия, способствующие повышению уровня их эстетической воспитанности.

Сегодня учреждение дополнительного образования рассматривается государством как институт инфраструктуры детства, которое должно:

•        отвечать запросам детей и родителей (законных представителей);

•        обеспечить доступность качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения;

•        предоставить широкий спектр образовательных услуг, как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;

•        содействовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья учащихся;

•        приобщить учащихся к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа;

•        дать необходимые ключевые компетенции для профессионального самоопределения;

•        создать все необходимые условия, в которых каждый ребенок будет развиваться соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей.

Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение является важнейшим фактором повышения эстетической воспитанности, средством развития художественного вкуса, индивидуальных способностей.

Вокал является доступным видом музыкальной деятельности для всех социальных категорий учащихся.

 Само слово «вокал» происходит от итальянского «воче», то есть голос. Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения.

Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

Правильная постановка голоса является очень значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека, так как при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно. Вокал, это еще и хорошее дыхание. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливает организм.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый   оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно практически в любом возрасте.

Поэтому именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить детей к певческому искусству, где каждый ребенок найдёт возможность для творческого самовыражения через вокальное творчество.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звонкий голос»:

- по содержанию является художественной;

- по функциональному предназначению – учебно - познавательной;

- по форме организации – групповой;

- по времени реализации – одногодичной.

Актуальность программы. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья, уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р.Тарханов) доказали, что музыка и пение положительно воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, напряжение мышц. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепляет дыхательный аппарат.

Новизна программы заключается в сочетании традиционных и современных приёмов обучения эстрадному вокалу, что позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности у учащихся: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Педагогическая целесообразность программы. Вокальное воспитание учащихся в образовательных организациях осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных с развитием детского голоса не реализуется, это возможно при реализации программы дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звонкий голос» обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, слухового контроля и самоконтроля.

Отличительные особенности данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, состоит  в сочетании традиционных и современных приёмов обучения эстрадному вокалу, что позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности у учащихся: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Программа имеет «Базовый уровень» сложности, обеспечивает общую трансляцию содержательно – тематического направления программы, у учащихся формируются певческие навыки: устойчивое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, чёткая артикуляция. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика.

Совершенствование певческих навыков достигается при помощи упражнений на каждом учебном занятии на протяжении всего обучения примерно по одному плану:

1.        Разогрев вокального аппарата;

2. Дыхательные упражнения;

3. Вокальные упражнения в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный звук.

4. Работа над правильным вокальным формированием звука:

- пение на одной ноте различных слогов;

- упражнения с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту.

5. Исполнение вокального произведения.

Варианты упражнений могут быть разнообразными, они используются педагогом в  зависимости от поставленных образовательных задач.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся исполнительских умений и навыков эстрадного пения.

 Задачи:

Обучающие:

-обучить учащихся необходимым вокально-техническим и исполнительским навыкам эстрадного пения;

- научить работать с микрофоном, фонограммой;

- сформировать навык сценического поведения: умение держаться на сцене.

 Развивающие:

- развить гармонический, мелодический слух, музыкальную память, чувство ритма;

- развить творческие способности, индивидуальность, артистическую смелость, самостоятельность.

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- формировать эстетический вкус;  

- формировать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность, доброжелательность, толерантность.

Срок реализации образовательной программы – 1 год.

Возраст учащихся участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-11 лет. Количество учащихся в группе – 15 человек. Приём учащихся проводится на общих основаниях, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов, предусмотренных программой - 144 часа.

Программой предусмотрены занятия для индивидуального обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Количество часов в год на освоение программы составляет 72 часа.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Используются следующие формы проведения учебных занятий для младшего школьного возраста:

 - беседа с игровыми элементами;

 - сказка;

 - сюжетно-ролевая игра;

 -  игра-путешествие;

 - игра-имитация;

 - викторины, конкурсы.

Применяются следующие методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог.

Наглядные: слуховые (прослушивание музыкального произведения), зрительные (демонстрация педагогом упражнений), пластически-двигательные (снятие психофизического зажима, формирование певческого дыхания), словесно-образные (вокальная терминология).

Практические: упражнения, практическая работа (исполнение произведений).

Методы обучения по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемные ситуации.

ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Социально-личностные компетенции (социальная активность; свобода мнения, ответственность за собственные решения и поступки; размышление о своем будущем);

Информационно-коммуникативные компетенции (осознание своего места в инфосреде; представление информации в различных формах (рисунки и пр.) умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде);

Компетенции самосовершенствования (освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, организация своей деятельности; развитие личностных качеств (отзывчивости, организованности; ответственности; откровенности; уверенности в себе, самокритичности, корпоративности; эмоциональной устойчивости, креативного мышления, адаптивности и др.);

Общекультурные компетенции (осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве).

Проверка результативности

С целью отслеживания результатов деятельности по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе предусмотрена промежуточная аттестация учащихся, которая проводится 3 раза в учебном году.

Вид промежуточной аттестации, время проведения

Цели, задачи

Содержание

Формы

Критерии

Промежуточная аттестация в начале учебного года

(сентябрь)

Определение исходного  уровня учащегося.

Определение направления индивидуаль ной работы

Наличие музыкального слуха (голосовые данные, чувство ритма)

Собеседование, игра,  упражнения

Высокий,

средний, низкий

Промежуточная аттестация в середине учебного года

(декабрь)

Обобщение ЗУН

По пройденным темам 1 полугодия

Конкурс внутри объединения, викторина, тест, концерт

Высокий,

средний, низкий

Промежуточная аттестация в конце учебного года

(май)

Обобщение ЗУН

По всему курсу обучения

Творческий отчет, тест, смотр-конкурс

Высокий,

средний, низкий

Тесты к образовательной программе разрабатываются педагогом самостоятельно и содержат вопросы по темам и разделам освоенного объема дополнительной общеразвивающей программы (4 теоретических вопроса) и 1 практическое задание (исполнение вокального произведения).

Форма оценки – баллы. Показатели усвоения образовательной программы: высокий уровень обученности (4,5 баллов), средний уровень (2,5-3,9 баллов), низкий уровень (0,3-2,4 баллов). 

Ожидаемые результаты обучения по программе

За период одногодичного курса обучения учащийся должен овладеть полным объёмом знаний и навыков, предусмотренных данной программой: исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное звукообразование, интонирование, дыхание, дикция).

В результате первого года обучения учащиеся должны:

Знать

  • строение голосового аппарата;
  • гигиену певческого голоса;
  • певческую установку, правила звукообразования;
  • комплекс вокальных упражнений;
  • понятия: певческое дыхание, артикуляция, дикция.

Уметь

  • повторить («прохлопать») несложный ритмический рисунок;
  • точно интонировать несложные мелодии, построенные в поступенном движении вверх и вниз;
  • бесшумно брать дыхание, не поднимая плеч;
  • уметь двигаться под музыку, использовать элементы ритмики;
  • вовремя начинать и заканчивать пение, слышать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

ВСЕГО

теоретических

практических

1.

Певческий голос

4

2

2

2.

Формирование вокальных навыков

108

18

90

3.

Творческие занятия

24

-

24

4.

Сценическая практика

8

-

8

Всего

144

20

124

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

индивидуального обучения

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

ВСЕГО

теоретических

практических

1.

Певческий голос

3

1

2

2.

Формирование вокальных навыков

55

9

46

3.

Творческие занятия

10

-

10

4.

Сценическая практика

4

-

4

Всего

72

10

62

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

Певческий голос

4

2

2

1.1.

Введение в образовательную программу. Вводное занятие

2

2

1.2.

Постановка корпуса

2

-

2

2.

Формирование вокальных навыков

108

18

90

2.1.

Освобождение речевого аппарата.

2

-

2

2.2.

Понятие гласных, согласных звуков. Работа над правильным формированием гласных звуков

6

2

4

2.3.

Понятие дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Освоение плавного вдоха и спокойного выдоха

16

2

14

2.4.

Понятие ритма

6

4

2

2.5.

Атака звука

8

4

4

2.6.

Вокальные упражнения

54

6

48

2.7.

Работа над музыкальными произведениями

16

-

16

3.

Творческие занятия

24

-

24

4.

Сценическая практика

Итоговое занятие

8

-

8

Итого:

144

20

124

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

индивидуального обучения

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

Певческий голос

3

1

2

1.1.

Введение в образовательную программу. Вводное занятие

1

1

1.2.

Постановка корпуса

2

-

2

2.

Формирование вокальных навыков

55

9

46

2.1.

Освобождение речевого аппарата.

2

-

2

2.2.

Понятие гласных, согласных звуков. Работа над правильным формированием гласных звуков.

Работа над правильным формированием гласных звуков

3

1

2

2.3.

Понятие дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Освоение плавного вдоха и спокойного выдоха

8

1

7

2.4.

Понятие ритма

3

2

1

2.5.

Атака звука

4

2

2

2.6.

Вокальные упражнения

27

3

24

2.7.

Работа над музыкальными произведениями

8

-

8

3.

Творческие занятия

10

-

10

4.

Сценическая практика

Итоговое занятие

4

-

4

Итого:

72

10

62

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Певческий голос (4 часа)

  1. Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Теоретические знания: Введение в образовательную программу.

Практическая деятельность: Прослушивание.

Форма занятий: занятие – путешествие.

Приемы, методы: словесный.

Методическое обеспечение: наглядные пособия (видео презентация, видеозаписи), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр.

Форма подведения итогов: рефлексия.

1.2.Тема № 2. Постановка корпуса (2 часа).

Практическая деятельность: Певческая установка.

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, зеркало.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Раздел 2.Формирование вокальных навыков (108 часов)

2.1.Тема № 3. Освобождение речевого аппарата (2часа).

Практическая деятельность: Дикционные упражнения, артикуляционные упражнения.

Форма занятий: учебное занятие

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (учебный кинофильм), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.2. Тема № 4. Понятие гласных, согласных звуков. Работа над правильным формированием гласных звуков (6 часов).

Теоретические знания: Правила произношения в пении гласных и согласных звуков (2 часа).

Практическая деятельность: Пение упражнений, попевок. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков. Упражнения на формирование звуков в одной певческой манере (4часа).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.3. Тема № 5. Понятие дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Освоение плавного вдоха и спокойного выдоха (16 часов).

Теоретические знания: Понятие диафрагмального дыхания (2 часа).

Практическая деятельность: Дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой. Работа над дыханием (освоение активного короткого вдоха, плавного выдоха). Пение специальных упражнений, формирующих певческое дыхание (14 часов).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации, видеофильм), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, зеркало, коврик индивидуальный для учащихся.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.4. Тема № 6. Понятие ритма (6 часов)

Теоретические знания: Знакомство с понятием Ритм. Знакомство с понятием Такт; Размер. (4 часа).

Практическая деятельность: Пение ритмического рисунка в размере 2\4 (2 часа).

Форма занятий: занятие – сказка.

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (видеофильм), конспект учебного занятия, таблица.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: опрос.

2.5. Тема № 7. Атака звука (8 часов).

Теоретические знания: Атака звука. Твердая атака звука. Мягкая атака звука (4 часа).

Практическая деятельность: Упражнения на твердую атаку звука “staccato”, “nonlegato”. Упражнения на мягкую атаку звука “legato”. (4 часа).

Форма занятий: учебное – занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (аудиозаписи), конспект учебного занятия, таблица.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: опрос.

2.6. Тема № 8. Вокальные упражнения (54 часа)

Теоретические знания: Роль вокальных упражнений в развитии певческих данных их действенность и эффективность. Различные типы вокальных упражнений, общие правила их выполнения. Разбор вокально – технических упражнений(6 часов).

Практическая деятельность: Упражнения на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, половинные и целые ноты). Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato). Упражнения на различные типы голосоведения (волнообразное, гаммообразное, скачкообразное, арпеджированное, прямолинейное, косвенное, ракоходное). Упражнения на резонаторное звучание. Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата). Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые). Упражнения в движении (48 часов).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (аудио и видеозаписи), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.7. Тема № 9. Работа над музыкальными произведениями (16 часов).

Практическая деятельность: Работа над расставлением смыслового акцентов в песне.  Работа над чёткостью произношения словесного текста в песне. Работа над закреплением вокально – технических навыков (работа над вокальной партией). Работа над выразительностью исполнения. Работа над музыкальным произведением (16 часов).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (учебный кинофильм), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, музыкальный центр, фонограммы.

Форма подведения итогов: опрос.

Раздел 3.Творческие занятия (24 часа)

3.1. Элементы актёрского мастерства. Развитие артистической смелости.

Практическая деятельность: Пластические этюды «Зёрнышко», «Жук». Танцевальные импровизации под музыку. Упражнения на память физических действий «Кто я, отгадай?». Этюд на развитие сценического обаяния «Человек – чудак». Этюды на раскрепощение психофизического аппарата юного певца «Звезда эстрады». Движения вокалиста и сценический образ. (24 часа)

Форма занятий: игра - импровизация.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: подборка музыкальных произведений различных по характеру, наглядный материал по теме (иллюстрации, видеоматериал), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, индивидуальные коврики, подборка фоновой музыки.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Раздел 4. Сценическая практика. Итоговое занятие (8 часов)

4.1. Подготовка к отчётному концерту.

Практическая деятельность: Формирование умения работать с фонограммой «минус», микрофоном. Работа над произведениями, работа с микрофоном. Согласованность пения с движением. Итоговое занятие. Отчётный концерт, анализ выступления. (8 часов).

 Форма занятий: отчётный концерт.

Приемы, методы: практический.

Методическое обеспечение: сценарий проведения мероприятия, тематические подборки текстов песен.

Учебно - практическое оборудование: музыкальное оборудование (звукоусиливающая аппаратура, микрофоны), фонограммы.

Форма подведения итогов: анализ мероприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

индивидуального обучения

Раздел 1. Певческий голос (3 часа)

  1. Тема 1. Вводное занятие (1час).

Теоретические знания: Введение в образовательную программу.

Практическая деятельность: прослушивание.

Форма занятий: занятие – путешествие.

Приемы, методы: словесный.

Методическое обеспечение: наглядные пособия (видео презентация, видеозаписи), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр.

Форма подведения итогов: рефлексия.

1.2.Тема № 2. Постановка корпуса (2 часа).

Практическая деятельность: Певческая установка.

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, зеркало.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Раздел 2.Формирование вокальных навыков (55 часов)

2.1.Тема № 3. Освобождение речевого аппарата (2часа).

Практическая деятельность: Дикционные упражнения, артикуляционные упражнения.

Форма занятий: учебное занятие

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (учебный кинофильм), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.2. Тема № 4. Понятие гласных, согласных звуков. Работа над правильным формированием гласных звуков  (3 часа).

Теоретические знания: Правила произношения в пении гласных и согласных звуков (1 час).

Практическая деятельность: Пение упражнений, попевок. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков. Упражнения на формирование звуков в одной певческой манере (2 часа).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.3. Тема № 5. Понятие дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Освоение плавного вдоха и спокойного выдоха (8 часов).

Теоретические знания: Понятие диафрагмального дыхания (1 час).

Практическая деятельность: Дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой. Работа над дыханием (освоение активного короткого вдоха, плавного выдоха). Пение специальных упражнений, формирующих певческое дыхание (7 часов).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, наглядный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (иллюстрации, видеофильм), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, зеркало, коврик индивидуальный для учащихся.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.4. Тема № 6. Понятие ритма (3 часа).

Теоретические знания: Знакомство с понятием Ритм. Знакомство с понятием Такт; Размер. (2 часа).

Практическая деятельность: Пение ритмического рисунка в размере 2\4 (1 час).

Форма занятий: занятие – сказка.

Приемы, методы: словесный, наглядный.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (видеофильм), конспект учебного занятия, таблица.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано.

Форма подведения итогов: опрос.

2.5. Тема № 7. Атака звука (4 часа).

Теоретические знания: Атака звука. Твердая атака звука. Мягкая атака звука (2 часа).

Практическая деятельность: Упражнения на твердую атаку звука “staccato”, “nonlegato”. Упражнения на мягкую атаку звука “legato”(2 часа).

Форма занятий: учебное – занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (аудиозаписи), конспект учебного занятия, таблица.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано

Форма подведения итогов: опрос.

2.6. Тема № 8. Вокальные упражнения (27 часов).

Теоретические знания: Роль вокальных упражнений в развитии певческих данных их действенность и эффективность. Различные типы вокальных упражнений, общие правила их выполнения. Разбор вокально – технических упражнений (3 часа).

Практическая деятельность: Упражнения на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, половинные и целые ноты). Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato). Упражнения на различные типы голосоведения (волнообразное, гаммообразное, скачкообразное, арпеджированное, прямолинейное, косвенное, ракоходное). Упражнения на резонаторное звучание. Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата). Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые). Упражнения в движении (24 часа).

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (видеозаписи), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.

Форма подведения итогов: рефлексия.

2.7. Тема № 9. Работа над музыкальными произведениями (8 часов).

Практическая деятельность: Работа над расставлением смыслового акцентов в песне.  Работа над чёткостью произношения словесного текста в песне. Работа над закреплением вокально – технических навыков (работа над вокальной партией). Работа над выразительностью исполнения. Работа над музыкальным произведением.

Форма занятий: учебное занятие.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: наглядный материал по теме (учебный кинофильм), конспект учебного занятия.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, музыкальный центр, фонограммы.

Форма подведения итогов: опрос.

Раздел 3.Творческие занятия (10 часов)

3.1. Элементы актёрского мастерства. Развитие артистической смелости.

Практическая деятельность: Пластические этюды «Зёрнышко», «Жук». Танцевальные импровизации под музыку. Упражнения на память физических действий «Кто я, отгадай?». Этюд на развитие сценического обаяния «Человек – чудак». Этюды на раскрепощение психофизического аппарата юного певца «Звезда эстрады». Движения вокалиста и сценический образ.

Форма занятий: игра - импровизация.

Приемы, методы: словесный, практический.

Методическое обеспечение: подборка музыкальных произведений различных по характеру, наглядный материал по теме (иллюстрации, видеоматериал), конспект учебного занятия, методические указания и рекомендации к практическим занятиям.

Учебно - практическое оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, индивидуальные коврики, подборка фоновой музыки.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Раздел 4. Сценическая практика (4 часа)

4.1. Подготовка к отчётному концерту (4часа).

Практическая деятельность: Формирование умения работать с фонограммой «минус», микрофоном. Работа над произведениями, работа с микрофоном. Согласованность пения с движением. Итоговое занятие. Отчётный концерт, анализ выступления.

Форма занятий: отчётный концерт.

Приемы, методы: практический.

Методическое обеспечение: сценарий проведения мероприятия, тематические подборки текстов песен.

Учебно - практическое оборудование: музыкальное оборудование (звукоусиливающая аппаратура, микрофоны), фонограммы.

Форма подведения итогов: анализ мероприятия.

Примерный репертуарный план 

 «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов

  «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

  «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной

  «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой

  «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой

  «Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

  «Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник

  «Мы желаем счастья вам» муз.и сл. С. Намина

  «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

  «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной

  «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой

  «Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский

  «Планета детства» муз. и сл. В. Цветков

  «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

  «Вороны» муз. и сл. И. Орехов

  «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков

  «Письма» муз. и сл. К. Попов

  «Цветные сны» муз. М. Дунаевский

  «Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов

  «Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»

  «Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский

  «Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов

  «Мама – Мария» муз. и сл. А. Губин

  «Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов

  «Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Агранович

  «Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв

  «Ромашки» муз.и сл. З. Рамазанова

  «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский

  «Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов

  «Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан

  «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц

  «Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин

  «Золотая свадьба» муз. Р. Паульс, сл. И. Резник

  «Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев

  «Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин

  «Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов

  «Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

  «Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  «Русские солдаты» муз. Я. Кучерова, сл. О. Безымянной

  «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной

  «Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  «Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанов

  «Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис

  «Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов

  «Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

  «Балаганчик» муз.и сл. В. Осошник

  «Лучшее слово на свете» муз.и сл. В. Цветков

  «Танго снежинок» муз. и сл. В. Осошоник

  «Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин

  «Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

  «Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  «Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной

  «Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой

  «Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

  «Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой

  «Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  «Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной

  «Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Звонкий голос» необходим учебный кабинет, просторный изолированный от шума, имеющий достаточное освещение, соответствующий нормам СанПиН.

Материально – техническая база

Оборудование

ТСО

Дидактический и наглядный материал

Стол педагога-1шт.

Музыкальный центр

-1шт.

Фонотека

СД-фонограмм

Стул  педагога-1шт.

Микшерный пульт-1шт.

Нотная литература

видеотека

Стул учащегося-

20 шт.

Магнитная доска-1шт.

Усилитель – 1 шт.

Текстовые сборники по возрастам

Методическая литература по вокальному искусству.

Фортепиано-1шт.

Колонки акустические 2шт.

Стол под аппаратуру-1шт.

Микрофон-3шт.

Стойки микрофонные-3шт.

Список литературы для педагога

1. Агарков О. М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы физиологии пения и вокальной методики. – М., 1975.

2. Абдулов А. А. Джазовые распевки: учебное пособие.- Санкт-Петербург, 1998.-

3. Антонова М. Лучшие дыхательные практики (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»).- Санкт – Петербург: Вектор, 2008.

4. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса: учебное пособие.-М., 1983.

5. Билль А. М. Чистый голос, методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий.-  М.: Музыка, 2002.

6. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

7. Готсдинер А. Л.  Музыкальная психология, М.: Просвещение, 1993.

8. Заводова Т. Е. Музыка и воспитание, ООО «Красико-Принт», 2004.

9. Далецкий О. В. Обучение пению.- М.: Просвещение, 2003.

10. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 2007.

11. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - М.: Учитель, 2007.

12.Конен В. Рождение джаза, М.: Музыка, 1984.

13.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М.: Радуга, 1986.

14. Кульневич С. В. Дополнительное образование детей: методическая служба.- М.: Учитель, 2005.

15. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению.-  М.: Музыка, 1987.

16. Морозов В. П. Тайны вокальной речи.- М.: Просвещение,1967.

17. Морозов В. П. Искусство резонансного пения.- М.: Просвещение, 2002.

18. Охомуш Т. В. Чистый голос.-  Иваново, 2002.

19. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано.-  М.: Нота, 2006.

20. Соловей С. Д. Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое руководство. – СПб, 1995.

21. Суязова  Г. Я. Мир вокального искусства», издательство.- Волгоград: Учитель, 2008.

22. Чугунов Ю.Н. Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах «Молодёжная эстрада».- М: Молодая гвардия, 1997.

Список литературы для учащихся

1. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся, М: Музыка, 1998.

2. Кочнева И. Вокальный словарь.- Л.: Музыка, 1986.

3. Кутерский И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов, «Золотой век», 1996.

4. Леонов Э. Краткий музыкальный словарь-справочник,  М.: Кифара, 2002.

5. Назаренко И. Советы обучающимся пению.- М.: Просвещение, 1958.

6. Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования. - М.: ВЛАДОС, 2000.

7. Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка.- Свердловск, 1991.

8. Яных Е. А.  Словарь музыкальных терминов, М: АСТ Донецк, Владимир: ВТК, 2009.

Приложение № 1

Средства контроля

к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)

авторской программе

«Звонкий голос»

Тесты для программы «Звонкий голос»

для учащихся младшего школьного возраста

I год обучения

Промежуточная аттестация (сентябрь)

  1. Правильная певческая постановка корпуса – это

а) Ноги на ширине плеч, голова приподнята вверх, корпус тела прямой;

б) Ноги вместе, голова наклонена вперёд;

в) Устойчивое положение ног, корпус тела прямой, голова прямо.

  1. Где у человека находятся голосовые (вокальные) связки?

а) между бронхами и трахеей.

б) в глубине рта перед входом в дыхательное горло.

в) внутри легких, ближе к месту расположения диафрагмы.

г) в середине гортани. У мужчин их расположение легко определить по местонахождению кадыка.

  1. Освобождение речевого аппарата возможно при помощи условиях?

а) выполнение артикуляционных упражнений;

б) при исполнении музыкального произведения;

в) медицинского вмешательства.

  1. Правильное дыхание певца – это

а) активный короткий вдох, спокойный длинный выдох;

б) вдох длинный, выдох короткий;

в) вдох длинный, выдох длинный.

.

  1. Показать правильное певческое дыхание. Исполнить несложное музыкальное произведение под фонограмму.

Тесты для программы «Звонкий голос»

для учащихся младшего школьного возраста

I год обучения

Промежуточная аттестация (декабрь)

  1. Вокальное дыхание – это

а) верхнее (ключичное) дыхание;

б) среднее (грудное, или реберное) дыхание;

в) нижнее (диафрагмальное, или брюшное) дыхание;

г) полное (объединенное) дыхание

  1. От чего зависит сила звука голоса певца?

а) от размеров грудной клетки поющего;

б) от положения гортани певца - чем она выше, тем сильнее звук;

в) от силы выдоха певца;

г) от положения гортани певца - чем она ниже, тем сильнее звук;

д) от разницы воздушного давления под голосовыми складками и над ними.

3. .Выберите верное утверждение:

а) Опорный звук – это устойчивый, сильный, плотный звук.

б) Опорный звук – это мягкий, тихий, нежный звук.

4. Какая из перечисленных полостей НЕ является резонатором?

а) рот;

б) бронхи;

в) трахея;

г) придаточные пазухи; 

д) естахиева труба.

5. Показать дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой. Исполнить два разнохарактерных произведения.

Тесты для программы «Звонкий голос»

для учащихся младшего школьного возраста

I год обучения

Промежуточная аттестация (май)

  1. Фонетические упражнения – это

а) упражнения для губ;

б) упражнения для мышц лица и шеи;

в) формирование слухо - произносительных навыков.

  1. Ритм – это

а) это чередование звуков и пауз разной продолжительности;

б) счет сильных и слабых долей;

в) равномерная пульсация.

  1. Такт – это

а) единица музыкального метра, начинается с сильной доли;

б) нюанс.

  1. Атака звука – это

а) первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при пении;

б) момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата;

в)  начало фонации слога, начинающегося с согласного звука. 

  1. Повторить заданный ритмический рисунок. Исполнить одно произведение «А капелло», второе с использованием всего певческого диапазона.