Развитие навыков полифонического мышления в работе над многоголосными произведениями

Скрыпник Любовь Павловна

Систематизация и обобщение знаний о полифонии и более глубокое их осмысление, работа над двухголосной фугой на начальном этапе разучивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx24.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7» г. Курска

План - конспект

открытого занятия с обучающейся 5 класса фортепианного отделения

на тему:

«Развитие навыков полифонического мышления в работе над многоголосными произведениями»

преподавателя    Скрыпник Любови Павловны

г. Курск, 2018 г.

Тема урока:

  • Развитие навыков полифонического мышления в работе над многоголосными произведениями.

Цель урока:

  • Систематизация и обобщение знаний о полифонии и более глубокое их осмысление, работа над двухголосной фугой на начальном этапе разучивания.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить ознакомление обучающейся с новым музыкальным произведением: Н. Мясковский. Фуга «Элегическое настроение» соч.43 №2, c moll;
  • обеспечить усвоение и применение новых знаний, умений, навыков, представления о звукоизвлечении и способах исполнения полифонии;
  • добиться применения правильной аппликатуры, фразировки, нюансов и штрихов при исполнении каждого голоса отдельно и музыкального произведения в целом.

Развивающие:

  • помочь исполнителю определить мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания;
  • обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций.

Воспитательные:

  • способствовать привитию любви к музыкальному искусству и профессии музыканта;
  • способствовать развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения классической музыки.

Тип урока

  • ознакомление с новым материалом и его изучение.

Форма урока: индивидуальная.

Методы и технологии обучения:

Словесные: изложение теоретического материала о полифонии.

Наглядные: применение исполнительского показа преподавателем.

Технология личностно – ориентированного обучения: развитие индивидуальности учащейся, опора на субъективный познавательный опыт обучающейся, предоставление свободы выбора способов и формы работы.

Здоровьесберегающая технология: создание условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного здоровья обучающейся.

Технология проблемного обучения: развитие творческих способностей обучающейся, самостоятельности музыкального мышления в процессе активного познания музыкального искусства, открытия неизвестного, нового.

Технология формирования мотивации: совершенствование знаний и навыков исполнительского мастерства, стремление к успеху.

Развивающая технология: способствование расширения общего и музыкального кругозора обучающейся, проникновения в содержание музыки через ее всестороннее аналитическое осмысление, связанное с тщательным изучением текста произведения, с выявлением его стилевых и жанровых черт, особенностей его строения и музыкального языка, а также со знакомством с эпохой его создания и личностью композитора.

Оснащение урока: нотный и дидактический материал, методическая литература, два музыкальный инструмента фортепиано, компьютер, аудио- и видеоматериалы.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Сообщение темы, цели и задачи урока (4 мин)

  1. Актуализация новых знаний:

Разыгрывание: гамма c moll (3 мин)

Изучение нотного материала (15 мин)

Закрепление изученного материала (10 мин)

  1. Задание на дом (5 мин)

Подведение итогов урока: анализ, самоанализ, оценка за урок (2 мин)

Учащаяся разыгрывается гаммой c moll: в прямом движении со счетом 4/4 и динамическими оттенками (вверх на crescento, вниз – diminuento) в 4 октавы (контролировать позицию руки, играть ближе к черным клавишам), хроматическая гамма со счетом 6/8 и динамикой (следить за первым пальцем), аккорды, арпеджио.

Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многоголосной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Полифония – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более мелодических линий. Воспитывает у обучающегося слух, учит звуковому разнообразию, навыков игры legato, готовит к исполнению произведений любого жанра.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

Обратимся теперь к более конкретному анализу работы над произведением Н. Мясковского – фуга «Элегическое настроение» соч.43 №2, c moll. Прежде чем приступить к разбору данного произведения следует рассказать ученице, что фуга относится к имитационной полифонии, что в таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова «я», а есть слово «мы». Ведь часто ученики грешат тем, что добросовестно выделяют только все произведения темы, в результате чего теряется постоянство, беспрерывность движения. А ведь именно это и создает единство настроения.

Важнейшая из полифонических форм – фуга (от латинского – «бегство»). Голоса фуги как бы вступают вдогонку друг за другом. Краткая, выразительная и легко узнаваемая при каждом своем появлении тема – основа фуги, ее главная мысль. Сочиняется фуга на два, три, четыре (более) голоса. В нашем случае фуга двухголосная. Основной прием – имитация.

Также следует ученика познакомить с формой фуги. В первой части – экспозиции все голоса поют поочередно одну и туже мелодию (тему – «вождь»), как бы подражая друг другу: сначала вступает один голос без сопровождения, а затем следует второй в тональности доминанты («ответ») с тем же напевом. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голое, называемая противосложением. Вторая часть – разработка отличается разнообразием и свободой строения, течение музыки становится неустойчивым и напряженным. В заключительной части – репризе вновь возобновляется первоначальный устойчивый характер музыки, цельные проведения темы в основной тональности.  Реприза короче других частей, в ней нередко происходит ускорение музыкального изложения.

Итак, определив характер звучания темы, её артикуляцию, фразировку, кульминацию, тщательно выгравшись, впевшись в тему, ученик переходит к знакомству с первой имитацией темы, называемой ответом или спутником. Здесь необходимо направить внимание ученика на вопросо-ответный диалог темы и её имитации. Чтобы не превратить проведение имитаций в монотонный ряд повторений той же темы, следует одну из тем сыграть, другую спеть, затем диалог вождя и спутника исполнить за двумя роялями. Такая работа очень стимулирует слух и полифоническое мышление.

Вслед за освоением темы и ответа начинается работа над противосложением. Отрабатывается противосложение иначе, чем тема, так как характер его звучания и динамику возможно установить только в сочетании с ответом. Поэтому основным методом работы в данном случае является исполнение ответа и противосложения в ансамбле с педагогом, а дома – двумя руками, что значительно облегчает нахождение соответствующих динамических красок.

Хорошо проработав тему и противосложение, ясно осознав соотношения: тема – ответ, тема – противосложение, ответ – противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Задолго до их соединения пьеса исполняется двухголосно в ансамбле с педагогом - сначала по разделам, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что в большинстве случаев ученик, даже неплохо слышащий верхний голос, совсем не слышит нижний, как мелодическую линию. Для того, чтобы действительно слышать оба голоса, следует работать, концентрируя внимание и слух на одном из них – верхнем (как в не полифонических произведениях). Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание, – f, espressivo, нижний – рр (ровно). Такой метод Г. Нейгауз назвал методом «преувеличения». Практика показывает, что эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности. Тогда ясно слышен не только верхний, главный в данный момент голос, но и нижний. Они как бы играются разными исполнителями на разных инструментах. Но активное внимание, активное слушание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло.

Потом переносим внимание на нижний голос. Играем его f, espressivo, а верхний – рр. Теперь оба голоса слышны и воспринимаются учеником ещё более отчетливо, нижний – потому, что он чрезвычайно «приближен», а верхний – потому, что он уже хорошо знаком.

При занятиях таким способом в наименьший срок можно достичь хороших результатов, так как для учащегося проясняется звуковая картина. Играя потом оба голоса как равноправные, он равно слышит выразительное течение каждого голоса (фразировку, нюансировку). Такое точное и ясное слышание каждой линии – непременное условие в исполнении полифонии. Лишь достигнув его, можно плодотворно работать затем над произведением в целом.

Прослушивание записи исполнения Е. Филоновой фуги «Элегическое настроение» Н. Мясковского (компьютер)

Подведение итогов

Главной задачей при работе над собственной трактовкой любого полифонического произведения должна стать задача донесения до слушателя внутренней жизни и движения каждого отдельного голоса в его различии, и в тоже время в его тождестве со всеми остальными голосами, а также не потерять целого, раскрыть образный строй и глубокий смысл произведения.

Домашнее задание

Тщательная, осмысленная работа над интонационной выразительностью и самостоятельность каждого голоса экспозиции фуги. Поиск нужного соотношения двух голосов в их одновременном звучании.