Методическая разработка открытого урока

Полякова Елена Анатольевна

Методическая разработка открытого урока по предмету "Музыкальный инструмент" с учащимися отделения музыкального исполнительства (класс фортепиано) на тему:

"Р. Шуман. Соч. 68. Альбом для юношества. Интерпретация. Способы работы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_r.shuman.docx53.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Сафоновская детская школа искусств №1"

Издешковское отделение

Методическая разработка

открытого урока

по предмету "Музыкальный инструмент"

с учащимися отделения

музыкального исполнительства (класс фортепиано)

на тему:

"Р. Шуман. Соч. 68. Альбом для юношества.

Интерпретация. Способы работы"

Полякова Елена Анатольевна,

преподаватель

2015 г.

План открытого урока

с учащимися класса фортепиано

преподавателя Поляковой Елены Анатольевны

Тема урока:

"Р. Шуман Соч. 68. Альбом для юношества.

Интерпретация. Способы работы"

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Цель урока:

- на примере пьес из "Альбома для юношества" Р. Шумана показать способы работы, позволяющие в дальнейшем освоить более сложные произведения.

 Задачи:

-  научить применять на практике знание  штрихов, терминов,  лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, чтобы верно передать замысел композитора,

- сформировать необходимые слуховые и пианистические навыки, позволяющие преодолеть трудности на пути овладения языком музыки,

- довести педагогические взгляды  Р. Шумана до учащихся, познакомив их с пьесами из "Альбома для юношества".

Предполагаемый результат:  

- создать взаимосвязь музыкально-слуховых представлений с приёмами звукоизвлечения у учащихся  Михеевой Анастасии (3 класс), Федотовой Кристины (3 класс), Карповой Виктории (4 класс), Сергушкиной Екатерины (5 класс).

Материально- техническое обеспечение урока:

- учебный класс, оборудованный для занятий;

- музыкальный инструмент - фортепиано;

- два экземпляра  "Альбома для юношества" Р. Шумана, редакция В. Мержанова.

Методы проведения урока:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала),

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения),

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого),

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Ход урока:

  1. Вступительная беседа
  2. Работа с учащимися и краткий обзор пьес "Альбома для юношества"
  3. Хронометраж
  4. Литература

  1. Вступительная беседа

Понятие интерпретации (трактовки или прочтения авторского текста) в музыке становится актуальным с середины 19 в., когда происходит разделение понятий композитор и исполнитель. Пониманию способа мышления композитора, а соответственно и раскрытию содержания произведения способствует не только  детальное изучение нотного текста и авторских указаний.  Важно ознакомиться с историей создания произведения, особенностями эпохи и этапами жизни композитора. Информационные "пробелы" в работе преподавателя могут  привести к заблуждениям в трактовке произведения и как следствие неверному выбору приёмов исполнения.

Предлагая учащимся  знакомство со сборником фортепианных пьес "Альбом для юношества" немецкого композитора-романтика первой половины 19 века Роберта  Шумана,  важно выяснить почему именно этот опус признан "родоначальником развития детской музыкальной педагогики", того её направления, которое нацелено на "воспитание духовно богатого, художественно развитого поколения".

Для этого обратимся к истории  создания "Альбома". Первая половина 19 века – это период усовершенствования механики и звука фортепиано, повлекший за собой небывалый интерес к развитию виртуозности и технического блеска. Музыкальное развитие учащихся велось в ущерб художественному воспитанию и сводилось к "чисто механической тренировке пальцев".

Роберт Шуман, обладая литературным даром,  будучи проницательным музыкальным критиком, приверженцем передовых идей в искусстве, первооткрывателем молодых талантов,  основал в Лейпциге "Новый музыкальный журнал" ("Новая музыкальная газета",1), который имел огромное влияние на музыкальное искусство Германии.  На страницах журнала Шуман публикует множество статей, среди которых -  "Жизненные правила для музыкантов" ("Музыкальные правила жизни" или "Домашние правила"… суть практические афоризмы, подобные золоту по своему блеску и достоинству, высказанные совершенно просто…",1).  Позднее "Правила" стали дополнением к "Альбому для юношества" ("Юношеский или Святочный альбом", 1). В "Правилах"  Р.Шуман излагает свои  педагогические взгляды относительно музыкальной педагогики. Несмотря на то, что "Правила" адресованы пианистам, обращены они ко всем музыкантам и не потеряли своей актуальности в музыкальной педагогике и на сегодняшний день. Проблемы этического и нравственного воспитания молодых музыкантов, гуманистические идеи, изложенные в "Правилах", воплощены музыкальными средствами именно в "Альбоме для юношества".

Период работы над "Альбомом" совпал с расцветом  творческих сил композитора и временем его счастливой семейной жизни. Будучи отцом пятерых детей, он очень тесно соприкасался с миром детства. Началом работы над "Альбомом" стала небольшая пьеска, сочинённая им ко дню рождения старшей дочери Марии. Увлекшись, в одном из писем Шуман пишет: " Я сочинил 40-50 фортепианных пьес для юношества... Я сочинял с таким подъёмом, что мог бы сразу же написать ещё столько же" (2). "Альбом для юношества" опус 68.  был закончен в декабре 1848 года, содержал 18 пьес для детей и 25 пьес для взрослых.  Первоначально назывался "Рождественский альбом для детей"(2).

Другое сочинение композитора - "Детские сцены" опус 15 – было написано на десять лет раньше. И, по словам Шумана, – "это обращение взрослого к прошлому, и предназначены они для взрослых. Тогда как "Рождественский альбом" - скорее обращение к будущему, предчувствия, будущие состояния" (2). Поэтому, возвращаясь к вопросу об интерпретации, прочтение пьес "Альбома" исходит не от особенностей и глубин романтической музыки в целом, а от понимания того, что эта музыка исключительно "о детях и для детей, для их музыкального воспитания и образования, для их исполнительских возможностей…"(2). По этой же причине  все детали изложения (штрихи, фактура, форма и пр.) при выборе пианистических приёмов рассматриваются  однозначно с указанных позиций.

Миниатюры, составившие сборник – это серии образных, частично программных зарисовок из окружающего мира ребёнка.  Они яркие, лаконичные по форме и относительно простые по содержанию,  доступные начинающему пианисту и в то же время весьма полезные в пианистическом отношении.

  1. Работа с учащимися и краткий обзор пьес

"Альбома для юношества"

Первые пьесы.

Первую часть "Альбома для юношества" открывают три пьесы: №1 "Мелодия", №3 "Песенка" ("Колыбельная для Людвига",2), №5 "Пьеска" - схожие между собой простотой мелодического рисунка, классической прозрачностью изложения, напоминающей стиль венских классиков, ясной гармонизацией. До мажорная окраска создаёт безоблачное настроение и объединяет их.

В этих пьесах воплощается одно из "правил": "изучение истории музыки, подкрепленное слушанием образцовых произведений различных эпох, быстрее всего излечит тебя от самонадеянности и тщеславия (8)".

Эта же мысль развивается и в других пьесах "Альбома": №4 "Хорал", как дань И. С. Баху - №14 "Маленький этюд" -  напоминает звучание Прелюдии До мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира. Цитирование классических тем как знакомство с классикой в доступной форме можно слышать в пьесах №2 "Солдатский марш" – тема скерцо из сонаты №5 для скрипки и фортепиано Л. Бетховена.

Во второй части  "Альбома" помещены несколько пьес  сохраняющих и развивающих полифонические традиции. Это №34 "Тема", №40 "Маленькая фуга", "Фигурированный хорал". При этом Шуман вводит в мелодику интонации, созвучные его времени, обогащает гармонический язык, преобразует форму. №27 "Песенка в форме канона" - пример слияния двух стилей разного времени - полифонического и рожденного эпохой романтизма жанра инструментального романса.

Пьесы в народном стиле.

"Правила"  рекомендуют внимательно прислушиваться к народным песням – "это сокровищница прекрасных мелодий; они откроют тебе  глаза на характер различных народов" (8). Поэтому в "Альбоме" много пьес, интонационно близких немецкому фольклору: №15 "Весенняя", №7 "Охотничья", №26 "Деревенская песня", №22 "Хороводная", №33 "Сбор винограда – весёлое время". По своему интонационному складу сюда примыкают: №6 "Бедный сиротка", №10 "Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы",  №18 "Песенка жнецов".  Образный диапазон этих пьес весьма разнообразен,  индивидуален и мелодический язык каждой пьесы. Так, №18 "Песенка жнецов" решена в плане подражания игре на волынке, оптимистичная по настроению, однако достаточно сложная в плане художественных и педагогических задач.

Среди этих пьес большой популярностью в педагогической практике пользуется пьеса №10 "Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы".

Жизнерадостная, с широкими шагами мелодия, написанная в духе фольклорных песенно-танцевальных напевов, представляет героя пьесы в благодушном самодовольном настроении. Сольная партия помещена в низкий баритоновый регистр, её широкое дыхание помогает приобретению пластичности и гибкости левой руки. Правая рука играет аккордовый аккомпанемент. Нужно добиться собранности и легкости его звучания, не прерывающего, а дополняющего мелодическую линию.

Для нашего урока эту пьесу подготовила ученица 3 класса Федотова Кристина. Послушаем сначала всю пьесу целиком.

Теперь обратим внимание на третий такт первого предложения и аналогичные места. Четвертные аккорды здесь подчеркивают танцевальность движения, выполняют роль притопа. Их следует додерживать, дослушивать и не укорачивать.

Сложности возникают во второй части пьесы, где мелодия идет параллельно в двух руках, а сопровождение исполняется правой в средних голосах. Здесь важно добиться хорошего соотношения между голосами. Для этого Кристина  сначала играла два мелодических голоса, чтобы услышать их равноправие в звучании, сохраняя при этом широту дыхания, охвата фразы. Одновременно нужно почувствовать глубину, наполненность звука, особенно на длинных нотах.

Затем Кристина уделяет внимание одной правой руке. Играет правой только мелодию, а аккомпанемент сначала подыграю я, чтобы ухо Кристины усвоило соотношение этих двух партий. А теперь Кристина может подыграть аккомпанемент сама левой рукой – упругим легким нон легато. Чтобы рука не "вязла" на втором аккорде, Кристине нужно слышать продолжение мелодии. Этот навык воспитывается очень терпеливо и скрупулёзно, поскольку владение им пригодится в последующем для исполнения многих произведений любой эпохи.

Особенно трудно сохранить ясность и связность мелодической линии в 11 - 12-м тактах: мелкие лиги здесь надо скорее рассматривать как подсказку к активным движениям рук, нежели прерывание легато. На это указывает и предлагаемая аппликатура как в редакции В. Мержанова, так и в редакции А. Гольденвейзера: эта аппликатура – перекладывание 3-го пальца через 5-й – требует определённой ловкости и сноровки, чего никак нельзя добиться без активной работы слуха. Сейчас Кристина покажет, как она это делает.

Обратим внимание, что в этой пьесе мелодически развивается левая рука, осваивается трёхслойная фактура, на которой стоит вся последующая музыка, развивается навык хорошего ансамбля – правая рука исполняет мелодию звонко, но не в ущерб левой, аппликатурные навыки перекладывания через 5-й палец важны для умения непрерывно вести мелодическую линию.

Спасибо Кристине.

И назовём несколько пьес, в которых Шуман использует фольклорные особенности песен других народов: №11 "Сицилийский танец" - в основе этой пьесы лежит характерный ритмический рисунок одного из популярных итальянских танцев "Сицилианы". Этот танцевальный ритм часто использовался в инструментальной музыке старых мастеров – И. С. Баха, его предшественников и современников. В этой пьесе встречаются неожиданные тональные повороты и множество педагогических задач.  №9 "Народная песенка" - здесь нежную мелодию сопровождает аккомпанемент по звучанию напоминающий гитару или лютню, а в контрастном среднем разделе  использована подлинная норвежская мелодия. Во второй части "Альбома" №36 "Песня итальянских моряков" выдержана в ритмическом рисунке итальянской жиги, с характерным акцентом на начальный звук мелодии, - это  сложная пьеса в техническом отношении.

Пьесы – портреты.

Обратимся к той части весьма разнообразных пьес "Альбома", которые можно охарактеризовать как пьесы-портреты. В первой части – это шутливые зарисовки образов детства: №8  "Смелый наездник", №12 "Дед Мороз". Это и более серьёзные и глубокие психологические портреты: №6 "Бедный сиротка", №16"Первая утрата".

Во второй части сборника эти портреты гораздо сложнее, т.к. связаны с более серьёзными темами и более глубоким и разносторонним духовным миром юношества, тех, кому адресованы эти пьесы: №23 "Всадник", №28 "Воспоминание", №29 "Чужеземец", некоторые программные пьесы – №32 "Шехерезада", №35 "Миньона",  "Северная песня".

И везде Шуману удаётся очень тонко увязать несколько проблем: это проблемы, развивающие духовный мир маленьких музыкантов, обогащающие их представления о музыке и музыкантах, воспитывающие их творческую фантазию и слух, и, вместе с тем, проблемы чисто технические, помогающие овладевать пианистическими двигательными навыками.

Пьесу "Смелый наездник" подготовила ученица 3-го класса Михеева Анастасия. Представим себе, как маленький всадник лихо скачет на игрушечной деревянной лошадке-качалке:  движение мелодии вперёд и по кругу, как бы раскачиваясь, напоминает о том, что это – игра, наездник не настоящий, а лошадка - деревянная.

Передать скачку воображаемой лошади (скорее маленький наездник воображает, что он скачет) здесь позволяет стаккато восьмых точным и активным пальцевым ударом. Настя это покажет фрагментарно и в медленном темпе сначала правой рукой, потом левой. Здесь важно заниматься аппликатурными приёмами. Рисунок мелодии способствует осознанию позиционного положения руки при игре арпеджио, закреплению аппликатурных навыков. Ещё раз посмотрим эти фрагменты в ещё более медленном темпе нон легато. Собственно именно этот этап осознания движений пальцев и является начальным в разучивании пьесы.

Среди пьес-портретов есть особо любимая педагогами и учениками пьеса - "Дед Мороз".  Персонаж сказок детей всего мира, предвестник самого весёлого праздника и символ ожидаемых чудесных подарков. В Западной традиции Дед Мороз с большим мешком за спиной,  в котором спрятаны подарки, преодолевает горы и долины, покрытые глубоким снегом. Звучность здесь должна быть довольно плотной и яркой, но не грубой. Передвигается он на лыжах, - поэтому движения его стремительны.

Эту пьесу для нас подготовила ученица 4 класса Карпова Виктория. Она проиллюстрирует  те фрагменты, о которых мы будем говорить.

Выразительные средства крайних частей пьесы позволяют нам вообразить этого персонажа – акценты передают  его тяжеловатую и немного неуклюжую поступь. Но акценты не должны тормозить движения и разрушать фразы, строящиеся  по четыре такта с устремлением к последней четверти. Для этого необходима позиционность по тактом (в редакции В. Мержанова). Ноты с акцентами берём сверху, с небольшим замахом, остальные подхватываем пальцами легкой рукой. Две слигованные восьмые – в одной позиции. Чтобы не укорачивать вторую восьмую, здесь нужно играть "как на скрипке" – две ноты на один смычок, легко снимая вверх вторую, а не отталкиваться  от неё.

Важно добиться цельности фразы и соответствующего дыхания руки. В динамическом отношении кульминацией является последнее предложение. В отношении темпа:  следует помнить о среднем разделе, где замедлить движение  уже будет нельзя.  А также,  излишняя увлечённость темпом может привести к бессмысленной "этюдности"  в ущерб образу.

В среднем разделе шестнадцатые должны звучать легко, прозрачно, текуче и связно – мелодия "растворена" в их "кружении" - её нужно слышать, но не подчёркивать. Пальцы самостоятельные, играют близко к клавишам, без замаха как тремоло.

Вика нам покажет этот фрагмент. Чтобы Вике был понятен смысл этих движений, она может вообразить такую сцену: маленький ребёнок в своей комнате ночью смотрит в окно, вглядывается в темноту в ожидании Деда Мороза с подарками и что видит ребёнок? Снежинки. Они парят в воздухе – "танцуют".

Далее на фоне "мерцающих" шестнадцатых появляется мелодическая линия, сначала в низком сумрачном регистре, затем вместе с верхним голосом в Ре бемоль мажоре. Начало темы несколько затаённое, напряженное, а затем – движение к радостному  звучанию кульминации (доминанте Фа мажора).

Во время исполнения этого фрагмента воображение подсказывает Вике соответствующий образ. Однако, трёхслойность фактуры в этой части пьесы представляет собой серьёзную проблему. Вика продемонстрирует нам сейчас все этапы работы над этим местом. Сначала вполне подойдёт способ, использованный нами ранее в "Весёлом крестьянине, возвращающемся с работы". Одновременно, со слуховым контролем мелодии используем строго  указанную аппликатуру, позволяющую непрерывно вести мелодическую линию в соответствии с лигами. А также лиги помогают почувствовать естественность движений и дыхания рук. Слабые доли в аккомпанементе должны исполняться очень лёгким и независимым первым пальцем не "сажая" его в дно клавиши.

Несмотря на сложности, ученики любят эту пьесу. С точек зрения педагогической и исполнительской, в ней содержится много ценного материала в художественном и двигательном отношениях.

Далее на контрасте следует пьеса №13 "Май, милый май, - скоро ты вновь настанешь".

Следующая пьеса не картинка-портрет, а психологический портрет. Она передаёт внутренние чувства, состояние маленького человека при столкновении его с теми или иными сторонами жизни. Боль души, тоска утраты чего-то или кого-то дорогого и любимого переданы здесь лаконичными, но весьма сильными по художественному воздействию средствами.

Ученица 5 класса Сергушкина Екатерина самостоятельно выбрала и подготовила эту пьесу. Она её покажет целиком, а затем мы уточним некоторые детали. Катя поможет нам вслушаться в очень важные интонационные моменты этой миниатюры.

Нисходящее движение мелодии "истекает" из восклицательного затакта. Эта затактовая нота очень выразительна. Обозначенная динамика (форте и пиано на одной ноте) может быть исполнима на скрипке или духовом инструменте. Чтобы осуществить это на фортепиано - интерпретируем её как "Ах!", далее можно чуть-чуть задержать, чтобы звук "погас" и подчеркнуть переход в более тихую и мягкую сильную долю (фа диез).  Важно на одном дыхании удерживать всю мелодическую линию – в первом предложении до непонимающе-вопросительной Доминанты, во втором – до печальной Тоники (ми минор). Партия левой руки не столько аккомпанемент, сколько вторящие мелодии печальные реплики, наполненные смыслом. Избежать формального исполнения ученику поможет вслушивание в мягкие ниспадающие (как вздох) интонации образующихся интервалов.

Кратковременный мажор в третьем предложении даёт ощущение передышки и надежд, но только на время. Печаль и драматичность нарастают: цепочка секвенций, полифоническое изложение, в котором важно слышать все интонационные обороты темы, нисходящее движение нижнего голоса, на драматическом фоне которого звучит верхний голос. Последние четыре такта содержат лаконичный стремительный переход от протеста до суровой скорбной печали. Чтобы получилось чистое звучание верхнего голоса, цельности мелодической линии, прерывающейся паузой-вздохом, можно отдельно послушать верхние ноты как нисходящее гаммообразное движение: "допрыгнуть" до Ре, а после паузы только до До и дальше "выдыхать" и "замереть".  В выборе темпа "отталкиваемся" от взволнованности, но чтобы не впасть в суету и скороговорку, все ускорения уравновешиваем замедлением. Движение из-за такта поможет избежать унылости.

И снова контрастная по настроению и фактуре пьеса №17 "Утренняя прогулка".

Через пьесы-портреты Шуман продолжает воспитывать разносторонне развитого музыканта, знакомить его с именами и стилем виднейших музыкантов своего времени и прошлого, вызвать интерес и преклонение перед этими именами.

Во второй части "Альбома" в Пьесе без названия №21 в свободном переложении использована тема  терцета из оперы Л. Бетховена "Фиделио". В пьесе №28 "Воспоминание", написанной к годовщине со дня смерти Ф. Мендельсона,  тонко и бережно, с характерной для Шумана краткостью и ёмкостью, воспроизводится стиль "Песен без слов".

Музыкальный портрет датского композитора, органиста, дирижёра, скрипача и одного из основателей датской консерватории Н. Гаде предстаёт перед нами в "Северной песне", или "Привет Гаде". Основная мелодия этой пьесы строится по звукам, соответствующим буквам фамилии датского музыканта, написана в хоральном плане, с широким расположением голосов, что придаёт звучанию пьесы строгость и монументальность.

Пьеса №25 "Отзвуки театра" вводит в мир оркестровых симфонических красок, как воспоминание о ярком театральном музыкальном спектакле, по форме напоминающая маленькую, но насыщенную увертюру (как будто когда-то слышанную).

Пьесы второй части "Альбома" предназначены для учеников более старшего возраста, они сложнее во всех отношениях и, как и в первой части расположены в порядке возрастания сложности. Эти пьесы тоже связаны между собой определёнными отношениями.  

Пьесы лирико-романтического склада.  

Мягкие и порывистые, взволнованные и проникновенные, приближающие к жанру вокального и инструментального романса,  каких много в творчестве композиторов 19 века:  №19 "Маленький романс", Пьесы без названия №26 и №30.

Перед нами снова выступит ученица 5 класса Сергушкина Екатерина. Она исполнит Пьесу без названия №26. Мы послушаем, как Катя  справляется здесь и с теми сложностями, которые уже встречались в "Первой утрате" - форте и пиано на одной ноте, из неё же "рождение" мелодии – размышления  из-за такта;  и с новыми, более трудными задачами техническими и художественными: более сложные полифонические моменты, трёхслойность фактуры, аппликатура,  свободный темп, выразительность и непрерывность мелодической линии, и её смысловые преобразования в такой лаконичной форме.

Сюда же можно отнести и "женские" пьесы-портреты №32 "Шехерезада", №35 "Миньона".

№32 "Шехерезада". В этой пьесе нет характерных интонаций восточного колорита. Спокойная и неторопливая мелодическая линия в сочетании с витиеватым узором среднего голоса создают образ мудрой и красноречивой рассказчицы. Важным выразительным средством здесь является педаль – связующая, гармоническая, но тонкая, обволакивающая. Лучше применить неполное, неглубокое нажатие.

№35 "Миньона" ("Девочка, танцующая на канате",2). Шуман выбирает такие  художественно-выразительные средства, которые позволяют в этой пьесе создать впечатление парения и движения высоко над землёй.

Виртуозные пьесы.

К виртуозным пьесам относятся  пьесы-портреты №23 "Всадник" и №29 "Чужеземец", пьеса в народном стиле №36 "Песня итальянских моряков", пьеса, выдержанная в строгом хоральном плане №37 "Матросская песня" и №38 "Зима".

№23 "Всадник" (эту пьесу  интересно сравнивать с пьесой "Смелый наездник" - их объединяет только один звукоподражательный образ – цокот копыт, в остальном они совершенно разные). Но если в "Смелом наезднике" звукоподражание было окрашено мягким юмором, то в пьесе "Всадник" - мрачный, таинственный колорит и стремительная скачка широкими октавными фигурами на основе тремоло, требующая от исполнителя достаточно сильных и выносливых рук, а также и соответствующего опыта в звуковом отношении. В конце пьесы Шуман прибегает к приёму постепенного удаления, исчезновения музыки – герой пьесы как будто удаляется, исчезает за горизонтом.

 №29 "Чужеземец". Пьеса написана в духе энергичного, героического марша с характерным пунктирным ритмом в аккордово-октавной фактуре. Она способствует приобретению навыков крупной аккордовой и октавной техники в быстром темпе.

Обе пьесы открывают большие возможности для учащихся по глубине художественных задач и масштабности технических проблем.

Часто используются в педагогической практике пьесы №36 "Песня итальянских моряков", жизнерадостная и энергичная, и как "ответ на предыдущую"(2) - №37 "Матросская песня", контрастная по характеру предыдущей пьесе суровая хоровая мужская песня.

Одной из наиболее сложных и значительных пьес "Альбома" является №38 "Зима" - мини-цикл из двух пьес, где первая лирическая, по типу изложения напоминает городской бытовой романс и является как бы прелюдией ко второй. Вторая "Зима", написанная в форме рондо, во втором эпизоде содержит мелодию старинного танца "Гросфатер", которая в творчестве Шумана связана с образами карнавала и использовалась им в финалах его больших циклов "Бабочки" и "Карнавал". Здесь мелодия "Гросфатера" проходит затаённо, доносясь как бы издалека, постепенно затихая, сливаясь с первой темой, перетекая в неё и растворяясь вместе с ней в ночной тишине.

Если вспомнить, что первоначально этот сборник пьес назывался "Рождественский альбом", то становится понятно, почему наиболее значительными и объемными являются пьесы, образно связанные с темой праздника Рождества. Появление мелодии "Гросфатер" как бы подытоживает ещё одно карнавальное шествие – вереницу тончайших музыкальных портретов второй части "Альбома".

Разнообразие музыкальных идей, мелодическое, ритмическое, гармоническое богатство пьес "Альбома", глубина и ёмкость музыкального содержания ни в чём не уступают произведениям, предназначенным для взрослых исполнителей.

"Альбом для юношества" Р. Шумана положил начало воспитания через музыку. Подтверждением тому является неизменное стремление всех мыслящих музыкантов воспитывать молодое поколение путём приобщения его к миру глубокого и содержательного музыкального искусства. Решение этих высоких и сложных задач продолжили П.И. Чайковский в "Детском альбоме" (в автографе "подражая Шуману") и Э. Григ в "Лирических пьесах, К. Дебюсси в "Детском уголке" и С. Прокофьев в "Детской музыке", Г. Свиридов в "Детском альбоме" и Р. Щедрин, которые писали музыку для детей.

  1. Хронометраж

Организационный этап и вступительная беседа - 18 мин.

Михеева А.  - 10 мин.

Федотова К. - 10 мин.

Карпова В. - 10 мин.

Сергушкина Е. - 20 мин.

  1. Литература

  1. Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. – М., Музыка, 1988.
  2. Дроздовская Л. Л. Педагогические взгляды Р. Шумана и его "Альбом для юношества". Учебно-методическое пособие. – Смоленск, 2003.
  3. Конен В. История зарубежной музыки. Выпуск 3. – М., Музыка, 1976.
  4. Краткий музыкальный словарь для учащихся. /Сост. Ю. Булучевский, В. Фомин. – Ленинград, Музыка, 1986.
  5. Музыкальная культура: век 19 – век 20. Выпуск 2 /Сост. и общая ред. И. А. Немировской. – М., Типография издательства "Тровант", 2002.
  6. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. – М., Практика, 2001.
  7. Холопова В. Музыка как вид искусства. - М., Научно-творческий центр "Консерватория", 1994.
  8. Шуман Р. Альбом для юношества для фортепиано / Под ред. В. Мержанова. – М., Музыка, 1976.