Чтение с листа как один из важных факторов развития музыкальных способностей юного пианиста

Способность учащегося к беглому прочтению нового нотного текста является одним из важных факторов развития музыкальных способностей маленького пианиста. Чтение с листа – это первый этап ознакомления учащегося с новым произведением, с новым нотным текстом.

Как известно, процесс восприятия музыкальных произведений протекает гораздо активнее, если слушатель хорошо представляет себе, как рождается музыкальный образ. При обучении игре на фортепиано, развитию навыка чтения нотного текста нужно уделять много внимания, так как основное значение умения прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта-исполнителя сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса слуховых впечатлений.  Во время чтения с листа важно научить маленького пианиста соотносить исполнение текста с музыкальным звуковым образом произведения.

Умение учащегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыков тщательного разбора (анализа) и навыков беглого чтения нот с листа. В результате создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося.

Основные шаги грамотного и осмысленного разбора произведения: 

- осознание метроритма и тональности пьесы;

- способность увидеть и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки, ключевые и случайные;

- умение охватить музыкальную фразу, выработать верное отношение к аппликатуре, с пониманием ее значения для верного голосоведения и фразировки.

Вместе с навыками разбора музыкального текста следует развивать такие навыки, как:

- беглое чтение нот с листа;

- умение увидеть главное в музыкальной фактуре;

- умение вести музыкальную линию без остановок и переигрываний;

- умение быстро реагировать на новые нотные знаки;

- свободно, не глядя, ориентироваться на клавиатуре;

- охватывать длинные музыкальные фразы.

Все перечисленное выше является главным условием успешного овладения навыками чтения с листа.

 При переходе от одного года обучения к другому, чтение нот с листа должно становиться беглым, чтобы появилась возможность исполнять доступные пьесы и ансамбли без долгой предварительной подготовки.

При подборе материала для чтения с листа важно вести ученика от простого к сложному, от простых тональностей переходить к более сложным, усложнять ритмический рисунок текста, усложнять фактуру изложения музыкального материала. Для лучшего усвоения навыков чтения нот следует выбирать произведения с однородной фактурой.

Уровень репертуара для чтения нот с листа, дается, как правило, на один-два класса ниже. Для успешного развития навыка чтения с листа педагог должен включать в репертуар не менее трех-пяти пьес в неделю. Нужно направлять усилия учащегося на выразительное исполнение музыки. Ребенок учится быстро анализировать нотный текст, концентрирует внимание, слуховой контроль, воссоздает при взгляде на нотный текст звуковой образ – «программу». А также учится видеть дальнейшее развитие текста, развивает умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не глядя на руки.

Проигрывание незнакомого нотного текста предполагает четкое разграничение структурных элементов музыкальной ткани, как по горизонтали, так и по вертикали. Другими словами для учеников необходим определенный уровень теоретического образования. Конечно, в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь чтение пьес с листа и является целью обучения. В основе перспективной методики занятий должен лежать принцип « вижу-слышу-исполняю», который диктует необходимость постоянного обогащения слухового опыта учащегося, как на уроке, так и дома.

Поначалу педагогу следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с учащимся, приучая его «схватывать» главные особенности произведения: строение фраз, темп, лад, тональный план, и т.д. Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать самому ребенку.

Существует целый ряд упражнений для развития навыков чтения с листа:

- Игра в «слепую» - постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.

- «Фотографирование»- стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.

- Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и др.

- Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте (для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»).

- Мысленное представление будущего действия.

- Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.

- Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура).

- Составление таблицы трех-, а затем и четырехзвучных аккордов (аппликатура).

- Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение).

- Исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Также большую помощь в развитии музыкального мышления учащегося оказывает транспонирование по слуху. Оно облегчает усвоение ладотональных закономерностей музыки, и способствует воспитанию свободы ориентирования на клавиатуре. Для  формирования навыка транспонирования можно использовать помещенные в сборнике пьесы, предложив учащемуся предварительно выучить их наизусть.

Игра в ансамбле с педагогом (а по достижении определенного пиантистического уровня и с товарищем) также способствует развитию беглости чтения музыкальных произведений, так как необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

В процессе регулярных занятий чтением с листа у ученика развивается цепкое внимание, быстрота реакции, и другие различные пианистические навыки. В слуховой, зрительной и моторной памяти ученика последовательно накапливаются типичные фактурные, ритмические, мелодические обороты и формы. Приобретенное умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чтение с листа как один из важных факторов развития музыкальных способностей юного пианиста

Способность учащегося к беглому прочтению нового нотного текста является одним из важных факторов развития музыкальных способностей маленького пианиста. Чтение с листа – это первый этап ознакомления учащегося с новым произведением, с новым нотным текстом.

Как известно, процесс восприятия музыкальных произведений протекает гораздо активнее, если слушатель хорошо представляет себе, как рождается музыкальный образ. При обучении игре на фортепиано, развитию навыка чтения нотного текста нужно уделять много внимания, так как основное значение умения прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта-исполнителя сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса слуховых впечатлений.  Во время чтения с листа важно научить маленького пианиста соотносить исполнение текста с музыкальным звуковым образом произведения.

Умение учащегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыков тщательного разбора (анализа) и навыков беглого чтения нот с листа. В результате создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося.

Основные шаги грамотного и осмысленного разбора произведения:  

- осознание метроритма и тональности пьесы;

- способность увидеть и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки, ключевые и случайные;

- умение охватить музыкальную фразу, выработать верное отношение к аппликатуре, с пониманием ее значения для верного голосоведения и фразировки.

Вместе с навыками разбора музыкального текста следует развивать такие навыки, как:

- беглое чтение нот с листа;

- умение увидеть главное в музыкальной фактуре;

- умение вести музыкальную линию без остановок и переигрываний;

- умение быстро реагировать на новые нотные знаки;

- свободно, не глядя, ориентироваться на клавиатуре;

- охватывать длинные музыкальные фразы.

Все перечисленное выше является главным условием успешного овладения навыками чтения с листа.

 При переходе от одного года обучения к другому, чтение нот с листа должно становиться беглым, чтобы появилась возможность исполнять доступные пьесы и ансамбли без долгой предварительной подготовки.

При подборе материала для чтения с листа важно вести ученика от простого к сложному, от простых тональностей переходить к более сложным, усложнять ритмический рисунок текста, усложнять фактуру изложения музыкального материала. Для лучшего усвоения навыков чтения нот следует выбирать произведения с однородной фактурой.

Уровень репертуара для чтения нот с листа, дается, как правило, на один-два класса ниже. Для успешного развития навыка чтения с листа педагог должен включать в репертуар не менее трех-пяти пьес в неделю. Нужно направлять усилия учащегося на выразительное исполнение музыки. Ребенок учится быстро анализировать нотный текст, концентрирует внимание, слуховой контроль, воссоздает при взгляде на нотный текст звуковой образ – «программу». А также учится видеть дальнейшее развитие текста, развивает умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не глядя на руки.

Проигрывание незнакомого нотного текста предполагает четкое разграничение структурных элементов музыкальной ткани, как по горизонтали, так и по вертикали. Другими словами для учеников необходим определенный уровень теоретического образования. Конечно, в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь чтение пьес с листа и является целью обучения. В основе перспективной методики занятий должен лежать принцип « вижу-слышу-исполняю», который диктует необходимость постоянного обогащения слухового опыта учащегося, как на уроке, так и дома.

Поначалу педагогу следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с учащимся, приучая его «схватывать» главные особенности произведения: строение фраз, темп, лад, тональный план, и т.д. Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать самому ребенку.

Существует целый ряд упражнений для развития навыков чтения с листа:

- Игра в «слепую» - постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.

- «Фотографирование»- стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.

- Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и др.

- Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте (для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»).

- Мысленное представление будущего действия.

- Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.

- Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура).

- Составление таблицы трех-, а затем и четырехзвучных аккордов (аппликатура).

- Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение).

- Исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Также большую помощь в развитии музыкального мышления учащегося оказывает транспонирование по слуху. Оно облегчает усвоение ладотональных закономерностей музыки, и способствует воспитанию свободы ориентирования на клавиатуре. Для  формирования навыка транспонирования можно использовать помещенные в сборнике пьесы, предложив учащемуся предварительно выучить их наизусть.

Игра в ансамбле с педагогом (а по достижении определенного пиантистического уровня и с товарищем) также способствует развитию беглости чтения музыкальных произведений, так как необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

В процессе регулярных занятий чтением с листа у ученика развивается цепкое внимание, быстрота реакции, и другие различные пианистические навыки. В слуховой, зрительной и моторной памяти ученика последовательно накапливаются типичные фактурные, ритмические, мелодические обороты и формы. Приобретенное умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.