«Звукоизвлечение и звуковедение как важные средства выразительности при игре на гитаре»

Курышова Любовь Юрьевна

Методическая разработка с краткими аннотациями к гитарным пьесам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx20.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО ДШИ

Музыкальное отделение №2

МАСТЕР-КЛАСС

«Звукоизвлечение и звуковедение как важные средства выразительности при игре на гитаре»

Подготовила и провела

преподаватель по классу гитары Курышова Л.Ю.

11 мая 2018

Музыкальное искусство – это искусство звуков, их движение.  Звуку как физическому явлению присущи определенные характеристики – высота, длительность, громкость и тембр.

Как известно из элементарной физики, высота звука (или частота колебаний струны)  зависит от ее диаметра, длины, массы и степени натяжения.  

Струнные инструменты, имеющие порожки на грифе, относятся к равномерно темперированным инструментам – музыкант в процессе исполнения не может влиять на звуковысотную величину извлекаемых интервалов.

Длительность  звука. Зависит от исполняемого нотного текста; от длительности прижатия струны к порожку.

Громкость звука зависит от амплитуды колебания струны, т.е. силы защипывания ее пальцами правой руки. При помощи разной громкости звука, то есть применения динамических оттенков,  мы получаем выразительное исполнение музыкальных произведений.

Тембр, окраска звука зависит от материала самого инструмента и материала, из которого изготовлены струны.

Овладение хорошим звуком – одно из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. Хороший звук – это плотный, округлый, без посторонних призвуков. Красота звука – заветная цель любого исполнителя.

Мы знаем два основных способа звукоизвлечения  на гитаре - это тирандо, пришедшее из итальянской школы игры,  и апояндо, пришедшее из  испанской школы, из стиля фламенко.

Профессиональный гитарист, как правило, использует тирандо, в то время как апояндо - это особый, хотя и весьма распространённый, приём с ограниченными условиями применения. Приём Апояндо применяется чаще всего при исполнении партий одноголосых мелодий.

При игре тирандо палец движется без опоры на соседнюю струну (т.е. при звукоизвлечении палец не касается других струн кроме той, на которой звук извлекается).

При игре апояндо палец, извлекая звук из первой (к примеру) струны останавливается после звукоизвлечения на второй струне.

Мнения педагогов-гитаристов в вопросе, с какого приема игры начинать обучение детей игре на гитаре расходятся. Я начинаю учить с тирандо, но есть исключения, т.к. все дети разные, иногда требуется индивидуальный подход.

Килин Саша, 9 лет, 1-ый год обучения исполнит пьесу Л. Ивановой «Марш». Здесь используется прием тирандо. Также хочу обратить внимание, что в левой руке уч-ся заранее готовит ноты аккорда, что помогает создать яркий, упругий, плотный звук и бодрый характер пьесы.

Лукинов Денис, 14 лет, 4-ый год обучения.  В. Козлов «Испанский танец». В этой пьесе необходимо создать испанский колорит, для этого композитор применяет колористический прием расгеадо в аккордах, а мелодию нужно играть приемом апояндо, чтобы она звучала объемно, выделялась тембрально.

Важное средство выразительности, помогающее создать полноценный художественный образ музыкального произведения – звуковедение, или по-другому артикуляция, штрихи. Под артикуляцией понимается степень расчлененности или слитности звуков. Легато, нон легато, стаккато. Нон легато – если паузы между звуками меньше половины длительности ноты, стаккато – паузы больше половины длительности ноты.

Лукинов Денис, 14 лет, 4 год обучения. К. Листов «В землянке».

В работе над этой пьесой важно добиваться легато за счет координации движения пальцев левой руки. Ученик должен помнить, что он исполняет лирическую песню, которую характеризуют плавность мелодии, напевность.

Кабисова Татьяна, 17 лет, 4 год обучения. Фр. Таррега «Слеза». Легато служит для подчеркивания мелодической линии, делая звуки округлыми, как бы объемными. Именно такого эффекта необходимо добиться в исполнении.

Носик Лиза, 17 лет, 4 год обучения. Д. Каччини «Аве Мария». В этой пьесе  помимо легато мы применяли прием игры «с воздуха», чтобы атака звука была максимально мягкой. Также добивались хорошей координации движений пальцев левой руки, по возможности, заранее ставили пальцы на лады следующего аккорда, чтобы не возникало пауз в звучании аккордов.

Яковчук Олег, 17 лет, 5 год обучения. И.С. Бах «Прелюдия». Пример нон легато можно услышать в прелюдии Баха. Ведение басового голоса представляет в этой пьесе определенную трудность. Необходимо соблюдать паузы, т.е. своевременно заглушать струны, особенно открытые. Важен слуховой контроль, чтобы не укоротить длительность.

Калашников Илья, 11 лет, 1 год обучения. Д.Битинг «Кукушка». В этой пьесе применяется прием стаккато. Исполнять стаккато на гитаре можно двумя способами – заглушать струну пальцами правой руки, либо расслаблять после атаки звука пальцы левой руки, не снимая их со струны. В данной пьесе удобен второй способ.

Подводя итог, хочу сказать, что звукоизвлечение и звуковедение – это важные средства художественной  выразительности, помогающие создать образ музыкального произведения и преподнести его слушателям. Красота и выразительность звука – тот эстетический критерий, по которому аудитория составляет оценку исполнения пьес. Следует обращать внимание на способ звукоизвлечение, штрихи, работать над звуком.

В заключение хотелось бы прочитать стихотворение Людмилы Кудрявцевой о музыке, о звуках

Звуки раздольные, звуки поющие,
Звуки немолчные, вечно живущие,
Звуки манящие, дивные, тайные,
Звуки щемящие, звуки печальные,
Как вы волнуете,  как восхищаете,
Как от уныния вы  защищаете, 
Как возбуждаете,  как нежно таете,
Слившись в гармонию  музыкой разною,
Жизнь украшаете явью прекрасною;
Хлынете в душу  горной лавиною 
Иль ручейка   перезвоном малиновым,
Вы опечалите,  вы и утешите,
Звуки святые, хрустально безгрешные,
Звуки мгновенные,  звуки протяжные,
Звуки любовные,  звуки отважные,
Звуки мучения, звуки терпения,

Звуки всегранные, песнь  вдохновения.