Научно-практическая конференция в музыкальном училище

Киселева Галина Викторовна

статья "Научно-практическая конференция в музыкальном училище". 24 апреля 2018 года в Чебоксарском музыкальном училище прошёл очередной этап I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии» (к 105-летию со дня рождения). В этот день в училище работала секция отделения народных инструментов — «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» с участием преподавателей и студентов. В ней вы узнаете о целях, задачах, содержании и темах докладов и наших призерах. Цель проведения конференции — создание условий для выявления, поддержки, развития научного, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и педагогов образовательных организаций сферы культуры и искусства, а также определение направлений методической работы в их деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Киселева Галина Викторовна,

преподаватель БПОУ «Чебоксарское музыкальное

училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

Научно-практическая конференция в музыкальном училище

24 апреля 2018 года в Чебоксарском музыкальном училище прошёл очередной этап I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии» (к 105-летию со дня рождения). В этот день в училище работала секция отделения народных инструментов — «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» с участием преподавателей и студентов.

На очном заседании присутствовало: 13 человек. В повестке дня:

  1. Открытие пленарного заседания секции Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» в рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии».
  2. Выступления докладчиков очной формы участия.
  3. О работах заочной формы участия: краткий обзор.
  4. Формирование банка оценочных мнений членов состава жюри (жюри преподавателей, жюри студенческое).
  5. Подведение итогов работы секции и выступлений докладчиков и выдвижение победителей.

Открыла пленарное заседание вступительным словом ведущая конференции Арисова Анна Александровна, преподаватель отделения народных инструментов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Новочебоксарска» Чувашской Республики. Анна Александровна поздравила участников и гостей конференции с началом их работы в рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии» в секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт», а также познакомила с планом работы секции. На открытии присутствовали студенты училища (отделения народных инструментов) — участники очного этапа и преподаватели: В.И. Шелепов, А.М. Кузнецов.

Информацию о новых формах работы и требованиях к профессиональным компетенциям современного преподавателя дополнительного образования для участников конференции подготовила Г.В. Киселева, преподаватель БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П Павлова» Минкультуры Чувашии, которая осуществляла общее руководство работой конференции. В подготовленных материалах она напомнила участникам о требованиях ФГОС к условиям реализации и результатам освоения основной (профессиональной) образовательной программы и роли студенческих конференций в обеспечении единства требований к качеству образовательной деятельности при реализации программ профессионального образования. Отметим, что подготовка и написание рефератов, докладов, создание презентаций и сценариев являются формами самостоятельной работы студентов, итоги которой могут быть представлены на конференциях, конкурсах, фестивалях.

Г.В. Киселева подчеркнула, что основная идея работы секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт», заявленная в Положении о конференции (секция ОНИ) — это актуализация студенческого научно-педагогического исследования. Одним из профессионально значимых средств раскрытия тем конференции в докладах студентов принята интеграция процессов музыкального обучения и воспитания как парадигма современного музыкального образования.

Цель проведения конференции — создание условий для выявления, поддержки, развития научного, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и педагогов образовательных организаций сферы культуры и искусства, а также определение направлений методической работы в их деятельности.

Задачи конференции:

  • выявление среди участников конференции наиболее активных и одарённых, способных аргументированно отстоять свою точку зрения по заявленной тематике;
  • повышение интереса студенческой молодёжи к современным процессам, происходящим в образовании, в деятельности образовательных организаций сферы культуры и искусства;
  • развитие у студентов аналитического мышления;
  • формирование исследовательских навыков и навыков практического применения новых технологий в области педагогики, психологии, методики обучения игре на музыкальном инструменте и истории исполнительства.

На обсуждение участников данной секции конференции были вынесены следующие проблемы:

  • Вопросы современного профессионального инструментального исполнительства на струнно-щипковых народных инструментах;
  • Педагогические аспекты изучения творчества современных композиторов для гитары, домры и баяна с позиций программных требований к репертуару ДМШ и СПО;
  • Вопросы методики обучения игре на народных музыкальных инструментах;
  • Вопросы педагогики и психологии.

Также было отмечено, что в практической части работы конференции докладчики-студенты продемонстрируют освоенные компетенции будущего преподавателя ДМШ, ДШИ.

Для обеспечения должного контроля работы конференции и объективного, всестороннего оценивания учебных исследований, выступлений участников-студентов; для выдвижения лучших научных исследовательских работ-победителей, выполненных студентами музыкального училища, в том числе для последующей рекомендации на Межрегиональную конференцию-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», Г.В. Киселева предложила сформировать два самостоятельных независимых состава жюри.

В состав жюри преподавателей отделения народных инструментов БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии вошли Г.В. Киселева, В.И. Шелепов во главе с зам. директора по научно-методической работе Валентиной Петровной Казаковой. Преподавательское жюри выдвинуло окончательное решение, приняв во внимание мнение двух составов жюри.

Ведущей очного заседания конференции в секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» — Арисовой Анне Александровне, преподавателю МБУДО «Детская музыкальная школа г. Новочебоксарска», студентке 2 курса факультета искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» предложено возглавить работу студенческого жюри.

Студенческое жюри в количестве трех человек сформировано также и из числа участников конференции (студентов 3-4 курсов музыкального училища):

  • А.А. Арисова – председатель студенческого жюри
  • А.М. Мизуров (4 курс ОНИ) – член жюри,
  • Н.С. Александрова (4 курс ОНИ) – член жюри.

Выступления докладчиков очной формы

В очном заседании конференции в секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» выступили студенты 3-4 курсов отделения народных инструментов Чебоксарского музыкального училища:

  1. Кириллова Мария Евгеньевна – студентка 3 курса – с работой «Первые уроки с начинающими»». Руководитель учебного исследования – Г.В. Киселёва.
  2. Самылкин Андрей Михайлович – студент 3 курса – с работой «Характеристика колористических приёмов игры на классической шестиструнной гитаре». Руководитель учебного исследования – Г.В. Киселёва.
  3. Димитриев Даниил Иванович, Петров Андриан Владиславович, Гаврилова Александра Александровна – студенты 3 курса – с работой «Формы работы в донотном периоде». Руководитель учебного исследования – Шелепов Виктор Иванович.
  4. Александрова Наталия Сергеевна – студентка 4 курса – с работой «Современный метод визуализации учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения»  Руководитель учебного исследования — Г.В. Киселёва.
  5. Варламов Павел Евгеньевич – студент 3 курса – с работой «Этап достижения эстрадной готовности в работе над музыкальным произведением». Руководитель учебного исследования – Г.В. Киселёва.
  6. Мизуров Алексей Михайлович – студент 4 курса – с работой «Творческий портрет Владимира Бонакова». Руководитель учебного исследования – Шелепов Виктор Иванович.
  7. Салмина Дарья Александровна – студентка 4 курса – с работой «Рефлексия как обязательный этап урока в современных условиях». Руководитель учебного исследования – Г.В. Киселёва.

Для защиты работы (учебного исследования) автору отводилось 10 минут.

О работах заочной формы участия

Обзор работ, присланных участниками заочной формы участия в конференции провела Киселева Галина Викторовна. Всего на конференцию прислано 10 работ. Из них:

  • 3 (4) работы заочной формы участия студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»,
  • одна работа преподавателя Зеленодольской детской школы искусств Татарской республики,
  • одна работа из Октябрьского филиала МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска Республики Татарстан»,
  • одна работа из МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска Республики Татарстан»,
  • одна работа из МАУДО «Детская музыкальная школа №4 г. Пенза и
  • одна работа преподавателя Детской музыкальной школы г. Новочебоксарска Чувашской республики.

В таблице ниже приведены заочные участники-студенты высшего профессионального образования, их темы и научные руководители:

п №

Наименование работы

автор

науч. руководитель

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения».

Арисова Анна

Александровна

2 курс ЧГУ

ст. преподаватель Киселева Галина Викторовна

Традиционный чувашский песенный фольклор села Шама Алексеевского района Республики Татарстан

Ильдуганова Мила Леонидовна,

4 курс ЧГУ

кандидат педагогических наук, доцент

Дзюба Татьяна Алексеевна

«Музыка современной молодёжи»

Тимофеева Карина Сергеевна, 2 курс ЧГУ

ст. преподаватель. Паргеева Екатерена Викторовна

«Образы и сюжеты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Филиппова Надежда Васильевна, 4 курс ЧГУ

доцент Яклашкина Наталья Морисона

Участники заочной формы, преподаватели образовательных организаций

п/№

Тема доклада

Автор

Место работы

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения». Тест к работе, докладу

Арисова

Анна

Александровна

Детская музыкальная школа г. Новочебоксарска, студентка 2 курса ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

«Важнейшие задачи в работе преподавателя по формированию исполнительской техники юного домриста»

Игнатова

Алевтина Николаевна  

МБУДО "Детская школа искусств г. Зеленодольска Республики Татарстан"

«Практические советы начинающему домристу»

Галеева

Наиля

Хусаиновна

Октябрьский филиал МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска РТ»

«Мелизмы: стилистический аспект работы над музыкальным произведением с учеником-домристом»

Халимуллина Лейфира

Якубовна

МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска Республики Татарстан»

«Приемы игры на гитаре»

Эндюськина

Алина

Валерьевна

МАУДО «Детская музыкальная школа №4 г. Пенза

«Баян — душа России»

Белянкин

Александр Николаевич

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище

им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

«Работа над мелодией в инструментальном классе»

Киселева

Галина

Викторовна

БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище

им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии

Работы заочных участников посвящены различным вопросам музыкального обучения, развития и воспитания учащихся детских музыкальных школ и обобщению практического опыта преподавателей-участников конференции, общему музыкальному развитию, анализу актуальных вопросов инструментальных школ и музыкального репертуара обучающихся, значению традиционного чувашского фольклора и выявлению основных тенденций развития современной молодежной музыки, изучению вопросов современной педагогики, психологии и новых педагогических технологий.

Статистические итоги конференции

Всего преподавателей участвуют из регионов:

  • Татарская республика – 3 чел.,
  • Чувашская республика – 3 чел.
  • Пензенская область – 1.

Сводная таблица участников конференции от образовательных организаций:

п №

Участники от ОО

Количество (чел)

очная

заочня

всего

студенты СПО

9

0

9

студенты вузов

0

3 (4)

3 (4)

преподаватели СПО

0

2

2

преподаватели ДМШ

0

5

5

преподаватели ДШИ

0

1

1

Итого

9

11

20

Список образовательных организаций (всего 7), участвующих в                     I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии»:

  1. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии;
  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»;
  3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Новочебоксарска Чувашской Республики»;
  4. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств г. Зеленодольска Республики Татарстан";
  5. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска Республики Татарстан»;
  6. Октябрьский филиал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Зеленодольска Республики Татарстан»;
  7. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 г. Пензы.

Критериями в оценке докладов являлись:

  • актуальность,
  • умение точног сформулировать цели и задачи исследования,
  • степень владения материалом,
  • степень научной обоснованности,
  • практическая значимость,
  • степень самостоятельности в исследованиях.

На основании обсуждения и решения членов жюри – за лучшую научную работу среди студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» в секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии» (к 105-летию со дня рождения) в заочной форме участия решено присудить:

место

ФИО

Научный руководитель

1 место

Ильдугановой Миле Леонидовне

4 курс

кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Дзюба

1 место

Арисовой Анне Александровне

ст.преподаватель

Г.В. Киселева

2 место

Филипповой Надежде Васильевне

 доцент Н.М. Яклашкина  

3 место

Тимофеевой Карине Сергеевне

2 курс

 ст. преподаватель ЧГУ

Е.В. Паргеева

На основании обсуждения членов жюри – за лучшую научную работу среди студентов Чебоксарского музыкального училища в секции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт» I Всероссийской научно-практической конференции «Филипп Лукин и музыкальная культура Чувашии» (к 105-летию со дня рождения) решено присудить:  

место

ФИО, курс

научный руководитель

1 место

Александровой Наталии

4 курс ОНИ

Г.В. Киселева

2 место

Варламову Павлу

3 курс ОНИ

Г.В. Киселева

Салминой Дарье

4 курс ОНИ  

Г.В. Киселева

3 место

Самылкину Андрею

3 курс ОНИ

Г.В. Киселева

На основании обсуждения членов жюри решено рекомендовать работу студентки 4 курса ОНИ Александровой Наталии «Современный метод визуализации учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения» (научный руководитель Г.В. Киселева) к участию в конкурсе научных исследований в рамках Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодёжи «Юность Большой Волги» (г.Чебоксары, Чувашский гос. университет).

Представителям заочного этапа конференции — преподавателям образовательных организаций подготовлены Сертификаты участника конференции. Все участники конференции очного этапа отмечены Дипломами участника или Дипломами победителя, а их руководители – благодарностями.

В заключение отметим несомненный факт, что в процессе научно-исследовательской деятельности студенты не только приобретают навыки самостоятельной научной работы, осваивают современные методы ведения исследовательской деятельности, учатся работать с литературой и нормативно-правовыми актами, но и развивают творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Можно с уверенностью сказать, что научное творчество студентов приобретает все большее значение и превращается в один из главных компонентов подготовки специалиста в современной системе образования, оно предполагает развитие самостоятельности, мобильности, творческого мышления.

Мы хотим пожелать успехов, активного творческого долголетия, интересных идей всем участникам конференции и поблагодарить наших партнеров — образовательные учреждения в области подготовки специалистов для сферы культуры и искусства, которые с нами сотрудничают, и самое главное преподавательский состав — за подготовку мероприятия.

Подобные конференции-фестивали исследовательских работ студентов и научных работ преподавателей проходят в нашем училище ежегодно в весенний период. Приглашаем всех к участию (http://muzuch.ru/konferencii/ ) в наших конференциях.

Организатор и руководитель конференции (секции ОНИ)                                      

преподаватель БПОУ «Чебоксарское

музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии _________Г.В. Киселёва