дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано", музыкальное исполнительство "Ансамбль"

Овчинникова Любовь Валентиновна

 Программа используется в работе на протяжении 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._predpof._programma_ansambl.docx135.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано:

Методическим Советом ДШИ

Протокол

«____» _____________________20___г.

Председатель ____________Н.А.Носова

Утверждаю:

Директор ГБУ ДО «ДШИ

г.Нарьян-Мара»

________________ И.О.Пудовкина

«____» _________________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

 

 

 

Предметная область 

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО 

 

 

 

 

 

Программа по учебному предмету 

АНСАМБЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарьян-Мар 2013

Структура программы учебного предмета 

 

I.         Пояснительная записка                                                               

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;  
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.         Содержание учебного предмета                                                       

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 

                           

  1. Формы и методы контроля, система оценок                             

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  - Критерии оценки;

 

V.         Методическое обеспечение учебного процесса 

                           

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы         

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы 

 

 

 

 

                                    I.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.         Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в фортепианном ансамбле с 1 по 8 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.  

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

  Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

 Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 2.Срок реализации учебного предмета 

            Срок реализации данной программы составляет 8 лет  (с 1 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть

увеличен на 1 год (9 класс).  

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

 Таблица 1

Срок обучения/количество часов

1-3,8 классы

4-7классы

 

Количество часов

(общее на8 лет)

Количество часов (в год)

Максимальная нагрузка

-

330 часов

132 часа

 Количество часов на аудиторную нагрузку

-

132 часа

66 часов

Количество         часов         на  вне аудиторную

(самостоятельную)  работу

-

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

-

1 час

2 часа

Самостоятельная работа  (часов в неделю)

-

1,5 часа

1,5 часа

Консультации[1] (для учащихся 5-7 классов)

-

6 часов

(по 2 час  в год)

  1. часа

Вариативная часть

Количествочасовнааудиторнуюнагрузку

131

     4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.  

 По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

             5. Цели и задачи учебного предмета 

Цель:  

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.  

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                  7.Методы обучения 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала  обеих партий);
  • наглядный         (показ, демонстрация отдельных частей и всего

произведения);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

 8. Описание материально-технических условий реализации учебного 

    предмета.

  Материально-техническая база образовательного учреждения соответствовует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль"  имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие  двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.  

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

                           II.  Содержание учебного предмета  

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                         Таблица 2

Срок обучения – 9 лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

-

2

з

з

з

з

з

з

з

з

з

Консультации

(часов в год)

-

-

-

-

1

1

1

-

2

Вариативная  часть

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

32

33

33

-

-

-

-

33

-

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

-

-

-

-

1

-

з

З

з

з

з

з

з

з

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды  внеаудиторной  работы:

  • выполнение  домашнего  задания;
  • подготовка  к  концертным  выступлениям;
  • посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных  залов  и  др.);
  • участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  2. Требования по годам обучения 

В  ансамблевой  игре  так  же,  как  и  в  сольном  исполнительстве,  необходимо сформировать  определенные  музыкально-технические знания, умения владения  инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных, а также камерно-инструментального репертуара)  отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,         обусловленных         художественным         содержанием         и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.  

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.  

1 класс (вариативная часть)

Ансамбль                                                              1час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5часа в неделю

    Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен пройти не менее 10 произведений.

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения:

 -       восприятие и реализация «партитурной» записи

-       синхронность исполнения

-       развитие навыков  чтения  с листа

-       воспитание  художественных, музыкальных и эмоциональных качеств ребенка

-       развитие музыкального слуха (звуковой баланс между партиями)

-      одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и фразировку (при игре в 4 руки на одном инструменте задачаоблегчается за счет зрительного контроля единства движений).

      Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

       Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

      В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

       В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

      Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

Белорусский танец «Бульба»

Чайковский П.   «Сидел Ваня», «Коса ль моя, косонька»

Глинка М. «Гудит ветер»

Русская народная песня «Все ли девушки» обр. А. Гречанинова

Русская народная песня «Ходит зайка» обр. З. Боголюбской

Русская народная песня «Ходил – гулял Ванюша» обр. И. Берковича

Русская народная песня «Чьи это гуси за осокой» обр. Б. Вольфензона

Украинская народная песня «За городом качки» обр. М. Степаненко

В. Калинников «Киска», «Тень – тень»

П. Чайковский «Детская песенка»

И. Лобачев «Кот Васька»

М. Иорданский «У дороги чибис»

А. Смирнова «Юмореска»

Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы»

В. Герчик«Весенная песенка»

А. Филиппенко «На мосточке»

Н. Назарова – Метнер             Вариации на тему у.н.п. «Ой за гаем, гаем»

Т. Хренников  «Токкатина» обр. А. Самонова

Ю. Щуровский   « Марш жовтенят», «Испанский танец», «Балалайка»

Н. Раков« Детский вальс»

К. М. Вебер « Вальс из оперы волшебный стрелок»

Р. Шуман соч. 124 № 4  «Вальс»

Б. Барток«Венгерская песня», «Словацкий танец»

И.С. Бах  «Песня»

А.Спадавеккиа«Добрый жук»

Д.Уотт«Три поросенка»

Список рекомендуемых нотных сборников.

         И. Королькова «Крохе - музыканту». Нотная азбука для самых маленьких, ч.I ,   Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». 2004. № №1-41

       И.Королькова «Крохе - музыканту». Нотная азбука для самых маленьких,

ч.II , Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». 2004. № №1-5, 7, 11, 12.

      Б. Милич «Маленькому пианисту». Киев, изд. «Музична Украина».1985. I раздел №№ 1-8, II раздел №№ 1-8, III раздел №№ 1-8, IV раздел №№ 1-8

     «Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста. Сост.              В.Г.Игнатьев, Л.В.Игнатьева. №№ 1-2, 6, 9, 10 13, 18, 20, 25, 29-32, 36-38, 40, 48, 53-54, 56, 57, 61-63, 67-70, 76-77, 81-84.

     О. Геталова «Веселый слоненок» фортепианные ансамбли. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург. 2004 г. «Веселый слоненок», «Новые ботинки», «Почему пора спать», «Жуки», «На лугу», «Приглашение», «Душистый аромат», «Колыбельная», «Вальс зимы», «Веселые друзья».

       О. Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.2001. Раздел 1, ч.I № 1-3, 6, 7, 11; Ч.II №№ 15, 17, 20, 21, 25, 33, 35, 36, 39, 45, 49, 71, 78, 79, 93, 94, 95-100, 104, 123.

     «Школа игры на фортепиано». Сост. Э. Кисель, В.Натансон, А.Николаев, Н.Сретенская, под общей ред. А.Николаева.изд. «Музыка». М.: 1995. ч.I №№ 28,48,51,53,56.

      Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.ч.I и II перераб. Сост. С.Ляховицкая и Л.Баренбойм. Ленинград. «Музыка». 1990. Ансамбли: 1,2,4.

      «Первые шаги маленького пианиста» Сост. Г.Баранова, А.Четверухина.изд. «Музыка». Терсов дом П. Юргенсона. Москва. Ансамбли № 1-9,13

       О.Сотникова «Играем с удовольствием» Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург. 2005. По выбору.    

       «Школа игры на фортепиано» под общей ред. А.Николаева.изд.    «Музыка». М.: 1975. ч.I №№ 89, 94, 99, 102, 126

        Б. Милич «Фортепиано». I кл. Москва «Кифара» 1996. №№ 2- 4, 6-8, 11-13

2 класс (вариативная часть)

Ансамбль                                                              1час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5часа в неделю

       Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен пройти не менее 8 произведений.

-       развитие и закрепление полученных в 1 классе навыков.

-       представление темпа и пульсации в нем

-       распределение  музыкальных  приоритетов  между  сопровождающей партией и мелодией

-       ритмическая организация

-       работа над  фактурой, умение принять и продолжить мелодическую линию

       Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

        Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

      В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

Чешская песня «Пастух» обр. А. Гольденберга

Ж. Колодуб                            « Песня»

А. Смирнов «Утро», Частушка, «Ночной дозор»

Ч. Бабаев «Паровоз» обр. В. Пороцкого

Э. Хренников «Веселый канон» переложение А. Самонова

И. Беркович «Напев»

К. Сорокин «Колыбельная»

А. Лядов соч. 58 «Протяжная», «Колыбельная»

И. Стравинский «Балалайка»

Н. Римский – Корсаков          Отрывок из симфонической поэмы «Шахерезада»

В. Купревичсоч. 186 «Плясовая», «Восточный тане»

Р. Глиэр соч. 61 «Томный танец»

В. Калинников «Сосны»

В. Ребиков«Лодка по морю плывет»

М. Глинка «Ах ты, ноченька»

А. Варламов «На заре ты ее не буди»

А. Гречанинов «Серенада»

М. Глинка «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила»

Л. Боккерини«Менуэт»

И. Гайдн «Менуэт»

И.С. Бах «Песня»

Л. Бетховен «Два немецких танца»

К.М. Вебер «Баркарола», « Марш»

Ж. Рамо «Тамбурин»

Д. Мартини « Гавот»

Ф. Мендельсон «На крыльях ветра»

Э. Григ «Первая роза»

Список рекомендуемых нотных сборников.

А. Артоболевская Ансамбли выпуск 3, Москва, «Советский композитор»,1977 год.

Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова, Н.Мордасов, Г.Балаев. Ростов-на-Дону. 2002. Ансамбли III часть.

Г.Балаев. Ростов-на-Дону. 2002. Ансамбли III часть.

В. Пороцкий Ансамбли младшие классы выпуск 10, 1996 год.

С. Ляховицкая, Б. Вольман Песни народов мира в четыре руки.

Б. Милич «Фортепиано». II кл. Москва. 1996. №№ 1,2,7

Э.Градески «Учимся играть буги», «Играем буги».

«Популярная музыка для фортепиано в 4 руки I - II кл. ДМШ». Сост. и перелож. В.Дуловой. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. 2001. «С днем рождения». «Собачий вальс».

 «Первые шаги маленького пианиста» Сост. Г.Баранова, А.Четверухина.изд. «Музыка». Москва. Ансамбли №№ 12, 14-18, 21,24

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих, ч.I и II перераб. Сост. С.Ляховицкая и Л.Баренбойм. Ленинград. «Музыка». 1990. Ансамбли: №№ 8-11, 13.

О. Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.2001. № 100,108,119,135,151,168,169,170,172

О. Геталова «Веселый слоненок» фортепианные ансамбли. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург. 2004 г. «Луна-путешественница»

 «Популярная музыка для фортепиано в 4 руки I - II кл. ДМШ». Сост. и перелож. В.Дуловой. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. 2001. «С днем рождения». «Собачий вальс».

 «Первые шаги маленького пианиста» Сост. Г.Баранова, А.Четверухина.изд. «Музыка». Москва. Ансамбли №№ 12, 14-18, 21,24

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих, ч.I и II перераб. Сост. С.Ляховицкая и Л.Баренбойм. Ленинград. «Музыка». 1990. Ансамбли: №№ 8-11, 13

Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова «Путь к музицированию». Школа игры на фортепиано,выпуск 1. Ансамбли по выбору.

 «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова, Н.Мордасов, Г.Балаев. Ростов-на-Дону

3класс  (вариативная часть)

Ансамбль                                                              1час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5часа в неделю

      Годовые требования.

         В течение учебного года следует пройти7-8 ансамбля (с разной степенью готовности).

 Продолжение работы над навыками ансамблевого  музицирования:

-умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

-умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

-совместно работать над динамикой произведения;

-анализировать содержание и стиль музыкального  произведени;.

- развитие музыкально-культурного кругозора.

      Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

     Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

М.Шмитц«Заводные буги».

С.Разоренов«Танец маленьких мышек»

Дж. Ширинг«Колыбельная»

Ф.Мендельсон«На крыльях песни»
Ф.Шуберт «Вальс»
Украинская народная песня «По дороге жук»
М.Мусоргский«Гопак»
П.Чайковский«Мой Лизочек так уж мал»
П.Чайковский«Вальс»
Н.Иванов-Радкевич «Марш»

Л.Бетховен«Три немецких танца»
Ф.Шуберт«Лендлер»

Украинская народная песня «По дороге жук, жук» обр. Н. Сильванского

Русская народная песня «Протяжная» обр. А. Дроздова

М. Александров «Сшила мама дочке»

О. Евлахов «Танец восковых фигурок»из балета «Иванушка»

В. Азарашвили«Прогулка»

Н. Иванов-Раткевич«Марш»

С. Прокофьев «Нам не нужна война» из оратории «На страже мира»

Н. Раков «Весеннее пробуждение»

М. Глинка «Рондо Антониды» из оперы «Иван Сусанин»

А. Бородин «Ноктюрн» из квартета № 2

М. Глинка «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

П. Чайковский                           «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Э. Григ                                      «Песня» соч. 5 № 1

С. Бах «Гавот» из Английской сюиты соль минор

В.А. Моцарт                             «Адажио»

Ф. Мендельсон «Ноктюрн»

К.М. Вебер «Марш»

Ф. Куперен«Кукушка»

Э.Мак-Доуэлл«К дикой розе»

М. Равель «Павана спящей красавицы»

М. Шмитц«Рэг»

Список рекомендуемых нотных сборников.

«Популярная музыка для фортепиано в 4 руки I - II кл. ДМШ». Сост. и перелож. В.Дуловой. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. 2001.

Ф.Черчель «Вальс» из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
Р.Петерсен «Старый автомобиль»
Э. Градески «По дороге домой из школы»
К. Савельев «Если добрый ты»

«За роялем всей семьей». Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки. Играем Чайковского. Изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2003. «Грустная песенка», «Вальс».

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих, ч.I и II перераб. Сост. С.Ляховицкая и Л.Баренбойм. Ленинград. «Музыка». 1990. Ансамбли: №№ 12,16,18-20

«Первые шаги маленького пианиста» Сост. Г.Баранова, А.Четверухина.изд. «Музыка». Москва. Ансамбли №№ 34 (1,2), 35

Русские народные песни: «Меж крутых бережков», «Я на горку шла», «Хорошо на Волге жить», «Степь да степь кругом», «У зори – то, у зореньки», «Сама садик я садила».

О. Алексеева, И. Науменко «Два рояля – восемь рук» С.-Петербург Союз художников 2001 год

Т. Видякина «Музыкальные ступени» Новосибирск Нон пароль 2001 год

А. Захарова « Ансамбли для фортепиано»  Ростов на Дону «Феникс» 2010 год

Л. Коршунова «Музицируем вдвоем» фортепианный ансамбль в четыре руки Новосибирск Окарина 2002 год.

Ф. Шпиндлер  «Альбом для юношества»

4класс (обязательная часть)

Ансамбль                                                              1 час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5 часа в неделю

           Годовые требования.

В течение учебного года следует пройти 5-7 произведения (разного жанра, стиля и характера).

- Продолжение работы над навыками ансамблевой игры

- усложнение репертуара

- работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками

-  выстраивание динамической линии, единой для двух партий ансамбля

-воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста

- продолжение развития музыкального мышления ученика

      Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

      Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

Аллин Смол «Обычный рок-ролл»
Дж. Дорсей, Марвил Райт «Буги -вуги»

М.Невин «Давай помечтаем»
М.Невин «Армейский радиопередатчик»
М. Невин «Непрерывные буги»
Кид Ори, Бад Скотт «Уйдем отсюда»
Д.Мехеган «Рэг»
С.Джоплин «Рэг кленового листа»

К.М.Вебер «Менуэт»
Р.Глиэр «Колыбельная
Ф.Шуберт «Серенада»
На тему С.Халаи мова, обр. Н.Корольковой «Сладкоежка»
Г.Фрид «Веселая прогулка»
С.Халаимов, обр.И.Корольковой «Ночная сказка»
М.Зив  «Предчувствие»
М.Зив «По кочкам»
Г.Фрид «Танец»
В. Азарашвили «Прогулка»

Н.Агафонников «Веселая мелодия»

А.Грибоедов«Вальс»
А.Холзман «Регтайм»

 М. Зиф «Предчувствие»

С. Прокофьев «Золушка», «Урок танца» из балета «Золушка»

М. Раухвергер «Вариации на литовскую тему»

В. Сибирский «Часы с кукушкой

П. Чайковский соч. 11 Анданте из первого струнного квартета переложение А. Губерт

А. Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

Г. Фрид «Танец»

К. Хачатурян «Шествие Лимона» из балета «Чипполино»

И. Дунаевский «Песня о Родине» обр. М. Готлиба

Г. Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»

А. Самонов « Танец шут» из музыке к сказке «О мастере и юной царевне»

Э. Григ соч. 5 № 1 «Юмореска»

Р. Шуман «Печаль»

Р. Шуман «Детский марш»

П. Чайковский «На море утушка» 50 русских народных песен

В. Моцарт Соната № 2 для фортепиано в четыре руки

П. Чайковский Колыбельная песня «В бурю» обр. для двух фортепиано А. Рубаха

 

Список рекомендуемых нотных сборников.

«За роялем всей семьей». Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки. Играем П.Чайковского. Изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2003. «Сладкая греза», «Колыбельная песнь в бурю», «Баркарола», «Полька», «Мазурка», «Вальс» из бал. «Спящая красавица».

«Музыкальная мозаика для фортепиано» II –III кл. вып. 1. Сост. С.А.Барсукова. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007.

«Музыкальная мозаика для фортепиано» II –III кл. вып. 2. Сост. С.А.Барсукова. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007.

«Музыка для фортепиано» вып. 4. Сост. Н.Михайловская.

В. Дулова Джаз в четыре руки С.-Петербург Союз художников 2003г.

Ю. Маевский « Музыкальные забавы» С.-Петербург Композитор 1999г.

Хрестоматия педагогического репертуара.вып. II, 3-4 кл. Сост. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян, изд. «Музыка

О. Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.2001. Раздел III №№ 10,11

«Школа игры на фортепиано» под общей ред. А.Николаева.изд. «Музыка». М.: 1975. ч.I №№ 152,160,163, ч.II №№ 1,2

Хрестоматия пед.репертуара. вып. II, 3-4 кл. Сост. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян, изд. «Музыка». Москва.1966.

    5класс (обязательная часть)

Ансамбль                                                      1час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5часа в неделю

Консультации                                          1час в год

 Годовые требования.

В течение учебного года следует пройти 4-6 ансамбля (с разной степенью готовности).

-  анализировать содержание и стиль музыкального произведения

-  тембровые и регистровые задачи (исполнители должны передать звучание конкретных инструментов и  объемное звучание оркестра)

- работа над агогикой и педализацией

-воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления

- развитие музыкально-культурного кругозора

Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

А. Бородин «Полька»

«Песня и пляски девушек »из оперы «Князь Игорь»

А. Лядов «Эй, ухнем» бурлацкая песня

П. Чайковский «Красная шапочка и волк» из балета «Спящая красавица»

В. Гаврилин «Военная песня»

Н. Агафонников «Первая лыжня»

О. Евлахов «Колыбельная» из балета «Иванушка» для двух фортепиано

Б. Кравченко «Протяжная», « Три концертные пьесы» для двух фортепиано

Н. Раков « Поэтическая картина», «Радостный порыв», «Эксцентрический танец» , «Протяжная для двух фортепиано»

С. Прокофьев Отрывок из симфонии № 7. Финал

Г. Свиридов « Военный марш» обр. В. Пороцкого

Д. Шостакович «Праздничный вальс»

Р. Щедрин «Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок»

М. Глинка « Марш Черномора»  из оперы «Руслан и Людмила»

К. Хачатурян «Менуэт» из балета «Чипполино» для двух фортепиано

С. Рахманинов «Итальянская полька» для двух фортепиано

В. Рубин «Вальс2 из оперы «Три толстяка»

А. Цфасман «Я хочу танцевать»

Н. Мордасов «Желтые тюльпаны», Регтайм

С. Бах «Шутка» переложение Э. Денисова

И. Брамс соч. 39 Вальсы № 1,2,5

И. Брамс Два вальса. Авторское переложение

И. Брамс Венгерские танцы № 3,5,7

Э. Григ Норвежские танцы

Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»

В. Моцарт «Менуэт» из симфонии № 40 соль минор

М. Равель «Разговор красавицы и чудовища

Р. Шуберт «Музыкальный момент»  фа минор

 

Список рекомендуемых нотных сборников.

«Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки». Москва. «Музыка».1989.

Джаз в 4 руки для учащихся средних классов Сост. и переложение В.Дуловой Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. 2001.5 класс

«Играем вдвоем». Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост.А.Барсуков

«Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли». Вып. 1. Сост. С.А.Барсуков. Ростов-на-Дону. «Феникс».2003

О.Хромушин «Композиции на темы произведений Д. Гершвина в 4 руки на фортепиано». 3-5 год обучения. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. 2001. По выбору.

Г. Балаев, А. Матевосян Фортепианные ансамбли Ростов на Дону Феникс  2002г.

А. Захаров Ансамбли для фортепиано Ростов на Дону Феникс 2010г.

Л. Коршунова « Музицируем вдвоем»

Н. Смирнова Ансамбли для фортепиано в четыре руки Ростов на Дону

Феникс 2006г.

Г. Цыганова Юному музыканту-пианисту Ансамбли для фортепиано 4-5 классы Ростов на Дону Феникс 2004г.

  1. класс (обязательная часть)

Ансамбль                                                              1 час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5 часа в неделю

Консультации                                            1 час в год

 Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен пройти 4-5произведений.

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»;

- развитие музыкального мышления и средств выразительности;

-работа над агогикой и педализацией;

-воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

        Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

      Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

Ф.Глиэр «Мазурка»

И.С.Бах«Менуэт и шутка» из II оркестровой сюиты
Н.Римский-Корсаков                «Отрывок» из оперы «Сказка о царе Султане»
Р.Глиэр                                       «Хоровод» из балета «Медный всадник»

П.Чайковский «Красная шапочка и волк»
С.Прокофьев Сцена из балета «Ромео и Джульетта
С.Прокофьев «Вальс» из бал. «Золушка»

Ф.Медельсон                       «Песня без слов»
Д.Мартин«Прогулка»
Д.Тюрк«Шторм»

М. Глинка «Арагонская хота»

П. Чайковский Испанский танец из балета «Лебединое озеро»

А. Аренский  «Полонез»

С. Прокофьев Тема с вариациями

А. Смирнова « Восточный напев», «Пьеса в испанском стиле», «Фокстрот»

Д. Шостакович «Тарантелла», «Прелюдия»

А. Хачатурян Танец девушек из балета «Гаянэ». Переложение М. Готлиба для двух фортепиано

А. Вивальди  Концерт для скрипки, струнных и чембало ре минор ч.2

А.Вивальди Концерт для скрипки и струнных соль минор

А. Дворжак «В прядильнях»

А. Корелли Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано

Ф. Лист «Торжественный полонез» для двух фортепиано

А. Эшпай «Венгерский танец» № 2

Аренский А.        

«Полонез»

Бизе Ж.                

"Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"

Вивальди А.        

Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,

2 часть (переложение Дубровина А.)

Гаврилин В.        

"Перезвоны"

Глазунов А.          

"Романеска"

Глиэр Р.                

"Грустный вальс"

Григ Э.                

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"

Григ Э .                

"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

Григ Э.                  

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки

Гурлит К.              

Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть

 Рахманинов С.    

Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки

Хачатурян        

 К.Галоп из балета " Чиполлино"

Шостакович Д.      

О .87  №15 Прелюд  Ре-бемоль мажор (обр. для 2 ф-но в 4 руки),      

Штраус И.           Полька "Трик- трак"

Щедрин Р.            "Царь Горох"

 

Список рекомендуемых нотных сборников.

Н.Мордасов Сборник джазовых произведений для фортепиано. Изд. «Феникс».

Ростов-на-Дону.1999. По выбору.

Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург,2002г.

«Вместе весело играть». Фортепианные ансамбли. Изд. «Союз художников».

Г.Балаев «Фортепианные ансамбли» Ростов-на-Дону. «Феникс».2000 «Горный ручей», «Испанский танец», «На горной тропе» с-moll

«Любимые мелодии в 4 руки» изд. «Союз художников» Санкт-Петербург. Сост. и обр.В.Дуловой. По выбору.

Г. Балаев, А. Матевосян Фортепианные ансамбли. Ростов на Дону: Феникс 2000г.

В. Григоренко Ансамбли 5-7 классы Москва: Кифара 1997г.

М. Державин Ансамбли для старших классов С.-Петербург 1997г.

Н. Мордасов Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза. Ростов на Дону: Феникс 1999г.

7класс (обязательная часть)

Ансамбль                                                              1 час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5 часа в неделю

Консультации                                               1 час в год

 Годовые требования.

 - умение разбираться в музыкальных стилях и направлениях

 - особенности исполнения и понимания гармонии, мелодии,  ритма, фактуры  классической музыки

-   более тонкая работа над артикуляцией, фразировкой, выразительностью,   агогическими  оттенками, педалью

-  воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

       Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

        Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерный репертуарный список.

И.Брамс «Венгерский танец» d-moll
Р.Щедрин «Девичий хоровод» из бал. «Конек - горбунок»

Р.Шуман «Экспромт» (№4)

М.Мошковский «Испанский танец» № 4

И.Фролов «Шутка-сувенир»
Ю.Маевский «Веселая румба»

И.Брамс «Венгерский танец» № 5

М. Балакирев «Полонез» из сюиты для двух фортепиано

М. Глинка «Вальс – фантазия»

С. Рахманинов соч. 11 № 32 «Русская песня». «Романс для двух фортепиано»

П. Чайковский соч. 48 «Вальс» из серенады для струнного оркестра

М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка». Переложение А. Рубаха

Р. Глиэр Концерт для голоса с оркестром. Отрывок

В. Дональдсон «Играем свинг»

Р. Глиэр соч. 48 Фугетта.

Р. Глиэр соч. 61 № 5 «Народная песня» для двух фортепиано

К. Караев Танцевальная сцена из балета «Тропою грома» для двух фортепиано

С. Прокофьев «Тройка» из сюиты «Поручик Киже». Переложение В. Блока для двух фортепиано

Ж. Бизе «Бал» из сюиты «Детские игры» для двух фортепиано

Вебер  К.          

Ор.60 № 8  Рондо для фортепиано в 4 руки

ГайднЙ.              

"Учитель и ученик" – вариации для ф-нов 4 руки

Глиэр Р.              

"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-нов 4 руки

Григ Э.                

Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)

Дунаевский И.    

Полька из  к/ф "Кубанские казаки"

Казенин В.          

"Наталья Николаевна" из сюиты

"А.С.Пушкин. Страницы жизни"

Коровицын В.      

"Куклы сеньора Карабаса"

Новиков А.          

"Дороги"

Список рекомендуемых нотных сборников.

Альбом для домашнего музицирования для фортепиано.вып.2. Сост. С.Мовчан. Москва. «Музыка».1996

Играем в 4 руки на фортепиано. Вып. 3. изд. «Дом». Москва.

 

М. Балакирев Обработки русских народных песен для двух фортепиано: «В низенькой светелке», «То не ветер ветку клонит»

«Играем в ансамбле». Облегченные переложения популярной музыки для средних классов ДМШ изд. «Союз художников». Санкт-Петербург.2003г.

«Джаз, и не только...» пьесы для фортепиано в 4 руки. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург

Популярная музыкальная для фортепиано в 4 руки. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург.2002г.

Альбом для домашнего   музицирования. Москва. «Музыка».1988г.

«Музыкальные забавы». Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. Ю. Маевский. Вып. 1. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.2002.

В разных жанрах. Сборник ансамблевых  перелож . для  фортепиано. Сост. Л.В.Гурьянова. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.

      8класс (вариативная часть)

Ансамбль                                                              1 час в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5 часа в неделю

           Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен пройти не менее 4-5 произведений.

-единство исполнительских  намерений и реализация  исполнительского замысла; (углубление и дальнейшее развитие специальных  навыков игры в ансамбле: умение одновременно слушать себя и звучание в ансамбле, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать с партнером).

- знание ансамблевого репертуара  различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

- совершенствование навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особе  

        Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

       Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока – одно произведение.  

Во 2 полугодии зачет в форме академического концерта – свободная  программа. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает  проходить много произведений.

Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:

Вебер  К.          

"Приглашение к танцу"

Глинка М.        

"Вальс-фантазия"

Глиэр Р.            

Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть

Дебюсси К.      

"Маленькая сюита", "Марш",  

"Шесть античных эпиграфов"

Дворжак А.      

"Славянские танцы" для ф-но в 4 руки

Казелла А.      

"Маленький марш" из цикла " Марионетки",  

"Полька-галоп"

Коровицын В.  

"Мелодия дождей"  

Лист Ф.            

"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

Мийо Д.            

"Скарамуш" (пьесы по выбору)

Маевский Ю.    

"Прекрасная Лапландия"

Мошковский М.  

Испанский танец №2, op. 12

Мусоргский М.  

"Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"

Парцхаладзе М.  

Вальс

Примак В.            

Скерцо- шутка До мажор

Прокофьев С.  

Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева)

Прокофьев С.    

Вальс из балета " Золушка"

Рахманинов С.  

Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки"

Римский-Корсаков Н.  "Три чуда" из оперы " Сказка о царе Салтане"

(переложение П.Ламма для ф-но в 4 руки, ред. А.Руббаха)

Хачатурян А.      

"Танец девушек", " Колыбельная", " Вальс"  из балета " Гаянэ"

Хачатурян К.      

"Погоня" из балета " Чиполлино"

Чайковский П.    

Скерцо из цикла " Воспоминание о Гапсале"

Шостакович Д.    

Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки

 

Прокофьев С.    

Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки

Прокофьев С.    

"Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и  

                                    Джульетта"  

Равель М.                   "Моя матушка гусыня" (по выбору)

Свиридов Г.                "Военный марш" из музыкальных иллюстраций к  

                                     повести А.Пушкина "Метель"

Слонимский С.    

"Деревенский вальс"

Рахманинов С.    

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

Хачатурян А.      

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад"  в 4 руки

Щедрин Р.          

Кадриль из оперы " Не только любовь"

(обработка  В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)

 

Список рекомендуемых нотных сборников.

Любимые мелодии в 4 руки. Изд. «Союз художников». Санкт-Петербург. сост.и обр. В.Дуловой. По выбору.

Н.Мордасов «Сборник джазовых произведений для фортепиано». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс».1999 г.По выбору.

Г. Балаев «Русские народные песни». Переложение для двух фортепиано. Ростов на Дону: Феникс 2000г.

Ю. Доля Альбом фортепианных ансамблей. Ростов на Дону: Феникс 2005г.

А. Дубровина Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано. Новосибирск: Окарина 2006г.

В. Кравцова, М. Михайлова Ансамбли в четыре руки. Золотая библиотека педагогического репертуара

 

9 класс (обязательная часть)

Ансамбль                                                        2 часа в неделю

Самостоятельная работа                        не менее 1,5часа в неделю

Консультации                                             2 часа в год

Годовые требования.

В течение учебного года ученик должен пройти не менее 3-4 произведений.

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.

-Развитие творческой инициативы;

- Воспитание творческой коллективной исполнительской дисциплины.

         Выбор репертуара для классной работы и зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности.

          Произведения, исполняемые на конкурсах и концертах, могут идти в зачет академических концертов (отдельно оцениваются, проводятся протоколом).

       В исключительных случаях возможен индивидуальный подход к срокам сдачи зачетов.

Зачетные требования.

В 1 полугодии учащийся должен сыграть  зачет в форме контрольного урока –свободная программа.  

Примерный репертуарный список

 

Аренский А.             Ор.34, №1 "Сказка"

Аренский А.       Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано Вивальди А.- Бах И. С.  Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба

В      Вебер  К.          

Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки

Гершвин Дж.  

"Песня Порги" из оперы " Порги и Бесс"

Григ Э.              

"Пер Гюнт", сюита №1, ор. 46

Дебюсси К.      

"Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки

Дебюсси К.      

"Маленькая сюита", Вальс для ф-но в 4 руки

Дворжак А.      

"Легенда"

Дворжак А.      

Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки        

Дебюсси К.      

"Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки

Мийо Д.      

"Скарамуш" для ф-но в 4 руки

Моцарт В.        

Сонатина в 4 руки

Прокофьев С.                Танец Феи из балета «Золушка»  (обр. Кондратьева)

Прокофьев С.                Вальс из балета «Золушка»  

Прокофьев С.                 Два танца из балета «Сказ о каменном цветке»

                                        (обработка для 2-х ф-но в 4 руки А.Готлиба)

Рахманинов С.               Ор.11 «Слава» из цикла «: пьес для ф-но в 4 руки

Рахманинов С.               Сюиты №№1,2 для 2-х ф-но (по выбору)

                                        «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» для 2-х ф-но

Чайковский П.     Арабский танец, Китайский танец, Трепак  из балета "Щелкунчик";  Вальс из "Серенады для струнного оркестра"

Вальс из балета "Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)

Романс, ор.6 №6

Баркарола, ор.37 №6

Вальс из сюиты ор.55 №3  

Полька, ор.39 №14

Шуберт Ф.            Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук, фортепианные концерты

И.-С. Бах                    Концерт фа минор, Концерт ре минор

Й.Гайдн                   Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор

В.А.Моцарт           Концерт по выбору

Ф.Мендельсон          Концерт соль минор, Концерт ре минор

Э.Григ                   Концерт ля минор

Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Ансамбль»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в  ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию

обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.  

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.  

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму  и  время  проведения  промежуточной  аттестации  по  предмету  «Ансамбль» образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.  Формой промежуточной аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

По завершении изучения предмета  "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.  

 

. 2. Критерии оценок 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 3

Оценка 

Критерии оценивания выступления 

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с

небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.  

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.  

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам 

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.  

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет  ученик, исполняющий 2 партию).  

 Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.  

 Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

 Важной задачей преподавателя в классе ансамбля  должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.  

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.  

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.  

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).  

 

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

 

 

.    

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

1.Список  рекомендуемых нотных сборников 

Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005

Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973

Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990

Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982 Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки.  Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009

Бизе Ж.               "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011

Барсукова С.     " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012  

Гудова Е.             Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.  

                              Классика- XXI

21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.

                             Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012 За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,

                              Е. Сорокина / М., Музыка, 2008

Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.    

                             Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002

Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб  

                              Композитор, 2005  

Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001

Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010

Рахманинов С.     Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух  

                              ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007

Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова.

                                М.,  Композитор, 2011

Сен- Санс К.         Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия.  

                               Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006

Смирнова Н.        Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006 Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е.      

                                 Композитор. СПб, 2012

Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян.  

                                 М., Музыка, 2011

Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян.

                             М., Музыка, 2011

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная  

                                 школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006

Чайковский П.  Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011

Чайковский П.      Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и  

                               средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб,  

                               Композитор, 2012

 

 2.Список рекомендуемой методической литературы 

Благой Д.      

         Камерный ансамбль и различные формы  коллективного  музицирования /  

Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

Благой Д.    

 Искусство камерного ансамбля  и музыкально-педагогический процесс.  М.,1979

Готлиб А.    

Заметки о фортепианном ансамбле /  

Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Готлиб А.    

 Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А.    

Фактура и тембр в ансамблевом произведении.

/Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

Лукьянова Н.    

 Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,  

                                педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:  № 4

Сорокина Е.      

Фортепианный дуэт. М.,1988

Ступель А.    

 

В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970

 


[1]Консультациипоансамблюявляютсядополнительнымучебнымвременемдляподготовкиучащихсякконтрольнымурокам, зачетам, экзаменам, конкурсамит.д.