Сапронова И.В. "Играем в театр" (практикум) (Подготовительная группа) МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Цель: развитие творческих способностей и социальной уверенности старших дошкольников средствами театрализованной  деятельности.

 

Задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, обогащать знания детей о театре;
  • развивать творческую самостоятельность, инициативу, фантазию детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;
  • Доставить детям радость театрализованной постановкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_teatr_2018g.docx37.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

Конспект совместной образовательной деятельности

 «Играем в театр»

Музыкальный руководитель:

Сапронова И. В.

2018

г. Ярцево

Цель: развитие творческих способностей и социальной уверенности старших дошкольников средствами театрализованной  деятельности.

Задачи: 

  • воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, обогащать знания детей о театре;
  • развивать творческую самостоятельность, инициативу, фантазию детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;
  • Доставить детям радость театрализованной постановкой.

Оборудование: колокольчики (по числу детей), фуражки для таксистов (по числу мальчиков), шляпки для кошечек (по числу девочек), мобильный телефон, костюм колдуньи, одноразовый стаканчик, листок с крупно нарисованными нотами, на обратной стороне которого детский рисунок, сундук, большой ключ цвета меди, цветные колпаки по числу детей, картуз для девочки-сундука, сшитый из ткани поросячий хвостик.

Звучит музыка. Дети свободно входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук. – Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть в театр. Да-да, именно в театр. А вы знаете, как он устроен? Что есть в каждом театре?

Ответы детей.

Муз. рук. – Вижу, что вы готовы к игре в театр. Итак, игра начинается!

Игра-упражнение на память физических действий

 «Мы идём в театр».

Муз. рук. – Мы с вами открываем большую тяжёлую дверь…

Дети открывают воображаемую дверь.

… и входим в здание театра. Нас встречает билетер и говорит:

Ребёнок – Ваш билет, пожалуйста!

Дети показывают воображаемые билеты. Ребёнок – билетер отрывает воображаемые корешки билетов. Дети проходят дальше в зал.

Муз. рук. – Вот и гардероб.

Дети снимают воображаемую одежду и «вешают её на крючки».

Муз. рук. – Теперь можно пройти и в фойе.

Дети идут к центральной стене зала, на которой висят рисунки детей и рассматривают их. Звучит театральный звонок.

Муз. рук. – А вот и первый театральный звонок. Нам надо поторопиться в зрительный зал.

Дети идут к стульям.

Муз. рук. – Вот мы и в зрительном зале. Проходим на свои места как воспитанные люди тихо и аккуратно.

Дети садятся на места. Звучит второй театральный звонок.

Муз. рук. – И вот перед нами сцена. Справа и слева тяжелый бархатный занавес. Софиты освещают сцену. Вот-вот раздастся третий звонок и …начнётся представление. Было бы хорошо, если бы на самом деле это произошло! А давайте все вместе закроем глаза и очень сильно этого захотим.

Дети закрывают глаза, но вместо театрального звонка звенит мобильный телефон педагога.

Муз. рук. – Вот и звонок… но, кажется, он не театральный…

Дети – Это звенит ваш мобильный телефон.

Муз. рук. – Как же я могла забыть, что в театре надо отключать все мобильные телефоны, ведь звонки мешают актёрам играть на сцене и зрителям в зале смотреть действие.

Музыкальный руководитель пытается отключить телефон, но он снова звонит.

Муз. рук. – Что-то у меня не получается…Я сейчас вернусь, а вы, ребята, попробуйте ещё раз закрыть глаза и подумать о настоящем театральном представлении. Договорились?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель выходит из зала. Дети снова закрывают глаза. Звучит третий театральный звонок. Появляется Колдунья. Она что-то ворчит, бубнит себе под нос, усаживается на сцене.

Стихотворение Марины Бородицкой «Колдунья»

Сидит Колдунья, дуется,             Колдует, закрыв глаза

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку            Держит в руке воображаемый банан

Из Африки банан,

А получила – здрасьте вам! –     Шум ветра. Колдунья мерзнет.

Из Арктики …буран!

Наколдовала к ужину            Достаёт из-под одежды одноразовый стаканчик

В стаканчике пломбир,          Колдует над стаканчиком

Но убедилась с ужасом:         Пробует на вкус содержимое стаканчика

В стаканчике – кефир!             Плачет

Ну что за невезение,     Скомкав стаканчик, выбрасывает его и ходит взад-вперёд

Ну что за наказание –      Подходит к пианино

И даже вместо пения      Берёт лежащие на пианино ноты. Заглянув в ноты, крайне

Выходит…рисование… удивлённо показывает обратную сторону нот, там - рисунок

И даже вместо курицы!    Кудахчет, машет крыльями

Выходит …пистолет!        Выбрасывает вперёд указательные пальцы – «пистолет»

Звучит фонограмма «Стрельба». Колдунья в ужасе бросает «пистолеты», падает на пол, прикрыв голову руками. Всё стихает. Колдунья поднимает голову, осматривается, садится на пол, обессилено свесив руки.

Сидит Колдунья, дуется                       Сидит на полу с обиженным видом.

На целый белый свет.

 - А может быть, кто дуется,                  Встаёт, говорит с надеждой

Тому и не колдуется?

- А может быть, кто дуется,                    Радостно приплясывает

Тому и не колдуется?

- Конечно, тот, кто дуется,                    Убегает

Тому и не колдуется!

Музыкальный руководитель возвращается, сняв с себя элементы костюма Колдуньи.

Муз. рук. – Ребята, кто это только что мимо меня пробежал? Что здесь произошло?

Ответы детей.

Муз. рук. – Приходила Колдунья? Как? Самая настоящая? А как она выглядела? Во что была одета? Лет-то ей примерно сколько? Старая она была или молодая? Ну, а лицо, какое у неё было лицо: доброе или злое? А что же она делала? Получилось это у неё или нет? Почему?

Ответы детей.

Муз. рук. – Да-а, если у тебя сегодня плохое настроение, то за дела лучше не браться совсем – всё равно ничего не получится! Ребята, а не показалось ли вам Колдунья чуточку знакомой?

Ответы детей.

Муз. рук. –А если я сейчас сделаю вот так…(Надевает на себя юбку Колдуньи) И вот так…(Надевает парик) И  вот так…(меняет голос и пластику) Кто перед вами?

Дети – Колдунья!

Муз. рук. – Да, этой Колдуньей была я. Скажите, что помогло мне так перевоплотиться?

Дети – Костюм, голос, походка, лицо.

Муз. рук. – Да, всё это помогло мне почувствовать себя чуточку актрисой и сыграть роль Колдуньи.

Ещё были кое-какие предметы, которые тоже помогли мне исполнить эту сценку: стаканчик, ноты. Как, одним словом, можно назвать эти предметы?

Дети – Реквизит.

Муз. рук. – Ребята, а хотелось бы вам сейчас почувствовать себя юными актёрами? Причем не просто произносить нужный текст, а ещё и петь, и танцевать?

Ответы детей.

Муз. рук. – Тогда давайте начнем. Сейчас вы все…часы. Причем часы поющие.

Игра-упражнение «Часы» 

на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии.

Бьют часы на башне: тик-так, тик-так!

Вот стенные поживей: ти-ки, та-ки, ти-ки, та-ки!

А карманные спешат: ти-ки, та-ки, ти-ки, та-ки, ти-ки, та-ки, так!

Методические пояснения

Исполняя попевку, дети должны постараться передать не один, а три образа, три разных характера трёх часов:

  • Больших башенных, очень серьёзных и важных, поющих свою песенку медленно, с достоинством;
  • Средних настенных, деловых и энергичных, звучащих несколько быстрее и повыше;
  • Маленьких карманных, весёлых, живых, чуточку спешащих вперёд, спешащих жить.

Голосом, жестами и мимикой дети, исполняя попевку, передают разные настроения этих часов.

Муз. рук. – А сейчас мы возьмём реквизит - вот эти колокольчики, и каждый придумает свой вариант песенки для часов.

Игра на развитие ритмического творчества

«Придумай песенку часов».

Муз. рук. – Спасибо, ребята! Какие разные песенки у вас получились! Думаю, что часы с удовольствием их будут исполнять.

Ребята, а что ещё кроме реквизита помогает актёрам исполнять роли?

Дети – Хорошая дикция.

Муз. рук. – А у вас как обстоят дела с дикцией? Давайте проверим.

Речевая разминка. Игра со скороговоркой

Шесть мышат под крышей шуршат,

Кошка на крыше! Шуршите, мыши, тише.

Методические пояснения и игровые приемы

«Поймай слово»

Педагог ритмично взмахивает рукой, задавая темп, в котором произносится скороговорка, в любой момент рука педагога может остановиться, пальцы сжимаются в кулак – «Мы поймали скороговорку». Дети должны тут же прервать произношение текста и затем по сигналу педагога с этого же места продолжить произносить текст.

«Иду как…»

Дети произносят текст, одновременно выполняя соответствующие движения:

  • Идём, как осторожные мышата – на носочках;
  • Как смелые мышата – солдаты – маршируют;
  • Как уставшие мышата – еле-еле переступая ногами;
  • Как веселые мышата - вприпрыжку, размахивая руками.

Муз. рук. – А как двигаются мышата, увидавшие кошку?

Дети разбегаются в разные стороны и садятся на свои стульчики.

Муз. рук. – Ну ладно, выходите, мышата, здесь нет никакой кошки, а если и есть, то такая кошечка, которая любит не за мышами гоняться, а в жёлтом такси кататься!

Театрализованная игра «Кое-что из жизни кошек».

Утром кошечка просыпается – а-а-а,          Зевают, потирают глаза и т. п.

Чисто умывается,                                          Моют «лапкой мордочку».

Ноты берёт,                                                   Перелистывают ноты.

По нотам поёт.                         Здесь и далее повторяют звуки за педагогом.

Как? Да вот так:

До-ре-ми, ми-ре-до.

Ещё так: соль-ми, соль-ми,                     Откладывают в сторону ноты.

Соль-фа-ми-ре-до.

И вот так: до-до!

Ноты убрала,

К зеркалу подошла,                               Идут к воображаемому зеркалу.

На себя взглянула,                      Всматриваются в своё отражение в зеркале.

Хитро подмигнула,                                              Подмигивают.

Хвостиком помахала,                                       Двигают бёдрами.

Помаду достала,               Берут воображаемый тюбик, открывают его со   звуком «чпок»

Тут… на часы взглянула…                     Смотрят на воображаемые часы.

Ах!

Быстро туфли обула,                                    Бегут к стульчикам, обуваются.

Все в косметичку побросала,      Бросают в косметичку воображаемые вещи.

На улицу побежала,                                                  Бегут по залу.

Увидев такси, закричала:                                Поднимают руку в сторону.

 - Такси-и-и!

Муз. рук. –Да, вот и такси, за рулём …красавец таксист! И не один.

(Мальчикам) – Позвольте, где же ваши форменные фуражки?

Мальчики надевают чёрные форменные фуражки с символикой «жёлтого» такси.

 - Ну, а очаровательным кошечкам будут к лицу их любимые шляпки.

Девочки-кошечки надевают лёгкие шляпки с элементами меха.

 - Теперь, милые кошечки, занимайте место в своём такси. И поехали!

Песня «Кошка на такси»

Слова и музыка И. Бодраченко

Муз. рук. – Ну что ж, ребята, я вижу, что из вас получаются неплохие артисты. Вы справились с ролью часов, мышей, котов, таксистов, и теперь самое время попробовать сыграть хоть и небольшой, но уже спектакль.

Сундук.

Действующие лица: 7 чудаков, сундук.

Интермедия.

На сцене стоит сундук. Появляется девочка. Она видит сундук, приоткрывает его крышку. Начинает звучать музыка из репертуара группы «Иван Купала». Девочка от неожиданности захлопывает крышку сундука. Музыка смолкает. Девочка снова приподнимает крышку, вновь, более громко, звучит музыка.

Девочка – Ребята! (Полностью открыв сундук, выбрасывает из него разноцветные колпаки).

Появляются остальные дети, взяв каждый по колпаку, убегают за кулисы. С ними убегает и девочка. Музыка продолжает звучать.

1 картина.

Одев колпаки, под продолжающую звучать музыку, дети выходят из-за кулис и встают на свои места. Девочка-сундук в картузе, обежав всех детей, усаживается на сундук. Музыка стихает.

1 чудак – За деревней была…трясина.

2 и 3 чудак – На трясине…росла осина

4, 5, 6, 7 чудаки – Торчал на осине сук.

Все (хором) – И висел на суку…

Сундук (с ехидцей) – Сундук.

Чудаки  (удивлённо) – Сундук?

Сундук (приподнимая картуз) – Сундук.

Чудаки (раскачиваясь из стороны в сторону) – Только ветром его качало.

(Энергично бросают в Сундук «град», а он уклоняется) – Только градом в него стучало.

Сундук (плетёт паутину, Чудаки корчатся в ней) – А мохнатый лесной паук…

Чудаки подходят к сундуку, кладут руки друг другу на плечи – «паутина». Девочка-сундук присаживается на корточки.

Чудаки – Паутиной оплёл сундук.

2 картина.

1 чудак – Шёл чудак по трясине.

Чудаки  – Чудак по трясине…

2 чудак – Увидал сундук на осине.

Чудаки – Сундук? На осине?

3 чудак – Вот, - говорит, - удача!

 Всех на свете я стану богаче.

4 чудак –  Мне достался сундук с деньгами,

Изумрудами и жемчугами!

5 чудак – Заживу я теперь веселей,

Полтораста куплю кораблей

6 чудак – И от палубы до верхнего трюма

Нагружу их мешками…

Чудаки (хором) – Изю-ма!

6 чудак (подумав, соглашается) – Изюма!

7 чудак – Взял чудак у соседей пилу…

Чудаки (выставив ладонь ребром) – Пилу! (громким шёпотом) 

- И тихонько полез по стволу. (Подходят к сундуку)

- Подпилил на осине сук…(Ритмичные движения «пилой»)

Сундук  – И свалился на землю сундук! (Спрыгивает с сундука).

Чудаки, отскочив в разные стороны, падают на пол, Сундук, оглядев их, спокойно, сложив руки на груди, усаживается на сундук.

1 чудак (теребя себя за ухо) – Так и грохнуло будто из пушки.

Чудаки (приподнимаясь) – Испугались в болоте… лягушки!

1 чудак – Стал чудак отпирать замок.

Сундук – Только ключ подобрать не мог.

1 чудак – Вот, - говорит, - задача:

                  Надо ключ отыскать, не иначе.

Чудаки – Без ключа не открыть замка.

Сундук (с ехидцей) – Без замка не открыть сундука!

3 картина.

Дети выстраиваются за первым Чудаком и перемещаются по сцене в поисках ключа, вновь звучит музыка из репертуара группы «Иван Купала».

Чудаки – По дороге чудак пошёл.

1 чудак (находит ключ) – Медный ключ под кустом нашёл!

5 чудак (рассматривает ключ) – Медный ключ с золотой бородкой,-

 Стал хвалиться чудак находкой.

6 чудак –  Вот, - говорит, - удача!

Всех на свете я стану богаче.

7 чудак – Полтораста куплю кораблей,

Апельсинов, конфет, кренделей.

То-то пир на весь мир я устрою…

Сундук (с ехидцей) – Если только сундук ты откроешь.

1 чудак – Ключ потёр он рукой (трёт рукавом) – блестит.

Чудаки (хором) – Блестит!

1 чудак – Дунул в дырочку (дует) – ключ свистит.

Чудаки (хором) – Свистит!

Чудаки (вместе) – Сунул ключик в замочную щелку.

Сундук – А замок отомкнулся и щёлкнул.

Девочка-сундук спрыгивает с сундука и прячется за ним.

1 чудак (с опаской) – Оглянулся чудак вокруг…

Чудаки (вместе) – Заглянул осторожно в сундук. (заглядывают в сундук)

1 чудак – (разочарованно отходит от сундука) – Вот, - говорит, - неудача! (Снимает с головы колпак, бросает его себе под ноги)

2 и 3 чудаки (отходят от сундука, бросают колпаки) – Не на много я стану богаче.

4, 5, 6 и 7 чудаки (хором) – Не на много я стану богаче…

Сундук ( держит в руке хвостик) – Ты нашёл только хвост поросячий… (Бросает между чудаками) 

Очень тоненький хвост да короткий.

Много ль проку в такой находке?

Был бы хвост поросячий побольше…

Чудаки (посмотрев на девочку-Сундук) – Побольше?

Сундук – Побольше!

Чудаки (хором) – А-а-а… Так и сказка была бы подольше!

Эпилог.

Звучит музыка из репертуара группы «Иван Купала». Чудаки, поклонившись зрителям и подняв с пола колпаки, уходят. Оставшись одна, девочка-сундук тоже кланяется зрителям, снимает картуз, кладёт его в сундук, осторожно закрывает крышку. Музыка стихает. Девочка на носочках отходит от сундука.

Девочка (кричит ушедшим Чудакам) – Ребята, подождите, я с вами! (Убегает)

Муз. рук. – Вот и закончился наш спектакль, подошло к концу и наше занятие. Сегодня вы, ребята, показали себя артистами, которые могут:  

  • Правильно петь и выразительно говорить;
  • Легко и уверенно двигаться по сцене;
  • Понимать своих персонажей и эмоционально воплощать их.

Впереди нас с вами ждут новые интересные театральные игры и упражнения, песни и, конечно, новые спектакли. А значит, мы будем снова и снова играть, играть в театр!