"Детские голоса и их характеристика".

Карпонина Наталья Дмитриевна

Данная работа представляет собой методическую разработку. В ней даётся общая характкристика детского певческого голоса, особенности деского подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_detskie_golosa.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Шумиловская ДШИ»

Методическая разработка.

Тема:

Детские голоса и их характеристика

Составитель:

преподаватель класса

«Сольное пение»

Карпонина Н.Д.

Содержание:

I. Общая характеристика.

II. Особенности детского подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.

1 Домутационный период

1) Период 6-7 лет

2) Период 9-11 лет

2 Мутационный период.

1) Период 12-13 лет. Основные признаки наступающей мутации.

2) Период 13-16 лет. Мутация человеческого голоса.

3)Послемутационный период.

III. Методическое обеспечение.

Детские голоса и их характеристика

I.Общая характеристика

Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.

        II.Особенности детского, подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.

  1. Период 6-7 летнего возраста.

К началу обучения ребёнка в школе в 6-7 летнем возрасте гортань располагается выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.

У необученных детей чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц, дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении ребёнок делает вдох, поднимая плечи. От этой привычки следует сразу отучать. В процессе возрастного развития дыхание постепенно становится более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физически оправданное певческое воспитание. Недаром в среде педагогов, работающих с детьми, всё чаще и чаще употребляется понятие «Приобщение к певческой культуре». Это верно отражает существо учебно-воспитательной задачи, стоящей перед педагогом-вокалистом.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет невелик и колеблется между «Ре»¹ и  «Ре»² октавы.

С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Вместе с тем известен опыт работы, педагог специально разрабатывает крайние звуки рабочего диапазона голоса детей младшего школьного возраста, всемерно развивая у них голосовую мышцу (Ф.Лысек, Г. Перельштейнас). В опытных руках подобная работа приносит вполне положительные результаты.

  1. Период 9-11 летнего возраста.

 Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голос ребёнка в процессе становления приобретает чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этом случае при пении включается в работу средняя часть голосовых связок. Звук становится глубже, сочнее, приобретает (микстовый) характер. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить звучание голоса. Однако в принципе этим не стоит увлекаться, особенно в возрасте 10-11 лет. Именно в этом возрасте существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок — её середину. В результате у ребёнка могут появиться певческие «узелки», неровности на краях связок.. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте в зоне между «Си» малой октавы «До»²/«Ре»² октавы.

  1. Мутационный период

      1) Период 12-13 лет. Наступление мутации это — младший подросток, в подавляющем большинстве обладающий с более или менее сформировавшейся голосовой мышцей , дополнительные возможности в исполнительской деятельности. Вместе с тем, и в этот период в голосе ребёнка при пении преобладает включение в основном краёв связок, что требует мягкой атаки звука, не напряжённого, негромкого звучания.

Развитие голоса в данной возрастной стадии становления проходит скачкообразно. И это естественно, т. к. в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе — мутация.

Основные признаки наступающей мутации:

  • сипота
  • покраснение голосовых связок; обнаруживающиеся при фониатрическом просмотре
  • желание откашляться.

По наблюдениям специалистов, у девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. У мальчиков-подростков весьма заметна диспропорция в развитии отдельных частей организма. Фониотрические просмотры поющих детей, проведённых в лаборатории Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР доктором В Алмазовым, показали, что дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростков. К примеру, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, оставаться прежними по ширине, т. к. гортань растёт больше в продольном направлении, нежели в поперечном, рост гортанных полостей отстаёт от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка (юноши) остаётся детским. И потому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата.

        Рабочий диапазон голоса в этот период охватывает зону от: «До»¹ до «Ми»², «Фа»². Однако, как показывает опыт, ни один из педагогов который думает об охране детского голоса не злоупотребляет крайними звуками диапазона своего воспитанника, используя преимущественно примарную зону звучания.

        Следует отметить ещё одну существенную черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем организма обуславливает иногда ухудшение самочувствия, а иногда даже внезапную потерю сознания. В основе образного явления «помутнения сознания» юного исполнителя лежит детренированность организма в пении стоя, усиленная возрастным фоном. Это не «трагедия», а вполне объяснимое физиологическое явление. Об этом, а также о мерах защиты в случае недомогания должен знать каждый из юных певцов. «Если почувствовал недомогание — спокойно присядь» - так учит народный артист Г.А. Струве, руководитель первой в стране студии «Пионерия». Как и на более ранних этапах певческого и возрастного развития детей, основой певческих требований в это время остаётся высокое (головное) резонирование при умеренной силе звука. При несоблюдении голосового режима в хоре занятий с младшими подростками у них может возникнуть «ложноальтовое звучание», что чаще всего приводит к потере лёгкости свободы звука.

  1. Период 13-16 лет. 3 стадии мутации человеческого голоса.

Это - старший подростковый возраст. В данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация.

        Такая неравномерность в развитии подростка создаёт для педагога определённые трудности, которые заключаются в том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений ребёнка. Следует петь в щадящем режиме — не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне Forte, особо бережно относиться к своему голосу.

        В рассматриваемый возрастной период мутация наступает и у девочек. Н.Д. Орлова пишет: «Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, решается утвердительно» Плавно проходящая мутация не может служить для педагога поводом к игнорированию этих изменений при обучению пению... Мутация — это широкое понятие роста детского организма, со всем комплексом происходящих в нём изменений, влияющих на голос, наиболее интенсивно проявляющихся в период формирования пола.

        Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек — женскими.

3 стадии мутации человеческого голоса.

  • На первой стадии голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапазон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих «верхов» лучше начинают проявляться звуки низшего отрезка диапазона.
  • Вторая стадия характеризуется своеобразным «переломом» в голосе: звукоизвлечение при этом даётся со значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость. Неслучайно дореволюционный методист А. Никольский как-то назвал процесс мутации «линькой голоса». Иногда даже опытный певец-подросток с трудом начинает справляться со своим «новым» голосом.
  • Третья стадия развития голоса начинается с того момента, когда новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности не только в пении, но и в речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на октаву) заставляют педагога уделять или особое внимание. Голоса же девушек, которые почти не меняются по высоте, иногда не так тщательно «отслеживаются» педагогом. Большая нагрузка на голос может негативно сказаться на развитии и охране голоса. Об этом не следует забывать.

Диапазон голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы.

Высокие голоса девушек:

SI от «До»¹ до «Соль»²

SII от «Ля» малой до «Ми»²

Юношеские голоса (по Д.П. Локшину):

тенор от «До» малой до «Ми»¹

басы от «СИ» большой до «До»¹

  1. Послемутационный период.
  • Период 16-17 лет

Их голоса уже обладают элементами взрослого звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. При тщательном и рациональном певческом режиме пения в предмутационный и мутационный период юношей и девушек развиваются плавно и постепенно умения и навыки владения «взрослым» голосом приобретаются быстрее, прочнее. Появляются большие возможности в использовании грудного резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче.

В 16-17 лет ещё, по сути, нет взрослого голоса. Сила мышц лишь начинает приближаться к норме взрослого.

III. Методическое обеспечение.

  1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодёжи — М.: Издательство АПН РСФСР, 1963
  2. Багадуров В.А. Начальные приёмы развития детского голоса — М.: Издательство АПН РСФСР, 1954
  3. Работа с хором. Методика, опыт. - М.: Профиздат, 1972
  4. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек.(О возрастных изменениях). - М.: Издательство АПН РСФСР, 1960.
  5. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.