"Использование педагогических инновационных технологий в формировании и развитии артикуляции и дикции на уроках сольного пения".

Карпонина Наталья Дмитриевна

Содержанием этой работы является развёрнутый конспект тематического урока для учащихся ДШИ по классу сольного пения. Целью этой работы является достижение отличной дикции. Чтобы добиться достижения этой цели, необходимо работать над совершенствованием артикуляционного аппарата через использование инновационных педагогических технологий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ispolzoanie_innovatsionnyh_tehnologiy.doc88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация МО Приозерский район Ленинградской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств

КОНСПЕКТ 

ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока:

«Использование инновационных педагогических технологий

 в формировании и развитии вокальной дикции и артикуляции

 на уроках сольного пения»

                                 Преподаватель: Карпонина Наталья Дмитриевна

                                   Концертмейстер: Маршакова Наталья Евгеньевна                          Учебный предмет: Сольное пение

Класс школы искусств: II

Дата: 28.09.2017 г.

Суходолье 2017 год

 

Урок разработан в рамках  дополнительной общеразвивающей  программы художественной направленности «Сольное пение. Первая ступень» (срок реализации 3 года).

Учебный предмет: Сольное пение.

 Раздел программы второго года обучения: «Формирование вокальных навыков» (дикция и артикуляция)

Класс школы искусств: II.

Актуальность темы:

1.Вокальное исполнительство  -  наиболее   массовая форма  активного  приобщения  к музыке;

 2.Нарушения вокально-речевых  функций присутствуют у большого  количества  детей;

 3.Артикуляция и дикция — одни из важнейших компонентов в формировании и развитии  вокальных навыков.

План- конспект урока

Тема урока:

«Использование инновационных педагогических технологий в формировании и развитии  вокальной дикции и артикуляции на уроках сольного пения».  

Форма организации деятельности учащихся на занятии:

 Индивидуальная.

 Цель:

 Создание условий для формирования и развития артикуляционного аппарата учащегося через отработку правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения с использованием инновационных педагогических технологий.

 Задачи:

1. Образовательные: 

- обучение правильному певческому дыханию;

- обучение пению слов на зевке;

- обучение пению согласных;

- обучение чистоте интонирования через правильную передачу мелодии.

2.  Развивающие:

- развивать дикционные способности и навыки;

- развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности;                      

- развивать логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений;                                          - развивать  глубокое понимание смыслового значения слова в музыкальном произведении,   фразе, предложении;

- развивать видение в музыкальном образе смысловые доминанты и воплощать их в      повседневной жизни;

- развить культуру и манеру исполнения сценического вокального исполнения (творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, умение донести слово до слушателя);

- развивать мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику.

3. Коррекционные:

 - коррекция отклонения от норм речевого аппарата;

 - укрепление артикуляционного аппарата;

 - снятие психологических зажимов во время пения.

4. Воспитательные: 

- способствовать формированию культуры пения  как эстетическую потребность, как часть их   общей художественной, а шире – духовной культуры;

- способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению.

Оборудование и материалы:

- просторное  светлое  помещение;

- ноутбук;

- фортепиано;

- зеркало.

Методы обучения:

-  беседа;

-  исполнение учебно-тренировочного материала;

-  объяснительно-иллюстративный;

 - частично поисковый (эвристический);

-  разучивание и исполнение песни.

Инновационные технологии:

 - личностно-ориентированное обучение;

 - дифференцированный подход;

 - доступность, последовательность и систематичность обучения;

 - опора на здоровьесберегающие технологии;

 - утверждение радости на уроке.

Проектируемый результат:

ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям;

ребёнок должен иметь устойчивый интерес к песне;

                     ребёнок должен уметь эмоционально, напевно,  с хорошей дикцией спеть учебно-                                          тренировочные упражнения и песню.

Метопредметные связи:

  • слушание музыки;
  • общий курс фортепиано;
  • вокальный ансамбль.  

   

Ход урока

В класс входит ученица II класса.

Психологическая характеристика учащейся.

Девочка обучается в школе второй год в классе сольного пения. Поступила в школу в возрасте восьми лет. При поступлении девочка  имела большое  желание учиться, но не могла определиться в каком направлении ей лучше развивать свои музыкальные способности. Во время прослушивания она показала хорошее чувство ритма, отличную музыкальную память, чистую интонацию в пении. Девочке предложили заниматься в классе сольного пения. Она с радостью согласилась. При этом выяснилось, что ребёнок периодически болеет простудными заболеваниями и нуждается в лечении в данном направлении. Девочка обладает незаурядным интеллектом, отлично обучается в общеобразовательной школе, эмоциональна, открыта в общении на уроке, но иногда бывает замкнута со сверстниками в зависимости от настроения и физического  самочувствия. Она имеет довольно устойчивое внимание на уроке. К домашним занятиям относится добросовестно и даже с пристрастием. В семье благоприятный психологический климат. Близкие всячески поддерживают её желание заниматься музыкой и создают все условия для благоприятного обучения.  

I.Введение

1.Организационный момент (1 мин.)

Педагог:

Здравствуй! Рада видеть тебя на уроке.

(Краткая беседа с учащейся об эмоциональном состоянии. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации). 

 2.Введение в тему (1 мин.)

Педагог:

На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.

Сможешь ли  сказать, что является самым важным в пении?

Предполагаемый ответ учащегося:

 Правильная интонация, правильное  дыхание, красота голоса.

Педагог:

 Верно. Это всё является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до слушателей?

Предполагаемый ответ учащегося:

Без ясного и понятного произношения слов песни.

                                                                     На данном этапе урока использовался метод беседы.

3.Объяснение темы (7 мин.) 

Педагог: 

Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Вокальная артикуляция и дикция». Сегодня на занятии мы поработаем  над формированием вокальной дикции, а также над формированием певческого звука.

 Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца.

К артикуляционному (речевому) аппарату относятся:

 - щеки;

-  губы;

-  зубы;

-  язык;

-  челюсти;

-  мягкое и твёрдое нёбо;

-  глотка;

-  гортань.

                                     На данном этапе урока использовался метод объяснительно-иллюстративный.

(Демонстрация схемы «Артикуляционный аппарат» - см. приложение № 1).

 Как ты думаешь, все эти органы участвуют в формировании красивого звука?

Предполагаемый ответ учащегося: 

Да.

Педагог: 

Попробуй сказать  «Барашеньки-крутороженьки» без участия языка (ученица  пытается выполнить задание).

Видишь, что получилось? Ничего не понятно.

А теперь без участия губ (ученица пытается выполнить задание).

Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать.

Артикуляция -  работа органов артикуляционного аппарата  на создание звуков речи. К ним относятся гласные и согласные звуки.

  Эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания голоса  идёт через гласные звуки. Чёткость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных.

 Дикция – это четкое, ясное, разборчивое  произношение слов текста.

Сейчас мы остановим своё внимание на согласных звуках.

                                        На этом этапе урока использовались  методы частично-поисковый,                                                        

                                        объяснительно-иллюстративный.

(Демонстрация плаката «Деление согласных звуков» - см. приложение № 2)

                                                                           Глухие

 К  П  С  Т  Ф  Х  Ч  Ц   Ш  Щ

Эти согласные безголосые. Они образуются без участия голосовых связок от колебания выдыхаемого воздуха. Состоят из одних шумов. Их необходимо произносить с большой интенсивностью, энергично. Эти согласные произносятся на шёпоте, голосовая щель раскрыта в  хрящевой части. Они могут провоцировать на форсированное звукоизвлечение.

                                                                            Звонкие

Б  В  Г  Д  Ж  З  Л  М  Н  Р

Эти согласные голосовые. Они образуются из ротовых шумов и голоса. Явно выражен основной тон. Эти согласные делятся:

-  вокальные  (обладают звонкостью, протяжностью)

 В  Ж  З  Л  М  Н  Р;

-  сонорные (они звучат вокально,  имеют высоту звука, т..е. их можно петь)

 Л  М  Н  Р;

-  не вокальные (они звонкие, взрывные)

 Б  Г  Д.

 Великие учителя вокала  всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса.  

Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное,  красивое открывание рта  помогает  правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает  открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх  гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка.  Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щёк и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М. Гарсиа.

 

А ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее  сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося:

 Петь упражнения, скороговорки для того, чтобы настроить свой голос для более  чёткого произношения слов, петь упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.

Педагог:

Молодец! Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося:

 Распеваться на каждом занятии обязательно, так как  голосовые  связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: 

Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают  речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

                                               На данном этапе урока использовался метод частично-поисковый.

                                                                   II. Практическая часть  

Педагог:

Переходим к практической части нашего занятия.

1. Логопедическая гимнастика (2 мин.)

                    (см. приложение № 3)

  А теперь будем  учиться чётко и быстро проговаривать  скороговорки, а затем петь их же на звуках примарной зоны голоса.

 2.Учебно-тренировочные упражнения для развития речевого аппарата (8 мин.): 

«Барашеньки-крутороженьки» (см. приложение № 4 );

 «Про налима» (см. приложение № 5);

 «Свинья» - (см. приложение № 6);

«Про чертят» - (см. приложение № 7).

 Педагог:

 А теперь я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Предполагаемый ответ учащегося:

«Про покупки» - (см. приложение № 8).

Рекомендации:

В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных букв «П» и «Р» в их сочетании между собой, а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.

Педагог:

 А теперь повторим скороговорку «Бык-тупогуб» (см. приложение № 9).

Рекомендации:

Повторять скороговорку в различных образах и с эмоциями, присущими персонажу , изображенному на картинке, в образе упрямого бычка, грустного бычка и весёлого бычка.

Педагог:

 Спасибо! Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

3.Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (10 мин):

Рекомендации:

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения сольному пению, необходимо чаще предлагать учащимся выполнять упражнение, пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжатыми, мягкое небо активизировано в легком зевке. Звук стараться  посылать в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посылание звука в переднюю часть твёрдого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование. Благодаря этому звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

После  пения закрытым ртом поем на слоги «ма мэ ми мо му ». Всего 5-6 упражнений.

Певческий вдох  следует  брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь  на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой.

Каждое  следующее  проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.

                              На данном этапе урока были использованы технологии доступности,

                               последовательности, систематичности обучения.                                                                    

4.Повторение и закрепление пройденного при разучивании вокального произведения (10 мин):

 

Педагог:

Молодец! На прошлом занятии мы начали разучивать песню Б. Савельева на слова М. Пляцковского  «Из чего наш мир состоит». Дома тебе необходимо было играть мелодию песни, выучить слова песни наизусть. Сыграй, пожалуйста, мелодию (ученица играет). Понравилась тебе песня? О чем она?

Предполагаемый ответ учащегося: 

Да! Очень красивая песня о Родине, о дружбе.

Педагог: 

Давай вместе с тобой определим  в какой форме композитор  написал песню  (в куплетной форме-3 куплета и припев), в каком размере ( 2/4) и в какой тональности( соль - минор). Повторим текст песни (см. приложение №10).

Рекомендации:

Песня весёлая, в характере  польки. Исходя из этого, ребенок не может петь вяло. Но слишком увлекаться с жесткой атакой звука нельзя. Иначе  пойдет разговор в тональности. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединить слог за слогом, звук за звуком.

Поём  песню (1 куплет, потом припев) по фразам  с закрытым ртом на звук «м». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, чётко, коротко без утрирования. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов,  т.е. дикцию. Вялость в работе  артикуляционных органов  является  причиной плохой дикции. Рот учащейся должен быть свободен, и «красиво активен».

Особо стоит отметить, что внимание ученицы должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не «рвать» кантилену, не делать пение скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении.

После такой работы по небольшим частям над звуковедением и дыханием  нужно поработать над произведением как над единым целым. Необходимо попробовать исполнить её полностью  под аккомпанемент фортепиано, который должен быть тихим, лёгким и  ни в коем случае не заглушающим голоса ребёнка.

                                        На данном этапе урока использовался метод разучивания и исполнения

                                         песни, а также технологии доступности, последовательности ,                                                                        

                                         систематичности обучения, а также метод исполнения музыки в ансамбле.

III. Подведение итогов (1 мин.)

Педагог: 

Подведём итоги нашего урока.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Также познакомились с новыми понятиями: артикуляция и дикция. 

Итак, навык артикуляции включает:

- отчётливое, фонетически определенное и грамотное произношение;

- умеренное  округление гласных за счет пения на скрытом зевке;

-  нахождение высокой вокальной позиции;

 - умение максимально растягивать гласные и очень коротко   произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

 

Домашнее задание:

- проговаривай новые  скороговорки в ритме, закрепляй уже изученные;

- играй скороговорки на ноте «ре», затем повышай на полтона и т.д. как распевки;

- проговаривай мелодию песни сольфеджио;

- играй мелодию песни;

- пой мелодию песни сольфеджио;

- проговаривай стихотворный текст в ритме песни;

- играй мелодию и пой песню целиком со словами.

  Молодец! Спасибо! До свидания. До новой встречи.

                                                В основе всего урока с учащейся положены здоровьесберегающие

                                                технологии, а также личностно-ориентированные технологии                                                                        

                                                с дифференцированным подходом.                                                                                                                                              

                                       Список источников информации и иллюстраций:

1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

 2. Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.

 3. Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.

 4. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

 5. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

 6. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.

 8. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб.изд. «Музыкальная палитра» 2008

 9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

 10. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

 11. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.

 12. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г

Сайт в интернете:

1. http://www.100 vocalistov.ru

Иллюстрации

1. http://www.hvorostovsky.com/ru/photos

2. http://www.rusedu.ru

  1. http://www.theplace.ru/photos/Anna_Netrebko-mid2190.html