Выступление на фестивале педагогических инновационных технологий «Синтез музыкотерапии и игровых технологий на начальном этапе обучения в детской хореографической студии»

Аносова Наталья Анатольевна

Выступление на фестивале педагогических инновационных технологий 2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_vystuplenie.docx26.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «ЦДТ «Южный»

Выступление на фестивале педагогических

инновационных технологий 2017 г.

Тема: «Синтез музыкотерапии и игровых технологий на начальном этапе обучения в детской хореографической студии»

Составитель: Н. А. Аносова

Рязань, 2017

В последнее время в большинстве занятий в хореографической студии все более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья как у учащихся, так и у самого преподавателя. Искусство – это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.

В научной литературе оздоровительные (профилактические и терапевтические) возможности творческих актов уже частично изучены (разделы музыко-, изо-, танцетерапия). Теперь отдельные заключения по поводу использования творчества в качестве оздоровительного средства проникли в педагогическую науку и выполняют роль «новейших» методических подсказок в педагогической деятельности преподавателя.

Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения отличаются новизной  и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся, погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.

Основой является музыка, а разнообразные упражнения, игры, сюжетно образные движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания.

Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале XX века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость. В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.

И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока.

Итак, музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Музыкально-двигательное воспитание – это воспитание чувств, мыслей ребенка, развитие его способностей, обучение способам самостоятельной деятельности. Слушая музыку, дети проникаются ее настроением, усваивают правильные интонации, в танце – выразительно двигаются.

На занятиях хореографии движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.

Музыкально-ритмические движения являются воспитывающими. Они помогают ребенку раскрыть много сторон его личности, его познавательную, волевую и эмоциональную сферу. Выполняя движение под музыку ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые движения. Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения, эмоциональную отзывчивость посредством производимых движений в процессе игры или танца.

Игры и танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое. В ходе занятий мы (педагоги-хореографы и я, концертмейстер) добиваемся, чтобы дети, исполняя характерные движения, передавали не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним, что способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности. В период интенсивного развития фантазий, воображения, образного мышления, основных психических процессов роль музыкально-ритмической деятельности и музыкально-дидактических игр очень велика.

Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса занимающихся к изучаемому материалу.

Музыка, сопровождающая движение создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений.

Эмоционально-образная музыка, танцевально-действенная с ясно выраженной и завершенной мелодикой, является наиболее приемлемой для занятий хореографией. Хорошо подобранный музыкальный материал помогает повысить работоспособность и творческую активность обучающихся.

Дети приходят заниматься полные интереса и ожидания. Они не раз встречались с музыкой, конечно, охотно прыгали и скакали, бегали. Необходимо суметь соединить музыку и движение. Для этого необходимо овладеть вниманием детей: как непроизвольным (интерес к занятиям), так и произвольным (целенаправленным).

Настоящему танцору необходимо уметь не только слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. А умение творчески, вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки – значит, овладеть одним из главных элементов актерского мастерства.

Следовательно, в образовательной деятельности надо подвести обучающегося к тому, чтобы он стремился выполнять каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Именно этому помогает игра.

Нотный текст музыкой делает концертмейстер, причем каждый по-разному. Одним и тем же музыкальным материалом можно озвучить многие движения. Привязка определенной музыки к определенному движению существует только в голове музыканта.

Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребенка. А основной вид деятельности дошкольника – творческая игра. Как мы знаем, через нее ребенок входит в мир взрослых, игра затрагивает все стороны его личности, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

Чтобы добиться хороших результатов концертмейстер в содружестве с педагогом должны использовать такие приемы, которые делают занятия интересными, когда занимательное сочетается с мало интересным, но необходимым. Использование музыкально-дидактических игр помогает усвоить и закрепить материал

В возрасте 6-7 лет дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание.

Оздоровительная роль игры проявляется, прежде всего, в формировании эмоционального мира ребенка.

На мой взгляд, игра для детей в обучении танцу имеет огромное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре развиваются силы ребенка, становится тверже рука, тело приобретает гибкость, развивается сообразительность, находчивость, выдержка. Игра дисциплинирует, так как без соблюдения правил никакой игры не бывает.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства и переживания своего героя исполнители выражают без помощи речи, а движениями тела, жестами, мимикой лица. Речью является сам танец. Для этого дети должны обладать хорошей музыкальной и зрительной памятью. Музыкальные фрагменты, используемые для сопровождения игр, должны быть яркими, выразительными, способствовать тому, чтобы научить ребенка жить образами (Лягушонок, Цыпленок, Котенок, Капелька в ручейке), передавать человеческие чувства (радости, счастья, гордости, гнева и т. д.).

На протяжении многих лет работы с детьми у меня накопился музыкальный  материал для заданий на творческое воображение и музыкально-дидактических игр, используемых на занятиях.

Игра «Давайте познакомимся!»

После проведения нескольких занятий, когда дети уже усвоили некоторые упражнения, для разминки можно добавить задания на творческое воображение в музыкально-ритмическую разминку на середине зала. Вот пример нескольких заданий.

Дети встают в круг, лицом в центр круга. Звучит музыкальное вступление, 4 такта. На начало музыкальной фразы на счет «раз-два» ребенок, с которого начинается игра, подает левую руку ребенку, который стоит рядом. Тот, на счет «три-четыре», подает ему правую руку. Затем, на счет «раз-два», подает левую руку следующему ребенку. Игра продолжается по кругу. Я использую обработку песни В. Шаинского «Улыбка».

                 «Найди свое место»

В этой игре развивается память (запомнить, где стоял в колонке и линии), координация движения, отрабатывается окончание движения одновременно с окончанием музыки. Под быструю музыку дети бегают по залу (легкий бег на полупальцах), когда музыка остановится, быстро занимают свое место. Музыкальное сопровождение – Л. Фицпатрик «Наперегонки».

                    «Интервал» или «Окошечко»

Когда дети усвоили, что на занятиях нужно держать равнение, интервал в колонках и линиях, можно поиграть по кругу. Дети встают в круг. Проверяют одинаковые расстояния между «окошечком» с помощью вытянутых в стороны рук.

По заданию педагога дети бегут на полупальцах, двигаются подскоками, хороводным русским шагом. В момент окончания музыкальной фразы все должны остановиться, круг должен остаться ровным, «окошечки» одинаковыми.

Для детей, которые занимаются хореографией, должно стать естественным заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной фразы.

Некоторые дети не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движения. Поэтому данная игра помогает работать в этом направлении, вырабатывать быстрое ориентирование в пространстве.

Музыкальное сопровождение – чередование тем «Этюда» Гедике, «Польки» Аносовой, «Русского лирического» Карамышева.

                «Регистры» или «Кто в теремочке живет»

Сначала дети прослушивают музыку в разных регистрах. Педагог объясняет, что в нашем теремочке три этажа (нижний, средний, верхний). А в музыке этажам соответствуют регистры. Педагог спрашивает, в каком регистре звучит мелодия, а дети угадывают.

Затем встают в круг, лицом в центр круга. Педагог показывает движениями звучание музыки в регистрах (верхний – руки поднять вверх, средний – присесть, нижний – сесть на корточки).

На следующем занятии дети придумывают, кто живет в теремочке (птичка, медведь, заяц), и придумывают движения для каждого персонажа. Можно поделить детей на три группы, каждая из которых изображает своего персонажа в соответствии со звучащей музыкой.

Эта игра развивает музыкальную память, умение образно представить характер движения, соответствующий характеру музыки, умение выразительно передавать образы персонажей.

Музыкальное сопровождение – Э. Григ, «Шествие гномов», Т. Попатенко, «Лесные музыканты», Н. Аносова, «Птичка».

Во всех этих движениях есть минимум информации, который подводит детей к пониманию танца, как многозначного сочетания условного и безусловного.

                 14) «Воздушные шары»

Эта игра обычно проводится в конце занятия, когда дети уже устали, им необходимо восстановить силы, расслабиться. В то же время, они должны внимательно следить за выполнением задания, творчески представить воображаемый предмет, получить заряд положительных эмоций.

Детям предлагается встать в небольшой круг и закрыть глаза, звучит спокойная музыка. Педагог дает задание запомнить цвет. Педагог рассказывает: «представьте себе огромную связку воздушных шаров. Сейчас я вам раздам каждому по воздушному шарику, возьмите его в руку и постарайтесь запомнить какого он цвета». По очереди раздает шарики и называет имена детей и цвет шарика.

Далее по команде педагога дети открывают глаза, встают и собирают шары в огромную связку. Каждый ребенок загадывает желание, отпускает шарик. В конце можно спросит, какого цвета был шарик у каждого.

Музыкальное сопровождение – Yoruma «All rivers flow with you».

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятия с элементами музыкотерапии с 1-го года обучения, используя только элементы ритмики и партерной гимнастики. В дальнейшем использование элементов музыкотерапии продолжатся на занятиях классическим, народно-сценическим танцем и других предметов, которые входят в программу хореографической студии.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнком занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях. У детей появляется стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими. Движения, выполняемые детьми под музыку, приобретают необходимую соразмерность и точность. Дети правильно ориентируются в пространстве.

Внедрение данных рекомендаций в образовательный процесс хореографической студии не требует особых финансовых затрат, специального оборудования. Для реализации требуются высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующее методическое обеспечение.

Главная задача в совместной работе хореографа и концертмейстера – это раскрытие индивидуальности и творческих способностей каждого из воспитанников, вплоть до одаренности.

Мы предлагаем вашему вниманию танцевальный этюд, который поставили обучающиеся 4 года обучения (Миронова Дарья и Васютина Анна) по предварительно заданной теме «Природа».

Выход детей

Анализ танца