Игровые методы обучения на уроках сольфеджио

Землянухина Людмила Анатольевна

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

(Сократ. Философ).

Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении юного музыканта, является практической дисциплиной и способствует  развитию  музыкальных способностей  детей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых  для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех составляющих музыкальности: музыкального слуха (мелодического, .гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной восприимчивости, эстетического вкуса.

Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными  разделами учебной работы  (развитие вокально-интонационных навыков,  воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание слухового восприятия) все активнее используются новые методы в организации урока. Это позволяет  одну самых  из трудных музыкальных дисциплин в ДМШ и ДШИ сделать интересной, доступной и понятной.

В процессе обучения на уроках сольфеджио особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки  и очень важно увлечь и заинтересовать ученика, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в ее содержание и «переживать» ее.

Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологией. Основные  категории психологии, такие как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле зрения  преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки.

У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности еще не сформировалась,  поэтому начальные музыкальные знания лучше излагать в в игровой форме с активным участием каждого ребенка. Младшие школьники не могут долго задерживаться на одном задании, они быстро устают. Игровая деятельность требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра создает соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и активнее.  Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается сразу игрой преподавателя или ученика на инструменте, то предмет сольфеджио имеет свои особенности. Важно заинтересовать ребенка с первых уроков, дать новый материал в общении, в форме игры, теста, загадки, «хитрого»  вопроса. Важно постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников,  которая заключается в том, что она должна подчиняться единой учебной задаче – теме.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

(Методический доклад преподавателя музыкально теоретических дисциплин Землянухиной Л.А.)

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

(Сократ. Философ).

Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении юного музыканта, является практической дисциплиной и способствует  развитию  музыкальных способностей  детей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых  для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех составляющих музыкальности: музыкального слуха (мелодического, .гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной восприимчивости, эстетического вкуса.

Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными  разделами учебной работы  (развитие вокально-интонационных навыков,  воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание слухового восприятия) все активнее используются новые методы в организации урока. Это позволяет  одну самых  из трудных музыкальных дисциплин в ДМШ и ДШИ сделать интересной, доступной и понятной.

В процессе обучения на уроках сольфеджио особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки  и очень важно увлечь и заинтересовать ученика, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в ее содержание и «переживать» ее.

Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологией. Основные  категории психологии, такие как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле зрения  преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки.

У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности еще не сформировалась,  поэтому начальные музыкальные знания лучше излагать в в игровой форме с активным участием каждого ребенка. Младшие школьники не могут долго задерживаться на одном задании, они быстро устают. Игровая деятельность требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра создает соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и активнее.  Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается сразу игрой преподавателя или ученика на инструменте, то предмет сольфеджио имеет свои особенности. Важно заинтересовать ребенка с первых уроков, дать новый материал в общении, в форме игры, теста, загадки, «хитрого»  вопроса. Важно постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников,  которая заключается в том, что она должна подчиняться единой учебной задаче – теме.

«С ФОРТЕПИАНО Я ДРУЖУ»

С первых уроков важно общение учеников с фортепиано.

Задание: Изучение и исполнение за фортепиано звуков различных октав и регистров.

Дети становятся большим кругом за фортепиано, чтобы каждый ученик видел клавиатуру. Учащийся за фортепиано -  «учитель», остальные – « ученики», называющие ноты в разных октавах.  У «Учителя» в разных октавах и регистрах звучат звуки, а «ученики» по очереди определяют их.  Каждый из учеников может быть и учеником  и учителем.  Затем ученики  и учителя  меняются ролями.  

«РИТМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»

Ученики разучивают несколько песенок. Преподаватель прохлопывает ритм одной из них.

Задание: Определить по ритму  песенку. Затем ее можно подобрать за фортепиано, солируя или исполняя песенку с другими учениками.

«ПОВТОРИ – КА МЕНЯ»

Упражнения  помогают развивать ладовое чувство, ощущение устойчивости и неустойчивости.

Задание: Спеть в определенной тональности с названием звуков ступени в разбивку, а затем небольшие музыкальные фразы.

Педагог настраивает учеников в тональности. Играет ступени в разбивку. Дети слушают и пропевают их с названием звуков. Один из вариантов задания – не интонировать, а выкладывать карточками звучащие ступени. Выигрывает тот,  кто правильно соберет  последовательность ступеней.

«ЖИВОЕ ФОРТЕПИАНО».

Каждый ученик – это клавиша. Вначале игры это одна клавиша для всех. Выходит ученик и нажимает «живые»  клавиши.

Задание:  Необходимо каждому чисто спеть один и тот же звук

Затем выстраивается гамма.  Ученики получают свои ступени. Педагог нажимает на «живые» клавиши, исполняя ранее выученные песенки. Выигрывает тот,  кто первым узнает знакомую мелодию.

«ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ»

Эту игру можно использовать с первых уроков сольфеджио и в первом классе, и  в других классах. Игра активизирует память, способствует ее развитию, выстраивает логические цепочки и ассоциации.

Так, в 1 классе могут быть вопросы:

  • Какая нота ниже «соль», «ми», «ля», выше «ля», «си», «ре» и т. д.
  • Сколько четвертей в половинной, целой ноте?  Сколько восьмых в четвертной,  половинной  целой ноте?
  • Определите мажорную тональность, если III ступень «си»,   V ступень «соль» и т. д.
  • Называется первый тетрахорд гаммы. Нужно определить тональность  и назвать второй тетрахорд и ключевые знаки гаммы.
  • Назовите аккорды, которые можно построить на I  II  III  IV  V  VI  VII ступенях мажора и гармонического минора?
  • Назовите аккорды, которые разрешаются в тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд?
  • Назовите аккорд, состоящий из  малой терции, большой секунды, большой терции?
  • Назовите буквенными обозначениями тональности с 3, 4, 5 диезами и бемолями?
  • Какой аккорд  разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой?
  • Какие характерные  интервалы разрешаются в чистую кварту, чистую квинту?
  • Дается исходная тональность и от нее называются параллельные тональности, одноименные, энгармонически равные, родственные тональности.

«КТО ВПЕРЕД?»

Игра для развития навыков построения интервалов и аккордов.

Задание: Построить интервальную цепочку от данного звука.

Группа делится на 2 команды. Каждый участник команды  записывает на доске свой интервал. Команда, которая первая справляется с заданием, выигрывает. Командную игру можно использовать также в построении аккордовых последовательностей в тональности.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

Задание: Сочинение мелодии по карточкам.

Потребуется 9 карточек – первая со скрипичным ключом и ключевыми знаками, восемь других на выбор ученика. Ученик находит первую карточку, на которой изображен скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность. За ней выбирает последнюю карточку, на которой будет заключительная тоника. Ученики узнают несложные правила строения простых песенных мелодий, приближенных к классическим. Два предложения по четыре такта. Желательно, чтобы в первом такте мелодия строилась по звукам тонического трезвучия, в четвертом такте была длительная доминанта, чтобы почувствовать цезуру между предложениями. Строение  второго предложения может быть различным, главное, чтобы сочинение  завершалось тоникой.  Анализируя строение классического периода, дети узнают, что первое и второе предложение могут повторяться. Через несколько уроков дети осваивают алгоритм сочинения мелодий по карточкам и участвуют в конкурсе юных композиторов. Они сами  выбирают лучшую мелодию. Ученики, играя в « композиторов»  запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденция, период повторного или не повторного строения, местоположение кульминации, логика функционального развития мелодии.

Полезно с учащимися разучивать песенки, которые посвящены различным понятиям из курса сольфеджио. В таком виде ребята усваивают их намного быстрее, тем более приходится учитывать, что школьники младших классов пишут очень медленно или совсем не умеют писать, а песни станут хорошим дополнительным материалом, благодаря  которому  уроки станут более живыми и интересными для детей. Такой песней в 1 классе может быть «ПЕСЕНКА О СТУПЕНЯХ».

Задание: Интонационная работа в тональности. Ощущение устойчивости и неустойчивости в ладу.

Поем тоническое трезвучие  До мажора и с аккомпанементом педагога звучит «Песенка о ступенях»:  I-VII VII-I, I-VII VII-I, II-I II-I, IV-III-II-I, IV-III-II-I.  Затем  эту песенку поем с названием звуков в разных тональностях -  До мажоре, Ре мажоре, Ми мажоре и т. д. Подсознательно, исполняя эту мелодию во всех тональностях, даже в тех, которые не входят в программу 1 класса,  дети запоминают природу внутриладовых тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые.

На уроках сольфеджио дети любят работать с карточками.  В таких темах  как « Ритм и метр», «Интервалы», « Характерные интервалы», «Трезвучия с обращениями», «Д7 с обращениями», «Латинское обозначение тональностей, «Квинтовый круг тональностей» карточки используются для тренинговых форм работы».

«ЧИТАЮ С ЛИСТА»

Задание:  Сочинить ритмическую партитуру и исполнить за фортепиано.

Каждый ученик сочиняет 4 такта ритмической партитуры,  используя изучаемые ритмические  группы и исполняет сочинение за фортепиано на любом консонирующем  интервале. Дети сами оценивают и ставят оценки друг другу с участием и комментариями преподавателя.

«КАЛЕЙДОСКОП»

Игра способствует более быстрому освоению теоретического материала, активному его  запоминанию.

Задание: Кто быстрее найдет среди карточек правильный вариант ответа.

Карточки лежат в произвольном порядке по темам: «Параллельные тональности», «Одноименные тональности, «Родственные тональности», «Энгармонически равные тональности», «Знаки в тональностях» и др. Дается задание, и кто быстрее находит правильный вариант ответа -  выигрывает.

«ИГРА НА РЕЗУЛЬТАТ»

Учащиеся делятся на две команды, а доска на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку ступеней (возможно цепочку интервалов, последовательность аккордов). Каждый участник команды записывает свою ступень (интервалы, аккорды). В конце игры результаты сравниваются. Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок.

«СЛУШАЯ - СЛЫШУ»

Задание: Определить на слух, звучащие интервалы, аккорды.

Работа с карточками интервалов и аккордов развивает гармонический слух учащихся, активизирует внимание на точный и правильный ответ.

После прослушивания интервала или аккорда, дети поднимают нужную карточку. Возможно соревнование среди учащихся. Кто первый определяет правильный интервал или аккорд  получает балл. Побеждает тот, кто набрал  большее количество баллов.

В зависимости от уровня подготовки, возраста  детей, их психологического восприятия, данные формы работы можно комбинировать, варьировать и находить новые интересные задания.

Практика показывает,  что игровые методы работы на уроках сольфеджио способствуют активному усвоению предметного материала, развитию воображения и фантазии учащегося, творческому вхождению в музыкальное пространство, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию.