Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре"

Маликова Ирина Ивановна

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_.2hgolos.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

 образования детей детской школы искусств ст-цы Крыловской

Конспект открытого урока

преподавателя первой квалификационной категории        Маликовой И.И. по теме :

 «Работа над двухголосием в младшем хоре»

(2 – 3 класс).

Ст-ца Крыловская

2018 год.

План

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Певческая установка. Осанка.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Правильное и экономное дыхание.

5.Разогрев голосового аппарата по системе В.В. Емельянова.

6.Виды двухголосия. Песенки – попевки.

7.Пение каноном на два голоса, затем на три.

8.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.

9.Работа над произведением «Дровосек» - a’capella.

10.Физминутка – оздоровительный эффект.

11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица».

12.Работа над двухголосием в песне Г. Костова «Детство».

13.Подведение итогов, формирование выводов, пожелание добра.

14.Задание на дом.

Дата проведения: 12.05.2018 года.

Открытый урок по хору.

Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.

Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.

Дата проведения: 12.05.2018 года.

Класс: 2 – 3 класс.

Предмет: хоровой класс.

Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

 - формировать навыки пения а капелла;

 - добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического   слуха;

 - выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

 - продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

 - продолжение развития гармонического слуха;

 - развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

 - расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.

Воспитательные:

 - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

 - воспитывать интерес к народной музыке;

 - воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

 - воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

 - наглядный (слуховой и зрительный);

 - словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

 - проблемно – поисковой;

 - объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

 - творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

 - применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

 - побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

 - сопоставление песен, различных по характеру;

 - вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

 - представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

 - вокализация песен на слог и сольфеджио;

 - задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона («Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);

 - образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;

 - юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

 - психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

 - личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

 - учет индивидуальных особенностей;

 - дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие:

 - Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)

 - Добрый день! (соль-ми-до)

2.Певческая установка:

правильная позиция во время пения. Сидя – руки на коленях, ноги вместе, спина прямая. Стоя – крепкая осанка, ноги чуть расставлены для устойчивости, руки вдоль тела, голова ровно, подбородок чуть приподнят.

3.Артикуляционная гимнастика:

кусаем кончик языка, надуваем щёки, жуём язык, щёлкаем языком и т.д.

4.Правильное дыхание:

плечи не поднимаем. Выдыхаем на звук цссссссс. Берем дыхание коротко и активно по руке. Обязательно вдох делаем через нос, а выдох- ртом. Вдох короткий, чёткий, а выдох с нажимом. И вдох и выдох делаем со счётом. На 1-2 делаем вдох, на 1-2 выдох. Затем счёт выдоха увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-4 выдох. Затем ещё увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-8 выдох и т.д.. Обязательно: вдох через нос, выдох – ртом. Лёгкие работают, бронхи очищаются, сердце гонит кровь, все мышцы в тонусе, мы сами себя делаем здоровыми.
5.Разогрев голосового аппарата:

 -« греем ладошки»  (дышим, как бы выпуская пар);

 - «греем» и поем звук «а»;

 - штро-бас;

 - штро-бас – вой;

 - штро-бас – крик чайки;

 - «бронтозаврик»;

 - счет на крещендо от 1 до 10;

 - счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

 - «страшная сказка»;

 - «бррр» (имитация езды на авто).                                                     6.Упражнение «Эхо».                                                                                                 - Ребята, сейчас я вам исполню попевку, а вы будете повторять за мной:                Эхо (эхо), отзовись (отзовись)                                                                                         Чисто петь (чисто петь) научись (научись)                                                                         Слушай (слушай), не зевай (не зевай)                                                                               Всё за мной (всё за мной) повторяй (повторяй).

-Молодцы! А кто теперь меня заменит и исполнит попевку? Я же стану на его место и буду исполнять вместе с остальными ребятами. (Быть на месте учителя желает каждый).                                                                                                                  Упражнение «Серый кот».                                                                                          -Я пою (держу на педали) одну ноту, вы все поёте попевку со словами:Серый кот у ворот, мур-мур-мур он поёт. Затем меняемся местами: я пою попевку, вы же держите одну ноту.                                                                                         Цель: подчинять свой голос общей звучности, не выделяться.                                     7. Пение гаммы до-мажор каноном.                                                                 Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции.                                                      Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое  упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.                    8.Р.н.п. «Во поле береза стояла»:                                                                          - беседа о характере, настроении песни;                                                                 - работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;                                  - отработка округлого звука;                                                                                     - пение каноном на два голоса, затем на три.                                                       9.Работа над песней «Дровосек»:                                                                           - определение лада, тональности, размера;                                                             - исполнение фраз на одном дыхании;                                                                    - пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;                                                                     - соединение фраз в предложения;                                                                            - работа без музыкального сопровождения (a’capella);                                            - работа по голосам, затем соединение голосов. В итоге: двухголосие.         10.Физминутка:                                                                                                           -На каждом уроке мы применяем физминутки, одни из которых расслабляют, другие заводят, приводят в тонус. В данный момент мы устали. Так давайте отдохнём: поднимем руки, растопырим пальчики… и побудем клёном.    Ветер тихо клён качает,                                                                                                Влево, вправо наклоняет.                                                                                              Раз – наклон                                                                                                                           И два наклон.                                                                                                                Зашумел листвою клён.                                                                                         11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица»:                                        - начинать мелодию «из ничего», мягкая атака;                                                        - две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию;                                                                - дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке;                    - ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;                                                                                                           - петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;                                                                                      - характер медленный, тяжёлый, глубокий (а значит коротко, легко и четко делать вдох);                                                                                                               - пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова);                                       - окончания фраз короткие («выталкивать»);                                                              - во втором  куплете «прокатиться» по букве «р»;                                                - дыхание активное, петь на опоре, как на батуте;                                                  - предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности;                                                                                                                 - остановиться на октаве и прослушать внимательно чистоту её звучания;                - все фразы снимать одновременно. Выяснить кульминацию и нюансами показать;                                                                                                                     - исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

12.Работа над песней Г. Костова «Детство»:

 - знакомство с текстом и музыкальным текстом;

 - исполнение первого куплета внятно, проговаривая слоги;

 - сильная доля, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;

 - петь по нотам каждый голос отдельно;

 - нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;

 - слушаем и поем двухголосие: один голос звучит ярко, другой  - тише;

 - проанализировать – сколько видов двухголосия в этом произведении;

 - работа с солистом.

13.Анализ урока, подведение итогов:

Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:

 - это канон;

 - один голос пели, другой держали на «педали»;

 - исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;

 - познакомились с терцовым двухголосием.

14.Подведение итогов, пожелание добра:

 - Я желаю добра себе,

   Я желаю добра тебе,

   Я желаю добра всем Вам!

15. Задание на дом:

 - самостоятельно выучить слова третьего куплета последней песни и закрепить мелодию своей партии.

Преподаватель МБУ ДО

ДШИ ст-цы Крыловской                                                И.И. Маликова

I  квалификационная категория

Литература:

1.В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития певческого голоса. Краснодар. 1989 г.

2.В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт – Петербург: Лань, 1997 г.

3.Т.А. Мальцева. Охрана певческого голоса детей и подростков. Краснодар. 2000 г.