Методическая разработка открытого занятия "Музыка в математических числах"

Хохулина Алина Михайловна

Методическая разработка для работы в детской эстрадно-вокальной студии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Разучивание музыкального произведения ансамблем.

Музыка в математических числах»

для учащихся по программе:

эстрадно-вокальная студия «Модерн»

ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум», предмет «Ансамбль»

2 год обучения

        педагог дополнительного образования:  

                        Назарова Елена Александровна

концертмейстер:

Хохулина Алина Михайловна

10.04.2018 г.

Открытое занятие

предмет: ансамбль (2 год обучения)

 

Тема: «Разучивание музыкального произведения ансамблем.

Музыка в математических числах»

 

Тип урока: интегрированное занятие по предмету «ансамбль»

Наглядные средства:

  1. авторское методическое пособие в таблицах №1, №2, №3 - педагога Е. А. Назаровой «Музыка – математические числа», «Размер и ритм», «Музыка и математика»;
  2. авторское методическое пособие в таблицах №1 - педагога Е. А. Назаровой «Нумерология: «Музыка твоего рождения»
  3. рисунок к эстрадной песне «Радуга» с изображением семи цветов радуги.
  4. CD – диск с авторской песней композитора О. Хромушина, слова В. Семернина.
  5. плакат – пособие:  «Семь нот»

Технические средства

1. типовой учебный кабинет;

2. пианино, синтезатор, микшерная установка, микрофон, фонограмма на СД - диске;

3. классная доска, мел;

4. подставка металлическая для ватмана.

Методическая литература для разработки занятия, включая УМК студии «Модерн»

  1. О.Хромушин «Радуга»», сборник песен, изд.Композитор, СПб, 2009 г.
  2. «Русские народные сказки, легенды, предания», М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.
  3. «Поэтические образы философов»,  2010 г.
  4. Л.Сенчина «Русские песни для души», вокальный сборник, 2004 г.
  5. Интернет ресурсы, викепедия, Пифагор.

Цель:  Провести взаимосвязь между музыкой и математикой. Создание условий для формирования и освоения сложных математических навыков на примере разучивания музыкального произведения ансамблем.

Задачи:

Образовательные:

- исторические попытки связи музыки с математикой;

- провести сравнительный анализ между нотами и числами, рассмотрев музыкальное произведение как математическую модель;

- обучение правильному пению в ансамбле в разучивании музыкального произведения;

- разучивание ансамблевых упражнений и новых музыкальных игр, способствующих раскрытию темы;

- разучивание ансамблем распевов и эстрадных песен;

Воспитательные:

– развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия;

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в  условиях совместного обучения;

- воспитание потребности в общении с искусством с дальнейшей профориентацией учащихся;

- воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развивающие:

– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога;

– развитие навыков концентрации внимания в музыкальном исследовании;

– развитие навыков ансамблевой звучности;

– разучивание и пропевание фразировок в пении ансамблем  на основе дидактического песенного материала (нотной партитуры);

- провести исследование связи цифр и музыки

- переложить числа (даты рождения одноклассников) на музыку, установить связь между звуками, числами и способностями учащихся.

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

  1. Организационный момент – (2 мин.)

  • Учащиеся проходят в кабинет и рассаживаются на свои места. Звучит эстрадная песня «Семь нот», муз. М. Дунаевского.
  • Представление учащихся гостям открытого занятия.
  • Объявление темы: «Разучивание музыкального произведения ансамблем. Музыка в математических числах».

«Семь нот, словно семь дней, малое число

Но ведь музыкой всей ведает оно.

Семь нот - вроде пустяк, а весь мир поет

И смеясь и грустя, семь счастливых нот..»

  1. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного ансамблевого звучания. Распевы: – (6 мин.)

  1. Дыхательная гимнастика и ритмические последовательности (3 мин)
  • Упражнение на «2» - тренировка брюшного пресса: («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). При вдохе не поднимаются плечи, не напрягались мышцы шеи.
  • Упражнение на «7» - тренировка брюшного пресса: стираем, сушим, гладим. (семь раз: вдох и выдох).

  1. Распевы, тренировочные упражнения, вокализ (3 мин)
  • Упражнение на «Staccato» (произношение цифрами от 1 до 7, развитие навыкав артикуляционного аппарата) (2 мин)
  • Упражнение на внимание. Ритмические распевы на числовую последовательность. «Веселые» и «Грустные». Улучшает память, речитатив в цифрах способствует раскрепощению моторики языковых мышц.

  1. Закрепление пройденного материала. Работа над ансамблевой звучностью в разучивании эстрадной песни «Радуга». (7 мин)

  • Закрепление пройденного материала прошлого занятия. Повторение 1 куплета песни «Радуга» Музыка О. Хромушина, слова В. Семернина. Работа над контиленой звука. Речитативные обороты в предложении. (2мин)
  •  Разучивание 2 куплета эстрадной песни «Радуга». Произношение текста речитативом, скороговорка по фразам на одном дыхании. Ритмическое соответствие тексту песни. (2 мин)
  • Рисунок «Радуга» цветными карандашами, соответствующий  характеру данного произведения. Семь цветов у радуги – семь цветовых решений. (3 мин)

Текст песни «Радуга»

Музыка О. Хромушина, слова В. Семернина

1. С конопатым солнышком дождь играет в прятки.

В поле колокольчики звенят наперебой.

Скачет день весенний быстрою лошадкой,

Под цветастой радугой, под цветной дугой!

Припев:

Раз, два – радуга! Раз, два – радуга!

На небе дорожку расстелила нам!

Раз, два – радуга! Раз, два – радуга!

Побывать бы там!

2. Как ворота радуга подпирает небо,

Небо разноцветное у нас над головой…

Словно на качелях, покататься мне бы

Вот на этой радуге, на радуге цветной!

  1. Изложение нового тематического материала. Музыка в математических числах. (15 мин)

Музыка есть таинственная арифметика души;
Она вычисляет, сама того не подозревая»
Г.Лейбниц.

  • Теоретическая часть (10 мин)

Педагог:

Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Музыка  (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах. 

Математика – царица наук, тесным образом перекликается с музыкой. Несомненно, математика пронизывает музыку. Музыка и ее первый звук родились одновременно с творением мира, как утверждали древние мудрецы. Свое отношение к математике и музыки ученые высказывались в своих личных переписках. Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: “Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать”. На что Гольдбах ему отвечает: “Музыка – это проявление скрытой математики”.  

«Музыкально – математический спор», исполняет Матюшкина Вероника

Ведущий:

Затеяли спор Математика с Музыкой

Кто лучше поет, и быстрее считает?

Тут Песня сама напросилась послушать их

Смеется над ними и не понимает.

Песня:

«Зачем Вам ругаться, бравировать, спорить?

Вы две замечательные науки. Одна -учит четко, размеренно, верно. 

Другая- напевно, тягуче и плавно. 

Ведущий:

Вдруг, Музыка стала звучать вдохновенно. 

Музыка:

«Действительно, Песня права безусловно, 

Мы вместе сильнее!»

Математика:

«Согласна с тобою, счет в нотах и ритме» 

Ведущий:

гласит Математика.

Математика:

«Создаст много верных вокальных творений»

Музыка:

«Да и не только, ведь в Музыке ноты и цифры вплетаются в ритмы, а ритмы в поэзию -рождается Песня»

Песня:

«О, как хорошо, мы трудах над одним общим делом.

Полезнее ладить, быстрее добьемся успеха!»

Ведущий: 

Успех очень нужен нам, все понимают. 

Ведь Песня как птица, весь мир облетая, сердца наполняет нас музыкой нежной!

Педагог: Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки.

Родился Пифагор около 570 года до нашей эры на острове Самосее. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив ее, как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Он учился музыки в Египте и сделал ее предметом науки в Италии. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Одним из достижений Пифагора и его последователей в математической теории музыки был разработанный ими «Пифагоров строй». Новая технология использовалась для настройки популярного в то время инструмента – лиры.

Продолжатели Пифагора (пифагорейцы) - учёные в древности считали, что гармония чисел является сродни гармонии звуков и дополняет друг друга, музыку и математику.

Приложение № 1. Таблицы. Методическое, наглядное пособие для учащихся.

Таблица №1

Музыка – математические числа

  1. звукоряд – 7 нот
  1. нотный стан – 5 линеек
  1. интервалы:

-прима – 1

           -секунда – 2

           -терция – 3

           -кварта – 4

           -квинта – 5

           -секста – 6

           -септима – 7

           -октава – 8.

  1. Обозначения аппликатуры пальцев и размер произведения  записывается тоже при помощи цифр

Таблица №2

Размер. Ритм.

Ритм важнейший элемент в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается,  тоже обладают ритмом.

Таблица №3

Музыка

Математика

Мажор - минор

Быстро - медленно

Тихо - громко

Низкий звук - высокий звук

Бемоль (понижение) – диез (повышение) Параллельные тональности (до мажор – ля минор) и линии нотного стана

Плюс-минус

Больше – меньше

Сложение – вычитание

Умножение – деление

Четное число – нечетное число

Параллельные прямые никогда не пересекаются

  • Практическая часть. Творческое задание. (5 мин)

Пифагор в исследовании дат рождения (музыка рождения) доказывал, что числа правят музыкой. В своих работах он утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и в следствии этого восстанавливает в организме человека гармонию. Нумерология – паранаука о числах. Нумерологию используют для определения природных способностей человека, для выявления сильных и слабых сторон его личности, а также для определения характера человека, а также для определения подходящих профессий. Даты рождений – это ряд чисел. Попробуем установить связь между числами и музыкой. Исследуем даты рождений 10 учащихся 2 года обучения, Мы предложим даты на ноты. У каждого человека получилась своя мелодия:

Приложение № 2. Таблица. Методическое, наглядное пособие для учащихся.

Нумерология: «Музыка твоего рождения»

Творческие наклонности

(мелодично, благозвучно, созвучно)

Точные науки: математика, физика (скачкообразно, резко, не звучно)

Заключение исследования, выводы педагога:

Педагог: В первой группе, где аккорды звучат мелодично, дети с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в художественной школе или танцами, косвенно или напрямую связаны с музыкой. Во второй группе где аккорды звучат не мелодично, дети в основном увлекаются изучением точных наук: математика, физика. Так же имеются дети, которые ничем не увлекаются. Они имеют эти склонности, но они ещё не реализовали их.

Любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности.

Учащихся 2 года обучения в основном имеют творческие способности. Возможно именно с этим связанно активное участие и победы в городских мероприятиях: конкурсах, акциях, фестивалях. Музыка и математика совместными усилиями помогают учащимся открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию в дальнейшем, где наиболее полно раскроется потенциал личности.

  1. Музыкально-физкультурная пауза. (3 мин.)

  • Музыкальная игра «Дважды два - четыре», (проводит концертмейстер: Хохулина А.М.) Игра на счет и внимание учащихся. Важно проявить смекалку и находчивость. Придумывая новые физические упражнения, каждый может стать ведущим в этой игре.

  1. Повторение пройденного материала, разученного на предыдущем занятии с ритмическими движениями – (7 мин.)

Практическая часть.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами повторяем вокальное произведение «По камушкам» слова и музыка Л.Сенчиной. Повторяем 1-3 куплеты с припевом и ритмическими движениями. Мы должны отработать движения под вступление и заключение песни, движение «Ручеек». Далее работаем над мелодией с солисткой Туремуратовой Дилбар под микрофон. Обращаем внимание учащихся в исполнении произведения на Легато – плавное исполнение голосоведения. Пропеваем восходящую мелодию очень внимательно, правильно берем каждую ноту.

Песня «По камушкам» слова и музыка Л.Сенчины (1-3 куплеты с припевом)

  1. Речка чистая, серебристая

        В нашей местности протекает.

        И волшебницей люди добрые

        Эту речку величают.

        Если в чем-то сомневаешься

        Иль обидой горькой маешься,

        Ты к реке поспеши, все ей расскажи.

        Ты к реке поспеши, все ей расскажи.

Пипев:         А по камушкам, а по камушкам, а по камушкам речка бежит.

        В даль далекую, к морю синему, путь ее беспокойный бежит.

        А по ка- по ка- по камушкам, а по ка- по ка- по камушкам,

        По круглым камушкам река бежит.

  1. В речку чистую, серебристую,

        Словно в зеркало смотрят люди,

        Бросишь камушек ей на донышко

        И она тебя рассудит,

        Поругает нерадивую,

        Пожалеет несчастливую,

        А тому, кто влюблён, дарит свой поклон.

  1. Льётся реченька нашей реченьки,

        Задушевная и простая,

        Только вслушайся в эту музыку

        Твоего родного края.

        А уедешь если надолго,

        Над рекою вспыхнет радуга,

        Чтобы ты не забыл тех кого любил.

  1. Рефлексия. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)

Вопросы педагога

  1. Какой новый куплет песни «Радуга» мы сегодня с вами разучили? Ответ детей: второй.
  2. С каким ученым математиком и философом мы с вами познакомились на занятии? Ответ детей: с Пифагором
  3. С помощью каких закономерностей Пифагор прослеживал связь математики с музыкой? Давайте пользоваться наглядным пособием. Ответ детей: разработал «Пифагоров строй», гармония чисел – гармония звуков, настраивал инструмент Лиру, семь нот – семь чисел, пять линеек в музыке.
  4. Пифагор изобрел науку «Нумерология», как вам кажется, это приносит людям пользу в выборе профессии?

  1. Подведение итогов. Домашнее задание. (2 мин)

Задача: вспомнить содержание занятия, отметить лучшие его моменты, поблагодарить всех присутствующих.(1 мин)

        Домашнее задание: Выучить 2 куплет  песни «Радуга» О. Хромушина, Е. Семернина.(1 мин)

Ход открытого занятия

(45 минут)

  1.  Организационный момент – (2 мин.)

  • Учащиеся проходят в кабинет и рассаживаются на свои места. Звучит эстрадная песня «Семь нот», муз. М. Дунаевского.
  • Представление учащихся гостям открытого занятия.
  • Объявление темы: «Разучивание музыкального произведения ансамблем. Музыка в математических числах».

«Семь нот, словно семь дней, малое число

Но ведь музыкой всей ведает оно.

Семь нот - вроде пустяк, а весь мир поет

И смеясь и грустя, семь счастливых нот»

  1. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного ансамблевого звучания. Распевы: – (6 мин.)

Дыхательная гимнастика и ритмические последовательности (3 мин)

  • Упражнение на «2» - тренировка брюшного пресса: («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе).
  • Упражнение на «7» - тренировка брюшного пресса: стираем, сушим, гладим. (семь раз: вдох и выдох).

Распевы, тренировочные упражнения, вокализ (3 мин)

  • Упражнение на «Staccato» (произношение цифрами от 1 до 7, развитие навыкав артикуляционного аппарата) (2 мин)
  • Упражнение на внимание. Ритмические распевы на числовую последовательность. «Веселые» и «Грустные».

  1. Закрепление пройденного материала. Работа над ансамблевой звучностью в разучивании эстрадной песни «Радуга». (7 мин)

  • Закрепление пройденного материала прошлого занятия. Повторение 1 куплета песни «Радуга» Музыка О. Хромушина, слова В. Семернина. (2 мин)
  •  Разучивание 2 куплета эстрадной песни «Радуга». (2 мин)
  • Рисунок «Радуга». Семь цветов у радуги – семь цветовых решений. (3 мин)

IV. Изложение нового тематического материала. Музыка в математических числах. (15 мин)

  • Теоретическая часть (10 мин)

-Рассказ педагога о взаимосвязи Математики с музыкой.

- «Музыкально – математический спор», исполняет Матюшкина Вероника

-Рассказ педагога об ученом и философе Пифагоре. Даты жизни Пифагора.

Его достижения в области музыки: «Пифагоров строй».

Настройка музыкального инструмента Лиры.

-Таблицы. Методическое, наглядное пособие для учащихся №1,№2,№3.

  • Практическая часть. Творческое задание. (5 мин)

-Нумерология – наука о числах. Связь между числами и музыкой.

Исследуем даты рождений 10 учащихся 2 года обучения.

Переложение даты рождения на ноты.

-Таблица. Методическое, наглядное пособие для учащихся.

Нумерология: «Музыка твоего рождения»

Выводы педагога.

V. Музыкально-физкультурная пауза. (3 мин.)

  • Музыкальная игра «Дважды два - четыре», (проводит концертмейстер: Хохулина А.М.)

VI. Повторение пройденного материала, разученного на предыдущем занятии с ритмическими движениями – (7 мин.)

Практическая часть.

  • Повторение 1-3 куплета с припевом и ритмическими движениями.

-Песня «По камушкам» слова и музыка Л. Сенчины (1-3 куплет с припевом)

        

VI. Рефлексия. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)

  • Вопросы педагога

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание. (2 мин)

  • Задача: вспомнить содержание занятия, отметить лучшие его моменты, поблагодарить всех присутствующих.(1 мин)
  • Домашнее задание: Выучить 2 куплет  песни «Радуга» О. Хромушина, Е. Семернина.(1 мин)