Моцарт. Лекция - концерт.

Горбунова Ольга Владимировна

Гениальность Моцарта неоспорима для музыканта. Познакомить детей с музыкой композитора, заинтересовать фактами жизни и обстоятельствами создания произведений, увлечь исследовательской работой жизни и творчества было целью проведения мероприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart.docx118.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Жорик\Desktop\hello_html_m5c78c418.jpg

ВЕЛИКИЙ АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ.

5 февраля 2018года в филиале ДМШ № 13 в поселке Аэропорт Волгограда проведена лекция – концерт  о творчестве Моцарта. Мной был разработан сценарий и  составлена литературная часть лекции. Читали стихи и прозу учащиеся 4, 5 и 6 классов музыкальной школы.  Литературный текст сменяло звучание живой музыки. Произведения Моцарта исполняли как ученики школы, так и студентки Волгоградской консерватории им. П.А.Серебрякова. А выразительное исполнение менуэта учениками хореографического отделения школы перенесло слушателей в XVIII век.

-------

               Я растворяюсь в музыке,

               Я улетаю прочь…

               От переливов красочных

               Печаль уходит в ночь.

               От перекатов клавишей,

               От перебора струн

               В душе светлей становится,

               Как от огромных  лун…

                     Возьмите Моцарта с собой

                     Во многомильную дорогу.

                     Всё остальное будет много…

                     Возьмите Моцарта с собой!

              В дрожи струн  и  в сочетаньи

              Мелодических красот,

              В сердца страстном трепетаньи

              Дух Создателя живёт.

              Это Моцарт! Посмотри:

              В блеске утренней зари

              Невесомыми шагами

              Он опять идёт меж нами…

Моцарт, «Менуэт» (фортепиано).

       Вольфганг Амадей родился в старинном австрийском городе Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был образованным музыкантом. Обнаружив талант у сына, он сразу же начинает с ним заниматься музыкой. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Амадея. С четырёх лет он пытается сочинять, а к шести годам виртуозно исполняет сложные произведения не только на клавире, но и на скрипке и органе.

    Семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не имея средств расплатиться с долгами, и отец решает везти Амадея с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир!

                        Вызывая карусель эмоций,

                        Радуясь, ликуя и звеня,

                        Потрясает семилетний Моцарт

                        Тринадцатилетнюю меня.  

                        Души наши голубями взмыли,

                        Только что склонённые ничком.

                        И манжеты – ангельские крылья

                        Вспархивают над живым смычком.

                        Мальчик милый! Выстрадав бессмертье,

                        Как же бескорыстно ты горел,

                        Если даже через два столетья

                        Нынешние радости прозрел!

Моцарт, «Пастушья песня» (скрипка).

       Семья Моцартов посетила австрийские  города Мюнхен и Вену, затем крупнейшие города Европы Париж и Лондон, а на обратном пути Амстердам, Гаагу и Женеву. Три года путешествий стали триумфальными. Вольфганга Амадея называли «чудом XVIII века». Концерты вызывали бурю восторга, удивления и восхищения виртуозной игрой, импровизациями, исполнением «с листа» незнакомых произведений маленьким, худеньким и бледным мальчиком, одетым в тяжелый, расшитый золотом костюм, в завитом парике, и похожим  на волшебную куклу.  И в это же время в Париже были написаны первые сонаты, а в Лондоне – первые симфонии, исполнение которых окончательно покорило Европу!

    Прославленная, счастливая, неплохо заработавшая семья возвратилась в родной Зальцбург. Это был 1766 год. Моцарту 10 лет.        

              Моцарт! Моцарт! Царь и Бог!

              Хлынут звуки…

              И до нитки

              Я от музыки промок.

              И ласкает душу свет,

              И елей прозрачный льётся…

              В ливне звука – смерти нет!

              Усмехнётся грустно Моцарт…

           А дома ждут усиленные занятия композицией, работа над концертными программами, изучение истории, географии, арифметики, рисунка, французского, английского, латинского, итальянского языков.   Непрерывно поступают заказы на новую музыку. В 12 лет по заказу венского оперного театра Амадей пишет свою первую оперу «Мнимая простушка». Чудо-ребёнок превращается в серьёзного и прославленного композитора.

   Отец решает поехать в Италию, что бы покорить родину оперы необыкновенным талантом сына. В 14 лет Моцарт переживает очередной триумф. Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, Милан. Концерты проходят с потрясающим успехом. Виртуоз - клавесинист, скрипач, аккомпаниатор, органист, дирижер, певец-импровизатор исполнял в основном собственные произведения. Крупнейший оперный театр мира в Милане заказывает оперу «Митридат, царь Понтийский», написанную очень быстро и шедшую 20 раз подряд с необыкновенным успехом.

Моцарт, менуэт (танец).

      Но найти работу с достойным содержанием, что бы остаться в Италии, никак не удаётся. Леопольд Моцарт и Вольфганг Амадей возвращаются в Зальцбург.

                   Моцарт вырос. Он теперь не вундеркинд,

                   А  враг, соперник, конкурент.

                   Нет аплодисментов, роз и лент.

                   Там, где зависть в беспощадном бунте

                   Новый обозначила акцент.

                   Моцарт вырос. Те же лица, что он

                   Видел -  улыбались, нынче злы.

                   Всюду взгляды – острые углы,

                   И камзол в который раз заштопан,

                   Башмаки потёртые малы.

                    Моцарт вырос. Больше он не нужен

                    Для увеселения двора.

                    Не годится новая игра,

                    Как сюрприз на королевский ужин…

                    Моцарта заменит мишура.

Моцарт, II часть 23 концерта (фортепиано).

      Новый правитель Зальцбурга властный и жесткий граф Колоредо назначил юного музыканта дирижером своего оркестра и приказывал композитору сочинять церковную музыку или небольшие развлекательные пьесы. Обращался с Моцартом, как со своим слугой и запрещал покидать Зальцбург.   С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года и написано около трехсот произведений в различных жанрах, но королевский двор не проявляет к композитору никакого интереса. Устроить концерт или получить заказ на оперу не удавалось, средства к жизни приходилось добывать давая за гроши уроки музыки. Не перенеся парижских лишений, заболела и умерла мать. Надо было возвращаться домой.

           А дома, в Зальцбурге Моцарта ожидало невыносимое, унизительное положение музыканта – слуги. Граф Колоредо запрещал выступать с концертами, заставлял обедать вместе со слугами, где Моцарт должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров. Композитор подаёт прошение об отставке и получает отказ. Он настаивает и вновь подаёт прошение. По приказу графа его столкнули с лестницы. Нервное потрясение вызвало болезнь и утвердило в решении жить независимо.

                    «Всё сущее идет из опыта» -

                     Учёный знал раскладку сил,

                     И обожал сонаты Моцарта,

                     Как гений гения ценил.

                     И слушал Моцарта симфонии,

                     А то и сам его играл –

                     «Поверить алгеброй гармонию» -

                      Измерить музой интеграл.

                      Эйнштейн играет упоительно

                      И струны чуткие поют:

                      Всё в этом мире относительно,

                      И только Моцарт – Абсолют!

          1781 год. Моцарту 25. Он уезжает  в Вену, музыкальную столицу Европы. Здесь он проживет последнее десятилетие своей жизни, годы наивысшего расцвета его таланта.

По заказу венского немецкого театра Моцарт сочиняет комическую оперу на немецком языке «Похищение из сераля», принятую слушателями с восторгом. Только император сказал: «Ужасно много нот, милый Моцарт!» на что был ответ композитора: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество!».

 

Моцарт, отрывок из оперы «Дон Жуан» (фортепиано).

           Яркая выразительность и музыкальная точность оперных персонажей до сих пор покоряют слушателей опер «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

За одно лето 1788 года написаны три последние гениальные симфонии.

Обладая тончайшим музыкальным слухом, потрясающим музыкальным воображением и феноменальной музыкальной памятью сочинение четырёхчастной симфонии  сжималось в сознании композитора, во «внутреннем прослушивании»  симфонии от начала и до конца до нескольких минут. Оставалось только записать «услышанное».

       В 1786 году состоялось личное знакомство великих композиторов Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Стареющий Гайдн написал, что Моцарт – величайший композитор из всех, о ком он слышал! А Моцарт - в знак глубокого уважения к музыкальным заслугам старшего современника -посвятил Гайдну шесть струнных квартетов.

       В первые годы жизни в Вене Моцарт часто принимал участие в  концертах, для которых в изобилии сочинял инструментальную музыку.

             Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел,

             Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел,

             Я не то что бы от скуки – я надеялся понять,

             Как умеют эти руки эти звуки извлекать.

            Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

            Из какой-то там фантазии, которой он служил.

            Да ещё ведь надо пальцы знать, к чему прижать, когда,

            Чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.

            Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…

            А чего с ней церемонится, чего её беречь?

           Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь,

           И вселяет в нас надежду, остальное - как-нибудь…

           Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

           По чьему благословению я по небу лечу.

           Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,

           Музыкант, соорудивший из души моей костёр.

           А душа, уж это точно, ежели обожжена,

           Справедливей, милосерднее и праведней она.

Моцарт, соната D – dur (фортепиано).

         Последние годы семью Моцартов преследует материальная необеспеченность. При дворе императора Австрии он числился, как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату, издание произведений оплачивалось скудно, оперы быстро сходили со сцены, не стало и интереса публики к его концертным выступлениям.

        Доверчивый, отзывчивый и добрый Вольфганг Амадей всегда был готов помочь приятелю, попавшему в беду. Сам же впадал все в большую нужду. Непрерывная, насыщенная творческая деятельность, лишения, невзгоды и вечные поиски средств к существованию быстро подтачивали силы композитора.

        Последним произведением Моцарта был Реквием – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа этого сочинения поразили воображение уже больного композитора. Незнакомец, одетый в черное, не захотел назвать имя заказчика.

          Разъярённый вечер – лихой, декабрьский,

          Исхлеставший ветрами воздух Вены,

          Надорвавший выстуженные связки

          От напевов диких и вдохновенных –

          Выпускал из плена

          Человека в чёрном плаще и маске…

          Моцарту казалось, что музыку он пишет на свою кончину…  Последние годы композитора были скрашены тесной дружбой и творческим общением с популярным и успешным в то время композитором и исполнителем  Антонио Сальери. Он помогал Моцарту в организации выступлений и ссужал деньгами в случаях крайней нужды. Моцарт считал Сальери своим лучшим другом, а Сальери наверное завидовал гениальному музыканту. Существует легенда, что именно Сальери стал причиной смерти Моцарта, что именно он в порыве злобной зависти отравил композитора.

            Ветер выл, срывая с петель двери,

            Бил по окнам дождиком косым.

            Моцарт был доволен, что Сальери

            В эту непогоду рядом с ним.

            Только тот ему тревожил душу:

            Пятна по лицу, смятенный взгляд.

            Моцарт сел играть – Сальери слушал,

            Но смотрел и думал невпопад.

            А когда поспешною рукою

            Он в бокалы разливал вино, -

            Показалось Моцарту такое, -

            Что в камине стало вдруг темно…

            Может быть бокал – в одно из окон…

            Или ненароком уронить…

            Моцарт залпом выпил. Разве мог он

            Дружбу подозреньем осквернить.

          Кончина Моцарта прошла незаметно для публики, без пышных проводов и лишних слёз великого австрийского композитора похоронили в общей могиле для бедняков.

Тебе был дан такой короткий срок!

Но ты собою время измеряешь!

А Пушкин заявил, что Моцарт – Бог,

Сказал: «Ты Моцарт – Бог, и сам того не знаешь!».

-------