Игровые задания на уроках слушания музыки

Гусарова Елена Николаевна

Игровые задания на уроках слушания музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_zadaniya_na_urokah_slushaniya_muzyki.docx23.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН  ГАЗОПРОВОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ    «ДШИ»  ГУСАРОВОЙ  Е. Н.

Игровые задания на уроках слушания музыки

                                                                             2018г.

     Слушание музыки – интересный, яркий предмет в музыкальной школе. Именно с него начинается знакомство детей с классической музыкой. И как именно пройдет это знакомство зависит в первую очередь от учителя. Главная его задача – заинтересовать маленьких учеников тем необъятным богатством звуков, красок, которое таит в себе музыкальное искусство, расширить кругозор детей, привить им любовь к искусству.

      Часто значение предмета слушание музыки преуменьшается: на первое место выдвигаются такие дисциплины, как специальность и сольфеджио. Казалось бы, слушание музыки, наряду с музыкальной литературой, занимает скромную третью позицию по своей значимости. Однако, следует сказать, что это далеко не так с точки зрения возможностей данного предмета для художественного развития ребенка, ведь ни одна другая дисциплина музыкальной школы не дает ребенку то, что он может взять из слушания музыки. Здесь осуществляется не только само непосредственное «слушание музыки», но и происходит развитие образного мышления, фантазии, пополнение лексикона, развитие навыка правильного словесного выражения своих мыслей, расширение кругозора. При этом здесь же аккумулируются знания, полученные на других предметах музыкальной школы: идут постоянные отсылки к сольфеджио ( ритм, размер, длительности, интервалы, аккорды в музыкальном произведении), к специальности (ученик узнает историю и устройство своего инструмента, определяет какие приемы игры используются в произведении и т.д.).

     Необходимо помнить, что слушание музыки – предмет для учеников младших классов: его посещают дети с 1 по 3 класс. Ученику 6-8 лет, конечно же, трудно понять, что такое мелодический рисунок, контраст, сложно запомнить труднопроизносимые фамилии композиторов или названия музыкальных инструментов. Но ведь цель учителя слушания музыки дать детям эти знания!

    Здесь на помощь педагогу приходит единственно верный способ: игровой. Для того, чтобы ученикам было комфортно, интересно, понятно, необходимо насыщать уроки музыкальными играми и творческими заданиями. Если правильно претворить это в жизнь, то ученики будут приходить на урок с радостью, будут выполнять домашние задания (разумеется, тоже интересные и творческие), будут правильно воспринимать и запоминать информацию, предлагаемую им на уроке учителем.

    Я бы хотела продемонстрировать некоторые примеры этих самых игр и интересных заданий на уроках слушания музыки. Все это было опробовано мной и, нужно сказать, я убедилась, что благодаря таким приемам, дети полюбили предмет слушание музыки, всегда просят поиграть или дать им какое-нибудь задание, даже просят самостоятельные работы. И всегда выполняют их с радостью и интересом.

   1. «Музыкальное лото» для учеников 1, 2 и 3 классов. Отличается, конечно же, по степени сложности. В эту игру можно включить разное: отгадывание композиторов и их произведений, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, портреты композиторов. Ученики разбиваются на три команды. Каждой выдается специальная табличка, разделенная на 6 частей. Во всех частях написано какое-либо слово (например, название музыкального произведения или имя композитора). В руках у учителя находится мешок, в котором помещены карточки с этими же словами. Учитель перемешивает содержимое мешка и вытаскивает карточки. Педагог задает ученикам вопрос, ответом на который будет служить слово на этой карточке. Например, вопрос к фамилии «Чайковский»: Кто написал «Детский альбом»? Если на карточке написано название музыкального произведения, то оно прослушивается – и, таким образом, определяется детьми. Ученики отгадывают, и те, у кого это слово есть на их табличке, получают карточку и помещают ее на аналогичное слово в табличке. Побеждает та команда, которая первой заполнит все шесть частей своей таблички.

     Эта игра тренирует память детей, внимательность, вырабатывает навык работы в коллективе. На уроках дети стремятся как можно лучше запомнить звучание музыкальных произведений, зная, что потом они, возможно, будут включены в эту игру.

  2. Игра «Угадай произведение по иллюстрации». Может проводиться в любом из младших классов ДМШ. Картинки перемешиваются и помещаются в специальный пакет. Ученики по очереди подходят к учителю, берут любую картинку и угадывают, что на ней изображено – какое музыкальное произведение зашифровано. Если кабинет располагает компьютером или телевизором, можно показывать картинки на экране. Можно соревноваться на баллы – угадал произведение, получаешь балл. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов. Победителю учитель в праве поставить отличную оценку – как человеку, знающему все пройденные произведения.

    В этой игре тренируется память, образное и ассоциативное мышление. Проводится некая связь музыки и изобразительного искусства. Также на тренировку этих характеристик направлена и следующая игра, которая, как правило, проводится в 1 классе.

    3. Игра «Угадай музыку и покажи ее картинкой». Здесь чаще всего используется музыка из цикла К.Сен-Санса «Карнавал животных» и из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Учитель включает какую-либо композицию, а дети, перед которыми разложены специальные карточки с изображениями, иллюстрирующими содержание пьесы, должны поднять нужную карточку и показать ее педагогу. Можно проводить такую игру как сразу со всеми учениками - но это увеличивает риск того, что ученики будут смотреть на других и ориентироваться на их карточки. Можно проводить игру с каждым учеником по очереди. Игра может также идти на баллы, однако чаще всего она проводится для повторения и закрепления материала.

   4. Игра «Запомни и выложи». Ученики делятся на две-три-четыре команды – в зависимости от количества учеников. Детям предлагается в течении некоторого небольшого отрезка времени запомнить в том порядке, котором есть, начала названий различных музыкальных произведений. Затем учитель раздает командам бумажки с окончаниями названий произведений. Дети должны выложить их в том же порядке, что были и их начала. Когда все команды готовы, задание проверяется. Учитель читает начала, а дети по очереди – то что у них выложено. Если ученики выложили то-то не в том порядке, могут получиться довольно забавные сочетания: «Болезнь деревянных солдатиков», «Полет куклы» и т.д.
     Игра направлена на развитие памяти и на приобретение опыта работы в команде.

   5. Игра «Выбери слова». На столе раскладываются бумажки, на которых написаны названия музыкальных произведений, фамилии, имена композиторов, названия циклов и т.д. Все это перемешивается. Учитель по очереди обращается к ученикам и те должны в качестве ответа на вопрос найти нужную бумажку с правильным ответом. Необходимо следить за тем, чтобы другие ученики не подсказывали. Игра проводится для закрепления материала, для его повторения в необычной форме.

   6. Игра «Гость» для 1 класса. После изучения новой пьесы к ученикам «приходит» герой этой пьесы. Это может быть игрушка. Все дети встают в круг, учитель объявляет название музыкального произведения, героем которого является эта игрушка, и автора музыки и передает игрушку ближайшему ученику. Тот должен повторить название музыки и композитора и передать игрушку дальше. Эта игра вызывает много эмоций у учеников, многократное повторение названия музыки оседает в памяти детей.

     Теперь перейдем к заданиям, предлагаемым для учеников на уроках слушания музыки.

   1. «Исправь ошибки». Ученики делятся на две команды. Каждой выдается листок с текстом о композиторе или музыкальном произведении – с ошибками. Дети должны внимательно прочитать текст, найти в нем все ошибки – исправить неправильное слово и написать правильное. Побеждает та команда, которая найдет и правильно исправит все ошибки.
Например:
Антонио Вивальди – знаменитый русский композитор. Он очень любил инструмент виолончель и написал для нее много произведений. Его самое популярное сочинение – концерты «Месяцы года». Всего их 3: «Весна», «Осень» и «Зима». «Весна» звучит радостно, угрюмо, весело, в миноре. «Зима» звучит напряженно, ласково, в миноре, светло.
Михаил Михайлович Глинка – известный русский композитор. Он написал много прекрасных произведений. Одно из них – «Камаринская». Камаринская – так называется русский народный головной убор. В этой пьесе у Глинки две темы. Одна – грустная, а вторая – печальная. Первая называется «Из-за гор, гор высоких», а вторая называется «Плясовая». Первая тема звучит спокойно, быстро, в высоком регистре. А вторая – радостно, медленно, в миноре, задорно.
Петр Иванович Чайковский тоже написал «Камаринскую». Она входит в его цикл «Времена года». Тема этой пьесы быстрая, задумчивая и похожа на первую тему «Камаринской» Глинки.


   2. Задание в форме игры. 1 класс. Это задание предлагается в качестве домашней работы. Ученику предлагается помочь героям сказки справиться с заданием: вспомнить, как звучало то или иное произведение, вспомнить, кто написал музыку и так далее.

   3. Восстанови фамилию композитора. Детям предлагаются фамилии композиторов, в которых перемешались буквы – ученики должны догадаться, кто здесь зашифрован и написать фамилию правильно, при этом использовав все предложенные буквы. Игра помогает детям запомнить, как правильно писать фамилии композиторов. Особенную трудность представляет фамилия Мусоргский, Прокофьев, Чайковский, Глинка.

   4. Игра «Прослушай и раскрась». Детям выдаются бумажки с раскрасками – на них изображен герой музыкального произведения. Выдаются карандаши. Дети слушают музыку и должны раскрасить своего персонажа теми цветами, которые передают его настроение в музыке. Например, «Арлекин» Шумана – яркий, веселый. Желтые, зеленые, красные краски. «Девушка с волосами цвета льна» - нежная, одухотворенная: голубые, розовые, пастельные тона. Раскрасив героя, ребенок должен обосновать, почему он выбрал именно такие краски, как они сочетаются с прослушанной музыкой.
     Также раскраска – отличный вариант того, чтобы дети запомнили вид музыкальных инструментов: раскрась валторну, флейту, скрипку Кроме того, в третьем классе при прохождении темы «Музыкальные формы» можно использовать раскраску как ключ к пониманию формы: раскрась изображение в виде трехчастной формы, в виде формы рондо или вариаций.

   5. Кроме всего перечисленного, очень нравится детям на уроках такое задание, как разгадывание кроссвордов. Дается такое задание также после прохождения большой темы или в конце четверти.
   Из других интересных заданий – это поиск слов в квадрате из букв. Здесь могут быть спрятаны названия музыкальных произведений или, например, инструментов.

     В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема.
     
    Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы  комплекты  игр-лото «Три кита музыки», «Музыкальные инструменты», «Сказочный мир балета».

    Вот основные игры и задания, которые можно предложить детям на уроках слушания музыки. Как можно заметить, эти задания направлены не только на закрепление музыкального материала, но и на тренировку и воспитание общих полезных навыков: на развитие памяти, внимательности, усидчивости, на приобретение опыта работы в группе. Использование данных игр и заданий позволяет разнообразить и украсить урок, сделать его интересным для учеников.






Список литературы.

1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000

2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998

3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003

4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000

5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988

6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.

7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.

8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997

9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000

10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.