Укрепление эмоционально-психического и физического здоровья детей средствами различных видов музыкальной деятельности.

Гусарова Елена Николаевна

Проект по укреплению эмоционально-психического и физического здоровья детей  дошкольного и младшего школьного возраста средствами различных видов музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Укрепление эмоционально-психического и физического здоровья детей  средствами различных видов музыкальной деятельности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп.

Тип проектной деятельности и сроки его реализации: творческий, долгосрочный (год).

Цель: укрепление психофизического здоровья детей.

Задачи:

- развитие эмоциональной отзывчивости и активизации эмоциональных творческих проявлений у детей;

развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

/совершенствование дикции, формирование артикуляции, укрепление

физиологического дыхания детей и формирование правильного речевого

дыхания/;

- укрепление психологического и физического здоровья детей средствами различных видов музыкальной деятельности;

Принципы реализации проекта:

  • системность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • интеграция образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие);
  • координация деятельности педагогов;

Эффективность реализации проекта можно оценить по следующим критериям:

  • Эмоциональный фон во время музыкальной деятельности, при проведении мероприятий;
  • Уровень исполнительской вокальной деятельности детей;

Ожидаемый результат:

  • положительное влияние музыкальных занятий на физическое и психологическое здоровье детей;
  • активное использование вокально-хорового пения в свободной и организованной творческой деятельности детей, как в детском учреждении, так и дома в семье;
  • улучшение эмоционального климата к восприятию окружающего мира;
  • обогащение вокального опыта, удовлетворение творческих потребностей детей в пении.

     С целью изучения способности детей подготовительной к школе группы к эмоциональной отзывчивости и переживанию содержания музыкального произведения при реализации проекта на музыкальных занятиях использовался тест «Музыкальная палитра» .

   Для тестирования были выбраны аудиозаписи незнакомых ребенку музыкальных фрагментов из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

  1. «Утреннее размышление» — спокойно, умиротворенно;

2.«Сладкая греза» (или «Мама») — нежно, ласково, мягко;

3.«Баба Яга» — тревожно, сердито, враждебно;

      4 . «Болезнь куклы» — жалобно, огорченно, скорбно.;

      5. «Игра в лошадки» — проворно, игриво, задорно.

—Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?

1-й вариант задания:— Подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.

2-й вариант:— Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

3-й вариант:— Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

        Если ребёнок самостоятельно формулирует свои эмоции и настроения, то в индивидуальной диагностической карте фиксируется 2 балла и его способности к переживанию оцениваются как продуктивные, т. е. творческие.. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента. В этом случае правильно указанное определение оценивается в 1 балл. Например:

1-й — задорно, тревожно, тоскливо, спокойно, решительно; (подчеркнутое слово соответствует характеру музыки)

2-й — гордо, весело, нежно, тяжело, сердито;

3-й — озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;

4-й — жалобно, решительно» празднично, гневно;

5-й тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.

 Неправильное определение оценивается в 0 баллов.

     Общий вывод строится на основе 10-балльной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

    В случае, если словесный вариант является для ребенка трудным, то при повторном прослушивании ему предлагается наглядно-образный вариант - выбрать из набора такого «гномика», выражение «лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант ребенок переносит на лист бумаги, дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению. Цветные карандаши желательно приготовить в соответствии с цветом стимульных карточек Люшера: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, чёрный.

Критерии оценки графической рефлексии:

  1. адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков оценивается в 1 балл;
  2. неадекватное — 0 баллов;
  3. продуктивным считается адекватный выбор с дорисовыванием деталей — 2 балла.

     Цветовая гамма выбранная ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыки в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений.

    Адекватность танцевальной отзывчивости оценивалась с учетом двух- или трехдольности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов.

Критерии оценки танцевально-двигательной  рефлексии;

1) марш как самой простой шаг оценивается в 1 балл;

2) полька как ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки оценивается в 2 балла;

3) вальс (или менуэт) — самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения оценивается в 3 балла.

   Таким образом, полученные результаты двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку возможно распределить по следующим уровням:

  • низкий уровень — от 0 до 2 баллов;
  • средний уровень — от 3 до б баллов;
  • высокий уровень — от 7 до 9 баллов.

Затем все данные заносятся в итоговую таблицу

Общая обработка данных проводится по следующим критериям:

низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от передачи своих состояний или неспособностью ребенка при прослушивании музыки даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов», настроений.

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к отображению уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний, и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется свободной адекватной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Результаты диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку

Ф.И. учащихся

Форма эмоциональной отзывчивости  

Итоговые показатели

        Вербальная

Графическая

Двигательная

1. Стеклова Карина

10

9

9

28

2. Тучина Виктория

6

6

7

19

3. Фролова Екатерина

2

1

2

5

4. Фёдорова Анна

5

6

5

16

5. Цепляев Кирилл

3

3

2

8

6. Щагин Никита

10

7

8

25

7. Семёнов Влад          

6

6

5

17

8. Рыбаков Денис          

7

8

5

20

     В результате анализа ответов был сделан вывод, что ни один ребенок не остался абсолютно равнодушным к услышанному, большинство показали средний уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку. У детей отличались описания эмоций, выраженных в музыкальных сочинениях. Но такой компонент эмоциональной отзывчивости на музыку, как понимание и осознание эмоций, у значительной части детей требует специального развития. Кроме того, характеризуя эмоциональные переживания героя, дошкольники называли не более двух эмоций, что свидетельствует о небольшом эмоциональном словаре. Понимание эмоций людей или героев, так же как и эмоциональное понимание музыки, представляется достаточно сложным для большинства.

     С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости было выявлено двое детей. Данные дети характеризуются целенаправленным, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений. Ребята воспринимают и осознают выразительные средства музыки, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например Никита абсолютно точно определил характер прослушанных музыкальных произведений и подобрал соответствующие слова-эпитеты. Ребенок прочувствовал произведения, увидел всю их глубину. С удовольствием рассказывал о своих впечатлениях. Рассказы мальчика живые, интересные. Звучание произведений сопровождал движениями рук.

    Дети с высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости были сосредоточены, отбивали ритм руками при быстром темпе произведения, улыбались и внимательно вслушивались в мелодию. Это говорит об эмоциональной отзывчивости данных детей, а определенное настроение - о дифференциации чувственного восприятия ("красивая", "нежная"). При объяснении сделанного выбора дети выделяли средства выразительности ("необычный звук"), высказывались оценочные суждения типа "интересная", " сказочная".

    Дети со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Они точно определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись. Также трудность у детей вызвало объяснение своего эмоционального состояния. Это свидетельствует о том, что дети воспринимают на эмоциональном уровне музыкальное произведения, однако объяснить его и соотнести собственное настроение с переданным в звуках дети не могут. Дети были внимательны в процессе слушания музыкальных произведений, однако их мимика была сдержана, поза статична. Состояние некоторой задумчивости свидетельствовало о том, что музыка детям интересна, но эмоциональных переживаний не вызывает. Думаю, что эмоции детей ориентированы на ситуации повседневного взаимодействия, а искусство, несущее эстетические эмоции, способствующее их возникновению и проявлению, недостаточно представлено в жизнедеятельности дошкольников.   При объяснении своего выбора дети давали краткие ответы, выражающие констатацию, а не эмоциональное отношение («хорошая», «потому что она такая…»)были не точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно.

    Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. Данные дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор. Они копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения, в большей степени были заинтересованы окружающими их предметами, чем предложенными музыкальными произведениями. Этим детям трудно было сделать выбор. Их объяснения свидетельствовали о формальности сделанного предпочтения. Дети ограничивались общими фразами относительно услышанного или не могли объяснить свой выбор, молчали. Думаю, это объясняется тем, что дети выделяют лишь основные эмоциональные состояния, не соотносят услышанную музыку с собственными переживаниями.

      В результате проведенной работы выявлена положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, а так же стабилизация психоэмоционального состояния в условиях музыкального обучения. Окончательные итоги реализации проекта будут подведены в конце учебного года.

Заключение

      К сожалению в современной педагогической практике в полной мере не используется потенциал музыки как вида искусства для создания эмоционального комфорта и открытия мира чувств, переданного в звуках, музыка не выступает в полной мере средством эмоционально-эстетического развития детей. Воспитатели недостаточно обращаются к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний. Необходимо уделять больше времени на организацию деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими "языка" эмоций. Применять методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости, способствующие активизации эмоциональных творческих проявлений у детей.

       Технический прогресс, учебно-дисциплинарная направленность в школах ведёт к «обесчувствованию» детей. Современные дети замыкаясь на телевизорах, компьютерах, стали меньше общаться, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Тогда как активное вовлечение детей в процесс познания музыки способствует более яркому проявлению у них эмоциональной отзывчивости, что несомненно положительно скажется на здоровье.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН  ГАЗОПРОВОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ    «ДШИ»  ГУСАРОВОЙ  Е. Н.

Игровые задания на уроках слушания музыки

                                                                             2018г.

     Слушание музыки – интересный, яркий предмет в музыкальной школе. Именно с него начинается знакомство детей с классической музыкой. И как именно пройдет это знакомство зависит в первую очередь от учителя. Главная его задача – заинтересовать маленьких учеников тем необъятным богатством звуков, красок, которое таит в себе музыкальное искусство, расширить кругозор детей, привить им любовь к искусству.

      Часто значение предмета слушание музыки преуменьшается: на первое место выдвигаются такие дисциплины, как специальность и сольфеджио. Казалось бы, слушание музыки, наряду с музыкальной литературой, занимает скромную третью позицию по своей значимости. Однако, следует сказать, что это далеко не так с точки зрения возможностей данного предмета для художественного развития ребенка, ведь ни одна другая дисциплина музыкальной школы не дает ребенку то, что он может взять из слушания музыки. Здесь осуществляется не только само непосредственное «слушание музыки», но и происходит развитие образного мышления, фантазии, пополнение лексикона, развитие навыка правильного словесного выражения своих мыслей, расширение кругозора. При этом здесь же аккумулируются знания, полученные на других предметах музыкальной школы: идут постоянные отсылки к сольфеджио ( ритм, размер, длительности, интервалы, аккорды в музыкальном произведении), к специальности (ученик узнает историю и устройство своего инструмента, определяет какие приемы игры используются в произведении и т.д.).

     Необходимо помнить, что слушание музыки – предмет для учеников младших классов: его посещают дети с 1 по 3 класс. Ученику 6-8 лет, конечно же, трудно понять, что такое мелодический рисунок, контраст, сложно запомнить труднопроизносимые фамилии композиторов или названия музыкальных инструментов. Но ведь цель учителя слушания музыки дать детям эти знания!

    Здесь на помощь педагогу приходит единственно верный способ: игровой. Для того, чтобы ученикам было комфортно, интересно, понятно, необходимо насыщать уроки музыкальными играми и творческими заданиями. Если правильно претворить это в жизнь, то ученики будут приходить на урок с радостью, будут выполнять домашние задания (разумеется, тоже интересные и творческие), будут правильно воспринимать и запоминать информацию, предлагаемую им на уроке учителем.

    Я бы хотела продемонстрировать некоторые примеры этих самых игр и интересных заданий на уроках слушания музыки. Все это было опробовано мной и, нужно сказать, я убедилась, что благодаря таким приемам, дети полюбили предмет слушание музыки, всегда просят поиграть или дать им какое-нибудь задание, даже просят самостоятельные работы. И всегда выполняют их с радостью и интересом.

   1. «Музыкальное лото» для учеников 1, 2 и 3 классов. Отличается, конечно же, по степени сложности. В эту игру можно включить разное: отгадывание композиторов и их произведений, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, портреты композиторов. Ученики разбиваются на три команды. Каждой выдается специальная табличка, разделенная на 6 частей. Во всех частях написано какое-либо слово (например, название музыкального произведения или имя композитора). В руках у учителя находится мешок, в котором помещены карточки с этими же словами. Учитель перемешивает содержимое мешка и вытаскивает карточки. Педагог задает ученикам вопрос, ответом на который будет служить слово на этой карточке. Например, вопрос к фамилии «Чайковский»: Кто написал «Детский альбом»? Если на карточке написано название музыкального произведения, то оно прослушивается – и, таким образом, определяется детьми. Ученики отгадывают, и те, у кого это слово есть на их табличке, получают карточку и помещают ее на аналогичное слово в табличке. Побеждает та команда, которая первой заполнит все шесть частей своей таблички.

     Эта игра тренирует память детей, внимательность, вырабатывает навык работы в коллективе. На уроках дети стремятся как можно лучше запомнить звучание музыкальных произведений, зная, что потом они, возможно, будут включены в эту игру.

  2. Игра «Угадай произведение по иллюстрации». Может проводиться в любом из младших классов ДМШ. Картинки перемешиваются и помещаются в специальный пакет. Ученики по очереди подходят к учителю, берут любую картинку и угадывают, что на ней изображено – какое музыкальное произведение зашифровано. Если кабинет располагает компьютером или телевизором, можно показывать картинки на экране. Можно соревноваться на баллы – угадал произведение, получаешь балл. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов. Победителю учитель в праве поставить отличную оценку – как человеку, знающему все пройденные произведения.

    В этой игре тренируется память, образное и ассоциативное мышление. Проводится некая связь музыки и изобразительного искусства. Также на тренировку этих характеристик направлена и следующая игра, которая, как правило, проводится в 1 классе.

    3. Игра «Угадай музыку и покажи ее картинкой». Здесь чаще всего используется музыка из цикла К.Сен-Санса «Карнавал животных» и из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Учитель включает какую-либо композицию, а дети, перед которыми разложены специальные карточки с изображениями, иллюстрирующими содержание пьесы, должны поднять нужную карточку и показать ее педагогу. Можно проводить такую игру как сразу со всеми учениками - но это увеличивает риск того, что ученики будут смотреть на других и ориентироваться на их карточки. Можно проводить игру с каждым учеником по очереди. Игра может также идти на баллы, однако чаще всего она проводится для повторения и закрепления материала.

   4. Игра «Запомни и выложи». Ученики делятся на две-три-четыре команды – в зависимости от количества учеников. Детям предлагается в течении некоторого небольшого отрезка времени запомнить в том порядке, котором есть, начала названий различных музыкальных произведений. Затем учитель раздает командам бумажки с окончаниями названий произведений. Дети должны выложить их в том же порядке, что были и их начала. Когда все команды готовы, задание проверяется. Учитель читает начала, а дети по очереди – то что у них выложено. Если ученики выложили то-то не в том порядке, могут получиться довольно забавные сочетания: «Болезнь деревянных солдатиков», «Полет куклы» и т.д.
     Игра направлена на развитие памяти и на приобретение опыта работы в команде.

   5. Игра «Выбери слова». На столе раскладываются бумажки, на которых написаны названия музыкальных произведений, фамилии, имена композиторов, названия циклов и т.д. Все это перемешивается. Учитель по очереди обращается к ученикам и те должны в качестве ответа на вопрос найти нужную бумажку с правильным ответом. Необходимо следить за тем, чтобы другие ученики не подсказывали. Игра проводится для закрепления материала, для его повторения в необычной форме.

   6. Игра «Гость» для 1 класса. После изучения новой пьесы к ученикам «приходит» герой этой пьесы. Это может быть игрушка. Все дети встают в круг, учитель объявляет название музыкального произведения, героем которого является эта игрушка, и автора музыки и передает игрушку ближайшему ученику. Тот должен повторить название музыки и композитора и передать игрушку дальше. Эта игра вызывает много эмоций у учеников, многократное повторение названия музыки оседает в памяти детей.

     Теперь перейдем к заданиям, предлагаемым для учеников на уроках слушания музыки.

   1. «Исправь ошибки». Ученики делятся на две команды. Каждой выдается листок с текстом о композиторе или музыкальном произведении – с ошибками. Дети должны внимательно прочитать текст, найти в нем все ошибки – исправить неправильное слово и написать правильное. Побеждает та команда, которая найдет и правильно исправит все ошибки.
Например:
Антонио Вивальди – знаменитый русский композитор. Он очень любил инструмент виолончель и написал для нее много произведений. Его самое популярное сочинение – концерты «Месяцы года». Всего их 3: «Весна», «Осень» и «Зима». «Весна» звучит радостно, угрюмо, весело, в миноре. «Зима» звучит напряженно, ласково, в миноре, светло.
Михаил Михайлович Глинка – известный русский композитор. Он написал много прекрасных произведений. Одно из них – «Камаринская». Камаринская – так называется русский народный головной убор. В этой пьесе у Глинки две темы. Одна – грустная, а вторая – печальная. Первая называется «Из-за гор, гор высоких», а вторая называется «Плясовая». Первая тема звучит спокойно, быстро, в высоком регистре. А вторая – радостно, медленно, в миноре, задорно.
Петр Иванович Чайковский тоже написал «Камаринскую». Она входит в его цикл «Времена года». Тема этой пьесы быстрая, задумчивая и похожа на первую тему «Камаринской» Глинки.


   2. Задание в форме игры. 1 класс. Это задание предлагается в качестве домашней работы. Ученику предлагается помочь героям сказки справиться с заданием: вспомнить, как звучало то или иное произведение, вспомнить, кто написал музыку и так далее.

   3. Восстанови фамилию композитора. Детям предлагаются фамилии композиторов, в которых перемешались буквы – ученики должны догадаться, кто здесь зашифрован и написать фамилию правильно, при этом использовав все предложенные буквы. Игра помогает детям запомнить, как правильно писать фамилии композиторов. Особенную трудность представляет фамилия Мусоргский, Прокофьев, Чайковский, Глинка.

   4. Игра «Прослушай и раскрась». Детям выдаются бумажки с раскрасками – на них изображен герой музыкального произведения. Выдаются карандаши. Дети слушают музыку и должны раскрасить своего персонажа теми цветами, которые передают его настроение в музыке. Например, «Арлекин» Шумана – яркий, веселый. Желтые, зеленые, красные краски. «Девушка с волосами цвета льна» - нежная, одухотворенная: голубые, розовые, пастельные тона. Раскрасив героя, ребенок должен обосновать, почему он выбрал именно такие краски, как они сочетаются с прослушанной музыкой.
     Также раскраска – отличный вариант того, чтобы дети запомнили вид музыкальных инструментов: раскрась валторну, флейту, скрипку Кроме того, в третьем классе при прохождении темы «Музыкальные формы» можно использовать раскраску как ключ к пониманию формы: раскрась изображение в виде трехчастной формы, в виде формы рондо или вариаций.

   5. Кроме всего перечисленного, очень нравится детям на уроках такое задание, как разгадывание кроссвордов. Дается такое задание также после прохождения большой темы или в конце четверти.
   Из других интересных заданий – это поиск слов в квадрате из букв. Здесь могут быть спрятаны названия музыкальных произведений или, например, инструментов.

     В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема.
     
    Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы  комплекты  игр-лото «Три кита музыки», «Музыкальные инструменты», «Сказочный мир балета».

    Вот основные игры и задания, которые можно предложить детям на уроках слушания музыки. Как можно заметить, эти задания направлены не только на закрепление музыкального материала, но и на тренировку и воспитание общих полезных навыков: на развитие памяти, внимательности, усидчивости, на приобретение опыта работы в группе. Использование данных игр и заданий позволяет разнообразить и украсить урок, сделать его интересным для учеников.






Список литературы.

1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000

2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998

3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003

4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000

5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988

6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.

7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.

8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997

9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000

10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.