Авторское учебно-игровое пособие "Трезвучия и их обращения. Аккордовые сказки и занимательные задания по сольфеджио". Для учащихся младших и средних классов ДШИ (2 редакция, переработанная и дополненная)

Цель пособия - научить детей мыслить в системе музыкальных образов, дополнить сложные музыкальные термины, понятия и определения ассоциативными подсказками для более естественного и логичного их понимания, уметь использовать на практике полученные знания. Автор использовал нетрадиционный путь - форму мини-сказки. Такая подача материала способна заинтересовать обучающихся, так как все дети любят сказки. А через сказочные образы легче освоить азы музыкальной грамоты. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств «Камертон»

Авторское учебно-игровое пособие

Трезвучия и их обращения.

Аккордовые сказки, картинки и

занимательные задания по сольфеджио

Для учащихся младших и средних классов ДШИ

(2 редакция, переработанная и дополненная)

       

г. о. Тольятти, 2018 г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………..стр. 5

Сказки про трезвучия ……………………………………………..стр. 12

Превращения – обращения………………………………………..стр. 16

Картинки – сказки ………………………………………………….стр. 17

Кварто - терцовая интервальная азбука

(и практические задания к ней)…………………………………….стр. 22

Аккордовая азбука  (и практические задания)…………………...стр. 22

Список литературы и других источников………………………..стр.23

Приложения…………………………………………………………стр.25

Приложение 1. Трезвучия и их сказочные «портреты»

 (картинки-иллюстрации)…………………………………………..стр. 26

Слайд 1.1. Трезвучие – Снеговик………………………………….стр. 27

Слайд 1.2. Четыре брата Снеговика-Трезвучия………………….стр. 28

Слайд 1.3. «Портрет» мажорного Трезвучия- Снеговика……….стр.29

Слайд 1.4. «Портрет» минорного Трезвучия-Снеговика………..стр.30

Слайд 1.5. «Портрет» уменьшенного Трезвучия-Снеговика…….стр.31      

Слайд 1.6. «Портрет» увеличенного Трезвучия-Снеговика…..…стр. 32

Слайд 1.7. Четыре Снеговика и Снегурочка………………………стр. 33

Слайд 1.8. Три шара - три звука. ………………………………….стр. 34

Слайд 1.9. Мажорное трезвучие (образ)…………………………..стр. 35

Слайд 1.10. Минорное трезвучие (образ)………………………….стр. 36

Слайд 1.11. Уменьшенное трезвучие (образ)……………………...стр. 37

Слайд 1.12. Увеличенное трезвучие (образ)……………………....стр. 38

Приложение 2. Песенки-портреты………………………………… стр. 39.

Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Мажорного трезвучия………..стр. 39

Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Минорного трезвучия………..стр. 39

Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Уменьшенного трезвучия…….стр. 39

Бабичева Е., Бабичева И. Песенка Увеличенного трезвучия………стр. 40

Комаров А., Капустина В. Снегурочка и Снеговик..…………………....стр. 41

Приложение 3. Превращения – обращения………………………………стр. 42

Слайд 3.1. Обращения-превращения (секстаккорд, квартсекстаккорд)…  стр.  43  

Слайд 3.2. Секстаккордия – 6, «головой вниз»…………………………..стр. 44

Слайд 3.3. «Я секстаккорд»………………………………………………...стр. 45

Слайд 3.4. Квартсекстаккордия…………………………………………….стр. 46

Слайд 3.5. «Квартсекстаккорды, эй, аккорды!»…………………………..стр. 47

Приложение 4. Картинки – сказки ………………………………………...стр. 48

Слайд 4.1. «Водопад трезвучий»…………………………………………...стр.49

Слайд 4.2. «Остров секстаккордов» (сундук аккордов: 5/3, 6, 6/4)……..стр. 50

Слайд 4.3. «Гора квартсекстаккордов»…………………………………....стр. 51

Слайд 4.4. «Аккордовый клад»…………………………………………….стр. 52

Приложение 5. Интервальная разрезная азбука………………………….стр. 53

Слайд 4.1. Интервальная разрезная азбука (кварты)……………………стр. 54

Слайд 5.2. Интервальная азбука (терции)………………………………...стр. 55

Приложение 6. Аккордовая разрезная азбука ………………………………стр. 56

1. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением четырех видов

 трезвучий от разных нот).

2. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от разных нот).

Пояснительная записка

Дисциплина «Сольфеджио» - умение читать ноты, владение нотной грамотой - является базовой при обучении в детской музыкальной школе. Это практический курс, направленный на развитие музыкальных способностей, а как учебная дисциплина напрямую связана с наукой психология.  Базовые категории психологии (восприятие, внимание, память, мышление)  должны быть постоянно в поле внимания преподавателей, которые в процессе обучения опираются на возрастные особенности детей. Чтобы в старших классах обучающиеся могли использовать  интеллект, долговременную память, аналитическое и структурно-логическое мышление, в младших классах Необходимо заложить базовые структуры.

Усвоение знаний связано с развитием мышления, что невозможно без включения памяти. Существует два вида памяти: произвольная и непроизвольная

Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Этот вид памяти создаёт прочность запоминания, благодаря опоре на эмоции. Запоминается всё, что вызывает эмоциональный отклик.

 Практика показывает, что у младших школьников правила часто вызывают скуку и не запоминаются (произвольная память). Но практика констатирует и то, что дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, если они представлены в наглядных и слуховых образах (непроизвольная память). Поэтому большую часть теоретических сведений, можно и нужно излагать в игровой форме, которая создаст впечатление и ощущение того, что сольфеджио - предмет интересный, нескучный, заслуживающий уважения. Таким образом, усвоение многих сложных понятий в сольфеджио можно облегчить путём сочинения сказок и коротких занимательных историй, в которых термины и правила будут ассоциироваться  с  образами, картинками, впечатлениями, отражающими  суть изучаемой темы урока. Если при этом максимально привлекать фантазию и активность самих ребят, то их воображение дорисует в предложенных преподавателем образах недостающее, и, возможно, подскажет ему будущие творческие идеи.

Закрепление пройденного материала происходит через творческое осмысление. Повторение в уме связано с продумыванием вариантов своих действий  на следующий урок. Поэтому, вспоминая об уроке и  представляя пройденный  теоретический материал урока  в образах зрительных, словесных (стихах, прозе),  музыкальных,  ученик, во-первых, будет таким образом закреплять пройденный на уроке материал, во-вторых, выполнение домашнего задания не вызовет у него затруднений, и, в третьих, на следующем уроке он получит похвалу от преподавателя.

Иван Петрович Павлов, (1849—1936 гг.), физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, Лауреат Нобелевской премии 1904 г. говорил, что «между действием, впечатлением, воспоминанием о нём, в сущности, нет ни малейшей разницы со стороны процесса». 

Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Но игровые формы работы надо обязательно дозировать, чтобы обучение не превратилось в развлечение. К.Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность».

В данном авторском учебно-игровом пособии, «Трезвучия и их обращения. Аккордовые сказки, картинки и занимательные задания по сольфеджио»,    автор использовал нетрадиционный путь -  форму  мини-сказки. Такой тип подачи материала призван заинтересовать обучающихся, так как все дети любят сказки. Через сказочные образы легче освоить азы музыкальной грамоты. Интерес, - вот что является основной движущей силой для ребят младшего школьного возраста в осознании и запоминании теоретических формулировок, понятий, а, главное, применении этих правил в практических заданиях. В игре ребенок наилучшим образом может реализовать свой творческий потенциал, развитие которого так важно в обучении музыке (умение креативно мыслить понадобится ребенку и в последующей повседневной жизни).

Цель пособия: научить детей мыслить в системе музыкальных образов, дополнить сложные музыкальные термины, понятия и определения ассоциативными подсказками для более естественного и логичного их понимания;  уметь использовать на практике полученные знания.

Задачи:

1. Изучение и закрепление основных теоретических понятий через словесно-зрительные образы;

2. Развитие абстрактного мышления, аналитических способностей, творческого воображения и инициативы, создание условий для проявления познавательной активности обучающихся;

3. Психологическое раскрепощение обучающихся на уроке сольфеджио.

Развитие гармонического слуха, то есть способности воспринимать более одного звука, как единое целое,  предполагает работу в нескольких направлениях: работу над фонизмом (окраской), над функциональным значением аккорда, над связями аккордов между собой, над  голосоведением. В данном «Пособии» автор не затрагивает такие понятия, как функциональность (тоника, субдоминанта, доминанта), останавливаясь на фонизме,  который предполагает эмоциональные ощущения и меньше связан с конкретной высотой звуков, и строении четырех видов трезвучий и обращений двух из них - мажорного и минорного трезвучий.

  Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха нужно начинать на первых этапах обучения. Это – период накопления слуховых впечатлений. Освоение трезвучий начинается с первого класса. Сначала это трезвучия тонические,  мажорные и минорные, позже, - трезвучия уменьшенное и увеличенное. Во втором классе ученики учатся строить интервалы. Из терций состоят  трезвучия, поэтому параллельно идет освоение четырех видов  трезвучий.   В третьем классе, когда ученики уже овладели навыками построения интервалов, начинают изучать обращения мажорных и минорных трезвучий. В четвертом классе – обращения трезвучий главных ступеней.  Из этого следует, что представляемое учебно-игровое пособие «Трезвучия и их обращения. Аккордовые сказки, картинки и занимательные задания по сольфеджио» можно использовать в младших и средних классах как дополнительный  материал для освоения темы «Трезвучия и его обращения».

Пособие состоит из 3-х разделов и приложений:

I. Сказки про трезвучия (Б5/3, М5/3, Ум.5/3, Ув.5/3 и сказочные «портреты» этих «персонажей»);

II. Превращения – обращения (секстаккорды, квартсекстаккорды) и их сказочные «портреты»;

III. Картинки – сказки и задания к ним:

- «Водопад трезвучий»;

- «Остров секстаккордов»;

- «Гора квартсекстаккордов»;

- «Аккордовый клад».

Приложения состоят из картинок-иллюстраций, нотного материала, и двух разрезных азбук.

В первом разделе, «Сказка про трезвучия», четыре трезвучия представлены в образе Снеговиков, каждый из которых обладает своим характером, привычками,  и  у каждого имеется свой сказочный портрет в картинках-иллюстрациях, словесный, в прозе и в стихах, на которые автором «Пособия» сочинены песенки - музыкальные портреты «героев» (Приложения1, 2). Это песенки-правила, которые помогут освоить четыре вида трезвучий интонационно и на слух. Песенки имеют простую ритмическую, мелодическую структуру, и предназначены для разучивания обучающимися на уроке с последующей домашней проработкой.

Раздел два - «Превращения – обращения», -  истории про обращения трезвучий (секстаккорды, квартсекстаккорды). Их сказочные «портреты» также представлены в прозе, в стихах и в картинках-иллюстрациях (Приложение 3).

 Раздел три  - «Картинки – сказки» представлены по-разному:

- «Водопад трезвучий» - это картинка-иллюстрация и стихи Марины Андреевой-Доглядной;

- «Остров секстаккордов»  - картинка-иллюстрация, сказочная история и стихи Е. Бабичевой;

- «Гора квартсекстаккордов» и «Аккордовый клад» - картинки-иллюстрации  и сказки. (Приложение 4)

Приложения состоят из шести разделов:

Приложение 1. Трезвучия и их сказочные «портреты» (картинки-иллюстрации);

Приложение 2. Песенки-портреты: «Песенка Мажорного трезвучия», «Песенка Минорного трезвучия», «Песенка Уменьшенного трезвучия», «Песенка Увеличенного  трезвучия»; песня-вальс «Снегурочка и Снеговик» (музыка А. Комарова, стихи В. Капустиной).

Приложение 3. Превращения – обращения (картинки-иллюстрации);

Приложение 4. Картинки – сказки (картинки-иллюстрации);

Приложение 5. Интервальная разрезная азбука (кварты, терции, изображенные  в виде геометрических фигур – прямоугольника и треугольника);

Приложение 6. Аккордовая разрезная азбука, которая представляет нотное изображение четырех видов трезвучий и обращения мажорного и минорного трезвучий от разных звуков.

Иллюстрации к «Пособию» выполнены автором «Пособия» в программе  PowerPoint из картинок, заимствованных в интернет-источнике. Там же были найдены стихи  Ольги Киселевой, Ирины Максименковой, Марины Андреевой-Доглядной. Стихи Ирины Бабичевой сочинены специально для данного «Пособия». Некоторые стихи и все «аккордовые сказки» сочинены самим автором - Бабичевой Е. Г.

Каждая картинка-иллюстрация предполагает как слуховой анализ, так и практические задания, часть из которых можно выполнить с помощью интервальной или аккордовой азбуки.

Интервальную  и аккордовую разрезные азбуки (кварты, терции, карточки с аккордами) рекомендуется размножить в таком количестве, сколько потребуется для выполнения заданий. Если на уроке  надо опросить одновременно весь класс,  то для индивидуальной работы такие пособия должны  быть у каждого ученика, задания могут быть как одинаковыми, так и различными. Если работа командная, то задания могут быть  предложены группе учеников, или нескольким группам одновременно. Таким образом, помощью этого пособия на уроке может быть опрошен весь класс.

Почему в «Пособии» терциям соответствует геометрическая фигура треугольник, а квартам – прямоугольник? Здесь надо сказать об ассоциациях.  

Ассоциация (от латинского «соединение») - это связь между прежними и вновь возникающими в человеческом сознании, представлениями. В терции три звука, и на картинке она изображена в виде треугольной фигуры. Три звука ассоциируются с тремя сторонами треугольника. Большая терция – треугольник большего размера, малая терция – треугольник меньшего размер. Интервал кварта имеет четыре звука, поэтому изображена в виде прямоугольника, у которого тоже четыре стороны. Четыре звука кварты ассоциируются с четырьмя сторонами прямоугольника. Например, «Я секстаккорд! Я, висю вниз головой»… и картинка, и стихотворение должны помочь  ученику быстрее (ассоциативно)  запомнить интервальный состав этого аккорда  (терция + кварта; «голова»  внизу, то есть терция «внизу», а кварта наверху).  У квартсекстаккордов «голова», то есть терция наверху, а кварта - внизу: «Квартсекстаккорды, эй, аккорды… дружно вытянуть всем шеи, у кого она длиннее?», следовательно, его интервальный состав кварта + терция («голова», то есть терция, наверху). Ассоциативная память значительно ускоряет усвоение материала.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что небольшие по размеру сказочные истории про аккорды, иллюстрированные  картинками, много времени на уроке не займут, но зато ускорят процесс освоения темы «Трезвучия и их обращения» и привнесут  игровой момент, активизируя мышление школьников, и оптимизируя  учебный процесс.

Учебно-игровое пособие

«Трезвучия и их обращения. Аккордовые сказки, картинки и

занимательные задания по сольфеджио»

I. Сказки про трезвучия

(Слайд 1.1)

Снеговик

Лепим мы снеговика.

Да!.. работа не легка.

Раз — готов один комок.

Два — комок – его дружок.

Три — ещё комок возник –

Получился снеговик!

( Киселева О.)

(Слайд 1.2)

Жили – были  четыре брата – четыре Снеговика. Когда Снеговики начинали петь песни (а петь они любили), их называли ТРЕЗВУЧИЯМИ, и прибавляли слово «аккорд». У каждого был свой характер.

Первый брат – Большое, Мажорное трезвучие (Б5/3) – был уверенный аккордом, отличался твердым характером, но при этом любил шутить, любил шумные компании, любил, чтобы вокруг него водили хороводы, и тогда он был счастлив. Если надо было поработать, например, созвать всех братьев и всем вместе сочинить  аккордовые последовательности, чтобы затем, на уроке сольфеджио ребята услышали все аккорды и правильно их назвали и спели, Большое трезвучие был очень продуктивен,  работа ему нравилась и приносила удовольствие. Но, если ученики на уроке не справлялись с его заданиями, то Мажорному трезвучию  становилось скучно.

Ещё Он любил рассказывать  разные истории, но,  увлекаясь, быстро растрачивал собственные силы, от этого настроение его быстро менялось, но он изо всех сил старался этого не показывать. А когда внимание окружающих завоевывал кто-либо из братьев, Большое трезвучие легко мог примириться и с такой неприятностью.

 Б5/3 гордился   своим ярким и теплым шерстяным вязаным шарфом - как же без него? Да, а ещё метла, которую, надо сказать, он частенько забывал дома.

Второй брат, звали его Малое, Минорное трезвучие (М5/3),  – был мягким, задумчивым аккордом, несколько замкнутым, застенчивым, и очень воспитанным. Он любил побыть один,  помечтать. Он мечтал побывать в далёкой и снежной Норвежской Лапландии и  увидеть Северное сияние. Ему рассказывали, что Северное сияние – это тысячи огоньков, зажигающихся на небе в темные ночи. Огни бывают самых разных форм и цветов: синие, желтые, красные, зеленые. За секунду темное небо окрашивается в яркие цвета и становится видно вокруг на многие километры как будто днем. Северное сияние  удивительно и очаровательно.  

А ещё он мечтал о друге – девочке или мальчике, которые, вложив частичку своей души, на уроках сольфеджио научатся быстро и без ошибок узнавать среди  братьев-аккордов именно его - М5/3, узнавать не только на слух, но и строить  на нотоносце. Легко ранимый, он глубоко переживал из-за того, что некоторые ученики плохо готовили домашнее задание. Больше всего М5/3 волновался, что у него нет теплого шарфа, и он может простудиться. Но, с другой стороны, у него была красивая вязаная шапка (метла не в счет, она была у каждого из братьев).

Третий брат – Уменьшенное трезвучие (Ум.5/3)  – был совершенно неуравновешенный, он часто принимал решения, о которых потом сожалел. Поэтому его часто можно было застать в подавленном настроении. К тому же,  он  всего боялся: боялся Северного сияния и солнечного ветра. Ему рассказывали, что Северное сияние – это свечение вследствие взаимодействия атмосферы с солнечным ветром. На солнце происходят взрывы, и частицы атомов летят в космосе со скоростью 960 километров в секунду!!! Такие потоки называются солнечным ветром. Как страшно! (ведь ветер может его сдуть); боялся солнца (ведь солнце может растопить); очень боялся  растолстеть, поэтому ел мало и  был худеньким; боялся, что может простудиться (ведь у него были только вязаные варежки, но не было, ни теплого шарфа, ни шапки), зато была такая же метла, как у братьев, которой он мог, если придется, себя защитить. Иногда. (Слайд 1.4)

Четвертый брат – Увеличенное трезвучие (Ув.5/3)   был аккордом неспешным, невозмутимым. При встречах  с братьями и со знакомыми здоровался важно, за руку. Он любил дышать свежим воздухом (никак не мог надышаться), ему не нужны были ни шарф, ни варежки, ни шапка, а метлу он брал с собой так, на всякий случай, для порядка, не забывал никогда! Ув.5/3 никогда не простывал и был горд тем, что у него было много друзей. Летом, гуляя у морского залива, он познакомился с Золотой рыбкой и был поражен ее красотой, а особенно пышным хвостом и красивыми большими  глазами, которые всегда выражали удивление и, как будто  что-то спрашивали. В лесу у него был лучший друг – Хомяк, с ним они вместе собирали вкусные шишки, грибы, ягоды. Хомяк найденные вкусности  складывал в свои защечные мешки, от этого щёки  у него сильно раздувались, а сам Хомяк становился очень смешным.  Увеличенное трезвучие всё найденное и собранное съедал сам и сразу. Каждая елочка и сосенка была ему знакома, - как же хорошо гулять среди них, - думал он и все время удивлялся: какая красота вокруг! А после прогулок, придя домой, любил сытно поесть. Ел много и с аппетитом, поэтому слега растолстел.

 Раз в год, это случалось в канун Рождества, приезжала к братьям-Снеговикам Снегурочка. В бархатной шубке, кокошнике, вышитыми серебром и жемчугом, грациозная, юная и жизнерадостная, как она была хороша!  Братья ее очень любили и всегда  ждали ее приезда. А ещё Снегурочка всегда привозила подарки. На этот раз это были стихи-портреты, которые она посвятила каждому из Трезвучий. Чуть позже эти стихи стали песенками-портретами:

(Слайд 1.3)

(Б5/3)  Первый брат был весел, смел,

Сто друзей всегда имел.

     Он шарфом своим гордился

                                                Что в морозы его грел.

(Слайд 1.4)               (М5/3)  Брат второй был скромен, мил,

 Часто помечтать любил.

   Без шарфа ходил бедняга,

Но зато при шапке был.

(Слайд 1.5)                (Ум5/3)  Третий братик был трусишка

    И всего боялся слишком.

      Из одежды у мальчонки,

          Только в варежках ручонки.

(Слайд 1.6)                 (Ув5/3) Наконец, четвертый брат,

   Был всему на свете рад,

 И закату, и рассвету,

  И зиме был рад и лету,

  Каждой елочке, сосне,

  И тебе был рад, и мне.

                                                   И поэтому ему,

      Шарф и шапка ни к чему!

(Бабичева И.)

(Слайд 1.7)

Снегурочке и братьмя-трезвучиям нравилось петь песенки-портреты «про самих себя». Когда Снегурочка  учила танцевать каждого Снеговика вальс, они все вместе пели другую песню - «Снегурочка и Снеговик». Было весело! Каждый из братьев преображался. В такой момент они не называли друг друга Снеговиками, а исключительно – ТРЕЗВУЧИЯМИ, и добавляли красивое слово АККОРД: (Слайд 1.8)                         Три шара – три звука, -

Приму, терцию и квинту,

                                                Друг на друга положили

                                                И трезвучие получили.            

(Бабичева Е. )

В такие часы отличия друг от друга становились ещё заметнее, появлялись ТЕРЦИИ, - большие и малые, которые заявляли о себе и требовали, чтобы их поставили в строгом порядке,  в соответствии со своим хозяином-трезвучием. Вот так:      

(Слайды  1.9)     Мажорное трезвучие (большое)- твердое, уверенное:    

                                           Б5/3 = б.3 + м.3                        

(Слайд 1.10)       Минорное трезвучие (малое) - мягкое, томное:         

                                          М5/3 = м.3 + б.3

(Слайд 1.11)        Уменьшенное трезвучие - испуганные глаза…:                                                

                                         Ум.5/3 = м.3 - +м.3

(Слайд 1.12)       Увеличенное трезвучие – удивление:

                                           Ув.5/3 = б.3 - +б.3

II. Превращения – обращения

(Слайд 3.1)                  Обращение имеет каждое трезвучие.              

В трезвучии тот звук, что был внизу,

мы увидим наверху.

Когда наступало лето, песням не было конца. ТРЕЗВУЧИЯ пели, танцевали, бегали, прыгали. Однажды Прима, нижний звук трезвучия, так развеселилась, что решила перепрыгнуть наверх, через два других – терцию и квинту. Теперь между крайними звуками образовалась секста. Трезвучие посмотрело-посмотрело и придумало этому превращению новое имя – Секстаккорд. От радости Секстаккорд запел песенку:

(Слайды 3.2 – 3.3)          

Я – секстаккорд, я секстаккорд!

Я, висю вниз головой 
До Земли, тянусь рукой.

Все вокруг перевернулись, 
Ноги небу улыбнулись.
Голова торчит в траве, 
Ох, и весело же мне!

( Максименкова И.)

(Слайды 3.2 – 3.3)          

Терция, нижний звук Секстаккорда, посмотрев на спортивные достижения Примы, решила: «Чем я хуже?» и тоже перепрыгнула через два звука, через Квинту и Приму. Трезвучие посмотрело-посмотрело и придумало этому превращению новое имя – Квартсекстаккорд, и пропело:

Квартсекстаккорды, эй, аккорды,

Хватит прыгать и скакать,

Надо быстро ровно встать!

Дружно вытянуть всем шеи,

У кого она длиннее?

        (Бабичева Е. )

III. Картинки – сказки

(и задания к ним)

(Слайд 4.1)                               Водопад трезвучий

Вниз летит воды каскад!

То – трезвучный водопад!

Это место, где вода

Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов

Вниз летит с огромной силой.

Все трезвучия то  шумят,

То тихонечко журчат,

То ревут раскатом грома

Под собой создав каньоны. 

( Андреева-Доглядная М.)

Задания:

Задание 1. Из «Водопада трезвучий» надо собрать все трезвучия, определить их вид и положить каждое в свой мешочек: Мажорное трезвучие (Б5/3) – в красный мешок; Минорное трезвучие (М5/3) – в коричневый мешок; Уменьшенное трезвучие (Ум5/3) – в оранжевый мешок; Увеличенное трезвучие (Ув5/3) – в фиолетовый мешок.

Задание 2. С помощью интервальной азбуки выложить строение каждого их четырех видов трезвучий. В тетрадь записать их интервальный состав.

P.S. Для выполнения задания №1 понадобится «Аккордовая азбука».

Задание 3. В нотной тетради  построить мажорные  трезвучия,  в которых ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, СИ-БЕМОЛЬ  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3 трезвучия от каждого звука). Сыграть что получилось

Задание 4. В нотной тетради  построить  минорные трезвучия, в которых нота ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-БЕМОЛЬ будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3 трезвучия от каждого звука). Сыграть что получилось.

Задание 5. В нотной тетради  построить  уменшенное  трезвучия, в которых нота ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ,  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3 трезвучия от каждого звука). Сыграть что получилось.

Задание 6. В нотной тетради  построить  увеличенные трезвучия, в которых нота ДО, РЕ, МИ,  СОЛЬ, ЛЯ, будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3 трезвучия от каждого звука).

(Слайд 4.2)                            Остров секстаккордов

На картинке нашей океан,

Солнце, чайки, голубой туман.

Остров где-то там лежит…

Что за остров?- Чудо остров!

Море, солнце, постоянно,

Попугаи и бананы!...Но

Краб тот остров стережет,

Секстаккорды охраняет

Всех подряд не пропускает.

Где-то в океане был очень красивый Остров Секстаккордов. На острове росли пальмы, а плоды их были вкусными. Жили там сказочные звери и птицы. Главным на острове был Краб. Жил он так долго, что успел состариться. Все обитатели острова его слушались и почитали. Старый Краб охранял свой остров, а еще он охранял  сундук с аккордами, который достался ему от прадеда. В этом сундуке хранились трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды. Больше всех Старый Краб дорожил секстаккордами, ведь его остров так и назывался – «Остров секстаккордов». Никто из путешественников до сих пор не смог пробраться  на этот остров, чтобы полюбоваться его красотами. Потому что пропуском были СЕКСТАККОРДЫ. Именно секстаккорды надо было найти среди всех аккордов, но до сих пор никому не удавалось это сделать.

Если среди путешественников окажется тот, кто сможет из Сундука аккордов достать только секстаккорды, мажорные (Б6) и минорные (М6), и сможет их правильно разложить в «Мешки секстаккордов», которые находятся около сундука, то откроется дорога  в сказочный остров.  

Задания

Задание 1. Из «Сундука аккордов»  выбрать  только Секстаккорды, и мажорные и минорные, и сложить их вместе. Трезвучия оставить в сундуке!  

 Задание 2. Из «Сундука аккордов»  выбрать только Секстаккорды и  разложить их в разные мешки: минорные (М6) – в левый мешок, а мажорные (Б6) – в правый мешок. Трезвучия оставить в сундуке!  

P.S. Для выполнения задания №1и 2 понадобится «Аккордовая азбука».

Задание 3. В нотной тетради  от звуков ДО, ДО-ДИЕЗ, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ построить мажорные и минорные секстаккорды, обозначить аккордовый тон, который находится: а ) в нижнем голосе; б) в верхнем голосе; в) в среднем голосе.  

Задание 4. В нотной тетради  построить мажорные  секстаккорды,  в которых ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, СИ-БЕМОЛЬ  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3трезвучия от каждого звука).

Задание 5. В нотной тетради  построить минорные  секстаккорды,  в которых ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, СИ-БЕМОЛЬ  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3трезвучия от каждого звука).

(Слайд 4.3)                

Гора квартсекстаккордов

Самая интересная Гора, на которой ты еще не был.

Взобраться на самую крутую гору Квартсекстаккордов поможет «Мешок аккордов».  В этом мешке находятся все трезвучные аккорды: трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды. Но из мешка надо выбрать только квартсекстаккорды. Иначе до вершины не добраться.

Задания

Задание 1. Из «Мешка аккордов» выбрать только квартсекстаккорды, мажорные и минорные, и положить в рюкзак. Трезвучия и секстаккорды оставить в мешке!  

Задание 2.  Из мешка аккордов выбрать только квартсекстаккорды, разложить их в два рюкзака. Первому скалолазу в рюкзак положить М6/4, а второму – Б6/4.  Трезвучия и секстаккорды оставить в мешке!  

P.S. Для выполнения задания 1 и 2 понадобится «Аккордовая азбука».

Задание 3. В нотной тетради  от звуков ДО, ДО-ДИЕЗ, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ построить мажорные и минорные квартсекстаккорды, обозначить аккордовый тон, который находится: а) в нижнем голосе; б) в верхнем голосе; в) в среднем голосе.  

Задание 4. В нотной тетради  построить мажорные  секстаккорды,  в которых ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, СИ-БЕМОЛЬ  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3трезвучия от каждого звука).

Задание 5. В нотной тетради  построить минорные  секстаккорды,  в которых ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, СИ-БЕМОЛЬ  будут основным, терцовым, а затем квинтовым тоном (всего должно получиться по 3трезвучия от каждого звука).

(Слайд 4.4)                          

Аккордовый клад

Да здравствует Остров аккордов!

Дорога к нему лежит сквозь бурное море,

Сквозь радости и преграды!

Королева Страны Трезвучий отправила  меня, капитана шхуны «Аккордия»,  в плавание вокруг Света,  чтобы мы с командой открыли для нее новые земли и привезли новые богатства. Путь оказался долгим и трудным. За несколько месяцев плавания штормы изрядно потрепали шхуну, крысы сожрали остатки продуктов…команде даже пришлось поголодать. И вот, наконец, на горизонте появился долгожданный берег … и земля под ногами.

И первым,  кого мы увидели,  оказался наш давний знакомый, джентльмен удачи, пират – старина Флинт и его верный слуга - крыса Джонни. А еще три сундука и большая гора разных золотых аккордов. То были трезвучия, секстаккорды,  квартсекстаккорды.

 Флинт поведал нам, что  сундуки заколдованы, их нельзя  поднять, а как хочется! Они, словно приросли к берегу. Но положение можно исправить и стать богатыми. Для этого надо разложить аккорды по соответствующим сундукам: трезвучия – в свой сундук,  секстаккорды – в свой сундук,  квартсекстаккорды – тоже в свой сундук.  Тогда сундуки волшебным образом сами полетят к нам на корабль. Среди нас никто не знал сольфеджио, и расколдовать аккордовый клад мы не смогли.

Задания

Задание 1: разложить аккорды соответственно по трем сундукам: в первый сундук - трезвучия (5/3); во второй сундук - секстаккорды  (6); в третий сундук -  квартсекстаккорды  (6/4).  

P.S. Для выполнения задания №1 понадобится «Аккордовая азбука».

Задание 2: От звуков   построить вверх четыре вида трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды.  Обозначит какой аккордовый звук находится в нижнем голосе.

(Слайды 5.1 – 5.2)

IV. Кварто - терцовая интервальная азбука

(и практические задания к ней)

Задания

Из терций, кварт сложить аккорды:

1). Трезвучия: Б5/3, М5/3, Ум5/3, Ув.5/3.

2). Большие секстаккорды (Б6), малые секстаккорды (М6);

3). Большие квартсекстаккорды (Б6/4), малые квартсекстаккорды (М6/4).

P.S. Для выполнения заданий понадобится «Интервальная азбука».

V. Аккордовая азбука

Карточки с аккордами в разных тональностях

(и практические задания)

Задания

1). Из предложенных аккордов найти только секстаккорды – Б6, М6;

 2). Из предложенных аккордов найти только квартсекстаккорды – Б6/4, М6/4;

3). Из предложенных аккордов найти только трезвучия – Б5/3, М5/3, Ув.5/3, Ум.5/3;

4). Из предложенных аккордов найти только мажорные трезвучия (Б5/3), мажорные секстаккорды – Б6, мажорные квартсекстаккорды (Б6/4);

5). Из предложенных аккордов найти только минорные трезвучия (М5/3), минорные секстаккорды – М6, минорные квартсекстаккорды (М6/4).

6). В «аккордовой азбуке» найти аккорды одной тональности, составить из них аккордовую последовательность, затем сыграть ее и спеть: а) solo; б) хором.

Список литературы и других источников

1. Бабичева И. «Снеговики», 2018.

2. Ворожинская В. «Развитие образно-ассоциативного мышления на уроках сольфеджио», 2015г.

3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М. 1986

4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. - Л., 1970.

Электронные ресурсы:

5. Киселева О.  «Снеговик».

http://www.3ezhika.ru/mamaladushka/chitalka/stixi.

6. Комаров А. ,Капустина В.  «Снегурочка и Снеговик». http://alexandrkomarov.ucoz.ru/load/snegurochka_i_snegovik/8-1-0-1010

7. Максименкова И.  «Вниз головой».

 https://www.chitalnya.ru/work/352012/

8. Произвольная и непроизвольная память. Психология. Курс лекций (Тертель, 2006).pdf  

https://studfiles.net/preview/1779717/page:36/ 

9. Северное сияние. http://chydesa-mira.ru/severnoe-sianie/

10. http://img-fotki.yandex.ru/get/6615/16969765.b6/0_6b8d0_f08222d7_M.png

11. http://www.gifki.org/data/media/375/shlyapa-i-shapka-animatsionnaya

12. https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url

13. http://www.playcast.ru/uploads/2015/10/28/15645680.png

14. http://www.playcast.ru/uploads/2016/10/19/20245387.png

15. http://smayli.ru/data/smiles/glaza-73.gif   

16. http://slinky.me/uploads/pic/8/tumblr_mnf2xvM8rr1s56exfo1_250.gif

17. http://javasea.ru/uploads/posts/2011-12/1323446813_glaza-telefona.gif

18. http://www.playcast.ru/uploads/2018/01/04/24308449.gif

19. http://www.picturesanimations.com/s/squirrel/Eekhoorn20(44).gif

20. https://storage.googleapis.com/multi-static-content/previews/

21. http://sad-domaschniy.ru/images/stories/orekhoplodnye/sosna_piniya.gif

22. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/650/93650511_e28e7a591f56.png

23. https://yandex.ru/images/search?p=1&text=снег%20на%20прозрачном

24. http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/43358459.a4/0_867cc_b889748d_XL.gif\

25. http://mari-site.narod.ru/backs01101.gif

26. http://www.interface.ru/iarticle/img/31678_41129070.gif

27. http://www.playcast.ru/uploads/2015/12/29/16571793.png

28. http://st-fashiony.ru/pic/celebrity/pic/110832/5.jpg

29. http://st-fashiony.ru/pic/celebrity/pic/110832/9.jpg

30. http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/19/10692667.png

31. http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/11/Snegurochka-1.png

32. https://www.chitalnya.ru/upload2/690/d6eb2747a515a831db0070f36ceafa93.jpg 

33. http://i.mirozor.ru/u/ea/015156e82211e7b4c1c641c11f1c64/-/130.png

34. https://img-fotki.yandex.ru/get/99813/344179088.14/0_235cf1_99b7e97f_orig

35. https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/108/171/108171756_022.png

36. http://clipart-library.com/image_gallery/n1618165.gif

37. http://smail1.ucoz.net/_ph/22/1/290564147.jpg?1519482559

38. http://www.playcast.ru/uploads/2015/12/26/16518846.gif

39. http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/136487634.814/0_bb7f0_2473f8ae_M.jpg

40.  http://www.playcast.ru/uploads/2016/04/05/18149029.gif

41. http://www.playcast.ru/uploads/2017/11/22/23953714.gif

Приложения

Приложение 1

Трезвучия и их сказочные «портреты» (картинки-иллюстрации):

Слайд 1.1. Трезвучие – Снеговик.

Слайд 1.2. Четыре брата Снеговика-Трезвучия.

Слайд 1.3. «Портрет» мажорного Трезвучия- Снеговика.

Слайд 1.4. «Портрет» минорного Трезвучия-Снеговика.

Слайд 1.5. «Портрет» уменьшенного Трезвучия-Снеговика.

Слайд 1.6. «Портрет» увеличенного Трезвучия-Снеговика.

Слайд 1.7. Четыре Снеговика и Снегурочка.

Слайд 1.8. Три шара - три звука.

Слайд 1.9. Мажорное трезвучие (образ).

Слайд 1.10. Минорное трезвучие (образ).

Слайд 1.11. Уменьшенное трезвучие (образ).

Слайд 1.12. Увеличенное трезвучие (образ).

Приложение 2

Песенки-портреты

Приложение 3

 Превращения – обращения 

Слайд 3.1. Трезвучие и его обращения («Обращения-превращения»)

                    - секстаккорд, квартсекстаккорд.

Слайд 3.2. Секстаккордия – 6, «головой вниз».

Слайд 3.3. «Я секстаккорд».

Слайд 3.4. Квартсекстаккордия.

Слайд 3.5. «Квартсекстаккорды, эй, аккорды!».

Приложение 4

Картинки – сказки:

Слайд 4.1. «Водопад трезвучий».

Слайд 4.2. «Остров секстаккордов» (сундук аккордов: 5/3, 6, 6/4).

Слайд 4.3. «Гора квартсекстаккордов».

Слайд 4.4. «Аккордовый клад».

Приложение 5

Интервальная разрезная азбука

Слайд 5.1. Кварты.

Слайд 5.2. Терции.

Приложение 6

V. Аккордовая разрезная азбука

1. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением четырех видов трезвучий от разных нот).

2. Аккордовая азбука (карточки с нотным изображением трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от разных нот).


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com