Проект "Театр и музыка как средство организации продуктивной деятельности дошкольников"

Вилкова Светлана Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppmm.docx43.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

Музыкально – образовательный проект

«Театр и музыка как средство организации продуктивной

деятельности дошкольников »

                                                                                                                  Автор проекта:

                                                                                                      Вилкова Светлана Дмитриевна

                                                                                                музыкальный руководитель

                                                                                   г. Нягань, 2016

                                               

                                                Аннотация проекта

Проект направлен на формирование творческой личности ребёнка, на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Проект выстраивает партнёрские отношения между детьми путём проведения занятий, спектаклей и других мероприятий. В проекте открывается та сторона эстетического восприятия, которая даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему понять художественный образ.

                                             Актуальность проекта

Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процесс общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и в семье. Актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств ребёнка.

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Не игра – забава, а игра – модель, игра – поведение, игровое состояние личности и всего коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребёнок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников. В результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка – серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Театр, с моей точки зрения, больше, чем игра. Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды деятельности. В театральном искусстве драматическое действие, слово, музыка, пение, танец, живописное оформление играют, существуют в нерасторжимом единстве.  Именно музыкально – театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.

Театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – среда для эмоционально – нравственного развития опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь.

Театр удовлетворяет основные потребности ребёнка дошкольного возраста: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых; потребность в познании окружающего мира, в активных движениях, в общении. Основное значение театра для детей дошкольного возраста определяется  тем, что:

1. в игре формируются психические новообразования ребёнка, основным из которых является воображение;

2.развивается личность ребёнка;

3. зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Тип проекта: музыкально – образовательный.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старших и подготовительных групп, воспитатели старших групп, педагоги дополнительного образования, родители детей, учитель – логопед.

Вид проекта: 3 года, долгосрочный.

Сроки проведения: февраль-март 2016.

Целью данного проекта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.

Проблема: В настоящее время театр, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

Задачи:

  1. 1.Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.
  2. Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчества.
  3. 2.Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.
  4. Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.
  5. 3.Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).
  6. 4.Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.
  7. 5.Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Перспектива развития проекта:

  1. Данный проект может быть продолжен созданием проектов для детей 6-8 лет, который осуществляет организацию продуктивной деятельности детей, через театральную музыкальную деятельность.
  2. Показы театральных представлений для детей других групп ДОУ.

Предполагаемый результат:

Дети:

• умеют действовать согласованно;

• умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;

• запоминают данные позы;

• запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;

• знают артикуляционные упражнения;

•  умеют строить простейший диалог.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети научатся инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
  2. Дошкольники получат представление о театре и театральной культуре.
  3. У детей сформируется устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
  4. Научатся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения,  интонацию).
  5. Умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
  6. Умение свободно держаться на сцене.
  7. Дети станут дружнее, возникнет чувство партнерства.
  8. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ

Коммуникативные навыки:

•  получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;

•  преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру театра и музыки;

•   имеет адекватную самооценку, статус в группе;

  1. Этапы проекта:

I этап – организационно-подготовительный (2015 – 2016).  Создание проекта «Театр и музыка как средство организации  продуктивной деятельности дошкольников». Совместная игровая деятельность –  элементарное музицирование – средний возраст. Развитие общей и мелкой моторики, подвижности стоп и кистей, пальцев рук и ног (хлопки в ладоши, сжимание и разжимание пальцев рук в кулак,  движение – шагающие пальчики, шлепки ладонями, ходьба на носках, пятках, дробным и маршевым шагом).

  1. IIэтап – основной (2016 – 1017).  Совместная индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование – старший возраст (5-6 лет).  Развитие подвижности пальцев рук и разнообразные упражнения для пальцев ног, пластические этюды.
  2. III этап – заключительный (2017-2018).  Театр рук, построение руками разнообразных фигур, пальчиковый театр, мячи-говорунчики – старший возраст (6-7 лет).  Совершенствование движений рук и ног, выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности, пластические этюды на заданные темы, пластические сказки.

Базисная часть проекта ориентирована на процесс вовлечения ребенка в театрализованную игру со словом, звуком, музыкальным инструментом. Проект предполагает проведение работы в форме индивидуальных занятий, групповых и подгрупповых. Групповые занятия проводятся два раза в неделю во всех возрастных группах (от 10 до 30 минут), один раз в неделю проводятся занятия по театральной деятельности с подгруппами, а также индивидуальные занятия продолжительностью 10-15 минут, что зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия состоят из нескольких частей. Каждая часть имеет конкретную цель, содержание и заканчивается подведением итога. Я помогаю детям войти в мир музыки и театра, преодолеть речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация). В результате развивается мелкая и общая моторика. А так как  практическая деятельность организована в комплексе и упражнения подобраны  в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, она эффективна. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног,  туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений по развитию мелкой и общей моторики я направляю, помогаю и учу ребёнка выслушивать и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность под музыку помогает интенсивно развивать речь, с другой стороны – формирование движений, ритмопластики происходит при участии речи – пропевании текста под музыку. Таким образом, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях под музыку. Произношение вслух стихотворного материала – это всегда определенный ритм, где ребенок интуитивно обязательно становится ритмичным.

В педагогической разработке подчеркивается системный подход, принцип «от простого к сложному» для того, чтобы проследить эффективность результата. Поэтому, моделируя работу над своей темой, я разбила комплекс упражнений на несколько этапов. Именно соблюдение поэтапности помогает систематически развивать ребенка.

Работа с детьми вообще, а тем более с детьми, прибывшими в дошкольное учреждение в старшем дошкольном  возрасте, имеющими  речевые недостатки, требует более близкого контакта с родителями. Периодически я провожу беседы-консультации, рассказывая родителям о положительном влиянии музыки на здоровье ребёнка и его развитие. Дети показывают разные спектакли, инсценируют песни, фантазируют, сочиняют. Особое внимание в таких выступлениях я уделяю вопросам воспитания творческой личности, что всегда вызывает у родителей повышенный интерес.

Проект предусматривает использование конспектов, иллюстрированного материала, музыкально-дидактических игр, пальчиковых игр и упражнений, определенный песенный материал, комплекс двигательных импровизаций с речевым сопровождением.

При реализации проекта используются организационно-педагогические средства обучения: наглядные пособия, демонстрационный материал, технические средства обучения, материал для авторского курса «волшебные руки», в котором предусматривается коррекционно-развивающая работа.

Появились небольшие авторские спектакли для театра рук. Предусмотрено проведение занятий с введением увлекательных игровых ситуаций: «Зимняя сказка», «Сказка о снежинке», «Море», «Весеннее пробуждение», «На чем играем?», «Калейдоскоп снов» и т.д.

Проводится ежегодный театральный конкурс в г. Нягань «Театральный занавес», а так же мастер-класс и открытые мероприятия для музыкальных руководителей, логопедов, психологов города и района

               Технологическая карта, оформленная в виде таблицы:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Содержание деятельности

Формы организации

Физическое развитие

Двигательная

Разучивание пластических этюдов, танцевальных движений, физкультмунутки.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Рассказ о истории возникновения театра, его;

Сюжетно- ролевые игры;

Создание проблемных ситуаций;

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная

Изобразительная

Разучивание песен, танцев, попевок, закличек

Подготовка костюмов, масок, декораций, атрибутов

Познавательное

Познавательно - исследовательская

Дети знакомятся с различными жанрами театральной деятельности.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Чтение художественной литературы,

Игры -импровизации

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить.
  • Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции.
  • Находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен.
  • Отражают свои впечатления в пластике, движении, рисунке.

Коммуникативные навыки.

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней.
  • Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра.
  • Имеют адекватную самооценку, статус в группе.
  • Называют различные инструменты, умеют о них рассказать или сочинить сказку.
  • Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
  • Повысили общую и музыкальную культуру.
  • Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра.
  • Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.

Педагоги:

  • Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
  • Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.

План реализации проекта

Организационно-подготовительный этап:

  • Беседы с детьми на темы: «Здравствуй, музыка и театр», «Нарисуй декорацию», «Как музыка рисует сказку?».
  • Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей в музыкально-театральной деятельности.
  • Изучение методической, познавательной, справочной литературы по теме.
  • Создание учебно-методической базы (перспективное планирование).

Основной  этап.

  • Мониторинг освоения детьми задач проекта «Музыка и театр как средство организации продуктивной деятельности дошкольников».
  • Организация непосредственной образовательной деятельности.
  • Интеграция (ИЗО и музыка, движения – ожившие музыкальные образы).
  • Выступления детей.
  • Слушание музыкальных произведений для создания спектаклей.
  • Музыкально-театральные вечера с участием родителей.
  • Представление студии «Волшебные руки».
  • Организация тематических консультаций, выставок и совместных спектаклей детей и родителей.

Заключительный этап.

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Сравнительный анализ по развитию творческих способностей средствами музыкально-театральной деятельности.
  • Мониторинг реализации проекта.

Ресурсы проекта.

Временные – 3 года.

Информационные – подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.

Интеллектуальные (экспертные) – ГМО музыкальных руководителей, ГМО учителей-логопедов, психологов, педагогические советы учреждения.

Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Учебно – методические:

  • Перспективный план работы.
  • Пальчиковые игры.
  • Музыкально дидактические игры.
  • Театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные, варежковые).
  • Музыкальные игры.
  • Музыкально-дидактические пособия (наглядные).

Материально-технические:

  • DVD-центр, музыкальный центр, компьютер.
  • CD-диски, видеокассеты.
  • Подборка определенного песенного материала.
  • Репродукции, иллюстрации.
  • Потешки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире и т.д.
  • Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, варежковый, перчаточный).
  • Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования.

Целевая  аудитория.

Проект предназначен для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. С воспитанниками средней группы проводится подготовительная работа (от простого к сложному), а сама форма организации театральной игры – модель ролевого взаимодействия с детьми разного возраста.

Мониторинг реализации проекта.

Мониторинг подобран и адаптирован на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, А.И.Бурениной, О.П.Радыновой.  Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Дети овладели общей эрудицией в отношении музыкально-театральной деятельности, улучшился общий уровень развития речи на фоне двигательной активности под музыку, пропевании под музыку, игрой на музыкальных инструментах. Каждый ребенок находит свой способ творческого самовыражения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Результаты мониторинга по проблемной теме с 2016 по 2018 гг. свидетельствуют об эффективности педагогического опыта. Для оценки стабильности результатов необходима дальнейшая реализация проекта. Работа по проблемной теме «Музыка и театр как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» способствовала развитию речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества. Данные результаты позволяют прогнозировать успешную адаптацию детей к школьному обучению и социализацию в обществе.

                                                      Литература:

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Приложение  к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  2. Акулова О.И Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском аду. М., 2009.
  4. Асафьев Б.В. «О музыкально – творческих навыков у детей».. Ленинград, 1975.
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2006.
  6. Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке. Метод, пособие. М., 2008.
  7. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999..
  8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры – драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994.-№.
  9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-Пб, 2000 г.
  10. Буренина А.И. «Театр все возможного»
  11. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы». С – Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
  12. Выготский Л.С. Вооображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
  13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. №6.
  14. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967
  15. Воронова В. Я. «Творческие игра старших дошкольников». М, Просвещение, 1971.
  16. Деркунская В.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/СПб..2004
  17. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М, 2001.
  18. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание 2005 №4
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.М.,2000
  20. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. -1999. -№11

             

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить.
  • Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции.
  • Находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен.
  • Отражают свои впечатления в пластике, движении, рисунке.

Коммуникативные навыки.

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней.
  • Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра.
  • Имеют адекватную самооценку, статус в группе.
  • Называют различные инструменты, умеют о них рассказать или сочинить сказку.
  • Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
  • Повысили общую и музыкальную культуру.
  • Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра.
  • Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.

Педагоги:

  • Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
  • Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.

План реализации проекта

Организационно-подготовительный этап:

  • Беседы с детьми на темы: «Здравствуй, музыка и театр», «Нарисуй декорацию», «Как музыка рисует сказку?».
  • Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей в музыкально-театральной деятельности.
  • Изучение методической, познавательной, справочной литературы по теме.
  • Создание учебно-методической базы (перспективное планирование).

Основной  этап.

  • Мониторинг освоения детьми задач проекта «Музыка и театр как средство организации продуктивной деятельности дошкольников».
  • Организация непосредственной образовательной деятельности.
  • Интеграция (ИЗО и музыка, движения – ожившие музыкальные образы).
  • Выступления детей.
  • Слушание музыкальных произведений для создания спектаклей.
  • Музыкально-театральные вечера с участием родителей.
  • Представление студии «Волшебные руки».
  • Организация тематических консультаций, выставок и совместных спектаклей детей и родителей.

Заключительный этап.

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Сравнительный анализ по развитию творческих способностей средствами музыкально-театральной деятельности.
  • Мониторинг реализации проекта.

Ресурсы проекта.

Временные – 3 года.

Информационные – подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.

Интеллектуальные (экспертные) – ГМО музыкальных руководителей, ГМО учителей-логопедов, психологов, педагогические советы учреждения.

Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Учебно – методические:

  • Перспективный план работы.
  • Пальчиковые игры.
  • Музыкально дидактические игры.
  • Театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные, варежковые).
  • Музыкальные игры.
  • Музыкально-дидактические пособия (наглядные).

Материально-технические:

  • DVD-центр, музыкальный центр, компьютер.
  • CD-диски, видеокассеты.
  • Подборка определенного песенного материала.
  • Репродукции, иллюстрации.
  • Потешки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире и т.д.
  • Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, варежковый, перчаточный).
  • Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования.

Целевая  аудитория.

Проект предназначен для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. С воспитанниками средней группы проводится подготовительная работа (от простого к сложному), а сама форма организации театральной игры – модель ролевого взаимодействия с детьми разного возраста.

Мониторинг реализации проекта.

Мониторинг подобран и адаптирован на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, А.И.Бурениной, О.П.Радыновой.  Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Дети овладели общей эрудицией в отношении музыкально-театральной деятельности, улучшился общий уровень развития речи на фоне двигательной активности под музыку, пропевании под музыку, игрой на музыкальных инструментах. Каждый ребенок находит свой способ творческого самовыражения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Результаты мониторинга по проблемной теме с 2016 по 2018 гг. свидетельствуют об эффективности педагогического опыта. Для оценки стабильности результатов необходима дальнейшая реализация проекта. Работа по проблемной теме «Музыка и театр как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» способствовала развитию речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества. Данные результаты позволяют прогнозировать успешную адаптацию детей к школьному обучению и социализацию в обществе.

                                                      Литература:

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Приложение  к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  2. Акулова О.И Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском аду. М., 2009.
  4. Асафьев Б.В. «О музыкально – творческих навыков у детей».. Ленинград, 1975.
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2006.
  6. Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке. Метод, пособие. М., 2008.
  7. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999..
  8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры – драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994.-№.
  9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-Пб, 2000 г.
  10. Буренина А.И. «Театр все возможного»
  11. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы». С – Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
  12. Выготский Л.С. Вооображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
  13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. №6.
  14. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967
  15. Воронова В. Я. «Творческие игра старших дошкольников». М, Просвещение, 1971.
  16. Деркунская В.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/СПб..2004
  17. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М, 2001.
  18. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание 2005 №4
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.М.,2000
  20. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. -1999. -№11