Доклад на тему:«Специфика работы пианиста-концертмейстера в классе вокала»

Скрябина Анна Андреевна

Добрый день! Надеюсь, что мой материал будет полезен концертмейстерам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt18.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1

г. РАМЕНСКОЕ

140102 Московская область, г.Раменское ул.К.Маркса д.4а тел.

8(49646) 3-10-27 e-mail: rammuzik1@yandex.ru

Доклад концертмейстера Раменской ДМШ №1 Скрябиной А.А. на тему:

 «Специфика работы пианиста-концертмейстера в классе вокала»

г. Раменское

2017

Специфика работы пианиста-концертмейстера в классе вокала.

  1. Вступительное слово.

        Среди пианистов профессия концертмейстера — одна из самых распространенных. Ошибочно предполагать, что концертмейстер — это «недосолист», если можно так выразиться. Что пианисты, не реализовавшиеся, как исполнители solo, становятся концертмейстерами, «оседая» в учебных классах вокально-хоровых и других инструментальных отделений.

        Искусство аккомпаниатора требует наличия высокого уровня исполнительской культуры, профессионального мастерства и особого призвания. Концертмейстер должен уметь бегло читать с листа, транспонировать музыкальную ткань и, в конце концов, быть просто эрудированным музыкантом.

        

  1. Работа концертмейстера в классе вокала.

        

        Работая с вокалистами, концертмейстер обязан подходить индивидуально к каждому исполнителю, учитывая степень творческой активности ученика, состояние его певческого аппарата.

        Стоит заметить, что слово «ученик» я употребляю во много более широком смысле, чем обучающийся в музыкальной школе юный исполнитель. Сюда стоит включить и студентов музыкальных колледжей, и студентов музыкальных ВУЗов. Почему? Связано это, в первую очередь, со становлением певческого аппарата. Многие, кто решил освоить искусство пения, начинают уже на этапе колледжа (а может даже и ВУЗа). Ибо такой тонкий инструмент, как ГОЛОС, окончательно формируется лишь к 19-20 годам.

        Отсюда возникает такая проблема, как недостаток теоретического музыкального воспитания (к примеру, знания элементарной теории музыки...). Это стоит учитывать в работе концертмейстера с вокалистами: в работе над гармоническим анализом музыкальной ткани исполнямого произведения, в  работе над ритмом и чистотой интонирования во время пения, а таже в работе над музыкальной формой произведения. Беря во внимание все это, необходимо постепенно двигаться к решению более «высоких» музыкальных задач, таких как: глубокое осмысление литературного текста вокального сочинения, композиторского «философского» замысла, решение вопросов стилистики того или иного  музыкально-художественного периода в музыке, а так же решение вопросов стилистики  того или иного композитора в частности.

           

  1. Задачи, трудности и их преодоление в работе над вокальным произведением.

        Перед концертмейстером становится ряд ключевых задач, которые должны быть под постоянным его вниманием и слуховым контролем:

  • точность воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии;
  • целесообразная расстановка дыхания;
  • четкая дикция и артикуляция;
  • динамика и балансировка звука.

        

        Та или иная проблема может быть связана с отсутствием определенных вокальных навыков, с недостаточным развитием слуха, с физическим состоянием. Для решения конкретных проблем будет полезно провести такую работу, как:

  • прослеживание гармонической последовательности  в аккомпанементе и соотношение ее с вокальной мелодией;
  • предложить исполнять мелодию целиком или конкретную фразу;
  • обязательно просить певца (или помочь ему в этом) продирижировать во время исполнения того или иного музыкального отрывка;
  • расстанвка агогических акцентов (фермат, tenuto, пауз, цезур и т.д.)

        

        Безусловно такая работа должна проходить ТОЛЬКО в сочетании с работой над содержанием вокального произведения, вдумчивым прочтением литературного текста с верными логическими ударениями, смысловыми паузами.

        Концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание солиста. Выразительное, тонкое исполнение фортепианной фактуры приучает солиста к правильному звуковедению.

        

        

  1. Заключение.

        Мир музыки бесконечно и необычайно прекрасен и разнообразен! Потребуется колоссальное количество творческой воли, терпения и напряжения душевных и духовных сил, чтобы начать осозновать, понимать и любить красоту этой музыкальной вселенной!

        Как писал Г.Г.Нейгауз:

        «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте,
обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой:
так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе
и слышать своим слухом».

        А ведь первую музыку, котроый слышит человек до и сразу после момента рождения — это голос. Голос матери, которая поет колыбельную, чтобы ее чадо погрузилось в сладкий сон...

        В завершение всего хочется добавить, что погружаясь в музыку именно вокальную, созданную для музыкального инструмента живого, природного, музыкант (а в данном случае концертмейстер) постепенно начнет приобретать ту музыкальную свободу, которая так необходима при игре на рояле, срипке, виолончели и др. инструментах. Изучая вместе с вокалистом природу голоса, принципов и законов голосоведения, музыкант «настроит» свой слух на то, чтобы улавливаить тончайшие звуковые грани музыкальной материи.