Методическое сообщение: "Работа над приемом легато в классе гитары"

Методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_priemami_legato_v_klasse_gitary.docx192.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗАТО г.о. Звездный городок

Методическое сообщение на тему:

Работа над приемом легато

в классе гитары

Выполнила:

преподаватель по классу гитары

 Исупова И.А.

Звездный городок - 2017

Содержание

  1. Вступление………………………………………………………………..3
  2. Основная часть…………………………….…………………………….3

Основные гитарные школы

Виды легато. Легато – технология исполнения приема.

  1. Заключение………………………………………………………………6
  2. Список литературы……………………………………………………..7

Вступление

В настоящее время наблюдается подъем гитарного исполнительства, возрос интерес к гитаре, увеличилось количество классов гитары в ДМШ. Это ставит перед гитарной педагогикой задачу перехода на качественно новую ступень в методике преподавания. В этой ситуации возникает необходимость в методических разработках, которые окажут помощь педагогам-гитаристам и способствуют развитию гитарного исполнительства.

Основная часть. Формирование опыта преподавателя гитариста основывается на изучении методической литературы. Вопросы исполнения приема легато разработаны в трудах: Е.Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М.,2001г.; В.Кузнецов «Как научить играть на гитаре» М., 2006г.; А.ИвановКрамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2006г. Теоретическую базу педагогического опыта составляет работа Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2005г., в которой подробно изложена методика и методы работы над приемом легато в классе гитары.

Вся работа над развитием техники учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской школы. Этому способствует изучение и исполнение различных видов легато. Легато – это связное исполнение нескольких звуков, при котором всякая нота выдерживается вплоть до следующей. Иногда характер пьес, в особенности певучих, требует слитности перехода с одного звука на другой, что обозначается знаком «дуга», объединяющим две или несколько нот разной высоты, и называемым легато. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой. В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев правой руки, а фразировка приобретает выразительность.

 Технология опыта: В гитарной технике существует прием легато: две или несколько нот берутся последовательно (одна за другой), из которых только первая взята ударом пальца правой руки, а остальные – при помощи быстрого опускания или сдергивания пальцев левой руки на струны без участия правой.

Легато может быть восходящим, нисходящим и смешанным. В первом случае один или несколько звуков залиговывают с одним или несколькими более высокими звуками. Чтобы исполнить приемом легато две ноты в восходящем порядке, нужно извлечь звук первой ноты пальцем правой руки. Второй звук должен получиться от опускания пальца левой руки на струну у соответствующего лада гитары, который соответствует верхней залигованной ноте. Она будет звучать только благодаря удару этого пальца. Приемом легато можно исполнить три и четыре звука на одной струне в восходящем порядке.  Они будут исполняться так же, как и две ноты, то есть первая звучит от удара пальца правой руки, а остальные – от опускания пальцев левой. (см. пример 1):

Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. Палец левой руки должен отдернуть в сторону струну на том же месте, где ее прижимал, заставляя звучать нижний звук. Этот звук заранее подготовлен. Приемом легато можно исполнить три и четыре звука в нисходящем порядке. Первая нота будет звучать от удара пальца правой руки, а остальные две или три – от отдергивания струн пальцами левой руки. Естественно, что все звуки, которые получаются от отдергивания струн левой рукой, должны быть подготовлены заранее. (пример 2)

При исполнении смешанного легато используется сочетание в одной группе нот восходящего и нисходящего (или наоборот) легато, следующие непрерывно одно за другим. В примере 3 в группе из трех залигованных нот второй звук извлекается восходящим легато, третий – нисходящим легато. (см. пример 3):  

В примере 4 в группе из трех залигованных нот второй звук извлекается нисходящим, а третий звук – восходящим легато. (см. пример 4):

Если залигованные звуки находятся на разных струнах, то первый звук извлекается правой рукой, а остальные исполняются ударами пальцев левой руки, опускающихся на струны подобно молоточкам. Можно исполнять две нисходящие ноты приемом легато на двух различных струнах. Чтобы их исполнить, извлекают верхнюю ноту ударом пальца правой руки, которая в этом случае всегда находится на открытой струне. Потом сильно опускают палец левой руки на ноту, которая должна прозвучать благодаря удару этого пальца. (см. пример5):

 

При исполнении легато необходимо следить за ровностью и нормальной длительностью слигованных звуков; для самопроверки полезно сыграть то же упражнение, но без легато. И в том, и в другом случае длительность звуков должна быть одинаковой. Полезно также играть упражнения, с применением всех видов легато (см. пример 6):

 

Заключение

Таким образом, анализ результативности показывает, что легато открывает перед исполнителем множество технических и художественных возможностей, при помощи которых увеличивается скорость извлечения звуков, упрощается игра украшений (мелизмов), используется более логичная и простая аппликатура обеих рук, а также вносится в исполнение музыкального произведения ритмическое и тембровое разнообразие. Очень важно добиться динамического равновесия между звуками, взятыми легато и обычными приемами (тирандо и апояндо). Для этого необходимо постоянно заниматься упражнениями на различные виды легато, развивать силу и точность движений пальцев левой руки. В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность. Каждый способ исполнения легато требует специальной проработки на упражнениях, чтобы облегчить их дальнейшее исполнение в пьесах.

Работа над легато представляет для гитаристов определенные трудности, но, как показывает опыт, они вполне преодолимы. Техника исполнения легато должна совершенствоваться на всем пути обучения гитариста.

Список литературы:

1. Александрова М. Азбука гитариста. – М., 2010

2. Баев Е. Школа гитарной техники. – М., 2011

3. Борисевич. Г. Оптимизация музыкально – технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе обучения. – М., 2010

4. Гитман.А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 1995

5. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства. – М., 2004

6. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре. – М., 2010

7. Михайленко Н. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – Киев, 2003

8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1992

9. Шумев Л. Техника гитариста. – М., 2012