Программа дополнительного образования "Мир вокального искусства"

Битчина Александра Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "МИр вокального искусства" ориентирована на развитие эстетической культуры обучающихся. Цель программы формирование у учащихся исполнительских вокальных навыков, интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность. Отличительная особенность программы в том что в ее основе лежит развитие навыков постоновки голоса в области классического вокала.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы "Мир вокального искусства" от5 - 17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokalnogo_iskusstva.doc447.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  •         
  • Пояснительная записка
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокального искусства» ориентирована на развитие  эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в музыкальном искусстве, реализуется в рамках  художественной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

Актуальность программы обусловлена тем что она направлена   воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, певческим традициям русского вокального искусства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое  и эмоциональное состояние детей.  
         Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию у учащихся нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

 Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с детства.  Если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Музыкально-эстетическое совершенствование навыков учащихся осуществляется через вокальное творчество, актерское мастерство, мотивацию детей на дальнейшее профессиональное обучение.

Цель программы: формирование у учащихся исполнительских вокальных навыков, интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

 - Обучить учащихся основам классического вокала.

 - Познакомить с музыкальной историей Российской культуры, и известными русскими композиторами.

- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, творческое воображение.

 - Расширить культурный уровень детей.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в её основе лежит развитие навыков постановки голоса в области  классического вокала, а также основ театрального мастерства и сценической подготовки.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый ребёнок – есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир вокального искусства» от 5 до 17 лет, срок реализации программы 3 года. Зачисление учащихся в группы осуществляется посредством предварительного прослушивания.

Программа включает в себя 4 модуля:

I модуль – 68 часов, 4 месяца;

II модуль – 76 часов, 5 месяцев;

III модуль – 144 часа, 9 месяцев;

IV модуль  -  216 часов, 9 месяцев.

                Учебный план  указан  на все три года обучения. Разбивка по модулям отражена в календарном учебном графике в каждом году обучения.

Состав детей в группах может быть различным: одно - или разновозрастным с разной степенью подготовки. В любом случае важнейшими требованиями к работе педагога является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учет его психофизических возможностей, искренняя заинтересованность в его творческом росте. Группы формируются в составе от 12 до 15 человек на 1 году обучения (I и II модуль), от 10 до 12 человек на 2 году обучения (III модуль),  от 6 до 10 человек на 3 году обучения (IV модуль).

Безусловно, особое внимание уделяется концертной деятельности, а так же участие в детских музыкальных спектаклях. Учащиеся исполняют музыкальные произведения на различных мероприятиях, концертах, конкурсах.

Основные виды деятельности детского объединения:

- подготовка музыкальных номеров на различные праздники и фестивали;

- подготовка музыкальных номеров на городские, окружные, Всероссийские, Международные конкурсы;

- постановка детских музыкальных мюзиклов и опер.

Режим учебных занятий

Длительность одного учебного часа для детей от 5 до 7 лет составляет 30 минут, для детей от 8 до 17 лет – 45 мин.

Этапы обучения

1 год

(I,II Модуль)

2 год

(III Модуль)

3 год

(IV Модуль)

Режим занятий в неделю

2 раза по 2 часа

2 раза по 2 часа

3 раза по 2 часа

Общая нагрузка в неделю

4 ч.

4 ч.

6 ч.

Всего часов в год

144 часа

144 часа

216 часов

Ожидаемые результаты освоения программы:

По окончанию I модуля учащиеся должны:

-научиться внимательно, слушать музыкальные произведения с начала до конца, запоминать названия и авторов;

-  уметь привести 2 – 3 примера музыки разного эмоционального содержания, дать определение её характера;

- верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов; петь напевно, легко, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку.

Дети вырабатывают навыки: реберно-диафрагмового дыхания; поют свободным, уверенным звуком; знакомы с анатомией голосового аппарата человека; принимают участие в концертных программах.

Дети знакомятся с понятиями – головной и грудной регистр, и учатся управлять ими при исполнении произведения.

В конце II модуля, обучающиеся должны:
 - чисто интонировать, петь на дыхании;  
  - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
 В конце III модуля, обучающиеся должны:
 - петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
  - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
  - понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  - знать средства музыкальной выразительности; 
  - петь под фонограмму в группе и соло;  
  - уметь преодолевать мышечные зажимы;  
  - уметь вести себя в коллективе.
В конце IV модуля, обучающиеся должны:
 - петь в диапазоне: первые голоса - си м. октавы - ми 2-ой октавы; вторые голоса - ля м. октавы - ре 2 октавы;
  - соблюдать при пении певческую установку;
  - петь на цепном дыхании;
  - уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
  - уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  - уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
  - уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  -  петь под фонограмму 2-голосные произведения;
  -  обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
  -  испытывать потребность к певческой деятельности.

Способы проверки результатов освоения программы:

открытые занятия, отчетный концерт, участие в конкурсах и концертах различных уровней.

Методы диагностики результатов: теоретические и практические.

Этапы педагогического контроля

п/п

Сроки проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Формы проведения итогов

1

Декабрь (Итоговое занятие за 1 полугодие)

1 год обучения: знания теоретического материала по программе

2 год обучения: знания теоретического материла по программе.

3 год обучения: знание теоретического материала по программе.

Урок - концерт

2

Май (1, 2 год обучения промежуточная аттестация, 3 год итоговая аттестация)

1 год обучения: умение исполнить песню на сцене.

2 год обучения: уметь петь на различных мероприятиях.

3 год обучения: умение петь на сцене различные жанры.

Отчетный концерт

Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки.

1 год обучения.

Виды работы

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

  1. Умение пользоваться певческим дыханием.

Не понимает, как пользоваться певческим дыханием.

По результатом выполненных заданий, понятно, что учащийся занимается самостоятельно дома. Иногда, получается, верно, использовать певческое дыхание.

Во время дыхания задействованы правильные группы мышц. Дыхание производится с помощью диафрагмы.

  1. Умение отличать мажор от минора.

Не слышит разницы.

Отличает, но не всегда верно.

Отличает уверенно с комментариями.

  1. Исполнение два произведения наизусть.

Поет одну песню, но не наизусть.

Исполняет одну песню наизусть.

Исполнение двух музыкальных произведений наизусть. Эмоционально воздействует на зрителя.

  1. Умение петь на Легато, Стаккато, Нон легато.

Не умеет различать Легато, Стаккато, Нон Легато.

Умеет петь на Легато и нон легато. Не умеет петь стаккато.

Выполняет все три звукоизвлечения.

  1. Отношение к музыке как к искусству.

Восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное.

Осознанно воспринимают простые однозначные музыкальные образы.

Дети с высоким уровнем музыкальной культуры характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетическим активным восприятием музыки.

2 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  1. уметь петь произведения средней сложности.

Не справляется с репертуаром исполняет простые произведения.

Справляется, но частично. Одно произведение получается, а другое нет.

Справляется с поставленной задачей. Верно ощущает чувство лада, ритма, темпа.

  1. Должен знать музыкальные термины.

Не знает ни одного термина.

Из 10 терминов знает половина.

Знает все термины не путается в ответах.

  1. Должен уметь петь раскрепощённо не зажато.

Поет зажато, поднимает плечи во время пения.

Моментами получается правильное звучание голоса. Иногда происходят зажимы.

Поет свободно полётно. Чувствует себя комфортно во время пения.

3 год обучения

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  1. уметь петь произведения аккапельно.

Не справляется с репертуаром исполняет не точно.

Справляется, но частично. Одно произведение получается, а другое нет.

Справляется с поставленной задачей. Эмоционально воздействует на музыку.

  1. Должен знать жанры вокальной музыки.

Не знает ни одного жанра.

Называет частично, только основные жанры.

Знает много жанров вокальной музыки не путается в ответах.

  1. Должен уметь дать критическую оценку своему исполнению.

Совсем не замечает своих ошибок и не исправляет их.

Частично замечает свое неверное пение и исправляется.

Слышит свои ошибки и тут же исправляется.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

год

I модуль

2

год

III модуль

3

Год

IV модуль

1

Вводное занятие.

4

  6  

6

2

Вокально-ансамблевая работа.

54

56

76

3

Итоговое занятие за 1 полугодие.

2

4

Концертно-исполнительская деятельность

8

II модуль

5

Музыкально-теоретическая подготовка.

48

6

Постановка голосового аппарата.

58

104

7

Концертно - исполнительская деятельность. Подготовка к конкурсам.

26

22

28

9

Промежуточная и итоговая аттестация

2

2

2

Итого:

144

144

216

Календарный учебный график

1 год обучения

Цель: развитие певческого голоса ребенка через основы вокала и исполнение детских вокальных произведений.

Задачи:

  1. Учить анатомию голосового аппарата.
  2.  Учить пользоваться певческим дыханием, стремлению к чистоте интонирования.
  3. Учить слушать ритм и точность исполнения ритмического рисунка.
  4. Развивать умение различать манеры исполнения эстрадного, академического, народного вокала.
  5. Воспитывать уважение к творческому и духовному наследию своего народа.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

I модуль – 68 часов

Тема №1. Вводное занятие

4

2

2

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Беседа

2

Организационное занятие. Введение в предмет.

1

0,5

0,5

Наблюдение

3

Прослушивание детских голосов. Диагностика.

2

1

1

Наблюдение,

практическая работа

Тема №2. Вокально-ансамблевая работа.

54

16

38

4

Знакомство с голосовым аппаратом.

4

1

3

Беседа,

5

Певческая установка. Унисон.

4

1

3

Беседа

6

Дикция.

4

1

3

Прослушивание на репетиции.

7

Работа над ансамблем.

4

1

3

Прослушивание на репетиции.

8

Работа над репертуаром.

2

1

2

Прослушивание на репетиции.

9

Разучивание распеваний.

2

1

2

10

Работа над чистотой интонирования.

2

1

2

Наблюдение.

11

Работа над мелодическим слухом.

2

1

2

Самооценка учащихся.

12

Работа над чистотой интонирования поступенных мелодий в пределах октавы.

2

1

2

Прослушивание на репетиции.

13

Работа над чистотой интонирования поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октав.

2

1

2

Прослушивание на репетиции.

14

Работа над  певческим дыханием.

2

1

2

Наблюдение, прослушивание на репетиции.

15

Двухголосие.

2

1

2

Прослушивание на репетиции.

16

Выявление тембров.

2

1

2

Опрос, беседа.

17

Работа над ритмическим слухом.

2

1

2

Наблюдение на репетиции.

18

Работа над расширением диапазона.

2

1

2

Самооценка учащихся.

19

Работа над художественным исполнением произведения.

2

1

2

Наблюдение на репетиции.

20

Итоговое занятие за I полугодие

2

2

21

Концертно-исполнительская деятельность

8

8

II модуль – 76 часов

Тема №3. Музыкально-теоретическая подготовка.

48

11

37

22

Дирижерский жест.

5

1

4

Беседа

23

Основы музыкальной грамоты.

5

1

4

Наблюдение на репетиции.

24

Мелодия.

5

1

4

Самооценка учащихся.

25

Тембр.

5

1

4

Самооценка учащихся.

25

Лад.

4

1

3

Наблюдение на репетиции.

26

Ритм.

4

1

3

Беседа

27

Темп.

4

1

3

Самооценка учащихся.

28

Динамика.

4

1

3

Самооценка учащихся.

29

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

4

1

3

Наблюдение на репетиции.

30

Развитие чувство ритма, лада.

4

1

3

Наблюдение на репетиции.

31

Работа над сценическим образом.

4

1

3

Наблюдение на репетиции.

Тема №7. Концертно-исполнительская деятельность.

26

4

22

32

Подготовка. Концерты. Праздники.

5

1

4

Праздничные мероприятия.

33

Концерты, праздники, конкурсы.

5

1

4

Концерты.

34

Подготовка к фестивалям.

4

1

3

Праздничные мероприятия.

35

Подготовка к концертам, конкурсам, фестивалям.

12

1

12

Конкурсы, фестивали, концерты.

Промежуточная аттестация.

2

1

1

Тест, концерт

Итого

144

33

111

Содержание программы

1 год обучения.

Вводное занятие.

Теория. Вводное занятие.  Введение в предмет. Знакомство с детьми, с их вокальными возможностями. Проведение   инструктажем по технике безопасности, правилам поведения в учреждении и кабинете, правилами дорожного движения.

Практика. Тест-опрос по правилам дорожного движения. Распевание и диагностика голосов.

№2. Вокально-ансамблевая работа.

Теория. 1.Знакомство с голосовым аппаратом.

        Практика. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом. Знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия.

2. Певческая установка. Унисон.

3. Дикция:

        Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок.

№3. Музыкально- теоретическая подготовка.

Теория. Дирижерский жест.

Основы музыкальной грамоты.

Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

Мелодия – душа музыки.

Тембр – окраска звука.

Лад. Мажор. Минор.

Ритм – основа жизни и музыки.

Темп – скорость музыки.

Динамика – сила звука.

 Пластическое интонирование.

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков».

Практика. Разучивание музыкальных произведений.

 Концертно - исполнительская деятельность.

        Это результат, по которому оценивают всю работу детского объединения. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Учащиеся могут выступать как в вокальном ансамбле, так и сольно. Особое внимание уделяется подготовке к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Проводятся - праздники, выступления, конкурсы.

Итоговое занятие за 1 полугодие. Участие детей в конкурсной программе.

Промежуточная аттестация. Форма проведения отчетный концерт.

Календарный учебный график

2 года обучения

Цель: формирование у учащихся вокальных умений и навыков посредством усложнения репертуара, ритма и метра с использованием  голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

Задачи:

1. Обучать основным способам  постановки голоса и работы голосового аппарата.

2. Развивать умение раскрепощаться во время пения, правильно держаться на сцене.

3. Учить исполнять произведения средней сложности, пению двухголосием.

4. Воспитывать организованность в концертной деятельности.

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

Тема№1. Вводное занятие.

6

2

4

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение.

Организационное занятие. Диагностика голосов.

1

0,5

0,5

Наблюдение.

Владение своим голосовым аппаратом.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

№2.Вокально-ансамблевая работа.

56

14

42

Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения.

4

1

3

Музыкальная викторина.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Выявление индивидуальных красок голоса.

4

1

3

Беседа, наблюдение.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Нотная грамота.

4

1

3

Выполнение заданий.

 Использование элементов ритмики.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Движения под музыку.

4

1

3

Музыкальная викторина.

Сценическая культура.

4

1

3

Беседа, наблюдение.

 Дикция. Вокальные навыки.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Беседа о гигиене певческого голоса.

4

1

3

Беседа.

 Работа над сценическим образом

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Великие вокалисты.

4

1

3

Беседа.

Вокальные навыки.

4

1

3

Беседа.

Органы звукообразования.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

№3. Постановка голосового аппарата.

58

15

43

Физические предпосылки. Расслабление.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Воображение.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Движение.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Воображаемая модель - схема вокального аппарата.

4

1

3

Беседа, наблюдение.

Кислородная подушка.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

«Пруд вибраций».

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Получение «нейтрального звука»

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Вдох. Глубокий наклон. «Нейтральный звук»

4

1

3

Выполнение заданий.

Вдох. Глубокий наклон. Подъем с быстрым, легким и глубоким вдохом.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

«Вздох облегчения».

4

1

3

Выполнение заданий.

Физическая система дыхательного аппарата. Работа дыхания.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Основной резонаторный звук.

4

1

3

Беседа, опрос.

30.

31.

32.

«Верхний и нижний» резонатор.

Работа над репертуаром.

Работа над ансамблем.

4

2

4

1

1

1

3

1

3

Прослушивание на репетициях.

32

№4. Концертно-исполнительская деятельность.

22

2

20

33

Подготовка к концертам, конкурсам, праздникам.

5

1

4

Музыкальная викторина.

34

Концерты, праздники, конкурсы. Вокальные навыки.

17

1

16

Концерты, конкурсы.

35

Итоговое занятие за 1 полугодие.

1

1

36

Промежуточная аттестация.

1

1

Итого

144

33

111

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие.

        Теория. Проведение инструктажа по ОТ, ПДД, правилам поведения в учреждении. Повторное прослушивание голосов, диагностика. Повторение знакомых произведений.

Практика. Распевание.

Тема № 2. Вокально-ансамблевая работа.

Теория. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, чувствовать тональность, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.

Обучение умению соблюдать в процессе пения певческой установки; правильного звукообразования (мягкой атаке); сохранения устойчивого положения гортани; спокойного вдоха без поднятия плеч, спокойно-активного, экономного выдоха. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсировано, по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.

Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнения в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучать осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально - художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

Практика. Разучивание музыкальных произведений, распевания.

Тема № 3. Постановка голосового аппарата.

Теория. Физический процесс пения представляет собой поток воздуха, в котором произносятся (атакуются) гласные звуки. Следовательно, для получения кантилены (legato) - основного качества правильно поставленного голоса (bel-canto)-учащиеся должны правильно научиться атаковывать звук на непрерывном потоке воздуха. Поток воздуха и атака звука-это как бы две стороны одной модели – голоса. Основными компонентами правильно поставленного голоса являются:

-дыхание (непрерывный поток воздуха);

-глубина звука;

- легкость вокализации.

Практика. Разучивание распеваний, музыкальных произведений.

Тема № 4. Концертно -исполнительская деятельность.

        Это результат, по которому оценивают всю работу вокального детского объединения. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Учащиеся могут выступать в вокальном ансамбле, так и сольно. Подготовка к концертным выступлениям.

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Праздники, выступления, конкурсы.

Итоговое занятие за 1 полугодие. Форма проведения - урок-концерт, конкурсная программа.

Промежуточная  аттестация. Форма проведения - концерт для родителей.

Календарно-учебный график

3 год обучения

Цель: совершенствование вокальных навыков учащихся через исполнение музыкальных произведений различных жанров.

Задачи:

1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать творческую активность в вокальном коллективе.

4. Закрепить вокальные умения и навыки.

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Формы контроля

Тема №1. Вводное занятие.

6

2

4

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Беседа.

Организационное занятие. Диагностика голосов.

1

0,5

0,5

Наблюдение.

Владение своим голосовым аппаратом.

4

1

3

Наблюдение.

№2. Вокально-ансамблевая работа.

76

19

57

Певческая установка.

4

1

3

Беседа.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Выявление индивидуальных красок голоса.

4

1

3

Наблюдение.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция

4

1

3

Беседа.

Певческое дыхание.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

 Использование элементов ритмики.

4

1

3

Наблюдение.

Цепное дыхание.

4

1

3

Беседа.

Сценическая культура.

4

1

3

Беседа.

 Дикция. Вокальные навыки.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Беседа о гигиене певческого голоса.

4

1

3

Беседа, наблюдена.

 Работа над сценическим образом

4

1

3

Выполнение заданий.

Дирижерские жесты.

4

1

3

Беседа, наблюдена.

Вокальные навыки.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Вокальная позиция.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Работа над учебным материалом. Пение в унисон. Пение двухголосием и трехголосием.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Певческое дыхание.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Методы распевания. Работа над вокализацией.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Артикуляционный аппарат. Работа над дикцией.

4

1

3

Беседа, наблюдена.

Воспитание чувство сцены.

4

1

3

Конкурсы, концерты.

№3. Постановка голосового аппарата.

104

26

78

Пение на непрерывном потоке воздуха.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Поток воздуха и атака звука.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Дыхание.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Глубина звука.

4

1

3

Беседа, наблюдение

Легкость вокализации.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Физические предпосылки. Расслабление. Воображение. Движение.

4

1

3

Беседа, наблюдение

Развитие музыкального слуха.

4

1

3

Беседа, наблюдение

Развитие музыкальной памяти.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Воображаемая модель-схема вокального аппарата.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Кислородная подушка. «Пруд вибраций». Получение «Нейтрального звука».

4

1

3

Беседа, наблюдение

Пение классических произведений.

4

1

3

Беседа, наблюдение

 Творчество композиторов – классиков.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Вдох. Глубокий наклон. «Нейтральный звук»

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Вдох. Глубокий наклон. Подъем с быстрым, легким и глубоким вдохом. «Вздох облегчения».

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Пение современных песен.

4

1

3

Музыкальная викторина.

Основной резонаторный звук.

4

1

3

Музыкальная викторина.

Творчество современных композиторов.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

«Верхний и нижний» резонатор.

4

1

3

Беседа, наблюдение

«Нижняя» диафрагма - «буфер»- верхняя диафрагма.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Атака звука. «Вытяжка».

4

1

3

Беседа, наблюдение

Упражнение на «вытяжку». Звук «о, а, у, э, и».

4

1

3

Музыкальная викторина.

Основы музыкальной грамоты.

4

1

3

Беседа, наблюдение

Атака звука. Стаккато.

4

1

3

Музыкальная викторина.

Пение на стаккато-легато-стаккато.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Пение народной песни.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

Пение импровизаций.

4

1

3

Прослушивание на репетициях.

№4. Концертно-исполнительская деятельность.

26

2

24

Подготовка к концертам, конкурсам, праздникам.

4

1

12

Конкурсы, концерты, фестивали.

Концерты, праздники, конкурсы. Вокальные навыки.

4

1

12

Конкурсы, концерты, фестивали.

Итоговое занятие за 1 полугодие.

2

1

1

Итоговая аттестация.

2

1

1

Итого

216

51

165

Содержание программы

3 год обучения

Вводное занятие.

        Теория. Проведение инструктажа по ТБ, ПДД, правилам поведения в учреждении. Повторное прослушивание голосов, диагностика. Повторение знакомых произведений.

Практика. Распевание.

Тема №2. Вокально-ансамблевая работа.

Теория. Через формирование вокальных навыков и  постановку голоса необходимо развивать у учащихся чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Певческая установка и дыхание.

        Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащихся, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и на певческое дыхание (грудо-брюшное или костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.

        Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении.

Звуковедение и дикция.

        В младших группах необходимо формировать естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкую атаку звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

        В старших группах продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

        На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у учащихся навык пения на «зевке», т.е. высоком положении верхнего нёба.

Обучение умению соблюдать в процессе пения певческой установки; правильного звукообразования (мягкой атаке); сохранения устойчивого положения гортани; спокойного вдоха без поднятия плеч, спокойно-активного, экономного выдоха. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полётности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.

Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально - художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

Практика. Разучивание музыкальных произведений, распеваний.

Тема №3. Постановка голосового аппарата.

Теория.

Продолжаем работать по методике поточного пения В. Иванникова. Повторяем основные компоненты правильной постановки голоса.

-дыхание ( непрерывный поток воздуха);

- глубина звука;

- легкость вокализации.

Изучаем физические предпосылки для улучшения звукообразования:

- расслабление;

- воображение;

- движение.

Практика. Разучивание музыкальных произведений, распеваний.

Тема №4. Концертно - исполнительская деятельность.

        Теория. Это результат, по которому оценивают всю работу детского объединения по вокалу. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем, учитывая традиционные праздники, важнейшие события текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Практика.

1. Подготовка к концертным выступлениям.

2. Праздники, выступления, конкурсы.

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа».

Итоговое занятие за 1 полугодие. Форма проведения урок-концерт, конкурсная программа.

Итоговая аттестация. Форма проведения – концерт  для родителей.

Методическое обеспечение

Специальное время следует уделять на занятиях по расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры учащихся. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, но понимать и исполнять музыкальные произведения, и уметь оценивать их исполнение.

Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.

В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.

Словесный показ, пояснения, беседы с учащимися (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если учащиеся сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо:

- эстетически оформленный кабинет с большими зеркалами;

- современное оборудование для проведения концертных программ:

домашний кинотеатр с DVD караоке, фортепиано, микрофоны, стойки, компьютер, принтер, мебель для методических пособий;

- наличие концертных костюмов;

- звукозаписывающая студия;

- концертный зал.

Список литературы для педагога

  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.- 84 с.
  2. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил». - М.-1994.-45 с.
  3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.- 106 с.
  4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-63 с.
  5. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день» М., 2007.-67 с.
  6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007. – 67 с.
  7. Емельянов В.В. «развитие голоса пособие для учителя музыки» СП/б «Северная лира» 2000.- 45 с.
  8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.- 54 с.
  9. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.:2000.- 93 с.
  10. Мурашов А.А. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие./ Под ред. А.А. Мурашова/М.: Педагогическое общество России, 2004.- 102 с.
  11. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер , 2007.- 78 с.
  12. Ситулина И.В. Модифицированная программа «Ищу себя».- 35 с.
  13. Тютюнникова Т. Э. «Здоровье детей и музыка» Выпуск 2003.- 123 с.

Список литературы для детей

1. Апраксина О. А. «Детское музыкальное пособие».- М.- 1985.- 63 с.

2. Агапова И. А. , Давыдова М. А. «Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины - М -2007.- 384 с.

3. Вологин Н. Энциклопедия для детей - М.,1998.-272 с.

4. Гусин Вайнкоп Хоровой словарь - М., 1993;

5. Дешкова И. П. Загадки Терпсихоры, Худож. Косоруков - М -1989.-89 с.

6. Захарченко В.Г. Кубанская песня - 1996.-144 с.

7. Кошмина И. В. Духовная музыка России и Запада - Т.,2003.- 576 с.

8. Мировая Художественная культура в школе для детей 8-11 кл.

9. Старинные и современные танцы - М., 2003.- 104 с.