Программа дополнительного образования "Мир вокального искусства"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "МИр вокального искусства" ориентирована на развитие эстетической культуры обучающихся. Цель программы формирование у учащихся исполнительских вокальных навыков, интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность. Отличительная особенность программы в том что в ее основе лежит развитие навыков постоновки голоса в области классического вокала.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы "Мир вокального искусства" от5 - 17 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 447.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Пояснительная записка
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокального искусства» ориентирована на развитие эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в музыкальном искусстве, реализуется в рамках художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Актуальность программы обусловлена тем что она направлена воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, певческим традициям русского вокального искусства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию у учащихся нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с детства. Если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Музыкально-эстетическое совершенствование навыков учащихся осуществляется через вокальное творчество, актерское мастерство, мотивацию детей на дальнейшее профессиональное обучение.
Цель программы: формирование у учащихся исполнительских вокальных навыков, интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
- Обучить учащихся основам классического вокала.
- Познакомить с музыкальной историей Российской культуры, и известными русскими композиторами.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, творческое воображение.
- Расширить культурный уровень детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в её основе лежит развитие навыков постановки голоса в области классического вокала, а также основ театрального мастерства и сценической подготовки.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый ребёнок – есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир вокального искусства» от 5 до 17 лет, срок реализации программы 3 года. Зачисление учащихся в группы осуществляется посредством предварительного прослушивания.
Программа включает в себя 4 модуля:
I модуль – 68 часов, 4 месяца;
II модуль – 76 часов, 5 месяцев;
III модуль – 144 часа, 9 месяцев;
IV модуль - 216 часов, 9 месяцев.
Учебный план указан на все три года обучения. Разбивка по модулям отражена в календарном учебном графике в каждом году обучения.
Состав детей в группах может быть различным: одно - или разновозрастным с разной степенью подготовки. В любом случае важнейшими требованиями к работе педагога является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учет его психофизических возможностей, искренняя заинтересованность в его творческом росте. Группы формируются в составе от 12 до 15 человек на 1 году обучения (I и II модуль), от 10 до 12 человек на 2 году обучения (III модуль), от 6 до 10 человек на 3 году обучения (IV модуль).
Безусловно, особое внимание уделяется концертной деятельности, а так же участие в детских музыкальных спектаклях. Учащиеся исполняют музыкальные произведения на различных мероприятиях, концертах, конкурсах.
Основные виды деятельности детского объединения:
- подготовка музыкальных номеров на различные праздники и фестивали;
- подготовка музыкальных номеров на городские, окружные, Всероссийские, Международные конкурсы;
- постановка детских музыкальных мюзиклов и опер.
Режим учебных занятий
Длительность одного учебного часа для детей от 5 до 7 лет составляет 30 минут, для детей от 8 до 17 лет – 45 мин.
Этапы обучения | |||
1 год (I,II Модуль) | 2 год (III Модуль) | 3 год (IV Модуль) | |
Режим занятий в неделю | 2 раза по 2 часа | 2 раза по 2 часа | 3 раза по 2 часа |
Общая нагрузка в неделю | 4 ч. | 4 ч. | 6 ч. |
Всего часов в год | 144 часа | 144 часа | 216 часов |
Ожидаемые результаты освоения программы:
По окончанию I модуля учащиеся должны:
-научиться внимательно, слушать музыкальные произведения с начала до конца, запоминать названия и авторов;
- уметь привести 2 – 3 примера музыки разного эмоционального содержания, дать определение её характера;
- верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов; петь напевно, легко, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку.
Дети вырабатывают навыки: реберно-диафрагмового дыхания; поют свободным, уверенным звуком; знакомы с анатомией голосового аппарата человека; принимают участие в концертных программах.
Дети знакомятся с понятиями – головной и грудной регистр, и учатся управлять ими при исполнении произведения.
В конце II модуля, обучающиеся должны:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
В конце III модуля, обучающиеся должны:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности;
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
В конце IV модуля, обучающиеся должны:
- петь в диапазоне: первые голоса - си м. октавы - ми 2-ой октавы; вторые голоса - ля м. октавы - ре 2 октавы;
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы:
открытые занятия, отчетный концерт, участие в конкурсах и концертах различных уровней.
Методы диагностики результатов: теоретические и практические.
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Сроки проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы проведения итогов |
1 | Декабрь (Итоговое занятие за 1 полугодие) | 1 год обучения: знания теоретического материала по программе 2 год обучения: знания теоретического материла по программе. 3 год обучения: знание теоретического материала по программе. | Урок - концерт |
2 | Май (1, 2 год обучения промежуточная аттестация, 3 год итоговая аттестация) | 1 год обучения: умение исполнить песню на сцене. 2 год обучения: уметь петь на различных мероприятиях. 3 год обучения: умение петь на сцене различные жанры. | Отчетный концерт |
Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки.
1 год обучения.
Виды работы | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
| Не понимает, как пользоваться певческим дыханием. | По результатом выполненных заданий, понятно, что учащийся занимается самостоятельно дома. Иногда, получается, верно, использовать певческое дыхание. | Во время дыхания задействованы правильные группы мышц. Дыхание производится с помощью диафрагмы. |
| Не слышит разницы. | Отличает, но не всегда верно. | Отличает уверенно с комментариями. |
| Поет одну песню, но не наизусть. | Исполняет одну песню наизусть. | Исполнение двух музыкальных произведений наизусть. Эмоционально воздействует на зрителя. |
| Не умеет различать Легато, Стаккато, Нон Легато. | Умеет петь на Легато и нон легато. Не умеет петь стаккато. | Выполняет все три звукоизвлечения. |
| Восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное. | Осознанно воспринимают простые однозначные музыкальные образы. | Дети с высоким уровнем музыкальной культуры характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетическим активным восприятием музыки. |
2 год обучения
Виды работы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
| Не справляется с репертуаром исполняет простые произведения. | Справляется, но частично. Одно произведение получается, а другое нет. | Справляется с поставленной задачей. Верно ощущает чувство лада, ритма, темпа. |
| Не знает ни одного термина. | Из 10 терминов знает половина. | Знает все термины не путается в ответах. |
| Поет зажато, поднимает плечи во время пения. | Моментами получается правильное звучание голоса. Иногда происходят зажимы. | Поет свободно полётно. Чувствует себя комфортно во время пения. |
3 год обучения
Виды работы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
| Не справляется с репертуаром исполняет не точно. | Справляется, но частично. Одно произведение получается, а другое нет. | Справляется с поставленной задачей. Эмоционально воздействует на музыку. |
| Не знает ни одного жанра. | Называет частично, только основные жанры. | Знает много жанров вокальной музыки не путается в ответах. |
| Совсем не замечает своих ошибок и не исправляет их. | Частично замечает свое неверное пение и исправляется. | Слышит свои ошибки и тут же исправляется. |
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
1 год I модуль | 2 год III модуль | 3 Год IV модуль | ||
1 | Вводное занятие. | 4 | 6 | 6 |
2 | Вокально-ансамблевая работа. | 54 | 56 | 76 |
3 | Итоговое занятие за 1 полугодие. | 2 | ||
4 | Концертно-исполнительская деятельность | 8 | ||
II модуль | ||||
5 | Музыкально-теоретическая подготовка. | 48 | ||
6 | Постановка голосового аппарата. | 58 | 104 | |
7 | Концертно - исполнительская деятельность. Подготовка к конкурсам. | 26 | 22 | 28 |
9 | Промежуточная и итоговая аттестация | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 144 | 216 | |
Календарный учебный график
1 год обучения
Цель: развитие певческого голоса ребенка через основы вокала и исполнение детских вокальных произведений.
Задачи:
- Учить анатомию голосового аппарата.
- Учить пользоваться певческим дыханием, стремлению к чистоте интонирования.
- Учить слушать ритм и точность исполнения ритмического рисунка.
- Развивать умение различать манеры исполнения эстрадного, академического, народного вокала.
- Воспитывать уважение к творческому и духовному наследию своего народа.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I модуль – 68 часов | |||||
Тема №1. Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Организационное занятие. Введение в предмет. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
3 | Прослушивание детских голосов. Диагностика. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа |
Тема №2. Вокально-ансамблевая работа. | 54 | 16 | 38 | ||
4 | Знакомство с голосовым аппаратом. | 4 | 1 | 3 | Беседа, |
5 | Певческая установка. Унисон. | 4 | 1 | 3 | Беседа |
6 | Дикция. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетиции. |
7 | Работа над ансамблем. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетиции. |
8 | Работа над репертуаром. | 2 | 1 | 2 | Прослушивание на репетиции. |
9 | Разучивание распеваний. | 2 | 1 | 2 | |
10 | Работа над чистотой интонирования. | 2 | 1 | 2 | Наблюдение. |
11 | Работа над мелодическим слухом. | 2 | 1 | 2 | Самооценка учащихся. |
12 | Работа над чистотой интонирования поступенных мелодий в пределах октавы. | 2 | 1 | 2 | Прослушивание на репетиции. |
13 | Работа над чистотой интонирования поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октав. | 2 | 1 | 2 | Прослушивание на репетиции. |
14 | Работа над певческим дыханием. | 2 | 1 | 2 | Наблюдение, прослушивание на репетиции. |
15 | Двухголосие. | 2 | 1 | 2 | Прослушивание на репетиции. |
16 | Выявление тембров. | 2 | 1 | 2 | Опрос, беседа. |
17 | Работа над ритмическим слухом. | 2 | 1 | 2 | Наблюдение на репетиции. |
18 | Работа над расширением диапазона. | 2 | 1 | 2 | Самооценка учащихся. |
19 | Работа над художественным исполнением произведения. | 2 | 1 | 2 | Наблюдение на репетиции. |
20 | Итоговое занятие за I полугодие | 2 | 2 | ||
21 | Концертно-исполнительская деятельность | 8 | 8 | ||
II модуль – 76 часов | |||||
Тема №3. Музыкально-теоретическая подготовка. | 48 | 11 | 37 | ||
22 | Дирижерский жест. | 5 | 1 | 4 | Беседа |
23 | Основы музыкальной грамоты. | 5 | 1 | 4 | Наблюдение на репетиции. |
24 | Мелодия. | 5 | 1 | 4 | Самооценка учащихся. |
25 | Тембр. | 5 | 1 | 4 | Самооценка учащихся. |
25 | Лад. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение на репетиции. |
26 | Ритм. | 4 | 1 | 3 | Беседа |
27 | Темп. | 4 | 1 | 3 | Самооценка учащихся. |
28 | Динамика. | 4 | 1 | 3 | Самооценка учащихся. |
29 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение на репетиции. |
30 | Развитие чувство ритма, лада. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение на репетиции. |
31 | Работа над сценическим образом. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение на репетиции. |
Тема №7. Концертно-исполнительская деятельность. | 26 | 4 | 22 | ||
32 | Подготовка. Концерты. Праздники. | 5 | 1 | 4 | Праздничные мероприятия. |
33 | Концерты, праздники, конкурсы. | 5 | 1 | 4 | Концерты. |
34 | Подготовка к фестивалям. | 4 | 1 | 3 | Праздничные мероприятия. |
35 | Подготовка к концертам, конкурсам, фестивалям. | 12 | 1 | 12 | Конкурсы, фестивали, концерты. |
Промежуточная аттестация. | 2 | 1 | 1 | Тест, концерт | |
Итого | 144 | 33 | 111 | ||
Содержание программы
1 год обучения.
Вводное занятие.
Теория. Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с детьми, с их вокальными возможностями. Проведение инструктажем по технике безопасности, правилам поведения в учреждении и кабинете, правилами дорожного движения.
Практика. Тест-опрос по правилам дорожного движения. Распевание и диагностика голосов.
№2. Вокально-ансамблевая работа.
Теория. 1.Знакомство с голосовым аппаратом.
Практика. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом. Знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия.
2. Певческая установка. Унисон.
3. Дикция:
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок.
№3. Музыкально- теоретическая подготовка.
Теория. Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты.
Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.
Мелодия – душа музыки.
Тембр – окраска звука.
Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки.
Темп – скорость музыки.
Динамика – сила звука.
Пластическое интонирование.
П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков».
Практика. Разучивание музыкальных произведений.
Концертно - исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают всю работу детского объединения. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Учащиеся могут выступать как в вокальном ансамбле, так и сольно. Особое внимание уделяется подготовке к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Проводятся - праздники, выступления, конкурсы.
Итоговое занятие за 1 полугодие. Участие детей в конкурсной программе.
Промежуточная аттестация. Форма проведения отчетный концерт.
Календарный учебный график
2 года обучения
Цель: формирование у учащихся вокальных умений и навыков посредством усложнения репертуара, ритма и метра с использованием голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
Задачи:
1. Обучать основным способам постановки голоса и работы голосового аппарата.
2. Развивать умение раскрепощаться во время пения, правильно держаться на сцене.
3. Учить исполнять произведения средней сложности, пению двухголосием.
4. Воспитывать организованность в концертной деятельности.
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля |
Тема№1. Вводное занятие. | 6 | 2 | 4 | ||
Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение. | |
Организационное занятие. Диагностика голосов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. | |
Владение своим голосовым аппаратом. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
№2.Вокально-ансамблевая работа. | 56 | 14 | 42 | ||
Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Выявление индивидуальных красок голоса. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение. | |
Дыхание, артикуляция, певческая позиция | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Нотная грамота. | 4 | 1 | 3 | Выполнение заданий. | |
Использование элементов ритмики. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Движения под музыку. | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Сценическая культура. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение. | |
Дикция. Вокальные навыки. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Беседа о гигиене певческого голоса. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Работа над сценическим образом | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Великие вокалисты. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Вокальные навыки. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Органы звукообразования. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
№3. Постановка голосового аппарата. | 58 | 15 | 43 | ||
Физические предпосылки. Расслабление. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Воображение. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Движение. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Воображаемая модель - схема вокального аппарата. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение. | |
Кислородная подушка. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
«Пруд вибраций». | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Получение «нейтрального звука» | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Вдох. Глубокий наклон. «Нейтральный звук» | 4 | 1 | 3 | Выполнение заданий. | |
Вдох. Глубокий наклон. Подъем с быстрым, легким и глубоким вдохом. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
«Вздох облегчения». | 4 | 1 | 3 | Выполнение заданий. | |
Физическая система дыхательного аппарата. Работа дыхания. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Основной резонаторный звук. | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос. | |
30. 31. 32. | «Верхний и нижний» резонатор. Работа над репертуаром. Работа над ансамблем. | 4 2 4 | 1 1 1 | 3 1 3 | Прослушивание на репетициях. |
32 | №4. Концертно-исполнительская деятельность. | 22 | 2 | 20 | |
33 | Подготовка к концертам, конкурсам, праздникам. | 5 | 1 | 4 | Музыкальная викторина. |
34 | Концерты, праздники, конкурсы. Вокальные навыки. | 17 | 1 | 16 | Концерты, конкурсы. |
35 | Итоговое занятие за 1 полугодие. | 1 | 1 | ||
36 | Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | ||
Итого | 144 | 33 | 111 |
Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие.
Теория. Проведение инструктажа по ОТ, ПДД, правилам поведения в учреждении. Повторное прослушивание голосов, диагностика. Повторение знакомых произведений.
Практика. Распевание.
Тема № 2. Вокально-ансамблевая работа.
Теория. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, чувствовать тональность, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческой установки; правильного звукообразования (мягкой атаке); сохранения устойчивого положения гортани; спокойного вдоха без поднятия плеч, спокойно-активного, экономного выдоха. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсировано, по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.
Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнения в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучать осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально - художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
Практика. Разучивание музыкальных произведений, распевания.
Тема № 3. Постановка голосового аппарата.
Теория. Физический процесс пения представляет собой поток воздуха, в котором произносятся (атакуются) гласные звуки. Следовательно, для получения кантилены (legato) - основного качества правильно поставленного голоса (bel-canto)-учащиеся должны правильно научиться атаковывать звук на непрерывном потоке воздуха. Поток воздуха и атака звука-это как бы две стороны одной модели – голоса. Основными компонентами правильно поставленного голоса являются:
-дыхание (непрерывный поток воздуха);
-глубина звука;
- легкость вокализации.
Практика. Разучивание распеваний, музыкальных произведений.
Тема № 4. Концертно -исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают всю работу вокального детского объединения. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Учащиеся могут выступать в вокальном ансамбле, так и сольно. Подготовка к концертным выступлениям.
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Праздники, выступления, конкурсы.
Итоговое занятие за 1 полугодие. Форма проведения - урок-концерт, конкурсная программа.
Промежуточная аттестация. Форма проведения - концерт для родителей.
Календарно-учебный график
3 год обучения
Цель: совершенствование вокальных навыков учащихся через исполнение музыкальных произведений различных жанров.
Задачи:
1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать творческую активность в вокальном коллективе.
4. Закрепить вокальные умения и навыки.
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля |
Тема №1. Вводное занятие. | 6 | 2 | 4 | ||
Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. | |
Организационное занятие. Диагностика голосов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. | |
Владение своим голосовым аппаратом. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение. | |
№2. Вокально-ансамблевая работа. | 76 | 19 | 57 | ||
Певческая установка. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Выявление индивидуальных красок голоса. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение. | |
Дыхание, артикуляция, певческая позиция | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Певческое дыхание. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Использование элементов ритмики. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение. | |
Цепное дыхание. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Сценическая культура. | 4 | 1 | 3 | Беседа. | |
Дикция. Вокальные навыки. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Беседа о гигиене певческого голоса. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдена. | |
Работа над сценическим образом | 4 | 1 | 3 | Выполнение заданий. | |
Дирижерские жесты. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдена. | |
Вокальные навыки. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Вокальная позиция. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Работа над учебным материалом. Пение в унисон. Пение двухголосием и трехголосием. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Певческое дыхание. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Методы распевания. Работа над вокализацией. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Артикуляционный аппарат. Работа над дикцией. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдена. | |
Воспитание чувство сцены. | 4 | 1 | 3 | Конкурсы, концерты. | |
№3. Постановка голосового аппарата. | 104 | 26 | 78 | ||
Пение на непрерывном потоке воздуха. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Поток воздуха и атака звука. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Дыхание. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Глубина звука. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Легкость вокализации. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Физические предпосылки. Расслабление. Воображение. Движение. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Развитие музыкального слуха. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Развитие музыкальной памяти. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Воображаемая модель-схема вокального аппарата. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Кислородная подушка. «Пруд вибраций». Получение «Нейтрального звука». | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Пение классических произведений. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Творчество композиторов – классиков. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Вдох. Глубокий наклон. «Нейтральный звук» | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Вдох. Глубокий наклон. Подъем с быстрым, легким и глубоким вдохом. «Вздох облегчения». | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Пение современных песен. | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Основной резонаторный звук. | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Творчество современных композиторов. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
«Верхний и нижний» резонатор. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
«Нижняя» диафрагма - «буфер»- верхняя диафрагма. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Атака звука. «Вытяжка». | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Упражнение на «вытяжку». Звук «о, а, у, э, и». | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Основы музыкальной грамоты. | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение | |
Атака звука. Стаккато. | 4 | 1 | 3 | Музыкальная викторина. | |
Пение на стаккато-легато-стаккато. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Пение народной песни. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
Пение импровизаций. | 4 | 1 | 3 | Прослушивание на репетициях. | |
№4. Концертно-исполнительская деятельность. | 26 | 2 | 24 | ||
Подготовка к концертам, конкурсам, праздникам. | 4 | 1 | 12 | Конкурсы, концерты, фестивали. | |
Концерты, праздники, конкурсы. Вокальные навыки. | 4 | 1 | 12 | Конкурсы, концерты, фестивали. | |
Итоговое занятие за 1 полугодие. | 2 | 1 | 1 | ||
Итоговая аттестация. | 2 | 1 | 1 | ||
Итого | 216 | 51 | 165 |
Содержание программы
3 год обучения
Вводное занятие.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ, ПДД, правилам поведения в учреждении. Повторное прослушивание голосов, диагностика. Повторение знакомых произведений.
Практика. Распевание.
Тема №2. Вокально-ансамблевая работа.
Теория. Через формирование вокальных навыков и постановку голоса необходимо развивать у учащихся чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.
Певческая установка и дыхание.
Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащихся, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и на певческое дыхание (грудо-брюшное или костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.
Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении.
Звуковедение и дикция.
В младших группах необходимо формировать естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкую атаку звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
В старших группах продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у учащихся навык пения на «зевке», т.е. высоком положении верхнего нёба.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческой установки; правильного звукообразования (мягкой атаке); сохранения устойчивого положения гортани; спокойного вдоха без поднятия плеч, спокойно-активного, экономного выдоха. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полётности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.
Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально - художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
Практика. Разучивание музыкальных произведений, распеваний.
Тема №3. Постановка голосового аппарата.
Теория.
Продолжаем работать по методике поточного пения В. Иванникова. Повторяем основные компоненты правильной постановки голоса.
-дыхание ( непрерывный поток воздуха);
- глубина звука;
- легкость вокализации.
Изучаем физические предпосылки для улучшения звукообразования:
- расслабление;
- воображение;
- движение.
Практика. Разучивание музыкальных произведений, распеваний.
Тема №4. Концертно - исполнительская деятельность.
Теория. Это результат, по которому оценивают всю работу детского объединения по вокалу. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем, учитывая традиционные праздники, важнейшие события текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
Практика.
1. Подготовка к концертным выступлениям.
2. Праздники, выступления, конкурсы.
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа».
Итоговое занятие за 1 полугодие. Форма проведения урок-концерт, конкурсная программа.
Итоговая аттестация. Форма проведения – концерт для родителей.
Методическое обеспечение
Специальное время следует уделять на занятиях по расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры учащихся. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, но понимать и исполнять музыкальные произведения, и уметь оценивать их исполнение.
Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.
В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.
Словесный показ, пояснения, беседы с учащимися (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если учащиеся сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
- эстетически оформленный кабинет с большими зеркалами;
- современное оборудование для проведения концертных программ:
домашний кинотеатр с DVD караоке, фортепиано, микрофоны, стойки, компьютер, принтер, мебель для методических пособий;
- наличие концертных костюмов;
- звукозаписывающая студия;
- концертный зал.
Список литературы для педагога
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.- 84 с.
- Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил». - М.-1994.-45 с.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.- 106 с.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-63 с.
- Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей и здоровьесберегающие технологии каждый день» М., 2007.-67 с.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. – 67 с.
- Емельянов В.В. «развитие голоса пособие для учителя музыки» СП/б «Северная лира» 2000.- 45 с.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.- 54 с.
- Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.:2000.- 93 с.
- Мурашов А.А. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие./ Под ред. А.А. Мурашова/М.: Педагогическое общество России, 2004.- 102 с.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер , 2007.- 78 с.
- Ситулина И.В. Модифицированная программа «Ищу себя».- 35 с.
- Тютюнникова Т. Э. «Здоровье детей и музыка» Выпуск 2003.- 123 с.
Список литературы для детей
1. Апраксина О. А. «Детское музыкальное пособие».- М.- 1985.- 63 с.
2. Агапова И. А. , Давыдова М. А. «Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины - М -2007.- 384 с.
3. Вологин Н. Энциклопедия для детей - М.,1998.-272 с.
4. Гусин Вайнкоп Хоровой словарь - М., 1993;
5. Дешкова И. П. Загадки Терпсихоры, Худож. Косоруков - М -1989.-89 с.
6. Захарченко В.Г. Кубанская песня - 1996.-144 с.
7. Кошмина И. В. Духовная музыка России и Запада - Т.,2003.- 576 с.
8. Мировая Художественная культура в школе для детей 8-11 кл.
9. Старинные и современные танцы - М., 2003.- 104 с.
