"Воля музыканта исполнителя"

Битчина Александра Анатольевна

Воля музыканта исполнителя. Волевые качества личности. Методы развития волевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volya_muzykanta_ispolnitelya._volevye_kachestva.docx22.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воля музыканта-исполнителя. Волевые качества личности. Методы

развития волевых навыков.

  1. Воля музыканта-исполнителя.

Воля-это стремление к цели, настойчивость к ее достижении несмотря на встречающиеся трудности.

Воля — это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.

Сергей Леонидович Рубиншнейн выделяет четыре стадии волевого процесса:

1. возникновения побуждения и предварительная постановка цели;

2. стадия обсуждения и борьба мотивов;

3. решение;

4. исполнение.

Профессиональный рост музыканта-исполнителя связан с развитием волевых качеств его личности. Это заключается в том, что он может проявлять власть над собой в тех или иных ситуациях, контролировать свое поведение, прилагать усидчивость и настойчивость в движении поставленных целей.

Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами.

Волевые качества личности: инициативность,решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, самоконтроль, самообладание. Это необходимые компоненты в творческой работе музыканта-исполнителя, требующей многочасовых занятий, целенаправленного приближения к поставленной цели, в концертном- исполнении.

Воля и эстрадное волнение.

Ситуация эстрадного волнения достаточно распространена.

Арнольд Львович Готсдинер подразделяет ситуацию эстрадного волнения на несколько периодов.

Первая фаза.

Длительное предконцертное состояние. Она начинает, как только исполнителю становится известна дата выступления. Приближение даты выступления волнуют исполнителя появляется бессонница, раздражительность, частая смена настроения.

Вторая фаза.

Непосредственно предконцертное состояние. В день концерта. У некоторых ухудшается самочувствие, повышается давление, температура.

Третья фаза.

Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти. Для того чтобы все

Действия на концерте осуществлялись осознанно, нужно прорепетировать выход на сцену.

Четвертая фаза.

Начало исполнения.

Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили детали, исполнение будет устойчивым.

Пятая фаза.

Послеконцертное состояние.

Это переживание длится довольно долго, не может мгновенно прекратится.

В. Ю Григорьев пребывание музыканта на сцене подразделяет на три этапа.

Первый этап. Длительное волнение продолжается несколько дней. Острая форма наступает на кануне выступления. Ю. В. Григорьев приводит несколько высказываний известных музыкантов. «Предынфарктное состояние», «Состояние близкое к умиранию», «Был словно парализован страхом».

Второй этап.

Постепенное успокоение. Оно связано с адаптацией своего состояния.

Третий этап. Почти всегда происходит улучшение физического и психического самочувствия. Относится термин «вдохновение».

В. Ю Григорьев рекомендует профилактические методы для создания «Оптимального концертного состояния».

- Перед концертом, нужно избегать монотонных , однообразных занятий.

-Нужно углублять художественную сторону произведения, произведение должно захватывать волновать самого исполнителя.

Г. М Коган «поймать и убить ошибку», что бы она потом не отомстила на эстраде.

Методы и этапы развития волевых навыков исполнителя.

Волевые навыки подразделяются на две группы.

  1. Тренировочные навыки-это навык систематических занятий и навык упражнений.
  2. Вторая группа сценические навыки – предотвращение негативных форм эстрадного волнения и достижения оптимального концертного состояния.

Для эффективного формирования волевых навыков необходимо строить учебный процесс на основе определенных методов:

  1. Метод стабилизации метроритмической основы исполнения.

Это метод достигается с помощью приемов.

-проговаривание «вербализации». Счет в слух метроритмических долей декламацией слогов и.т.д.

2. развитие моторно-двигательного ощущения. (дирижирование)

3. идеомоторная  тренировка (мысленное пропевание музыкального произведения)

        2. Метод моделирования ситуации концертного выступления.

Приемы:

- исполнение произведений целиком в медленном темпе с ярко выпуклой интонацией.Требует от музыканта- исполнителя собранности мышления концертрацию воли.

- Мысленное пропевание музыкальных произведений. Благодаря такому приему рабочий материал лучше осознается.

- расширение поля внимания , «Что я хочу услышать, как должна прозвучать», «Как слушатель, какое впечатление произведет мое выступление», «Я советчик сам себе , как педагог корректирую данное звучание».

Этапы развития волевых навыков.

  1. Синкретический- это первичное восприятие музыкального произведения.
  2. Тренировачно-аналетический- является осмыслением за инстркментом.
  3. Третий этап- обобщающий- это охват музыкального произведения целиком.
  4. Четвертый этап- психологическая подготовка к концертному выступлению.

Заключение.

Постоянное сильное волнение способно заставить музыканта-исполнителя отказаться от своей профессии. Поэтому помимо работы выучивания произведений, необходима психологическая подготовка к выступлению.

Вот несколько советов, которые помогут исполнителю избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить. Задайте себе несколько вопросов и честно ответьте на них: ”Всегда ли я учу музыку добросовестно, знаю ли я ее? Несу ли я ответственность за свое исполнение?” Чувство неуверенности у исполнителя возникает, как говорилось выше, из-за недостаточной работы, т.е., работай сосредоточенно, с вниманием, учись добиваться конкретно поставленных целей и результат не заставит себя ждать!
     Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно
больше играть на сцене перед публикой. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от недугов сценического волнения. Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Произведение проигрывается целиком с представлением, что музыкант играет перед комиссией или слушателями. Исполнение можно записать на диктофон. Вместо слушателей можно посадить кукол или устраивать домашние концерты. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на исполнителя. Научитесь "уходить” от мыслей о возможном провале и от людей, говорящих вам о нем. Полезная критика – это одно, а критицизм совсем иное. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать. Будьте в музыке, живите в ней! К.С. Станиславский говорил: ” Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою, как личностью и своим волнением”. А великий С.Т.Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: ” В эти минуты я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя”. То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как вы выглядите, какое впечатление производите на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки. Также музыканту лучше игнорировать любой промах и " идти” дальше, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Уже после выступления необходимо найти и проанализировать все, что не получилось. Выяснить – была это случайность или нет?
     Любая форма волнения обостряется усталостью. Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит вам радостные эмоции, дает ощущения тепла, света и хорошего настроения. Можно почитать любимую книгу, порисовать, приготовить что-нибудь легкое и красивое. Не нужно зацикливаться на мысли о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, будьте уверенны, спокойны, все "в ваших руках”. Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот "страшный " час настал, надо идти и только одна мысль в голове: "Быстрее бы это все закончилось!” Как играть, о чем, зачем – все равно! Лишь бы все прошло поскорее! Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, не сможет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: "Я ничего не сыграю! Я не смогу!” При недостаточной уверенности музыканта, как в этом случае, можно и нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену. Исполнителю, который с нетерпением ждет выхода на сцену, легче обрести состояние, способствующее успеху. Это так называемая имаготерапия – терапия вхождения в образ. Музыкант начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом внутри будет рождаться новое психологическое состояние, в котором будет преобладать настроение уверенности и радости перед выступлением.

Заключение.

Успехи  музыканта (вокалиста), его достижения оказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность - эти черты волевого поведения являются основой в деятельности любого музыканта. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдельной жизненной перспективе.

В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В деятельности вокалиста такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на концерте или конкурсном соревновании. Для успеха в подобных ситуациях исполнителю необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента - физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке необходимо уделять функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объёмным.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием включают в себя аутогенное погружение, вживание в образ в успешно действующего исполнителя, объективно-центрированный подход к исполнению произведения.