ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Волошкова Эльвира Васильевна

Равитие музыкальности у дошкольника с помощью классической зарубежной и русской музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx40.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

        С первых дней жизни и даже раньше, находясь еще в утробе матери, ребенок эмоционально воспринимает и реагирует на музыку. Очень важно, чтобы он приобщался к миру музыки. От этого зависит его музыкальность, способность эмоционально реагировать и сосредоточить свое внимание на  предложенном для слушания  музыкальном произведении. Каждое музыкальное произведение приносит новое содержание в их внутренний мир.

         Классическая зарубежная и русская музыка, богатая духовностью народная песня содействует формированию духовно богатой развитой личности.  К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, С.М.Соловейчик считали, что музыкальное искусство способно научить глубоко чувствовать, понимать других людей и понимать себя, свои позывы, оно учит мыслить и познавать макро- и микро- миры, обогащать духовную жизнь человека.

           Первый этап работы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников является развитие способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие внутренней напряженности, раскрепощение артикуляционного аппарата, двигательное раскрепощение, работа над дыханием, дикцией, звуковедением, а также интонацией. Конечным  результатом  этой работы является открытость и готовность воспитанников к восприятию нового на фоне доброжелательных отношений между педагогом и детьми.

Второй этап - это осознание музыкального языка, постижение зависимости характера мелодии от других средств выразительности в воплощении образного содержания произведения. Дошколята учатся выражать музыкальную мысль. Такое направление в работе является определяющей и при разучивании песен, и при распевании, и при отработке вокально-хоровых упражнений, и при слушании музыкальных произведений.

Третий этап - это этап обобщенного восприятия образа, когда дошкольники на основе мелодики и мелодического развития способны реконструировать жизненный прообраз музыкального сочинения, придав ему определенную художественную форму. На данном этапе постижения, осознания и воплощения в певческой деятельности музыкальных образов, музыкальной драматургии произведений важно заинтересовать детей сюжетом, своеобразной формой, наличием ярких, контрастных образов.

Систематические встречи с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества составляет одно из основных средств достижения цели музыкально-эстетического воспитания.

 Приоритетным в художественно – эстетическом воспитании дошкольников считаем использование новых образовательных технологий, инновационных методов и форм работы, а также формирование музыкальной культуры.

         Одной из инновационных форм  работы является пластическое интонирование. Это тот волшебный ключик, который помогает ввести ребенка в сложный мир музыкального искусства. После проведенных наблюдений нами было выявлено, что при обычном слушании музыкальных произведений восприятие дошкольников остается пассивным. Они легко схватывают эмоциональный образ целого, но не способны развернуть логику музыкальной мысли. Поэтому, когда ребенок начинает «исполнять» с помощью пластического интонирования музыку, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем, и исполнителем.

      Некоторые произведения сложны, объемны для восприятия детей. Для этого используем метод цветового моделирования. Например, при слушании Л.Бетховена «Веселая. Грустная» определяем с детьми, сколько образов в данном произведении, и, с помощью вырезанных из цветного картона геометрических фигур, строим трехчастную форму. А при знакомстве с ладом мажор и минор используем карточки: нарисованная тучка-минор, а солнышко-мажор.

        В процессе художественно-творческого моделирование дошкольник ощущает  себя не потребителем музыки, а ее творцом. Например, при знакомстве с симфонической сказкой «Петя и Волк» С.Прокофьева выбираются действующие лица: Петя, Дедушка, Волк, Утка, Птичка, Кошка, Охотники. Дети обыгрывают свои роли, стараясь подражать повадкам животных и птиц, точно передавая характер положительных и отрицательных героев сказки.

      Музыкальное творчество - одно из главных условий формирования духовной культуры дошкольников. С самых первых дней пребывания воспитанников в нашем детском учреждении мы создаем такую атмосферу, при которой каждая встреча с музыкой превращается в радостные и счастливые мгновения для ребенка. Оформляем музыкальный зал в соответствии с тематикой занятий и временем года, чтобы жизнь ребенка  была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и находок.

       Музыкальное искусство неотделимо от поэзии и живописи. Они дополняют друг друга и усиливают впечатления ребенка. Например, для формирования ассоциативно-образного мышления по теме «Музыка утра»,слушая и сравнивая «Утро» норвежского композитора Э.Грига и «Утреннее размышление» русского композитора  П.И. Чайковского используем картинки Э.Мунк «Солнце» и К.Юон «Мартовское солнце». А по теме «Осенняя мелодия» обращаем внимание детей на разнообразие  красок   осени через знакомство с «Осенней песней» П.И. Чайковского, иллюстрациями И.И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день» и стихотворениями русских поэтов.

        Большое внимание уделяется детскому фольклору, который несет в себе огромное воспитательное значение. Прибаутки, потешки, колыбельные песни играют важную роль в духовном развитии ребенка, в его эстетическом воспитании. Вообще, дошкольный возраст самый благоприятный для этого возраст. Ведь все услышанное в раннем детстве навсегда остается в сердце. Ценность детского фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Проводим с детьми  беседы с просмотром, при помощи мультимедиа, слайдов, видеофильмов об истории создания русских народных инструментов, искусстве скоморохов, о колокольных звонах на Руси.

           Дошкольник на все реагирует непосредственно, увлеченно: открыто выражает свои чувства и эмоции; готов к творчеству, фантазии, перевоплощению. Наша цель - сохранить это и развить личностный творческий потенциал воспитанников, его ценностно-смысловое восприятие, как основу эстетического воспитания.

 

        Список использованной литературы

1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, - М.: Айриспресс, 2004.

2. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / Управление ДОУ. 2008, №4.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2001. -48с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М., 1981г. – 240с.

5. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. Просвещение. 1986г. – 141с.