Способы звукоизвлечения в эстрадном вокале

Способы звукоизвлечения в эстрадном вокале

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_zvukoizvlecheniya_v_estradnom_vokale.docx22.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способы звукоизвлечения в эстрадном вокале

Определение эстрадного вокала. Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует слушателю образы, отражает эмоциональные состояния поющего. Важной частью пения является не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения.

Не стоит думать, что слова «вокальная техника», «вокальное мастерство» применимы лишь к академическому – оперному или хоровому вокалу, а все эстрадные исполнители – любители-самоучки. Каждый профессиональный эстрадный певец вооружен знаниями и определёнными приёмами, владеет вокальной техникой, то есть свободно управляет своим голосом. Современный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приёмов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть – из «народного», часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным.

Эстрадный вокал отличается от академического и народного вокала главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Эстрадный вокал, в отличие от академического и народного, требует внятной дикции, поскольку слова являются одной из значимых составляющих песни. По причине важности слов, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.

Современный эстрадный вокал использует в основном полуприкрытую манеру вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объём ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. В эстрадном исполнении полуприкрытая манера  является достаточной для того, чтобы увеличить амплитуду вибрато голоса певца, и достичь насыщенного, красочного и эмоционального тембра.

Большинство эстрадных исполнителей и педагогов согласны с общими нормами академического вокала. Когда в момент кульминации в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, «барашек» – сигнал о напряженности голосовых связок, исполнители обычно прибегают к академическим указаниям. Не только академическим, но и профессиональным эстрадным исполнителям хорошо известно, что прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Также они понимают, что открытый звук лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Появление новых стилей в эстрадной музыке отражается  на манере пения. В процессе работы над постановкой эстрадного голоса учитывается уникальность человеческого голоса, который может иметь большое количество вариантов изменения тембра. В работе над постановкой эстрадные педагоги стремятся в полной мере раскрыть индивидуальные характеристики голоса, и определить,  какому стилю конкретный голос больше соответствует.

Определяется, насколько голос склонен к тем или иным приёмам. Например,  пение с драйвом в верхнем регистре может соответствовать современным ритмичным стилям – рок, соул; подвижность, лёгкость в голосе и инструментальное мышление применяется в джазовой музыке; хорошее владение словом и чувственное, мягкое звучание применяется в романсах, эстрадных песнях лирического содержания и т.д.

Способ звукоизвлечения. В зависимости от стиля музыки, подачи, объёма, формирования гласных, можно  выделить несколько способов пения, которые имеют общие черты и употребляются в современном эстрадном пении. Один способ, где звук более твёрдый, грубый и более прямой был назван «металлическим», а другой – нейтральным. Позже в «металлическом» классе были обнаружены более тонкие отличия, и разделены на подвиды. В настоящее время идентифицируют четыре типа  звучания:

  • Ньютрэйл (neutral с англ. нейтральный) – неметаллический, используется в эстрадной и джазовой музыке.
  • Курбинг (curbing с англ. ограничение, бордюр) – наполовину металлический звук, используется во всех стилях ритмичной музыки, больше в соул и ритм-н-блюз.
  • Оведрайв (overdrive  с англ. интенсивный) – металлический, используется в рок-музыке и в кульминациях песен ритмичных стилей.
  • Белтинг (belting с англ. взбучка, трёпка) – металлический, используется в кульминациях хэви-метал, рок,  госпел и соул-музыке.

Вокальная импровизация. Каждый музыкальный стиль имеет свой набор импровизационных средств. В блюзе это – распевание отдельного слова или фразы, в некоторых разновидностях джаза – подражание голоса инструментам (скэт-импровизация), в госпел и соул музыке – орнаментика мелодии. И в каждом стиле должна присутствовать интерпретация (изменение, украшение, развитие) музыкальной темы. В любом стиле владение вокальной импровизацией во многом зависит от владения певцом техникой пения, соответствующей данному стилю, его фантазией, и склонностью к творческой переработке музыкального материала.

Некоторые современные эстрадные стили имеют экстремальные способы пения, непривычные для режима работы голоса. Это могут быть предельно громкие и высокие ноты, иногда с эффектами расщепления, или примешивания к певческому тону непевческих эффектов. Многие из современных приёмов пения, определяющих тот или иной стиль, берут свое начало из традиций блюзовой и джазовой музыки.