методическое сообщение по Элементарному инструментальному музицированию и учащимися дошкольного возраста

Тимофеева Алла Юрьевна

Сообщение подготовлено к открытому уроку по одноимённой теме с учащимися отделения Раннего эстетического развития в возрасте 4-5-ти лет. Раскрывается такая форма коллективной деятельности, как игра в детском оркестре или ансамбле. Затем, звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическое сообщение 19.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методическое сообщение преподавателя ДШИ им.А.С.Даргоыжского Тимофеевой А.Ю.  на тему: 

«Элементарное инструментальное музицирование с учащимися отделения Раннего эстетического развития».

Сообщение подготовлено к открытому уроку по одноимённой теме с учащимися отделения РЭР в возрасте 4-5-ти лет, на базе ДШИ им.А.С.Даргомыжского в 2017 г.

Одним из эффективных методов музыкального воспитания детей младших классов является такая форма коллективной деятельности, как игра в детском оркестре или ансамбле. Она формирует у ребенка чувство коллективизма, целеустремленность, помогает преодолеть робость, неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, умение слышать и исполнять свою партию в многослойной фактуре. В процессе игры на шумовых музыкальных инструментах развивается творческая активность, происходит приобщение к инструментальной музыке. Так, по мнению Тютюнниковой, с самого начала работы над оркестром целесообразно уделять особо важное место музицированию с аккомпанементом звучащих жестов. Так как игры звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка, звучащие жесты являются надёжным путём к тому, чтобы дети начали элементарно музицировать. Звучащие жесты воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их педагогическая незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучения музыке происходит непосредственно через тело ребёнка.

Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является одновременная имитация по типу «делай как я». Это целая серия всевозможных заданий, которая даёт простор для формирования импровизационных навыков. Повторяя заданный педагогом ритм с помощью звучащих жестов, детям необходимо это параллельно проговаривать  («хлоп», «шлёп», «топ», «щёлк»), для того, чтобы тактильное восприятие сочеталось со слуховым и речевым. Подобные упражнения в дальнейшем следует усложнять, предлагая детям самим придумывать и исполнять ритм с помощью звучащих жестов. Всё это направлено на интенсивное развитие метроритмического чувства детей,  помогает им быстрее приобрести музыкальные навыки.

 Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-нибудь инструмент. Например, щелчки пальцами – могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник. Хлопки – деревянные шумовые или ксилофон. Шлепки по бёдрам – ручные барабаны, бубны. Притопы – большие барабаны и басовые инструменты. Так в игре «Странное эхо» одни дети исполняют ритм в звучащих жестах, другие тут же воспроизводят его на условленных инструментах.

Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Инструмент появляется в руках человека как необходимость в тот момент, когда потенциал «телесного оркестра» оказывается исчерпанным.

Организация оркестра или ансамбля – сложное и трудоемкое дело. Создавая ансамбль, я собрала все имеющиеся шумовые и детские музыкальные инструменты. На начальном этапе работы, мне очень помогли статьи музыкальных руководителей дошкольных учреждений, которые публиковались в разные периоды в журнале «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра». Огромный интерес у меня вызвали лекции и семинары Т.Тютюнниковой  (кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки), по внедрению методики К.Орфа, выложенные ею в интернете. Однако самым важным, по мнению Т.Тютюнниковой, в играх звуками для музыкально-творческого обучения является естественный и простой путь в музыкальную импровизацию. Техническая лёгкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции является основой для творческих проявлений детей. Однако считается нужным определить целесообразную последовательность действий педагога, выраженную в словах, побуждающих к определённым действиям детей:

1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».

2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь».

3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь»

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом.

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

7. «Сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).

Таким образом, игры звуками, являясь первичной формой осуществления игры на детских музыкальных инструментах, системно организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты и все виды элементарных музыкальных инструментов.

Первый вопрос, который встает перед музыкальным руководителем: как подобрать музыкальные инструменты и какой выбрать репертуар? Основным критериями должны быть: простота в обращении с инструментами  и их использовании, а также соответствие выбранного детского шумового инструмента музыкальному материалу.  

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами  и доступностью.  Он составляется из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку. Чувства младших школьников, вызываемые музыкой, нередко приобретают социальный характер. Дети этого возраста хорошо воспринимают и любят исполнять лирические произведения - русскую народную мелодию «Вейся, вейся, капустка моя» в обработке Т. Попатенко, «На лодке» Н. Любарского, «Колыбельную» Е. Тиличееной и другие.

Переходя к основному этапу работы над организацией шумового оркестра в начальной школе, автор прежде всего говорит о том, что данная работы должна соблюдать четыре основных условия:

- быть доступной для детей;

-  быть интересной для детей;

- быть систематической формой обучения;

- быть групповой формой обучения.

На раннем этапе, процесс обучения игре на шумовых и музыкальных инструментах проходит более успешно, при условии создания игровых ситуаций и творческих заданий. Это активизирует усвоение детьми различных приемов игры на инструментах.

В основе развивающей музыкальной программы К.Орфа лежит идея: Учусь - делая. Ребенок может использовать любые доступные средства:

  1. Воспроизводить звуки голосом (петь)
  2. Двигаться
  3. Использовать руки, ноги и тело, которое всегда с собой.

Можно задать себе вопрос: «Как музицировали люди до развития современной музыкальной мысли?» Т.Тютюнникова  на своих семинарах и лекция говорит о том, как педагоги используют креативный подход к музицированию. Креативный в данном случае можно считать, как импровизационный.

В основе Орфовской методики лежит остинатность. Остинатность – это способ развития музыкальной мысли, построенный на повторе. Варианты остинато:

  1. Повтор на одном звуке
  2. Повтор на простом ритме
  3. Повторность одного ритмического рисунка
  4. Повторность динамики

p - mf – f – это тоже развитие, даже если музыкальный материал в повторении.

Основы музыкального музицирования:

  1. Сам играю
  2. Сам сочиняю
  3. Сам слушаю

Пособия: детские шумовые и музыкальные инструменты. Музыкальные игры с применением «говорящих» жестов: «Хлопки», «Лимон-апельсин», «Барабан»,  

Музыкальный материал: М.Глинка «Полька», Э.Григ «Танец Анитры», А.Гречанинов «Мазурка», И.Штраус «Вальс», р.н.п. «Во саду ли, в огороде», бел. Песня «Перепелочка» П.И.Чайковский «Немецкая песенка», В.Шаинский «Колыбельная медведицы», чешская песня «Аннушка», А.Мирек «Австрийская полька»  и т.д.