Открытый урок "Ученик, преподаватель, концертмейстер" (совместная работа на уроке)

Тема урока: «Ученик, преподаватель, концертмейстер» (совместная работа на уроке).

Цель урока: совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведениями, подготовить его к выступлению на концерте, экзамене.

Задачи урока:

  - Образовательные: освоение основных навыков игры на скрипке в ансамбле с фортепиано.

  - Воспитательные: воспитание музыкального слуха юного скрипача, навыков образного восприятия и исполнения изучаемых произведений.

  - Развивающие: развитие желания и стремления выразительного исполнения репертуара, приобщение к миру прекрасного.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Ученик, преподаватель, концертмейстер»

(совместная работа на уроке)

                                                                 

                                                                 ДШИ им. А. С. Даргомыжского

 Отделение: струнные инструменты                                                        

                                                                    Концертмейстер: Алексеева Н. В.

                                                       

                                                         г. Вязьма

2016 г.

Открытый урок на зональном объединении.

                                                          Концертмейстер: Алексеева Н. В.

                                             Преподаватель: Перцева Н. А.

                                                                  Ученица 5-го кл. Пискунова Дарья

17 декабря 2016 г.

Тема урока: «Ученик, преподаватель, концертмейстер» (совместная работа на уроке).

Цель урока: совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведениями, подготовить его к выступлению на концерте, экзамене.

Задачи урока:

  - Образовательные: освоение основных навыков игры на скрипке в ансамбле с фортепиано.

  - Воспитательные: воспитание музыкального слуха юного скрипача, навыков образного восприятия и исполнения изучаемых произведений.

  - Развивающие: развитие желания и стремления выразительного исполнения репертуара, приобщение к миру прекрасного.

План урока:

  1. Вводная часть.
  2. Практическая часть.    
  3. Заключение.

Ход урока:

   Вводная часть.

Педагог и концертмейстер должны правильно выстраивать цель каждого урока с учеником. Сегодня цель моего урока – показать работу концертмейстера в классе скрипки, взаимодействие с учеником и педагогом  в процессе освоения  музыкального материала.

Совместная работа концертмейстера, педагога и ученика должна строиться на взаимопонимании и согласии всех 3-х сторон. Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, «доносит» материал, концертмейстер поддерживает пожелания педагога, своим аккомпанементом помогая ученику освоить необходимые навыки игры на скрипке. Такая творческая слаженность даёт хороший результат в работе.

  Практическая часть.

Даша исполнила произведение П. Чайковского «Грустная песенка». Обращаю внимание на отсутствие вступления, на необходимость мысленно пропеть первые такты мелодии, чтобы взять нужный  темп, с первой ноты внести эмоциональный настрой. Отработали совместное начало по кивку головы.

Далее преподаватель говорит о необходимости точно следовать фразировке.  Работаем с Дашей над совместным чувствованием исполнительского дыхания, единством ритмического пульса и темпа.

Преподаватель говорит с Дашей о динамике в произведении в целом и в средней части в частности. Работа над динамикой – это обоюдный творческий процесс. Но здесь, как концертмейстеру, мне необходимо учесть степень подготовки Даши, её технические,  звуковые и эмоциональные возможности. Солист всегда играет ведущую роль, поэтому концертмейстер не должен выпячивать своё исполнение. В этих условиях я корректирую силу и яркость звучания фортепиано.

Следующее произведение – «Мазурка» Живцова. Поскольку в этом произведении есть вступление, совместно с преподавателем учим Дашу слушать его и вслед за этим вступить в заданном темпе и характере. В этом отношении я, как концертмейстер, соизмеряю свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями Даши.

Обращаем Дашино внимание на темповые отклонения. Во время  концертного выступления моя задача будет состоять в том, чтобы вовремя повести за собой ученика или, наоборот, не подгонять его, если он не справляется с техническими трудностями. А сейчас на уроке, совместно с преподавателем, мы объясняем и отрабатываем все замедления и вхождение в первоначальный темп, причём стараемся, чтобы инициатива исходила от Даши, как от солиста.

В работе над динамикой добиваемся смены оттенков: sub. mp после cresc. или f.

Аккомпанирование солистам в классе скрипки имеет свою специфику. Необходимо знать специфические закономерности этого инструмента, правила распределения смычка, приёмы игры. Так, например, при исполнении приёма pizzicato звук исполняется слабее, чем смычком, значит звук на фортепиано должен быть в разы тише и легче, подражая этому щипковому приёму, исполняя острыми кончиками пальцев, близко к клавиатуре, экономя движение. Всё это я учитываю, когда в партии скрипки звучат аккорды pizzicato.

     Отдельного разговора и работы заслуживает средняя часть произведения, где происходит смена темпа, характера, нет акцентов и острого staccato, работаем над «кантилено».

Следующее произведение – это произведение крупной формы Вариации Данкля на тему Вейгля.В самом начале оговариваем характер вступления, которое звучит в партии фортепиано и необходимость дослушать фермато  и «взять дыхание» перед Темой, которая звучит в партии скрипки. Поговорили с Дашей о единстве темпа Темы и вступления и отработали этот момент на инструменте. Далее, после репризы есть отклонение темпа и мелодия в этом такте не поддерживается аккомпанементом, следовательно солисту надо самому замедлить и войти в прежний темп самостоятельно. Даше предложено самостоятельно сыграть этот такт так, чтобы отклонение в темпе прозвучало естественно.

В первой вариации отработали смену F и P. После каждой вариации звучит проигрыш в партии фортепиано. Даша не дослушивает последнюю паузу, значит она не понимает выразительности замысла и чувствования темпа Вариаций. Во время работы над этим моментом я заполняла паузу аккордом или присчитывала паузу вслух.

Во второй  вариации моего внимания требуют аккорды, которые при исполнении скрипачами  делятся пополам. Соответственно и аккорды в моём сопровождении должны приходиться на верхние звуки, как бы с оттяжкой. Также внимания требуют секстоли, их исполнение сложно технически и интонационно, поэтому нередко Даша замедляет темп в этих тактах.

Вариации сложны для исполнителя тем, что в них представлено многообразие скрипичных штрихов. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения слышать мельчайшие детали партии солиста. Во время работы преподавателя и Даши над штрихами  я подбираю соответствующее сопровождение, так как оно иногда носит подражательный характер. Так например, (в третьей вариации) флажолеты- это своеобразный высокий звук, извлекаемый лёгким прикосновением подушечки пальца к струне. Пока Даша под руководством преподавателя отрабатывает определённый навык в достижении чистой интонации, я ищу звуковой баланс, чтобы не «заглушить» солиста.

В конце Вариаций отрабатываем синхронное исполнение заключительных аккордов: сначала со счетом и с заполнением пауз аккордами, а затем так, как написано.

Заключение.

На данном открытом уроке сделан акцент на совместной работе ученика, концертмейстера и преподавателя при изучении музыкальных произведений.

В течении учебного процесса, для того, чтобы  ученик мог более цельно представить разучиваемые произведения, мы используем  возможности Интернета: совместно с преподавателем подбираем музыкальный материал для прослушивания. Вместе с учеником слушаем  произведения, следя по нотам, затем вместе обсуждаем.

      Уроки, репетиции, рутинная работа принесут свои плоды при правильно организованной последовательности действий. Задача концертмейстера на этапе выучивания: согласованно с педагогом, терпеливо, не торопясь проучивать партию ученика вместе с ним, подсказывать, выстраивать вместе музыкальную фразу, динамический план. Только так произведение будет выучено и исполнено на экзамене, концерте, конкурсе.

Список литературы, использованной  при подготовке к открытому уроку:

  1. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке.- Классика-XXI-Москва 2007
  2. Островская Е. А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология// Фундаментальные исследования.- 2009. - №1
  3. О работе концертмейстера.- Сост. М. А. Смирнов.-М. : Музыка,1974