Проникновение в художественный образ произведений композиторов-романтиков

  1. Романтизм в музыке.
  2. Стилевые особенности музыкального романтизма.
  3. Особенности претворения принципов романтизма в фортепианном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitory_romantiki.docx39.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Проникновение в художественный образ произведений композиторов-романтиков

Выполнила:
Орлова Т.В.,

педагог дополнительного образования

Новокузнецк, 2017

 Романтизм, как художественное течение, сформировался в конце XVIII, начале XIX веков сначала в литературе (в Германии, Великобритании и других странах Европы и Америки), затем в музыке и других видах искусства. Романтический стиль самобытен, фантастичен и возвышенный.

Эпоха романтизма сыграла огромную роль в развитии музыкальной культуры. Романтизм охватил все сферы культуры: философию, эстетику, театр, литературу, музыку и другие гуманитарные науки. В связи с различными национальными традициями и историческими аспектами, романтизм, развиваясь в разных странах, приобретал своеобразные национальные черты: у немцев - в мистике, у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению, у французов - в необычных историях. Для романтического стиля характерно обращение к внутреннему миру человека, стремление к эмоциональности, этим определилось главенство литературы и музыки в романтизме.

Актуальность данной темы заключена в том, что Романтизм явился опорой для многих композиторов, и сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры, а также подтолкнул к развитию фортепианного творчества композиторов-романтиков.

Для воплощения в жизнь своих  замыслов композиторы - романтики обращались к новым формам: фортепианные миниатюры, баллады,  ноктюрны, полонезы, экспромты, лирические песни, большую роль приобрели программные произведения. Возникло более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма, вокальной декламации, колористичности.

Романтизм в музыке.

Во втором десятилетии XIX века проявился музыкальный романтизм, который возник под влиянием литературного искусства. Это было исторически новое явление, хотя и обнаруживались глубокие связи  с музыкальной "классикой". Изучая и исполняя произведения композиторов-романтиков, ощущается  приподнятость душевного строя и возвышенность чувств, драматическая контрастность, углубленная патетика, искренний лиризм.

  Родоначальниками эпохи романтизма являются такие композиторы как: Лист, Шопен, Шуман, Григ. В более поздний период зародился музыкальный "импрессионизм" Дебюсси, Равеля, Скрябина.

  Фортепианные миниатюры Шуберта, "Песни без слов" Мендельсона, фортепианные циклы, ноктюрны, прелюдии Шумана, баллады Шопена - все это богатство преобразило старые жанры и формы, оно вошло в музыкальную сокровищницу мира и приобрело значимость в классической музыке.

    Господствующее место занимает тема любви, именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.

    У романтиков образ природы, тесно и неразрывно переплетающийся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

  Тема фантастики нередко соперничает с образами природы и это порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

  Поздний период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта. Это знаменательное совпадение свидетельствует о тесной связи между классическим и романтическим музыкальным искусством. Несмотря на преемственную связь между двумя этими наследиями существуют важные различия, типичные для соотношения творчества композиторов-классиков и композиторов-романтиков. Главное различие — особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.

  Композиторы-романтики стали проявлять большой интерес к национальному своеобразию отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным легендам, сказаниям, преданиям, что явилось почвой для возникновения увлекательных фантастических образов. Овладевая новыми темами и образами, романтическая музыка усилила взаимодействие с романтической поэзией и романтическим театром. Это определило высокий расцвет в XIX веке романтической оперы — жанра, в котором происходит синтез всех видов искусства. Одна из самых ярких романтических опер — «Волшебный стрелок» немецкого композитора Карла Марии фон Вебера.

 Романтическое музыкальное искусство выдвинуло многих выдающихся композиторов, которые нередко являлись также замечательными исполнителями-концертантами.

Стилевые особенности музыкального романтизма.

В стилистике музыки эпохи романтизма очень важную роль приобретают средства ладовые и гармонические. Первый из этих процессов - динамика - это насыщение аккордов в пьесах альтерациями и диссонансами, что обостряло их неустойчивость, усиливало напряжение, требовавшее разрешения в дальнейшей игре. Такие свойства исполнения произведений композиторов-романтиков выражало типичное для этого стиля "томление", поток "бесконечно" развивающегося чувства, что с особенной полнотой воплотилось в произведениях Шопена, Шумана, Грига. Разнообразие колоритности, красочности звука извлекались из натуральных ладов, с помощью которых подчеркивался народный или архаический характер музыки. При изображении фантастических, сказочных или причудливых образов огромная роль от    

На  первый план выдвигается мелос. Мелодика обновляется интонационно и композиционно. Появляются два разных источника интонационного обновления: фольклор и речевые интонации. То, что отступает от классической нормы, прежде всего и привлекает внимание. У классицистов была речитация (ораторская), но у романтиков она более интимная, лирическая, открытая, эмоциональная.

В романтической мелодике действовали следующие тенденции: стремление к широте и непрерывность развития фразировки. У многих композиторов романтической эпохи в произведениях встречается "бесконечная мелодия" с огромными многотактовыми лигами. Особенно это прослеживается в произведениях Шопена, Чайковского, раннего периода 80х - 90х годов Рахманинова («Элегия», «Мелодия», «Романс», «Серенада» и другие его произведения).

  Огромное значение при знакомстве с музыкой композиторов-романтиков имеет звукоизвлечение, чувство "стиля", здесь очень важно отметить, что в работе над фразировкой в той или иной пьесе необходимо, чтобы фразы подхватывали одна другую, цеплялись друг за друга, образуя гирлянды, но вместе с тем не наслаивались друг на друга.

  О стилевых особенностях музыки Ф. Шопена Лист сказал следующее: "Его музыка напоминает цветок вьюнка, который покачивает своими венчиками на необычно тонком стебле. Эти венчики необыкновенной красоты из такой благоуханной и нежной ткани, что рвется при малейшем прикосновении". Шопен является "вершиной" исполнительского искусства эпохи романтизма.

В музыкально-исполнительском искусстве романтизм проявился в эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в ярких контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В музыкальном исполнительстве, как и в творчестве менее значительных композиторов, романтические черты нередко совмещаются с внешней эффективностью, салонностью. Романтическая музыка становится художественной непреходящей ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.

Особенности претворения принципов романтизма в фортепианном искусстве

Романтизм можно назвать эрой рояля. Концертный пианизм в эпоху романтизма проявляется в новом аспекте. Культ виртуозности продолжает традиции предыдущей эпохи, совершенствование инструментов вызывает бурный рост поисков в сфере техники игры. Но восхищение техникой сочинения, искушенностью, изобретательностью композиции, так свойственное и барокко, и классицизму, уступает место преклонению перед силой чувств и искренностью их выражения. И на это были свои причины.

Фортепиано, как известно, принадлежит к семейству клавишно-струнных инструментов, главной отличительной особенностью которых является возможность исполнения многоголосия, что недоступно другим музыкальным инструментам. Истинный расцвет фортепианного искусства связан с периодом романтизма. В музыкальной культуре романтизм просуществовал чуть больше века (1800–1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка: именно она была на вершине среди романтиков – как наисвободнейшее явление из всех видов искусств.

Сегодня трудно себе представить – как бы звучали великие творения композиторов-романтиков – Шумана, Шопена, Листа, если бы их творчество не совпало бы со временем усовершенствований механики фортепиано.

На протяжении 1810 – 1820-х годов были достигнуты решающие успехи в конструктивном усовершенствовании данного инструмента. К середине ХIХ столетия существенно расширившийся динамический диапазон, позволяющий фортепиано воспроизводить практически любую градацию звучности – от «невесомого» ppp до мощнейшего fff. Новейшая фортепианная механика способствовала стремительному обогащению технического арсенала исполнителей, их тембровой палитры. Особая роль в указанном процессе принадлежала педальному механизму, который предоставлял пианисту возможность продлить звучание инструмента после снятия руки с клавиатуры.  Использование педализации содействовало усложнению фортепианной фактуры, освоению новых гармонических, полифонических, регистровых приемов и эффектов. Для выражения новой по содержанию романтической эмоции, порой как бы прорывающей старые формы выражения, потребовалось совершенное пальцевое legato, владение различными степенями «нагрузки» руки, умение тонко дифференцировать звучность мелодики и сопровождения.

Отсюда проистекала фактическая самодостаточность указанного инструмента, его подлинный универсализм – способность ярко и убедительно воссоздавать важнейшие особенности звукового облика хоровых и оркестровых сочинений, камерно-ансамблевого и сольного репертуара для других инструментов, и т.д. При этом фортепиано сохраняло свойственную его предшественникам «демократическую» ориентацию благодаря простоте освоения первоначальных навыков игры.

Столь впечатляющей эволюции данного инструмента сопутствовали стремительный рост фабричного производства и соответствующее удешевление стоимости выпускаемых инструментов. С XIX столетия спрос на пианино и рояли в крупных городах выглядел лавинообразным: По словам Г. Шонберга: "нам трудно себе представить, насколько важное место занимало фортепиано в большинстве европейских домов. Это был не только любимый инструмент музыкантов-романтиков, это был инструмент, необходимый в быту. Фортепиано, подобно фонографу XX века, было средством распространения музыки. Как только появлялась новая симфония, камерная музыка или даже опера, тут же появлялись и переложения – двух или четырехручные, для одного или нескольких роялей. Так знакомились с музыкой в те дни, и это был единственный способ как для профессионалов, так и для широкой публики".

Век романтизма дал ослепительный взлет виртуозному искусству. Уже в первые десятилетия XIX века в музыкальных залах, где проходили открытые платные концерты, появилась характерная деталь интерьера – эстрада. Это новое возвышение, «ораторская кафедра» для музыканта свидетельствовала о том, что музыкант-виртуоз становится властителем дум эпохи романтизма.

Как характеризует музыканта-романтика Т. Н. Грум-Гржимайло в книге «Искусство фортепиано»: "Прежде всего это был музыкант, для которого публичные концертные выступления становились главной профессиональной работой. Концертно-гастрольное дело с его типичными чертами буржуазного предпринимательства создало огромные стимулы для исполнительской деятельности. Занятия композицией уже оттеснялись на второй план. Но традиция выступлений с собственными сочинениями была так сильна, что каждый европейский виртуоз почитал своим долгом сочинять собственный репертуар, приноровленный для демонстрации лучших сторон своей индивидуальности. Время «играющих сочинителей» сменялось временем «сочиняющих виртуозов». Дух эпохи требовал иных эмоций, иных масштабов и форм общения со слушателями, иного стиля исполнения. Сдвинулись грани священных композиторских регламентаций".

Романтик-концертант дерзко свергал «иго» старых авторитетов-классиков, утверждая импровизационную свободу исполнения. Идеи романтизма несли культ личных чувств, углубленность в личный мир, преобладание острых, открытых, порой неуравновешенных страстей, выраженных в блестящей виртуозной форме. Бурная романтическая фантазия восторжествовала на концертной эстраде.

Увлечение развитием техники рук, виртуозного мастерства было стимулировано открывшимися возможностями фортепиано нового типа. Появилось множество пианистов, разрабатывающих новые методы развития техники игры, «механики» пальцевых движений, способов туше и т. д., преследующих единственную цель – добиться совершенного технического аппарата. С высоты нашего времени мы видим: это было тупиковый путь. Так называемые салонные пианисты смотрели на исполняемое произведение лишь как на трамплин для демонстрации трелей, октав, головоломных пассажей – всех атрибутов виртуозной техники, ничуть не заботясь о духе, смысле, содержании воспроизводимой музыки.

Вывел пианизм из этого тупика великий венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Сам Лист начинал свой путь как феноменальный виртуоз. Его игра вызывала, по словам Г. Гейне, "настоящее сумасшествие, неслыханное в летописях фурора". По словам А. Серова, "«пиротехника» искусства виртуозного разрослась у Листа до размеров поразительных, ослепительных".

Лист как виртуоз – феномен из числа тех, что является однажды в несколько столетий. Но достигнув высшей ступени виртуозного мастерства, Лист не стал его «священнослужителем», жрецом технического фетиша. Он сам это виртуозное мастерство принес в жертву художественному содержанию музыки. Вслед за Бетховеном он сделал фортепиано инструментом, богатейшим по музыкальной мысли, противопоставив виртуозности ложной виртуозность истинную.

Эпоха романтизма возвысила фортепиано как сольный инструмент. Крупнейшие европейские композиторы-романтики XIX века были, как правило, великолепными пианистами. И почти каждая страна выдвинула в эту пору своего национального музыканта-универсала. Помимо Листа, родившегося в Венгрии, в Германии это был Роберт Шуман, в Норвегии – Эдвард Григ, в Польше – Фредерик Шопен – непревзойденный поэт фортепиано, посвятивший этому инструменту все творчество целиком.

 Период романтического фортепиано занимает практически всё XIX столетие и характеризуется мощным расцветом фортепианного исполнительства. Романтической лирике свойственна тончайшая передача эмоциональных нюансов, глубоко личностное начало, что приводит к индивидуализации музыкального языка и фортепианной фактуры. Исполнение становится, по словам А.Г. Рубинштейна, "вторым творением", где интерпретатор оказывается равноправным с композитором.

Философско-эстетическая мысль того времени усматривала в интерпретаторе подлинного «сотворца» художественного произведения. Отсюда проистекала «санкционированная» теоретической мыслью допустимость широкого «спектра» интерпретаций художественного текста, вплоть до предельно субъективистских интуиций, опирающихся на произвольно трактуемое «избирательное сродство» гениальных творческих натур. "Быть может, только гений понимает гения до конца", – так Р. Шуман сформулировал суть этой тенденции.

Транскрипция, которую многие считают вторичным жанром музыкального творчества, возникшую в результате взаимодействия различных стилей и представляющую своеобразную «вариацию» на произведение, стала типичным явлением для творчества композиторов-романтиков. Неизменные – форма, мелодия принадлежат начальному стилю произведения оригинала; изменяемые – фактура, инструментовка, гармония отражают черты воздействующего стиля автора транскрипции. Известные музыкальные жанры предыдущих эпох среди композиторов-романтиков переосмысливаются, часто превращаясь в нечто иное.

Наряду с ярким воздействием на слушателей, стиль концертного исполнительства обусловил яркость, характеристичность, многоплановость, многообразие интерпретациям, влияя на вкус и предпочтения публики. Исполнитель-редактор композиторского текста таким способом мог выразить свое понимание и отношение к творению. В определенном смысле, транскрипции позволяют не только демонстрировать свои виртуозные способности, но, главное – адаптировать наследие композитора условиями и традициями своего общества среды, что немаловажно для проявлений творческой фантазии.

Новые пространственно-акустические условия большого концертного зала, в которых протекает исполнительская деятельность виртуоза-пианиста эпохи романтизма требуют большей силы и интенсивности звучания. Акустика большой концертной эстрады побуждает к поискам новых выразительных и технических средств исполнительского искусства. С целью усиления психологического воздействия на массу слушателей в исполнение вносятся элементы зрелищности. Актёрское перевоплощение, выразительный жест – важные элементы романтического исполнительства. Игра лица и рук артиста становится средством пространственной «лепки» исполнителем музыкального образа, усиливающим восприятие его слушателем. "Слушать игру Листа за занавесью было бы лишь половиной наслаждения", – писал Р. Шуман. Отсюда необычный, театрализованный внешний облик артиста, нередко приводивший в ужас «добропорядочных» буржуа.

В триаде композитор–исполнитель–слушатель – именно исполнителем создаются все свойства музыкального произведения: импровизационность, виртуозность, выразительность, придающие реальность и остроту зрительно-слуховому восприятию. Естественно, что личностные качества каждого композитора не могли не повлиять на создаваемую ими музыку. Например, ключевые параметры пианистического искусства Ф. Шопена – это утонченная лирика камерной игры; напротив, Ф. Листу присущи театральность интерпретаций, «оркестральные» тенденции.

Однако, не смотря на множество существовавших различий в исполнительском и композиторском подходе, есть немало схожих, обобщающих тенденций всей эпохи романтизма. Так, постепенно складывается новая система «фундаментальных ключей» фортепианной техники. "Для художника недостаточно одного лишь специального образования, односторонних способностей и односторонней науки. Музыкант должен быть разносторонним. Прежде всего, он должен образовать свой ум, научиться мыслить и судить, иметь идеи, чтобы струны своей лиры привести в соответствие со звучанием времени" (Ф. Лист).

Музыка эпохи романтизма, наверное, самая популярная в современном обществе стилевая модель. Именно поэзия в сочетании с музыкой способствует становлению новых регламентов отношений людей к миру и друг другу. Главным отличием от предыдущей эпохи служит новый облик общественно значимых ритуалов: салонное музицирование приобретает вид специфического интимно-лирического концерта. Романтический музыкант становится предметом общественного культа, персонажем и героем некоей драмы жизни: вытесняя из культа фигуру венценосного императора, короля, он сам становится главным героем. Пианист-виртуоз представляет своё искусство зрителям – как спектакль, а рояль единогласно провозглашается «королём инструментов».

Задача всеобъемлющего «постижения мира» востребовала необычайного расширения арсенала музыкально-выразительных средств, формирования качественно иных, по сравнению с барокко и классицизмом, технических приемов.

Эпоха романтизма под воздействием сложившихся эстетических взглядов своего времени рождает новые принципы построения фактуры фортепианных произведений:

  • Отказ от так называемых «общих форм движения»;
  • Широкий (с помощью педали) охват клавиатуры многоплановой фактурой с изменяющимся количеством голосов;
  • Широкий диапазон между крайними голосами, (что создает впечатление «объемного» звукового пространства);
  • Полнозвучие, плотность фактуры, насыщенность полифонией;
  • Подвижность фигураций, мелодизация пассажей;
  • Использования глубинных басов (благодаря чему возникает система призвуков, «обертоновая гармония»);
  • Фактурная педаль – как главное средство формирования звучности, создание объемной, насыщенной и красочной «звуковой атмосферы».

Новые композиционные принципы потребовали новых исполнительских приёмов игры:

  • Изменение посадки и положения корпуса, положение рук и пальцев на клавиатуре;
  • Естественность, свобода и эластичность всех движений. Использование движений запястья, всей руки;
  • Новые типы туше. Использование веса и силы нажатия. Игра вытянутыми и прямовесными пальцами и т.д.

Рабинович в своей работе «Портреты пианистов» выделяет три направления исполнительского искусства периода романтизма:

  • Концертный, «бравурно-виртуозный» – стиль светского салона, где главная цель – «поражать, удивлять важнее, чем выражать»;
  • «Поэтически элегический» – стиль аматорского[1] салона, где не концертировали, а музицировали, где музыка не развлекала, а «исповедовала», «очаровывала», «касалась» струн человеческой души, пробуждала благородные чувства;
  • «Интерпретаторский» – стиль артистических салонов, где главная цель – не только «поражать», или «выражать», но втягивать слушателей в процесс сотворчества, раскрытие и постижение глубинных идейно-образных значений музыки.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

К исполнителю-романтику приходит осознание необходимости сочетания субъективного и объективного в исполнительстве, эмоции и мышления, представления и вдохновения, колоссального напряжения интеллекта и эмоции, что необходимо исполнителю для создания действительно убедительных и впечатляющих образов.

Эпоха романтизма раздвинула границы пианистического искусства. Её интенсивному развитию были характерны определённые тенденции: если в периоды общественного подъёма масс композиторов привлекали образы мужественные, героические, то передовые идеи раскрепощения человеческой личности эпохи романтизма, завладевшие мыслями музыкантов-художников, усилили интерес к лирической сфере чувств, что и обусловило пристальное внимание авторов музыки и её интерпретаторов к проблеме искусства пения на фортепиано.

Благодаря исполнительской и просветительской деятельности пианистов-композиторов эпохи романтизма, музыкальное сообщество приходит к выводу, что фортепиано способно изображать и концентрировать в себе все музыкальное искусство.

Литература

  1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. ― М.: Академия, 2004. ― 336 с.
  2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. ― М.: ВЛАДОС, 2000. ― 336 с.
  3.  Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. - М.: Музыка, 2004.
  4. Друскин, М.С. История зарубежной музыки. Выпуск 4: Вторая половина 19 века / М.С. Друскин. ― СПб.: КОМПОЗИТОР-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2007. ― 632 с.
  5. Жабинский, К.А. Энциклопедический музыкальный словарь / К.А. Жабинский. ― М.: Феникс, 2009. ― 474 с.
  6. Лебедева, О.В. Развивающее музыкальное образование / О.В. Лебедева. ― Кострома: КГУ, 2001. ― 69 с.
  7. Минакова, А.С. Минаков, С.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А.С. Минакова, С.А. Минаков. ― М.: Эксмо, 2010. ― 544 с.

Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. ― М.: Лань