«РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У МАЛЬЧИКОВ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИХ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ»

Егорова Ирина Владимировна

Уже говорилось о том, что физиологические изменения, проходящие в голосовом органе мальчиков, более значительны, чем у девочек. Эта разница, пожалуй, наиболее очевидна при восприятии звучания их голосов на слух. Важнейшим признаком того, что голоса девочек не претерпевают таких изменений, как голоса мальчиков, является тот факт, что, несмотря на некоторый рост гортани и связок, голоса девочек, превращаясь в женские голоса, не изменяются по своей высоте; они лишь крепнут, приобретают более яркие тембровые качества, а их диапазон несколько расширяется вверх и вниз. Голоса же мальчиков в результате превращения в мужские не только принципиально изменяются по тембру, но, самое главное, понижаются на октаву. Это и даёт основание говорить о переходном состоянии голоса, о чём, по - видимому, нельзя говорить по отношению к голосам девочек. Правильнее поэтому, вероятно, термин «мутация» применять только к голосам мальчиков, принципиально изменяющимся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У МАЛЬЧИКОВ И

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИХ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ»

Егорова И.В.

преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Определение детского голоса по возрастным группам.
  2. Мутация.

2.1. Физиологические признаки мутации.

2.2. Определение мутации на слух и по субъективным признакам.

2.3. Значение правильного певческого воспитания в детские годы.

2.4. Возможные отклонения от нормы (ранняя и запаздывающая мутация).
2.5. О пении в мутационный период.

2.6. Методика воспитания в предмутационный период

2.7. О разделении подростков на два голоса

2.8. Певческий режим в период мутации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось расстройство голосового аппарата у детей школьного возраста. Педагогам постоянно приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей, желающих заниматься в хоре. Причину следует искать, вероятно, в неправильном не только певческом, но и речевом режиме учащихся. Дети очень эмоциональны. Общаясь друг с другом в коллективе, участвуя в подвижных играх и спортивных состязаниях, они часто кричат, перенапрягая голос.

Процесс фонации (образования звука голоса) тесно связан с развитием слуха. Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке. Поэтому вызывает тревогу хормейстеров увлечение громкой «механической» музыкой. Это снижает остроту слуха, притупляет музыкальное восприятие и память, отрицательно влияет на нервную систему ребёнка.

Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению способствует сохранению здорового голосового аппарата. Массовое вокальное воспитание осуществляется в процессе хоровых занятий.

Когда маленькие дети приходят в хор, почти все педагоги четко знают, что нужно с ними делать, как научить их петь, чем заинтересовать.

Успешному решению задач вокального воспитания в хоре будет способствовать наиболее целесообразный выбор методики. Сложность работы с I хором заключается в том, что это не только единый творческий коллектив с общими чувствами и звучанием, но и содружество индивидуальностей с различными музыкальными и вокальными данными. Педагог - хормейстер постоянно решает две взаимосвязанные задачи: создаёт музыкальный коллектив со всеми присущими ему техническими качествами и учит каждого его участника владеть своим инструментом - певческим голосом.

Правильно формируемое общее хоровое звучание положительно влияет на развитие голоса каждого ребёнка. Однако наблюдения за детьми только в хоре могут привести к неточным выводам относительно состояния голосового аппарата. Общее хоровое звучание «затушёвывает», «маскирует» некоторые индивидуальные особенности звучания, особенно у детей со слабыми голосами. Поэтому не следует пренебрегать проводимым периодически прослушиваниям, что способствует индивидуальному певческому развитию детей. К сожалению, недостаток опытных врачей - фониаторов не позволяет повсеместно осуществить медицинский контроль за поющими детьми. Фониатрический осмотр давал бы возможность точнее определять голоса детей, осуществлять их перевод из партии в партию по мере необходимости.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Но вот пройдены начальные этапы: дети усвоили необходимые вокально-хоровые навыки, из младшего хора перешли в среднюю, а затем в старшую группу. И тут возникают новые, ещё более сложные проблемы, т.к. каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомо-физиологических норм развития голоса ребёнка.

Рассматривая детский голос в развитии можно определить четыре возрастные группы.

  1. По фониатрическим данным был определён первый - детский школьный период (с 7 до 10 лет), когда идёт плавное развитие, почти одинаковое у девочек и мальчиков, когда механизм голосообразования ещё прост по своей структуре. Голосовые связки при фонации колеблются, главным образом, своими внутренними краями, что обусловливает так называемое фальцетное (головное) звучание, при котором голосовая щель остаётся несколько открытой во всю длину голосовых связок. Это возрастная закономерность, имеющая при пении решающее значение. У низких детских голосов (естественные альты) к 10 - 11 годам появляется заметное участие в фонации срединных участков голосовых связок, в которых закладывается мышечная ткань, что обусловливает так называемое смешанное («микстовое») звучание.
  2. Предмутационный период - 12 (13) лет. В это время оформляется нервно - мышечная система голосового аппарата: она делается более сложной (к этому времени сформировывается голосовая мышца), происходит смена механизмов голосообразования, и голос приобретает большую силу, устойчивость и разнообразие индивидуальных тембровых качеств; к этому времени крепнет и значительно развивается дыхательная система, нервная система и детская психика. Делается более интенсивным рост голосового аппарата, преобладает по-прежнему краевое колебание связок, требующее лёгкого звука Появляются признаки приближающейся мутации: у некоторых учащихся заметна хрипота, скрипучесть, сипота, звук иногда делается матовым, неровным, интонация не всегда чистая, незначительно изменяется диапазон: он делается чуть короче, появляются затруднения на верхних его звуках, наблюдается небольшое покраснение гортани. Меняется внешний облик у мальчиков и девочек.

3.Собственно мутационный период - 13 -14 (15) лет. В это период происходит заметный рост всей гортани. У мальчиков рост идёт быстро и крайне неравномерно. Иногда имеют место резкие формы мутации, при которых приходится на время, иногда длительное, прекращать занятия. У девочек мутационные явления выражены значительно слабее, однако они влияют на качество голоса, который на некоторое время тускнеет, делается беззвучным. Мешает нормальному голосообразованию и усиленный рост языка. Физиологические изменения у девочек отрицательно влияют на голос. В это время (3-4 дня) петь нельзя.

4. Послемутационный период- 16-17 лет. Происходит оформление гортани, она делается «взрослой» с остаточными явлениями мутации. Голос слабый, голосовой аппарат быстро утомляется. Звук приобретает определённый характер, но голос может ещё претерпеть перемены, прежде чем окончательно перейдёт во взрослый.

К сожалению, часто, увлекаясь исполнением, общим «звучанием» хора, руководители забывают о самом голосе каждого поющего, развивающемся по определённым законам.

Дело в том, что с начала подросткового возраста, ещё в предмутационный период, развитие перестаёт быть плавным, единообразным; это уже не постоянно восходящая линия развития, а линия ломаная и очень индивидуально изменчивая.

Отсюда вывод: дети предмутационного возраста нуждаются в большом внимании и бережном отношении к их изменяющемуся голосу, осторожности в обучении. Опыт показывает, что тогда и в переходный период развития голоса идёт плавно и голос не утрачивает в дальнейшем звонкости, этого драгоценного качества тембра, которое необходимо каждому.

2. МУТАЦИЯ

2.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ МУТАЦИИ

Как известно в переходном возрасте у детей, благодаря общему росту организма и в частности половому созреванию, происходят более или менее резкие изменения и в певческом органе. Эти изменения получили название мутации (от латинского словаmutatio - перемена, изменение).

В детских хорах всегда имеется так называемая «проблема мальчиков». Живые, подвижные, они в возрасте 7-10 лет легко увлекаются хоровыми занятиями, особенно если руководитель проводит их непринуждённо, весело. С элементами игры. Но в 12 - 15 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации.

Эти физиологические изменения проявляются в росте гортани иособенно в ее важнейшей части - голосовых связках. Данными физиологии и медицины установлено, что изменения, происходящие в голосовом аппарате мальчиков, Значительно удлиняют и утолщают связки, гортань увеличивается в полтора- два раза, а у девочек, для сравнения, всего на одну треть. При ларингоскопическом осмотре в этот период обнаруживается заметное покраснение и набухание голосовых связок. Края их часто бывают неровными. Как правило, мутация у мальчиков проходит более болезненно, чем у девочек.

Прямое влияние на сроки мутации имеют климатические условия: в южных районах нашей страны мутация обычно начинается, а соответственно и заканчивается раньше; в северных - позднее.

Наиболее бурный период мутации у мальчиков падает на возраст 13-14 лет.

Некоторые поправки в сроки наступления и окончания мутации, а также и в характер её протекания вносит певческий режим учащегося в предшествующий период.

2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУТАЦИИ НА СЛУХ И ПО СУБЪЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ

Основными признаками переходного состояния голоса (мутации) являются особенности его звучания и субъективные ощущения поющих.

Характерным признаком мутации у мальчиков является изменение диапазона голоса - потеря верхних звуков диапазона и приобретение новых нижних звуков. Звучание голоса становится более грубым, тусклым, теряет постепенно лёгкость и звонкость, характерную для детских голосов (особенно дискантов).

При пении в этот период появляются сипота, хрипота, покашливание – иногда настолько сильные, что они мешают фонации (звукоизвлечению). Иногда в это же время появляется неточность в интонации, которая в предыдущие годы у учащихся не наблюдалась.

Неустойчивость в пении проявляется иногда и в следующем, при исполнении песни в диапазоне детского звучания на отдельных звуках (чаще высоких) голос внезапно срывается на октаву вниз; или, напротив, исполняя песню в диапазоне мужского голоса, на отдельных звуках (чаще нижних) голос внезапно срывается вверх.

Многие из указанных выше признаков наблюдаются в это время у мальчиков не только при пении, но и в разговорной речи.

Важны не только впечатления учителя от звучания голосов, зависящие от тонкости его вокального слуха, но и субъективные ощущения учащихся. Они часто жалуются в это время на неудобство, испытываемое во время пения, на быструю утомляемость при пении.

Сопоставление слухового восприятия учителя и субъективных ощущений учащихся во время пения очень помогают определить переходное состояние голоса и остроту протекания мутации.

Учитывая все признаки, сопутствующие мутации у мальчиков, её можно разделить условно как бы на три периода: предмутационный, собственно мутационный и послемутационный.

Для предмутационного периода характерны лишь самые первые признаки физиологических изменений (начало роста гортани и её существенной части — голосовых связок, небольшая гиперемия, т.е. покраснение гортани), ещё не отражающиеся (или почти не отражающиеся) на звучании детского голоса и на субъективных ощущениях поющего.

Собственно мутационный период характеризуется более или менее резкими физиологическими изменениями певческого аппарата (ясно выраженный рост гортани и связок, более резкая их гиперемия), заметным общим ростом организма , иногда появлением растительности на лице, а также указанными ранее качествами звучания и субъективными неудобствами при пении (быстрая утомляемость). Именно в это время мальчики, обучающиеся пению, могут петь двумя разными голосами – то детским, то взрослым.

Для начального послемутационного периода характерно установление, хотя и очень ограниченного (примерно в пределах:до малой – до1) диапазона мужского голоса, слабого по звучанию и неопределённого тембра (характера баритона, 2-го тенора).

Мальчики 14-15 лет могут находиться в различных стадиях мутации. В эти годы (особенно в 14 лет) встречаются наряду с детскими голосами и голоса, остро мутирующие, и голоса, уже начинающие приобретать качества взрослого звучания.

Относительное окончание мутационного периода, т.е. завершения роста гортани относится к более позднему возрасту (15 и особенно 16 годам) и характеризуется расширением диапазона голоса, появлением более или менее определённых тембровых качеств (тенор, бас).

Уже говорилось о том, что физиологические изменения, проходящие в голосовом органе мальчиков, более значительны, чем у девочек. Эта разница, пожалуй, наиболее очевидна при восприятии звучания их голосов на слух. Важнейшим признаком того, что голоса девочек не претерпевают таких изменений, как голоса мальчиков, является тот факт, что, несмотря на некоторый рост гортани и связок, голоса девочек, превращаясь в женские голоса, не изменяются по своей высоте; они лишь крепнут, приобретают более яркие тембровые качества, а их диапазон несколько расширяется вверх и вниз. Голоса же мальчиков в результате превращения в мужские не только принципиально изменяются по тембру, но, самое главное, понижаются на октаву. Это и даёт основание говорить о переходном состоянии голоса, о чём, по - видимому, нельзя говорить по отношению к голосам девочек. Правильнее поэтому, вероятно, термин «мутация» применять только к голосам мальчиков, принципиально изменяющимся.

Учитель должен знать об осторожном отношении к голосам поющих в этот период, чтобы нарушения естественности, свободы, а иногда и интонационной чистоты не застали его врасплох.

Не следует, однако, все недостатки в звучании голосов, которые могут встретиться в эти годы, связывать возрастными особенностями: иногда интонационная неточность связана с недостаточно развитым слухом; сипота в голосе, а часто и открытое, крикливое звучание нередко связаны с приобретёнными в быту дурными певческими навыками. Индивидуальный подход к поющим в каждом отдельном случае поможет педагогу выяснить причины дефектов звучания и принять соответствующие решения.

2.3. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Опыт педагогов, наблюдения и исследования учёных указывают на чрезвычайно важное для практики обстоятельство — зависимость протекания мутации у мальчиков от вокального обучения их в предшествующие годы. Прослушав мальчиков, часть которых систематически обучалась пению, а другая часть не обучалась, каждый педагог заметит, что у первых звучания голоса будет относительно более ровное, спокойное, чистое, чем у вторых. У первых не будет (или будет крайне мало) жалоб на неприятные ощущения, затруднённость пения; у вторых такие явления наблюдаются очень часто.

Разумеется, у всех мальчиков происходят физиологические изменения голосового аппарата, связанные с переходным возрастом, но постоянная упражняемость голосового органа делает его более гибким и приспосабливаемым к новым условиям. В этом основная причина менее болезненного и более быстрого протекания мутации у мальчиков, систематически обучавшихся пению в детские годы (особенно в годы, предшествующие мутации).

Практика показывает, что, хотя у отдельных подростков и юношей, певших систематически и правильно в детстве, иногда наблюдается физиологически резко выраженная мутация (сильно набухшие розовые связки, края их иногда неровные), это или вовсе не мешает, или очень мало мешает им петь. Важно то обстоятельство, что все вокальные навыки (артикуляция, дыхание, различные способы звукообразования), приобретённые в детские годы и беспрерывно упражняемые, остаются и при формировании мужского голоса, облегчая пение в новых условиях. Из опыта видно, кроме того, что у мальчиков, систематически и правильно обучавшихся пению, дольше сохраняется детский голос. Правильнее сказать - их умение петь характерным для детей лёгким, головным звуком сохраняется, несмотря на рост гортани, связок; голосообразующий механизм уже изменяется, а имеющиеся навыки звукообразования позволяют приспосабливаться к пению ещё детским (в данном случае часто фальцетным) голосом. Мальчики, обладающие такими певческими навыками, могут без особого затруднения пропеть фразу какой - ни будь песни, а иногда и целую песню небольшого диапазона, - двумя голосами: ещё в диапазоне детского голоса (преимущественно в 1-ой октаве) и уже в диапазоне мужского голоса (преимущественно в малой октаве).

Именно в результате наличия таких навыков (что, к сожалению, встречается не так часто) голос, переходя в мужской, сохраняет многие верхние ноты и, таким образом, имеет в целом большой диапазон. При этом чрезвычайно важно для развития мужского голоса сохранения умения пользоваться головным резонатором. Именно о таком факте в певческом воспитании итальянца Беннати и говорит известный русский учитель пения и композитор А.В.Варламов.Учитель заметил, рассказывает Беннати, «что голос мой понизился ровно на октаву, но, видя, что я беру ещё, хотя и несовершенно, некоторые высокие ноты, которые он называл falsetto (т.е. взятые фальцетом), он заставлял меня выпевать их постепенно и без усилий, говоря, что я, наконец, через это приобрету другой голос, который при всем различии соединится с первым и значительно увеличит мои средства. Сему-то умеренному учению я обязан развитием органа, который может взять три октавы».

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что мутация как физиологическое явление (рост гортани и связок) обязательно наступает у всех мальчиков, но степень влияния этих изменений на певческие возможности находится в прямой зависимости от умения каждого отдельного индивидуума приспособиться к новым физиологическим условиям. Возможность продолжать пение почти или вовсе без перерыва прямо зависит от наличия певческих навыков, от степени вокальной тренировки.

Отсюда совершенно естественно вытекает вывод о большом значении правильного и систематического вокального воспитания в годы, предшествующие мутации.

Степень тех трудностей, которые ожидают педагога в период мутации у его учащихся, в очень большой степени зависит от качества работы с ними этого педагога в предшествующие годы.

2.4. ВОЗМОЖНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ (РАННЯЯ И ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ МУТАЦИЯ)

Я остановилась на том, что является характерным, типичным для мальчиков мутационного возраста. Однако сама мутация зависит от целого ряда особенностей развития организма, и нередко мы встречаемся с различными отклонениями её от нормы.

У некоторых мальчиков, физически более развитых, мутация наступает раньше (имеются отдельные случаи наступления мутации в возрасте 12 лет); у других, благодаря слабому физическому развитию, мутация наступает позднее - так называемая запоздалая мутация (имеются отдельные случаи наступления мутации в возрасте 16-17 лет и даже позднее).

В отдельных случаях можно увидеть, что у мальчиков, не певших систематически в детские годы, мутация проходит сравнительно быстро и безболезненно, в то время как у некоторых мальчиков, певших систематически, мутация проходит долго и болезненно.

Для педагога такие факты не должны быть неожиданными. Но следует помнить, что они являются исключением и, ни в какой мере, не ставят под сомнение описанные выше характерные, типичные признаки протекания мутации.

2.5. О ПЕНИИ В МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

До сих пор отдельными лицами, главным образом представителями профессиональной вокальной педагогики, высказывается мнение о том, что в период мутации мальчикам следует совершенно запретить пение. При этом делаются ссылки на практику профессиональных дореволюционных хоров и учебных заведений.

Следует внести ясность в этот чрезвычайно важный вопрос.

В указанных хорах и учебных заведениях пение детей (мальчиков) проводилось ежедневно, по несколько часов. Не только в предмутационный, но и в самый мутационный период певческий режим (как в отношении количества занятий пением, так и в отношении сложности исполняемых произведений) почти не изменялся. Разумеется, это могло привести к порче детских голосов.

И всё же, даже в таких условиях, многие участники этих хоров сохраняли певческие голоса.

Есть случаи, когда мальчики, имевшие отличные голоса и певшие почти без перерыва, в дальнейшем не имели профессиональных мужских голосов. Но ведь есть случаи, когда при таком же режиме сохранялись голоса. Кроме того, известны случаи, когда мальчики, обладавшие прекрасными голосами и совершенно прекращавшие пение во время мутации, всё же не имели в дальнейшем профессиональных мужских голосов. Известны также случаи позднего выявления профессиональных вокальных данных — уже у взрослых людей.

Практика школьного пения с большой убедительностью свидетельствует о том, что при правильном певческом режиме во время нормально протекающей мутации голоса у мальчиков не пропадают.

Можно привести сотни примеров, подтверждающих это. Сама постановка вопроса о запрещении пения мальчикам в годы мутации нежизненна и нереальна. В

самом деле: где гарантия того, что мальчики не будут петь помимо школы (на улице, дома, и т.д.)? При этом пение их остаётся бесконтрольным, в то время как в этом возрасте оно требует особого наблюдения. «В большинстве случаев, - пишет английский автор Г.Гейтер, - мальчику предоставляют кричать во всё горло, за исключением класса пения, т.е. единственного места, где его голос соответствующим образом контролируется»

Разговоры о необходимости запретить пение мальчикам в годы отрочества дезориентируют педагога; они тормозят решение важнейшего вопроса – что и как петь во время мутации.

2.6. МЕТОДИКА ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДМУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Мы рассмотрели характерные признаки мутации и выяснили необходимость правильного певческого воспитания в эти годы. В чём же заключается это правильное воспитание? Какова его методика?

Прежде всего, коснёмся вопроса о пении в детские годы, предшествующие мутации. Мы уже говорили о том, что правильное и систематическое пение в эти годы способствует менее болезненному и более быстрому протеканию мутации у мальчиков, что при этом условии они не прекращают пения и в переходном возрасте.

В чём же заключается это правильное воспитание голосов мальчиков? В основе его лежит умение петь лёгким, светлым звуком, максимальное умение пользоваться головным резонатором. К сожалению, на это ещё мало обращается внимания и в школе, и в семье. Мальчики в большинстве случаев и говорят и поют не естественными детскими голосами, а грубыми, низкими, скорее напоминающими мужские голоса.

При такой манере пения и разговора или, как говорят, «при низкой позиции звука»», основную работу несёт не головной, а грудной резонатор, что в принципе противоестественно для детских голосов. Благодаря этому страдает и интонация. Низкое, фальшивое пение в подавляющем большинстве случаев объясняется не слабым развитием слуха, а неправильным формированием звука. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, укажу лишь, что и в выборе репертуара и в методах работы педагог должен беспрерывно обращать внимание на выработку у мальчиков легкого, светлого, звонкого звука. Можно ли сказать, что мальчикам, обладающими естественными альтами, не свойственно и грудное звучание? Нет, этого нельзя сказать. Действительно, уже в возрасте 10 — 11 лет (а иногда и ранее) у отдельных мальчиков выявляется альтовое звучание. Однако нужно только отличать это естественное, мягкое бархатистое альтовое звучание от противоестественного, грубого, горлового, надсаженного звука, при котором даже во внешнем облике мальчиков наблюдается напряжённость (голова опущена и прижата к груди, нижняя челюсть зажата и в результате рот почти не открывается). К сожалению, ещё очень часто педагоги безоговорочно определяют таких мальчиков в партию альтов, не пытаясь раскрыть их настоящий голос. Как много

поющих дискантом (высокий детский певческий голос) по этой причине теряют преждевременно свои голоса!

Однако, даже и у естественных альтов нужно вырабатывать смешанное, так называемое микстовое звучание (смесь головного и грудного звучания), а в верхней части диапазона - и головное.

Именно в переходном возрасте, в этот критический момент, с особенной остротой обнаруживаются результаты неверного определения и неправильного певческого воспитания голосов в детские годы. В то же время мы видим, что мальчики, певшие в детские годы правильным, лёгким звуком, спокойнее переносят мутацию, почти не прекращая пения в переходном возрасте; они постепенно теряют верхние звуки диапазона, приобретая в то же время нижние звуки. Именно в этих условиях мальчики имеют в период мутации такой объём голоса, который позволяет им петь произведение небольшого диапазона или отдельные его фразы и детским, и мужским голосом. Сохранение такого умения петь фальцетным звуком, уже при наличии в диапазоне и звуков мужского голоса, во многом помогает формированию полноценных теноров. Напротив, мальчики, певшие искусственными альтами, зажатым, горловым звуком, не пользовавшиеся головным резонатором. Труднее, а иногда и крайне болезненно переносят мутацию. Диапазон их голоса очень быстро сокращается, верхние звуки пропадают, в то время как нижние ещё не появляются. Именно эти мальчики испытывают значительную затруднённость во время пения, а иногда и совершенно не могут петь в течение длительного времени.

Рассмотрим практически очень важный, крайне волнующий педагогов вопрос: куда, в какую хоровую партию определять мальчиков, теряющих с наступлением мутации верхние звуки и приобретающих более низкие звуки в своём диапазоне?

Этот вопрос имеет особое значение именно для 13-14 лет, когда одна часть мальчиков - подростков поёт ещё детскими голосами, а другая часть - уже мужскими. Здесь требуется индивидуальный подход к каждому мальчику-подростку.

При этом - чем больше педагог знает, как развивался голос того или иного мальчика, тем легче ему решать вопрос об определении его в ту или иную хоровую партию.

Однако уже накоплен небольшой опыт, который позволяет высказать некоторые рекомендации обобщенного характера. Одна их этих рекомендаций заключается в том, что не следует преждевременно форсировать развитие мужского голоса, а напротив, надо насколько возможно дольше сохранять у мальчиков звучание детского голоса. Эта рекомендация больше всего относится к голосам именно тех мальчиков, которые в результате правильного предшествующего певческого воспитания сохраняют возможность петь детским голосом и с наступлением мутации.

Поскольку такие голоса теряют верхние звуки диапазона, а иногда и приобретают в это время нижние звуки, то некоторые педагоги определяют их в партию альтов. Такому решению способствует чисто практическая сторона: эти мальчики не могут спеть всей партии сопрано.

Однако это не всегда правильно. Если мальчик, певший ранее дискантом, не может спеть всей партии первого голоса данного произведения, но голос его сохраняет легкий, дискантовый характер, и если мальчик может без особых затруднений (благодаря наличию навыков) приспособиться к пению дискантовой партии, то будет правильнее его оставить (пока возможно) в этой партии, исключив при этом пение отдельных мест с недоступными для него верхними нотами.

Если же вместе с понижением диапазона заметно уплотняется тембр голоса и появляющиеся нижние звуки диапазона звучат естественно, то такого бывшего дисканта можно перевести в альты.

Наряду с основной рекомендацией - не форсировать развитие мужского голоса - есть и другая: не затягивать искусственно период пения детским голосом.

Критерием в этом случае являются вокальный слух педагога и субъективные ощущения учащихся. Не трудно услышать, в какой тесситуре звучание голоса более естественно. Для этого лучше всего предложить мальчику спеть фразу из песни или звукоряд в диапазоне детского голоса, а затем тоже спеть в диапазоне мужского голоса.

Чрезвычайно существенны и собственные ощущения учащихся (где им петь легче, спокойнее, какая тесситура требует меньших усилий).

2.7. О РАЗДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ НА ДВА ГОЛОСА

Один из сложных моментов в работе с подростками 13- 14 лет - это разделение их, поющих уже мужскими голосами, на два голоса. Такая необходимость возникает в связи с разучиванием двухголосных произведений. Естественно, что подростки, поющие мужскими голосами, должны петь на октаву ниже детских голосов, т.е. в октаву с партией сопрано или с партией альтов.

Трудность разделения на голоса заключается в том, что в этом возрасте ни по диапазону, ни, тем более, по тембрам невозможно (за редким исключением) разделить эти ещё неокрепшие и неопределённые по звучанию голоса на тенора и басы. По своему характеру они - средние между басами и тенорами; пользуясь наименованием голосов мужского хора — это баритоны (1-е басы) или 2-е тенора. Правильнее всего их называть пока условно - 1-е и 2-е голоса. Здесь следует руководствоваться, прежде всего, тем положением, что в период начального формирования мужского голоса лучше петь выше, чем ниже. Это прямо связано с основным принципом - не форсировать развитие мужского голоса.

Часто возникают возражения того же свойства, как и по отношению к мальчикам, теряющим верхние звуки диапазона: они, дескать, не могут спеть верхних нот партии 1-го голоса. И ответ на это возражение аналогичен ответу в отношении указанных дискантов: лучше пропускать отдельные недоступные верхние ноты, но петь в более естественной для голоса тесситуре. Для только что зарождающегося мужского голоса, который носит лёгкий, светлый характер, это особенно важно, ибо пение в низкой тесситуре может нанести дальнейшему его развитию непоправимый вред.

В то же время мы наблюдаем, что у некоторых подростков, поющих в это время мужскими голосами, характер звучания более густой и компактный, нижние ноты диапазона звучат естественнее, свободнее, чем верхние; в этом случае им лучше петь партию 2-го голоса, т.е. в октаву с альтами, но также непременно пропуская недоступные им, как нижние, так и верхние ноты.

Нужно помнить, что диапазон мужских голосов в этом возрасте в среднем не превышает октавы (дом - до1), а иногда и менее октавы.

Разумеется, при разучивании в таких условиях двухголосного произведения педагогу нет никакой необходимости учить отдельно партию дискантов и партию «теноров» (это название условно). Партию первого голоса должны петь сразу все (мальчики и девочки). Точно так же и партию второго голоса разучивают сразу все альты и так называемые «басы». Последних тоже лучше называть вторыми голосами.

2.8. ПЕВЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПЕРИОД МУТАЦИИ

Кроме указанных рекомендаций, следует помнить еще о других:

1. Все мальчики-подростки, вне зависимости от того, поют ли они еще детскими или еще мужскими голосами, ни в коем случае не должны форсировать звук, но петь только умеренным, спокойным звуком.

Если пение форсированным звуком является вредным для всех возрастов, то для переходного возраста оно категорически недопустимо, не говоря уже о том, что оно является антихудожественным в любом случае. Голосовой аппарат, претерпевающий коренные изменения, требует исключительно осторожного, бережного обращения;

2. Пение в этом возрасте допускается только в ограниченном диапазоне.
Ноты, требующие малейшего напряжения со стороны поющих, должны
исключаться;

3. Пение должно быть ограничено во времени, чтобы не утомлять поющих.

Последние обстоятельства имеют огромное значение как для выбора репертуара, так и для методики работы.

В заключение следует сказать, что у отдельных мальчиков (а в редких случаях и у девочек) мутация проходит на столько болезненно, что их следует на некоторое время освобождать от пения. Надо внушить им, что не только пение, но и громкая речь гибельно отразится на развитии их голоса. Такие учащиеся должны посещать уроки пения, заниматься всеми другими видами музыкальной работы, а во время пения внимательно слушать и следить по нотам за разучиваемыми произведениями. Учитель должен время от времени прослушивать этих учащихся. Как только их голос станет звучать естественно, спокойно и сами учащиеся подтвердят, что поют без усилий, им можно разрешить петь. При этом следует их предупредить, что при малейших признаках утомления они должны прекращать пение.

Чрезвычайно желательно хотя бы эпизодически показывать врачу-ларингологу всех учащихся с болезненным протеканием мутации и с другими отклонениями от нормы в этом отношении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хоровое пение - одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса - требует высокого художественного уровня исполнения. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, живого восприятия окружающей действительности, осмысления художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего в свою очередь, необходимы технические умения.

Умения приобретаются постепенно и последовательно в процессе обучения, где на качество пения каждого поющего, на развитие его голоса должно быть обращено большое внимание.

Детское пение - сложный психофизиологический процесс. Выполнить художественные задачи на должном уровне каждый учащийся может лишь при правильном функционировании голосового аппарата. Поэтому для педагога и руководителя хорового коллектива необходимо изучение отдельных сторон процесса голосообразования, знание законов развития детского голоса..

Каковы же требования к руководителю детского хора? Это должен быть эрудированный, увлеченный своим делом педагог-музыкант, хорошо знакомый с основами возрастной физиологии и психологии. Он обязан в достаточной мере владеть своим голосовым аппаратом. Природные свойства его голоса решающего значения не имеют. Из истории известно, что М.И.Глинка, имея не большой голос, великолепно им владел и был прекрасным педагогом. В работе с детьми велика роль примера руководителя. Правильный показ манеры пения и отдельных певческих приемов очень нагляден, так как дает установку для формирования звука у ребенка. У руководителя детского хора должен быть очень хорошо развит вокальный слух. Опытный хормейстер по качеству звучания может определить, правильно или не правильно работает голосовой аппарат ребенка, заметить малейшие патологические изменения в нем.

И так, задача хормейстера - проявить больше заботы по отношению к неокрепшему детскому голосу и устранять, по возможности, вредное воздействие на него.

Детское пение отличается от пения взрослых всеми входящими в певческий процесс компонентами. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо - физиологическими особенностями, только в таком случае обеспечивается нормальное развитие голоса.

Правильное систематическое обучение - один из важнейших способов охраны детского голоса во все периоды его развития, включая и период мутации.

Длительная педагогическая карьера профессора Петербургской консерватории Н. А. Ирецкой, одного из крупнейших отечественных педагогов конца 19в. и начала 20в., была весьма успешной и дала отечественному вокальному

искусству много известных имён. Путеводной звездой Ирецкой была музыка, её постижению и раскрытию был подчинён весь вокально- педагогический процесс.

Придерживаясь взгляда, что воспитание певца должно основываться на сознательных установках, Наталия Александровна обязательным условием для приёма в свой класс считала наличие высокоразвитого интеллекта.«Для искусства нужна голова, мышление», - говорила Наталия Александровна, нередко отдавая предпочтение музыкальной одарённости, а не отличному голосу.

В газете «Известия» от 22 сентября 1961г. в статье П.Лисициана «Сегодня и завтра вокального образования» приведено интересное высказывание знаменитой певицы (меццо - сопрано) и вокального педагога Матильды Маркези (1821-1913г.) ученицы Мануэля Гарсиа (1805-1906г.) испанского певца (бас, баритон), вокального педагога: «каждое искусство, - говорила она, - слагается из двух частей - технико-механической и эстетической. Тот, кто недостаточно подготовлен для преодоления трудностей первого рода, никогда не будет в состоянии достигнуть совершенства второго, будь он хоть гений». Важно отметить, что вокалист более чем кто - либо нуждается в знании физической природы своего «инструмента»: музыкантам дается уже готовый и настроенный музыкальный инструмент, а вокалист должен, в сущности, создавать его сам. Голосовой аппарат певца подчиняется не только механическим, но и более сложным психофизиологическим законам. Поэтому знание основных закономерностей, точнее принципов, лежащих в основе деятельности этого аппарата как «живого музыкального инструмента», является необходимым условием успешной работы по его созданию, сохранению и совершенствованию. Иными словами, для того, чтобы сознательно управлять своим голосом, вокалист должен хорошо представлять себе, что такое звук певческого голоса, как он образуется в голосовом аппарате и, главное — чем отличается механизм образования хорошего певческого голоса от плохого. Эти знания естественно-физической природы голоса необходимы певцу не только для того, чтобы научиться сознательно управлять собственным голосом, находить его скрытые резервы, постоянно совершенствовать и оберегать от различного рода расстройств, но и для того, чтобы уметь грамотно передать свои представления о голосе и свой певческий опыт другому, что в вышей степени важно для вокально-педагогической деятельности.

Сложен и нелегок путь каждого вокалиста. Первые робкие шаги в новом, незнакомом мире, познание тайн музыки и, наконец, овладение своим певческим аппаратом, инструментом, который дает тебе право называться певцом.

                                                                 «Пение - это... самый высокий союз

                                                                 мира физического и духовного».

                                                               Джакомо Лаури - Вольпи. (итальянский певец)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.Локшин, Е.Давыдова, В.Шацкая «Уроки пения в VII-VIII классах
(методическое пособие для учителей пения) УЧПЕДГИЗ - 1962г.

2. «О детском голосе» под редакцией Н.Д.Орловой, издательство
«Просвещение», Москва 1966г.

3. «Вопросы вокальной педагогики» сборник статей в.6 под редакцией
Л.Б.Дмитриева, издательство «Музыка» 1982г.

  1. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе», составитель -
    доктор педагогических наук, профессор О.А.Апраксина, Москва
    «Просвещение» 1987г.
  2. «Работа с детским хором» (сборник статей), Москва «Музыка» 1981г.