Методический доклад "Воспитание творческих навыков в формировании самостоятельного мышления учащихся в классной и домашней работе"

Анисимова Елена Геннадьевна

Материал для учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  

Вяземская детская школа искусств

им. А. С. Даргомыжского

Методический доклад:

«Воспитание творческих навыков в формировании самостоятельного мышления учащихся в классной и домашней работе»

Составитель: преподаватель  

Анисимова Елена Геннадьевна

2018г.

Г.Г.Нейгауз  писал:  «сознание  ученика  должно  быть  на  уровне  его  «практических»

действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он

играет».  Задача  педагога  научить  ученика  внимательно  и  вдумчиво  работать  над

произведением,  научить  творческому  отношению,  ясному  представлению  художественной

цели.  Система  самостоятельной  работы  должна  быть  достаточно  гибкой,  основанной  на

знании  психофизических  сторон  обучения  –  индивидуальным  подходом  к  учащемуся,

развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.

Г.Г.Нейгауз  писал:  «сознание  ученика  должно  быть  на  уровне  его  «практических»

действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он

играет».  Задача  педагога  научить  ученика  внимательно  и  вдумчиво  работать  над

произведением,  научить  творческому  отношению,  ясному  представлению  художественной

цели.  Система  самостоятельной  работы  должна  быть  достаточно  гибкой,  основанной  на

знании  психофизических  сторон  обучения  –  индивидуальным  подходом  к  учащемуся,

развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.

Г.Г.Нейгауз  писал:  «сознание  ученика  должно  быть  на  уровне  его  «практических» действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он играет».  Задача  педагога  научить  ученика  внимательно  и  вдумчиво  работать  над произведением,  научить  творческому  отношению,  ясному  представлению  художественной цели.  Система  самостоятельной  работы  должна  быть  достаточно  гибкой,  основанной  на знании  психофизических  сторон  обучения  –  индивидуальным  подходом  к  учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств

Содержание

Введение

  1. Основная часть………………………………………………………….5
  1. Умение заниматься дома……………………………………………5
  2. Организация домашней работы…………………………………..7
  3. Связь педагога с родителями учащихся класса…………………16

Заключение……………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………..19

Введение

Проблема. Не многие из учеников ДМШ способны самостоятельно, без помощи преподавателя разобрать произведение. Более того - без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате ученик  - это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда - нибудь, сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами).

Процесс развития самостоятельного мышления длителен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. На занятиях нужно выбирать такие формы работы, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося.

Актуальность. В современном мире есть объективные причины сложившейся ситуации в сфере культурно - эстетического воспитания детей. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 70- 80-х годов прошлого века. К этому можно добавить всё возрастающую учебную нагрузку в  общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.

Обычно педагог направляет свои усилия, на те виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» двух-трёх пьес в течение полугодия, учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё большей пыткой. В результате ребёнок может возненавидеть и музыку, и учителя, и школу.

Цель. Научить ученика самостоятельно мыслить и целенаправленно работать за инструментом. Изучение форм работы, помогающие преподавателю фортепиано направить процесс обучения игре на фортепиано по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся в классной и домашней работе.

Задачи. Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо.

Задача  педагога:

- научить  ученика  внимательно  и  вдумчиво  работать  над произведением;

- научить ученика думать, разбудить воображение;

- научить  творческому  отношению,  ясному  представлению  художественной цели;

- привить максимальную сосредоточенность и целеустремлённость;

- воспитать волю, трудолюбие и качество работы за инструментом.

  1. Основная часть

В процессе обучения большую роль играет хорошо налаженная классная и домашняя работа ученика. Необходимо воспитывать в ученике настойчивость, стремление овладевать стоящими перед ним задачами. Если ученик не научится систематически и правильно работать, педагог не сумеет добиться в занятиях с ним хороших результатов.

Г.Г.Нейгауз  писал:  «Сознание  ученика  должно  быть  на  уровне  его  «практических» действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он играет».  

Система  самостоятельной  работы  должна  быть  достаточно  гибкой,  основанной  на знании  психофизических  сторон  обучения  –  индивидуальным  подходом  к  учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.

  1. Умение заниматься дома

Умению заниматься дома нужно учить в классе и посвящать этой теме специальные уроки. Занятия с учениками ведутся по разным направлениям. На каждом из уроков одна какая-либо тема является ведущей: гамма, арпеджио, упражнения, этюды, полифония, крупная форма, пьесы. Многие педагоги придают большое значение правильной организации домашней работы.

Педагог должен объяснить и показать ученику способ достижения поставленных задач, а также добиться частичного их выполнения на уроке. Тогда можно сказать, домашняя работа будет  плодотворной. Задача педагога - привить любовь к занятиям и воспитать навыки

самостоятельной работы.

В напряжённой домашней работе необходимо чередовать кантиленные эпизоды с быстрыми, технически сложными, что предполагает меньшее утомление. Чтобы «не засыхать над фактурой в медленном темпе».  В.Х. Разумовская советовала иногда проигрывать произведения в естественном движении. Технически трудные пассажи рекомендовала учить «на тормозах» с подчёркнутой динамикой, чтобы позже, когда снимут «тормоза» и ученик заиграет в подлинном темпе, не потерять приобретённого. Преувеличения, допускавшиеся в медленном темпе, в полном темпе отвергались.

Успех зависит от того, насколько сосредоточенно и «включено» учащиеся будут работать. Дома не надо себя жалеть! Нужна предельная включённость. Нельзя терять время, сидя у рояля! Работа дома должна проходить с предельным эмоциональным и духовным напряжением: «Чувства должны быть «вмонтированы в процесс занятий, а надеяться на то, что они появятся во время выступления, нельзя. Они должны быть продуманы и оправданы заранее» В.Х. Разумовская.

Когда ученик садится за рояль, он должен работать так, будто располагает запасом времени, не должно быть торопливости – лучше сделать меньше, но тщательно, качество важнее количества. Каким бы кратким ни было занятие, оно должно протекать с максимальной интенсивностью.

Очень важна в домашней работе помощь родителей. Родители ежедневно должны прорабатывать со своим ребёнком задание педагога. Хорошо, если они хоть немного сведущи в музыке, чаще же бывает, что они только любят музыку, но начинают учиться одновременно со своим сыном или дочкой. «Мы входили в страну музыки, плотно взявшись за руки – родители и ребёнок» А.Д, Артоболевская.

Самостоятельные домашние занятия учащихся являются одним из видов учебной работы. Из общей педагогики хорошо известно, что в самостоятельной работе учащийся приобретает творческие навыки. Только повседневный труд формирует усидчивость, прилежание, упорство в достижении поставленной цели.

В музыкальном обучении самостоятельная домашняя работа приобретает особый вес в силу того, что на неё уходит больше времени, чем на классные уроки. Практическое овладение исполнительскими и слуховыми навыками требует постоянной серьёзной работы. Учиться музыке трудно.

Далеко не каждому ребёнку удаётся безболезненно приспособиться к такому режиму, тем более, что результаты усилий, когда можно почувствовать всю радость от общения с музыкой, сказываются не сразу. Большая нагрузка у детей, обучающихся в двух школах, ограничивает время, которое можно отдавать домашним занятиям. В таких условиях возрастает значение качества самостоятельной работы, умения правильно заниматься.

  1. Организация домашней работы

Что же важно для организации правильной и плодотворной домашней работы учащегося музыкальной школы? Успех её в значительной степени зависит от целенаправленности урока. Методически правильно построенный урок способствует активации внимания детей, обеспечивает успешное выполнение поставленной задачи. Педагог должен объяснить и показать ученику способ достижения поставленных задач, а также добиться частичного выполнения их на уроке. Тогда можно сказать, что домашняя работа будет плодотворной. Задача педагога – привить любовь к занятиям и воспитать навыки самостоятельности. Баренбойм пишет: «Можно и должно обучать творчески работать, - обучать умению поставить задачу, её осмыслить и проанализировать, понять её разные стороны».

С первых лет обучения надо прививать ученику навыки профессионализма. Это, прежде всего, отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Регулярность занятий не должна зависеть от вдохновения и настроения. Музыкальное обучение детей – это ответственное и сложное дело, требующее профессиональных данных педагога. Что для этого нужно? Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной работы. В преподавании очень важно вселить в ученика веру в то, что задание обязательно получится, сформировать устойчивость интересов обучающихся.

Садясь ежедневно за инструмент, ученик должен посвятить какую-то часть времени гаммам, а затем переходить к работе над этюдами, полифонией, крупной формой, пьесами. Планомерные и систематические занятия позволяют освоить в течение полугодия весь этот комплекс.

С ранних лет необходимо воспитывать внимание к качеству звука, поиску тонкой нюансировки, хорошей интонации и хорошему legato.

Приходится признать, что лишь немногие учащиеся занимаются дома осмысленно, большинство утомляет себя формальной монотонной игрой.

В начале своей педагогической деятельности некоторые педагоги часто допускают ошибку, стремясь сразу поставить на уроке много задач. Ученик теряется от обилия замечаний и неспособен справиться с домашним заданием. Свои указания педагог должен распределить так, чтобы на каждый урок их падало небольшое количество, и чтобы ученик в состоянии был их выполнить дома. Домашнее задание учащегося определяется содержанием урока, поэтому все требования, предъявляемые к домашней работе, должны выражаться в строгой, определённой форме.

Важным моментом домашней работы является грамотный разбор текста. Работая над техникой, необходимо работать над звуком и важное место в домашних занятиях должно отводиться игре гамм, арпеджио, этюдов.

Часто приходится наблюдать, как ученики старших классов не умеют исполнить простейшие гаммы, не знают знаков альтерации и аппликатуры. В таких случаях трудно говорить о каких-либо успехах. Игра арпеджио приобщает ученика к технике больших расстояний.

В первом полугодии учащийся должен усвоить гаммы по программе, утверждённой в музыкальной школе. Играя гаммы, ученик разовьёт технические навыки, освоит аппликатурные приёмы, усвоит весь комплекс тональностей (кварто-квинтовый круг).

Сначала надо поучить гамму каждой рукой отдельно. Работая над гаммой нужно соблюдать правила посадки: сидеть прямо, на половине стула, не допускать расхлябанности в посадке. Косточки кисти находятся выше запястья, локти несколько отодвинуты от корпуса. Рука всем своим весом свободно опирается на пальцы. Гамма играется приёмом legato. Можно поучить и другими приёмами: staccato, nonlegato, portamento и т.д. с нюансировкой, разными динамическими указаниями.

(PP); (F>P

Прорабатываются все виды гамм (по программе) и кадансы с их разновидностями.

Сначала ученик играет гамму медленно, очень внимательно следя за аппликатурой. В процессе усвоения аппликатуры, постоянно контролирует ровность звучания гаммы. Педагог должен воспитывать умение слушать и слышать себя. Думать и мыслить за инструментом.

Далее ученик приступает к изучению этюдов. Сначала он внимательно знакомится с тональностью, размером. В начальной стадии работы над этюдами важным моментом является усиленная работа над более трудными звеньями, но одновременно с работой по кускам нельзя не проигрывать этюд в целом. На первых стадиях работы необходимо «делать замедления по всякому поводу», рекомендовал Л.В. Николаев.

В работе над техникой можно использовать разные приёмы игры. Например, «локтевое» staccato (играем от локтя) сочетать в работе над каким-либо ходом «кистевым» staccato или, работая над гибкостью legato, полезно вспомнить приём legato компактной кистью и скользящими пальцами. Какие детали движения пальцев, руки, корпуса могут и какие не могут быть использованы для усиления выразительности, для уточнения фразировки? Можно считать, что эти возможности неисчерпаемы. Ученик должен знать, что нельзя делать нарочитые, по ходу игры ненужные, якобы «освобождающие» движения, которые не улучшают, а лишь ухудшают состояние руки. Гармоничный и наполненный тонус, связанный с активностью слуха, способствует и нормальной управляемости игрового аппарата. Работая над произведением, необходимо научиться представлять исполнение в целом. Перед началом каждого проверочного проигрывания полезно обдумывать пьесы с нотами в руках. «Я шла от музыки к технике, а не наоборот»,  - пишет А.Д. Артоболевская.

Важную роль надо отводить творчеству детей. Ученики могут сочинить стихи – подтекстовки к музыке пьес, нарисовать то, что называется образ пьесы. Если ученик заинтересовался произведением, то легче ввести его в круг профессиональных навыков и приёмов.

Маленьких детей через «игровую» фазу можно незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Г.Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создать среду для их проявления и роста.

Предлагать ученикам проходить большее количество произведений, в том числе и популярную музыку, джаз, народные песни и т.д., для общего музыкального развития и расширения кругозора, если этот материал затронул их эмоционально. При этом необязательно доводить этот обширный материал до окончательной и предельной отделки. Исполнительское совершенство появится вместе с накоплением исполнительских приёмов и взрослением ученика. Очень важно, чтобы ученик держал на вооружении большую часть выученных произведений – это способствует развитию музыкальной памяти. Я говорю своим ученикам, чтобы они все выученные пьесы складывали себе в «музыкальную шкатулку», постоянно её пополняя и повторяя эти пьесы.

Одно из условий – серьёзно и ответственно относиться к любому виду деятельности: исполнению произведений, ансамблевой игре, подбору, транспонированию. Если ученик только начал заниматься музыкой, то первые две-три недели педагог посвящает развитию слуховых и ритмических представлений, знакомству с первоначальными игровыми движениями. Следует научить ученика вслушиваться в переход одного звука в другой. Ученик, усвоивший первоначальные навыки игры, будет достаточно подготовлен к домашнему разучиванию этюдов и пьес, предложенных педагогом на данном этапе. Одним из важных интересных и полезных элементов домашней работы является транспонирование. Им я рекомендую заниматься с учащимися постоянно, начиная с 1 класса.

С начинающими свой путь в музыке полезно заниматься подбором мелодии по слуху на лёгком материале. Попробовать в песне с куплетным строением играть каждый куплет в новой тональности.

Важно, чтобы ученик понимал путь мелодии (двигается ли вверх или вниз, плавно или скачками, начинается сверху или снизу); ритмические особенности (движение ровное или с остановками), понять направление отдельных интервалов, определить ступень, с которой начинается пьеса.

Для успешной домашней работы имеет значение правильная запись домашнего задания в дневнике. Учащимся младших классов обычно педагог записывает задание сам, но обязательно спрашивает ученика, на что он будет обращать внимание, работая дома. Старших учащихся и даже с 3-4 классов целесообразно приучить записывать задание самостоятельно. Конечно, первые самостоятельные записи учащихся бывают часто недостаточно правильными, главное перемешивается с деталями. Но постепенно ученик начинает вести запись более грамотно и корректно. Продумывая очередную запись, он раскрывает ноты, стараясь ничего не упустить.

В педагогической практике встречаются учащиеся, за которыми в силу сложившихся домашних условий нет контроля. Поэтому, несмотря на методически правильно построенные уроки и большую работу в классе, задание остаётся невыученным или выученным с ошибками. И в этих случаях нельзя снижать требовательности. Несмотря на трудности работы с такими учениками, педагог должен найти средства, с помощью которых можно будет приучить ребёнка внимательно и систематически работать.

Одним из самых распространённых средств стимулирования является оценка, выставляемая педагогом в дневнике учащегося. Ведь не секрет, что большинство учеников начальных классов интересуются не тем, как они сегодня играли на уроке, а какая сегодня оценка. Выставляя ту или иную оценку, педагог должен объяснить, за что оценка поставлена. Иногда можно практиковать выставления нескольких оценок за каждое сыгранное на уроке произведение. Это поможет ученику наглядно увидеть, что у него получилось на уроке лучше, а что хуже, над какими произведениями надо поработать дома больше. Ученика следует научить разумному планированию домашней работы за фортепиано. Иногда целесообразней начинать занятия с разучивания на память, с разбора новых произведений или с работы над трудными местами в изучаемых произведениях. Педагог должен знать, как его ученик занимается дома, как распределяет работу, в каком порядке играет пьесы, как их учит. Каждое задание всегда надо проверить. Достаточно один раз не проверить выполнение домашнего задания, как даже хорошие ученики перестают выполнять его добросовестно. Вопрос организации домашней работы учащихся музыкальной школы тесно связан с вопросом воспитания самостоятельности и повышенного внимания.

Чем больше мы будем работать над развитием самостоятельности ученика, тем лучше будет качество домашней работы. Важно не просто научить ученика играть, а привить ответственность, развить мышление. Г.Г. Нейгауз считает, что «одна из главных задач педагога – скорее быть не нужным ученику, то есть привить ему самостоятельности мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

Ученик младших классов самостоятельно может обнаружить трудное место в произведении, реже – определить, в чём его трудность, и ещё реже – найти пути её преодоления. Все эти три компонента методико- психологической установки «где», «почему», «как» должны быть всегда в распоряжении педагога в период выработки  учеником самостоятельных навыков. Сконцентрированное внимание – основное средство в работе над произведением, как в классе, так и дома. В домашней обстановке чаще ученику бывает труднее сосредоточиться, чем в классе.

Установить какую-то общую «дозировку» внимания трудно, но старшим ученикам полезно время от времени отложить изучаемое произведение и заняться чем-то другим: почитать с листа, подобрать аккомпанемент к знакомой популярной мелодии.

В домашнюю работу можно включить расстановку аппликатуры в произведениях, поставить педаль. Это развивает самостоятельность ученика, активизирует его внимание, повышает качество домашней работы.

Нужно добиваться того, чтобы труд доставлял радость, а время проходило незаметно. Для этого надо наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями, и прежде всего, научить читать с листа. Недостаточное внимание педагога к разбору и преждевременная самостоятельность ученика в этой области часто замедляют и затрудняют дальнейшую работу. В этом случае домашние задания обычно не выходят за пределы исправления одних и тех же ошибок. Чтобы этого не случилось, мы должны учить детей правильно разбирать пьесы с азов.

Правила грамотного разбора:

  1. Определить тональность;
  2. Предполагаемый темп;
  3. Аппликатура;
  4. Штрихи;
  5. Динамические оттенки;
  6. Авторские указания о характере исполняемого произведения.

Организуя домашнюю работу ученика, педагог должен подходить к каждому индивидуально. Не секрет, что одного ученика легче заставить внимательно, целеустремлённо заниматься дома, а другой доставляет ни  мало хлопот в этом отношении. Здесь, прежде всего, важна выдержка, терпеливость педагога, изучение черт характера ребёнка.

Конечно, есть ученики, с которыми вопрос домашней работы не возникает. Это способные дети с профессиональной ориентацией, отличающиеся большим трудолюбием, целеустремлённостью, впоследствии продолжившие своё музыкальное образование. Но большинство учащихся надо приучать к правильной организации домашней работы. Прежде всего, педагогу нельзя быть категоричным, считать таких учеников лентяями.

Необходимо, присматриваться к личности ребёнка, используя всё педагогическое мастерство, показать ему, как интересно научиться играть то или иное произведение, какое преимущество даёт ему занятия в музыкальной школе перед сверстниками, не обучающимися музыке. Толчком в домашней работе могут послужить самые разные способы. Например, интересный репертуар, красивая пьеса, которая нравится ученику, которую он хочет сыграть, подбор популярных песен, аккомпанемента к ним. Если ребёнку интересно что-то сыграть, а пальцы, как мы говорим, «шевелятся плохо», то дома он, в конце концов, сядет за инструмент и станет заниматься. Иногда невозможно заранее предвидеть, что может послужить толчком к домашней работе.

Большое значение для качества домашней работы имеет проведение показательного урока домашних занятий. Под руководством педагога происходит нечто вроде репетиции, «отлаживание» процесса самостоятельной работы ученика.

Бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены тут же на уроке, при надлежащей помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Метод «показательного» урока рекомендуется чаще использовать в работе. Иногда это может быть целый урок, а иногда часть урока, которая проходит под девизом «как я учу дома». Это, своего рода проверка, как ученик работает над выполнением того или иного задания, и есть возможность делать соответствующие указания, добиваясь правильной, вдумчивой и серьёзной самостоятельной работы учащегося. Кроме того, практика показала, что такой показательный урок домашней работы полезно проводить также и для родителей. Побывав на таком уроке, родители имеют более чёткое представление о том, как их дети должны работать дома.

Ученик с самого начала занятий в музыкальной школе должен знать, что количество проигрываний дома должно быть значительно больше, чем в классе. Можно сравнить систематические упражнения в домашней работе с физкультурной тренировкой спортсмена. Как спортсмен не сразу достигает результатов, а идёт к успеху путём длительных тренировок, так и ученики должны тренировать какие-то определённые навыки в своих занятиях дома, и достигается это путём многократных повторений. Надо задать ученику вопрос о том, сколько раз примерно он учил то или иное место. Ученик должен знать, что путём повторений он обязательно добьётся перехода количества в качество.

С ежедневными домашними занятиями на фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли, А.Д. Артоболевская пишет, что занятия музыкой – это труд для музыканта, и как всякий труд, он должен быть радостью. «Ученье – труд и его нельзя превращать в игру. Но нельзя и ставить китайскую стену между трудом и игрой, особенно в дошкольном возрасте. Для ребёнка игра – это серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, расцветают творческие способности». С первых уроков надо воспитать в своих учащихся любовь к труду и умению трудиться, тогда домашние занятия ученика превратятся в потребность, а не в тягостную обязанность. Педагог по специальности должен приучать своих учеников к ежедневной домашней работе. В начале учебного года вместе с учеником в классе составляется расписание домашних занятий музыкой, где предусмотрено удобное время. В начальных классах рекомендуются занятия музыкой в течение часа. Если это учащиеся 6-7 лет, то необходимо делать небольшой перерыв, во время которого можно встать, походить, переменить позу, сделать упражнения для рук, для глаз. Для старших классов рекомендуется 2-2,5 часовые занятия музыкой.

К сожалению, при составлении расписания домашних занятий музыкой в старших классах время занятий в течение недели обычно приходится распределять не совсем равномерно. Всё это связано с перегрузкой детей в общеобразовательной школе, большой занятостью многих учащихся в общественной жизни школы, отдалённостью места жительства. Поэтому приходится на более свободные дни планировать большую часть домашней работы, а наиболее загруженные дни – повторение ранее пройденных пьес или закрепление какого-нибудь навыка. Главное: ученики должны знать, что в «трудный» день они всё равно должны выделить хотя бы минимум времени для повторения, иначе результаты их предыдущей работы без последующего закрепления будут хуже. На второй день значительная часть выученного забывается, поэтому надо 10-15 минут уделить повторению и закреплению выученного.

  1. Связь педагога с родителями учащихся класса

Большое значение для правильной организации домашней работы имеет тесная связь педагога с родителями учащихся класса, их совместная работа по музыкальному воспитанию детей.

Я постоянно приглашаю родителей на уроки. Родители первоклассников учатся на уроке вместе с ребёнком, узнают всю нашу «кухню» - чем мы занимаемся на уроке, делают свои пометки, чтобы быть в курсе всех домашних заданий. Я говорю родителям учеников, что они пять дней в неделю заменяют меня дома.

Практикуется проведение тематических родительских собраний. Практика показывает, что полезными являются собрания, где проводятся беседы о норме, организации домашней работы учащихся, собрания с концертами, самоотчётами учащихся о проделанной работе, собрания консультации, где педагог отвечает на вопросы  родителей.

Контакты с родителями становятся обязательным условием правильного отношения к музыкальному обучению, они содействуют успеху в занятиях. Поддержка родителей необходима в организации внешкольного общения с музыкой и эстетического самообразования учеников. Хорошо, если во время семейных торжеств, ребёнок может найти благодарных слушателей, проявить свои познания в музыке.

Во всех контактах школы и семьи, при любой форме необходимо проявлять такт, взаимное уважение, поддерживать авторитет школы, педагогов и родителей. Своей педагогической деятельностью, отношением к детям, профессионально компетентностью преподавателям необходимо завоёвывать доверие родителей и беречь его, пока учится ребёнок.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение форм работы, помогающие преподавателю фортепиано направить процесс обучения игре на фортепиано по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В работе приведены примеры различных форм и способов работы на уроках специального фортепиано, способствующие развитию самостоятельного мышления учащегося.

Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано:

- стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке,

- желания музицировать и творчески само выражаться с помощью фортепиано,

- исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и современных пластов фортепианной литературы,

- развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.

Наша главная цель дать своим ученикам музыкальное образование, обогатить их слуховой опыт, расширить музыкальный и интеллектуальный кругозор. Важно, чтобы ученик знал и чувствовал, что искренний интерес и заботу о его развитии он сможет всегда найти в классе своего педагога.

Список литературы

1.Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано/ А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1978. - с.

2. Брянская, Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа/ Ф.Д. Брянская. - М.: 1971.- 167 с.

3. Кременштейн, Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано/ Б. Кременштейн.-М.: Классика – XXI, 2002. – 145 с.

4. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры/ Г. Нейгауз. - М.: Музыка-1988г.- 240 с.

5. Рафалович, О. Транспонирование в классе фортепиано/ О. Рафалович. - Спб. Музыка-1963 г.- 41 с.

6. Рябов, И.М. Рябов, С.И. Чтение с листа в классе фортепиано/ И.М.Рябов, С.И.Рябов. - Киев. Музыкальная Украина- 1988 г.- 129с.

7.Смирнова, Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс/ Т.И. Смирнова. - М.: ЦСДК-1994. -56с.

8. Тимакин, Е. Воспитание пианиста/ Е. Тимакин. - М.: Сов. композитор1989.-169 с.

9. Фейгин, М. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Фейгин. -М.: Музыка -1985. - 174 с.