Музыкальная гостиная, посвященная 125 – летию со дня рождения С.С. Прокофьева.«Солнце русской музыки»

Сергей Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX века. Он был выдающимся пианистом, дирижером, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойденного совершенства. Прокофьев был творцом светлого, солнечного и жизнелюбивого искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Шимановск

«Солнце русской музыки»

Музыкальная гостиная, посвященная 125 – летию со дня рождения

С.С. Прокофьева.

Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Беляева Ирина Сергеевна

2016

Добрый день, дорогие ребята!

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения величайшего композитора  XX века Сергея Сергеевича Прокофьева. Наша встреча посвящена этой памятной дате. Сергей Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX века. Он был выдающимся пианистом, дирижером, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойденного совершенства. Прокофьев был творцом светлого, солнечного и жизнелюбивого искусства.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его - Сергей Алексеевич - был учёным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке. В своей «Автобиографии* композитор вспоминает такой эпизод из детства: «... кувыркался в постели моего отца. Вокруг стоят родные. Раздается звонок — приехали гости. Все бегут встречать. Продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно. Удар был здоровенный — шишка на лбу сравнялась только к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцем и говорил: «А может быть, в ней-то и весь талант?*

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения. Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет. Образованием Серёжи вначале занимались его родители, которые были просвещёнными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец приучил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать - Иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь крупному музыканту. Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьёзные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой.  По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор. Живые, интересные занятия с Глиэром оказали благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально-серьёзного отношения к музыке, самостоятельности суждений и - совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Серёжи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями – сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы).

Любопытно его мальчишеское увлечение железной дорогой, быстрым и точным движением. Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст своё новое ощущение жизни, её молодости и  движения. В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришёл на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вёл Н. А. Римский-Корсаков. "Это мне нравится !" - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приёмная комиссия (в  её состав входили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Серёжу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовки, в котором он родился и провёл детство, хмурый Петербург, где предстояло серьёзно и долго учиться. Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

 Студенческая жизнь складывалась непросто, потому что молодого музыканта все время тянуло к новшествам, а педагог его был человеком академичным и строгим.

Но, несмотря ни на что, весной 1909 г. Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, представив на выпускной экзамен Шестую сонату и финал оперы «Пир во время чумы». Но образование на этом не закончилось. Он поступает в класс фортепиано профессора А.Н. Есиповой. Весной 1914 г. Прокофьев заканчивает консерваторию, он подготовил выпускную программу, в которую вошел его Первый фортепианный концерт, и блестяще сдал экзамен. Ему была присуждена первая премия имени Рубинштейна — прекрасный рояль. «Бой роялей», как в шутку назвал Прокофьев экзамен, завершился победой. Со временем он стал одним из крупнейших; пианистов-виртуозов. Тогда же, когда Прокофьев получил эту премию, в Петербурге проходил международный шахматный турнир, где первое место занял Э. Ласкер. На банкете после турнира присутствовал и Прокофьев, так как тоже был способным шахматистом. Многие знаменитые шахматисты подходили к нему и поздравляли с победой в  конкурсе. Подошел и Ласкер, спросил, с чем его поздравляют. Композитор ответил:

—           Вы вчера получили первый приз на турнире, а я — первую премию в консерватории.

—        Не знаю, как вы играете на рояле, но мне приятно, что премии Рубинштейна удостоился шахматист.

 Уже в ранние годы Прокофьев прослыл в музыкальном мире как хулиган. Его музыка отличалась дерзостью, «варваризмами». Первый концерт стали называть «футбольным» за четкую ритмику, сухие ударные звучания. Но вместе с тем в нем была новая красота – красота спортивной игры, дерзкого шествия молодости, крепкого стального ритма.

Мама в качестве подарка к окончанию консерватории обещала ему поездку за границу. Сначала молодой человек едет в Лондон, потом он поехал в Рим, Неаполь, где с успехом прошли его фортепианные вечера.

Вернувшись в Россию, Прокофьев активно принялся за творчество. Он пишет  Скифскую сюиту, фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок» по Андерсену и жизнерадостную и остроумную «Классическую симфонию», в которой чувствуется близость музыки Прокофьева к искусству классиков 18 века. Тогда же композитор заканчивает работу над циклом крошечных фортепианных пьес под названием

« Мимолетности». Сейчас прозвучит   лирическая мимолетность с оттенком сказочности ( №1 исполняет И. Е. Шульга),  следующая мимолетность, которую вы прослушаете, шаловливого и  юмористического настроения (№10 И.Е. Шульга).    

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Всё, что он написал, было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым.

Прокофьев много лет выступал как пианист в разных странах во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои  сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира.  Так, в1921 году в Чикаго состоялась премьера весёлой, блестящей оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). Одним из самых известных фрагментов оперы является Марш. (слушаем и смотрим на экране).

   В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано "Сказки старой бабушки", в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. ( В исполнении преподавателей прозвучит лирическая и мечтательная «Песня без слов»).

Композитор много и увлечённо работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерами героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях. В 1935 году создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулети.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. ( Предлагаю вашему вниманию посмотреть один из популярных номеров балета «Танец рыцарей», это групповой портрет двух враждующих кланов Мантекки и Капулетти).

 Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Так в 1938 году появляется музыка к кинофильму Александр Невский.

Вместе с кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную землю от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом. Если даже не смотреть фильм, а только слушать музыку к нему, можно видеть перед собой кадры фильма – бескрайние просторы русской земли, наступление закованных в латы крестоносцев, разоренные русские города, стремительно несущуюся в атаку русскую конницу. Со временем музыка к кинофильму легла в основу кантаты «Александр Невский». В кантате 7 частей, мы прослушаем фрагмент из 4 части, которая называется «Вставайте, люди русские». Это гневный призывный хор был очень популярен в годы Вов, он вел в бой войнов Красной Армии.( Звучит фрагмент хора «Вставайте, люди русские».)    

 Чудесной страницей творчества Прокофьева стала  музыка для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки Прокофьев сочинил альбом пьес, озаглавленный очень просто - «Детская музыка».

     Пьесы, составившие «Детскую музыку», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.

     Все эти чудесные качества сборника мы обнаруживаем уже в первой пьесе - «Утро». Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. ( исполняет Шульга И. Е.)

     Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника. Трогательно простая, жалобная мелодия «Сказочки» напоминает русский жалеечный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы.(музыка)

     А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале! (музыка)

     Дальше - веселый «Марш» в котором  остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита с тонко претворенными интонациями удалой солдатской песни. Исполнит марш Серебренникова Настя.

 И, наконец, пьеса Вечер, словно завершающая прошедший день. Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра», но отчетливо с ней перекликается. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца. (музыка)

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего. Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк». Этим произведением композитор хотел не только развлечь детей, но и познакомить с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом оркестра или группой инструментов: Птичка – флейтой (музыка), Утка – гобоем (музыка), Кошка - кларнетом (музыка), Дедушка-фаготом (музыка), Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов. ( музыка)

 Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижёр. Участвовал в работе Союза композиторов.

Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную «Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей. Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление.

Интересно, что опера "Война и мир" написана не на условный стихотворный текст либретто, а подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придаёт особенную достоверность вокальным партиям героев оперы. "Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

 В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора: пятая симфония, посвящённая "величию человеческого духа"; первая серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном; светлый сказочный балет "Золушка"на сюжет сказки Шарля Перро .

Смысл сказки о «Золушке» заключается в утверждении доброго, одухотворенного человеческого отношения к жизни в противоположность зависти, корысти, эгоизму. Предлагаю вашему вниманию прослушать Грациозный и нежный вальс из 1 действия, где звезды несут Золушку на бал.( видео фрагмент).

 В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Снова Прокофьев пишет для детей - это сюита "Зимний костёр" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

 Последнее симфоническое сочинение – это 7 симфония, которая была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение - мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. До конца своих дней Прокофьев сохранил юную свежесть восприятия мира, способность радоваться чуду жизни.(Музыка. 1ч. З.п.)

Прокофьева не стало 5 марта 1953- го года.

 Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.

     И быть может, именно поэтому солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка Сергея Прокофьева так дорога великому множеству людей, быть может, в этом и надо прежде всего искать «секрет» ее широчайшей и повсеместно продолжающей расти популярности.

     Оперы и балеты Прокофьева украшают сейчас сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах крупных или мелких инструментальных пьес Прокофьева.