Сценарий конкурса пианистов, посвященный творчеству Йозефа Гайдна «Великий мастер классицизма»

Сегодня в нашем зале будет звучать музыка Гайдна в исполнении учащихся фортепианного отделения. Все участники концерта исполнители-конкурсанты будут оцениваться жюри. Йозефу Гайдну принадлежит заслуга в создании и утверждении таких жанров, как соната, концерт, квартет, симфония. Именно он придал им классическую завершённость. Имя Йозефа Гайдна соединяется с почётными титулами «отца симфонии», «родоначальника инструментальной музыки», «венского классика». Давно утвердилось и словосочетание «жизнерадостный Гайдн». Действительно, он в полной мере обладал этим не столь уж простым свойством – радоваться жизни – претворил его в музыку, радующую людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydn_gostinaya-konkurs.docx41.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Цель – формировать музыкальный вкус и культуру эстетического восприятия музыки у детей, расширить общий  кругозор, развить умение осознанно и эмоционально слушать музыку; повысить социальный статус  школы через привлечение  слушателей.

Задачи:

1) обучающая - познакомить  слушателей с творчеством и   биографией австрийского композитора - венского классика Йозефа Гайдна.

2) развивающая –  развить образное мышление, эмоциональность учащихся;

3) воспитательная - формировать  интерес к классической музыке,

поднять  творческую активность учащихся.

Целевая аудитория – учащиеся школы, их родители.

Участники –  ведущий, исполнители - конкурсанты, преподаватели.

Мероприятие проводится в концертном зале музыкальной школы.

На сцене – рояль, экран для презентации.

(слайд №1).

Сегодня в нашем зале будет звучать музыка Гайдна в исполнении учащихся фортепианного отделения. Все участники концерта исполнители-конкурсанты будут

оцениваться жюри.

Председатель жюри Барышникова Т. С. и преподаватели фортепианного отделения.

(слайд 2)

Йозефу Гайдну принадлежит заслуга в создании и утверждении таких жанров, как соната, концерт, квартет, симфония. Именно он придал им классическую завершённость. Имя Йозефа Гайдна соединяется с почётными титулами «отца симфонии», «родоначальника инструментальной музыки», «венского классика». Давно утвердилось и словосочетание «жизнерадостный Гайдн». Действительно, он в полной мере обладал этим не столь уж простым свойством – радоваться жизни – претворил его в музыку, радующую людей. (слайд 3) 

Гайдна также называют и «отцом симфонического оркестра». В 17-18 веках состав симфонического оркестра мог быть самым разным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп: струнные, деревянные и медные духовые. И хотя оркестр Гайдна невелик, а ударные представлены только литаврами, соотношения эти остаются неизменными и сегодня, в огромных оркестрах, насчитывающих 100 и более человек.

(слайд 4)

На творчестве Гайдна учились его младшие современники Моцарт и Бетховен. Всех троих называют «венские классики». Венские, потому что жизнь каждого связана со столицей Австрии Веной. У Гайдна было много учеников, но самый любимый-Моцарт. И хотя Гайдн не дал ни одного урока Моцарту, сам Моцарт считал его своим учителем и в шутку называл его папаша Гайдн. Быть может свой фортепианный дуэт «Учитель и ученик» Гайдн посвятил Моцарту. 

(слайд 5)

  1. Итак, мы слушаем фортепианный дуэт «Учитель и ученик» в исполнении Ким Маргариты, а помогать ей будет Измайлова Анна Валерьевна.

(слайд 6)

Жизнь Франца Йозефа Гайдна сложилась весьма необычно. Его родиной была небольшая австрийская деревушка Рорау. Отец Гайдна обрабатывал землю и одновременно был хорошим каретным мастером. Семья жила в небольшом домике, где каждую неделю устраивались семейные концерты. Мать пела. А отец, выучившись играть на арфе, «не зная ни одной ноты», ей аккомпанировал. Когда Йозеф подрос, он тоже стал принимать участие в семейных концертах. Он брал в руки два деревянных бруска – один из них служил скрипкой, а другой – смычком и таким образом аккомпанировал пению матери. На его музыкальные способности обратил внимание один из двоюродных братьев отца и посоветовал родителям отдать его в церковный хор. В шесть лет Йозеф покидает родительский дом, переезжает в Хайнбург. Кроме пения он обучается игре на скрипке и клавесине.

  1. А мы продолжаем слушать музыку Гайдна, в исполнении Петялиной Валерии прозвучит Менуэт.

(слайд 7)

 Однажды пение Гайдна услышал регент собора св. Стефана в Вене. Услышав Йозефа, он сразу понял, что этот мальчик будет украшением его хора. Судьба Гайдна была решена. Его отвезли в Вену и зачислили в школу-интернат, где жили и обучались мальчики-хористы. Ему лишь 8 лет, но он наравне со взрослыми выстаивал долгие репетиции и церковные службы.

(слайд 8) 

Вена – столица Австрии являлась музыкальным центром Европы. Музыка звучала повсюду: в домах и дворцах, на улицах и в кабачках. Процветали австрийские танцы – лендлеры и вальсы, звучали народные мелодии и менуэты.

  1. В исполнении Шеремет Анастасии звучит Менуэт.

(слайд 9)

Французский танец менуэт был очень популярен в то время. Его называли «королём танцев и танцем королей». Особенно он был популярен при французском дворе. Пышные одежды у дам, не позволяли делать быстрых движений. Менуэт звучал в умеренном темпе. Движения были изящные, плавные. Для него характерны реверансы, поклоны. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой.

  1. Итак, слушаем Менуэт в исполнении Лялиной Олеси.

(слайд 10)

  1. Еще один Менуэт исполнит Колодеева Алина.

Кстати, с одним из менуэтов Гайдна связана курьёзная история. Однажды композитор увидел у себя дома гостя – мясника, который оказался любителем музыки. Мясник попросил написать новый менуэт на свадьбу своей дочери. Гайдн согласился и пообещал через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок. Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта.

Подойдя к окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр уличных музыкантов. В знак признательности за прекрасный менуэт мясник подарил композитору своего лучшего быка. С тех пор до-минорный менуэт Гайдна стал называться «Менуэтом быка».

6.  А мы продолжаем слушать наших конкурсантов, звучит Менуэт в исполнении Рисаевой Рамины.

В 17 лет, голос у Йозефа начал ломаться, из капеллы его выгнали. Он бедствовал, голодал, играл на скрипке в бродячем ансамбле, редко удавалось давать частные уроки. Но как бы тяжело ему ни было, его никогда не покидало чувство юмора. Однажды он назначил свидание нескольким музыкантам…расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближающейся стражи, удрали и другие, только двое музыкантов были задержаны, но вскоре были освобождены.

  1. А на сцену приглашается Баранова Полина, она исполнит Тему из Симфонии

(слайд 11)

Наконец, счастье улыбнулось Гайдну. Он познакомился с венгерским князем Эстергази, который был большим любителем музыки и содержал в Эйзенштадте  капеллу и театр. Эстергази пригласил Гайдна занять должность капельмейстера в Эйзенштадте. Через год старый князь умер и его место занял Николай Эстергази, прославившийся безумной роскошью, за что его прозвали «великолепный».

 (слайд 12)

 Он построил дворец в 126 комнат. При дворце были выстроены театры – один для оперных спектаклей (400 чел.), а другой – для марионеток. Гайдн писал музыку для того и другого театра. По вечерам устраивались музыкальные академии. Князь Николай сам принимал участие в концертах, он играл на баритоне, инструменте, похожем на виолончель. Для этого инструмента Гайдн сочинил 126 трио.

        (слайд 13)

 А теперь давайте представим себе роскошный дворец, со стенами, затянутыми шелком, драгоценной мебелью и венецианскими зеркалами, отражающими блеск множества свечей. Собралось небольшое общество: шуршит шёлк, мелькают дорогие кружева. Звучит  музыка…

  1. В исполнении Бобровой Олеси прозвучит Аллегретто.
  2. Анданте. Исполняет Юрченко Настя.
  3. Менуэт. Исполняет Лончакова Катя.

Около 30 лет прослужил Гайдн у князя Эстергази. В его обязанности входило не только сочинение музыки, он должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле. Отвечать за сохранность нот и инструментов. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц. Вот лишь некоторые строки из его писем: «Я несчастное создание, постоянно измучен работой…очень редкие часы отдыха». И даже – «печально всё-таки быть рабом». Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии – «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Однако в его музыке преобладает ясный взгляд на мир. Источники радости Гайдн находил повсюду – в природе, в жизни крестьян, в общении с близкими  людьми.

  1.  В исполнении Дюльдиной Даши прозвучит Маленькая пьеса.
  2.  Менуэт. Исполняет Измайлов Илья.

(слайд 14) 

Теперь давайте представим внешность композитора. Он был невысокого роста. Среднего телосложения с правильными чертами лица. Утром он вставал в половине седьмого, тщательно одевался, завтракал, садился за клавесин и импровизировал до тех пор, пока не находил нужные музыкальные мысли. Их он немедленно записывал. Днем разучивал с капеллой пьесы, которые должны были исполняться, а перед обедом выслушивал личные распоряжения князя. Он много трудился. Поэтому им создано огромное количество произведений. Здесь и симфонии, и оперы, песни (более 300), оратории, произведения для различных инструментов, в том числе и сонаты для фортепиано.

  1.  В исполнении Синельникова Антона прозвучит Соната.
  2.  И снова мы возвращаемся к популярному танцу того времени Менуэту. А исполнит его Надденная Света.

(слайд 15)        

Музыканты ценили и любили Гайдна за доброту и справедливость, он помогал молодым музыкантам и радовался их успеху. Совсем еще не старого Гайдна они называли Папой. «Папе» Гайдну они верили и понимали, насколько он талантлив. Кроме того, он был по-отечески добр к ним: за все годы службы не пожаловался ни на одного из них, не записал в штрафной журнал, даже пытался защищать перед князем. Однажды летом  князь Эстергази надолго задержал капеллу в своей загородной резиденции. Уставшие, соскучившиеся по семьям музыканты попросили Гайдна похлопотать за них. Просить князя бесполезно: он знает только один закон – собственное желание. Тут нужен особый подход. Зная вспыльчивый, непредсказуемый характер князя, композитор решил выразить просьбу…музыкой. Он сочинил симфонию в финале которой оркестранты один за другим уходят, гася свечи. На сцене остались двое: первый скрипач Томмазини и сам Гайдн. Мелодия тихо растаяла в воздухе. Князь подозвал к себе капельмейстера:

- Как называется эта симфония?

- Ваша светлость, обычно названия моим сочинениям дают сами слушатели.

- Тогда пусть будет «Симфония при свечах». А музыканты с завтрашнего дня свободны и могут отправляться по домам.

  С тех пор эту симфонию ещё называют «Прощальная».

Гайдн сочинил более 100 симфоний, многие из которых имеют названия. Обычно их давали слушатели. Поводы были самыми разными: например, симфонию «Медведь» назвали так потому, что в финале звучал наигрыш поводырей медведей; «Школьный учитель» - за упорно повторяющуюся тему во 2-й части; «Охота» - за подражание охотничьим рогам, а «Курица» - за подражание кудахтанью.

Лишь 3 ранние симфонии – «Утро», «Полдень», «Вечер и гроза» - названы самим композитором.

  1.  А мы продолжаем наслаждаться музыкой Гайдна. В исполнении Бельковой Ульяны прозвучит Анданте.

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане порой ходят на концерты не столько ради удовольствия послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские посетители концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось убедиться, что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям.

Месть была остроумной. Специально для лондонцев Гайдн написал новую симфонию. В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой.  С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр", или "Сюрприз».

Вот еще одна забавная история. Однажды госпожа Тун пригласила Гайдна для починки клавесина. Закончив работу, Йозеф не удержался от искушения поиграть на прекрасном инструменте. В этот момент зашла хозяйка и спросила. Как вас зовут? Йозеф Гайдн. Йозеф Гайдн? Тогда сыграйте мне это наизусть! - и она подала ему ноты. Это была собственная соната Гайдна, давно написанная для своей ученицы! Конечно, он помнит каждую ноту! Исполнение было принято с восхищением и щедро вознаграждено!

  1.  Исполнит эту сонату Седых Лера.

(слайд 16) 

А мы возвращаемся в 1790 год, где всё неожиданно изменилось – умер князь Николай Эстергази, а его наследник, не любивший музыки, сразу же распустил капеллу. Все музыканты были уволены. Гайдну же была назначена небольшая пенсия.

 (слайд 17)   

Гайдн наконец освободился от тяготившей его службы. И хотя ему уже исполнилось 58 лет, он не утратил желания путешествовать, и отправляется в Лондон. Лондон ошеломил композитора своими размерами, шумом на улицах, размахом концертной жизни.

 Гайдн словно ожил, помолодел душой – и его творческая фантазия заработала с новой силой. Произведения, написанные Гайдном во время его пребывания в Лондоне, отличаются удивительной яркостью, свежестью и богатством музыкальных мыслей, живостью и полнотой чувства. После полутора лет пребывания в Лондоне, Гайдн выехал обратно в Вену. 

(слайд 18) 

По дороге его торжественно чествовали в Бонне немецкие музыканты, среди которых находился и молодой Бетховен.

Спустя ещё 2 года композитор опять получил приглашение приехать в Лондон. Как и в первый раз, его встретили восторженно, а королевский двор предложил ему навсегда остаться в Англии. Но композитор не захотел расстаться со своей родиной и вернулся в Вену. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать "Лондонских симфоний", оратории - "Сотворение мира" и "Времена года".

   После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли.

(слайд 19)

Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике.

  1.  И вновь прекрасные звуки музыки Гайдна Соната ми минор исполняет Овчинникова Яна.

 Родившись в бедной безвестной семье скромного сельского ремесленника, Гайдн достиг к концу жизни широкой европейской известности, всенародного признания своего таланта и заслуг. И сейчас музыка Гайдна звучит, заряжая нас своей энергией и радуя нас своей мелодичностью. 

(слайд 20)

18. В исполнении Меньшаковой Насти звучит Скерцо Соль мажор. 

(слайд 21)

Конкурсные выступления подошли к концу, жюри отправляется на подведение итогов, а мы продолжаем слушать музыку Гайдна. Сейчас мы услышим самую весёлую – «Детскую симфонию». Она написана для камерного состава с участием детей. Гайдн остроумно подобрал для них игрушечные музыкальные инструменты, которые продаются на любой ярмарке и в любой лавочке. Эти свистульки, трещотки, треугольники, барабанчики будут звучать по руке дирижёра и украшать музыку щебетом птиц и звуками природы. 

(слайд 22), (слайд 23) 

Награждение конкурсантов.

Слово для награждения предоставляется директору школы.

Наша встреча подошла к концу, спасибо всем за внимание!!!