Рабочая программа по "Сольному пению"

Портнова Ирина Михайловна

Программа для обучающихся  музыкального отделения 2-7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по сольному пению58.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Образовательная рабочая программа по курсу «Сольное пение» является составительской, программой художественно-музыкальной направленности, построенной на обще дидактических принципах и особенностях специального музыкального обучения. Срок реализации программы – 6 лет (со 2 по 7 классы).

Необходимость данной программы направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосовыми данными и создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на высокохудожественных образцах  классической музыки, благодаря регулярным занятиям с педагогом, у учащихся воспитывается любовь к музыке, к творчеству композиторов, стимулируются творческие навыки, и вырабатывается хороший музыкальный вкус. Программа личностно-ориентирована.

 

Новизна программы заключается во введении в программу современного классического репертуара.

Актуальность данной программы заключается приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области академического пения.

 

Цель программы – создание благоприятных условий для формирования и развития детского голоса, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство. 

 

Задачи программы:

  • выявление индивидуального тембра;
  • работа над вокально-техническими навыками с учётом психофизического состояния ученика;
  • развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих осваивать духовные и культурные ценности разных народов;
  • развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • ознакомление с вокальным репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров;
  • формирование навыка самостоятельной работы над репертуаром;
  • формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • формирование комплекса специальных знаний, умений и навыков, позволяющих управлять процессом  исполнения музыкального произведения, передавать авторский замысел композитора;
  • приобретение навыков применения средств музыкальной выразительности, выполнения  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов, бережного отношения к слову;
  • Раскрытие художественно-исполнительских способностей, музыкальности и артистизма;
  • Воспитание умений грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения (с учетом специфики детского восприятия), расширение эмоционально-чувственного  восприятия, развитие образного мышления.                                                                                                                

          Курс  состоит из трех составляющих разделов:  

1.Основные теоретические установки вокального класса.          

2.Основополагающие вокально-технические навыки и умения.        

3.Освоение учебного репертуара и развитие навыков художественного исполнения.

        Основные виды и формы учебных занятий:  

1.Индивидуальные практические занятия в классе с педагогом

2.Занятия с педагогом малыми формами (дуэты)

3.Самостоятельные занятия по заданию педагога.  

4.Урок – показ, открытый урок.

 

          Методы обучения

Метод слуховой наглядности, исполнительский показ, прослушивание произведений, зрительно – наглядный и т.п.

   

          Структура урока предполагает:

- Распевание, вокальные упражнения, пение вокализа

- Работа над произведением без сопровождения

- Работа с сопровождением                                                  

- Пение в ансамбле (дуэте).

          Урок длится 40 минут. В зависимости от целей и задач урока, степени готовности произведения, особенностей изучаемого материала, порядок (структура) урока может варьироваться. Освоение разделов урока сопровождается сведениями теоретического характера.  На изучение каждого произведения (в зависимости от его сложности и возможностей учащегося) отводится разное количество времени.

В программе органично сочетаются теоретические знания в области вокального исполнительства, практические навыки пения, техническая и художественная направленность занятий, индивидуальные и ансамблевые формы обучения. Осваивается в течение шести учебных лет, каждому из которых соответствует свой этап обучения, свои частные цели и задачи.  

Программа рассчитана на детей 8 – 9 лет.

 Учет и контроль успеваемости

Формы контроля: текущий (по мере усвоения программного материала, новых тем, произведений, навыков) осуществляется по усмотрению преподавателя.

Промежуточная аттестация - (по итогам полугодий и года) осуществляется в форме зачета с оценкой по пяти-бальной системе.

Итоговая аттестация - (по итогам всего курса) осуществляется в форме зачета с оценкой по пяти-бальной системе.

Методические рекомендации

Предмет «Сольное пение» помогает хормейстеру в формировании творческого хорового коллектива, ускоряет работу над коллективной вокальной интонацией, музыкальным строем.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности развитие музыкального мышления учащегося. В начальный период обучения необходимо прививать навыки сознательного освоения музыкально-художественного содержания произведения. При работе над выразительностью исполнения следует осторожно относиться к привнесению в пение речевых интонаций, жестикуляции, так как всё это может мешать на начальном этапе выработке правильной вокальной позиции и навыков дыхания. Необходимо развивать у обучающегося умение певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественности, чувствовать развитие мелодии, кульминацию произведения.

Общее правило в подборе репертуара – бережно и осторожно расширять диапазон, работая в крайних регистрах. Стараться не брать в произведениях трудные, высокие ноты, которые получаются нестабильно. Использовать при необходимости транспонирование.

Методы вокального воспитания школьников частично опираются на практику обучения взрослых, но имеют свою специфику, и, прежде всего возрастную. Голос ребенка младшего школьного возраста находится на начальном этапе своего развития. Голосовые связки в этом возрасте очень слабые, гортань - гибкая, эластичная, подвижная и послушная. Голос не имеет той силы, которая постепенно разовьется впоследствии по мере укрепления вокальных мышц. Детскому голосу свойственно легкое, звонкое фальцетное звучание, которое относится к головному пению. Диапазон ограничен и в большинстве случаев составляет одну октаву и даже меньше.

В процессе работы над постановкой голоса можно выделить следующие возрастные этапы:

  1. Младший: мальчики и девочки 7 - 8  лет;
  2. Средний: мальчики и девочки 9 - 13  лет;

Известна проблема голоса мальчиков. В возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12 - 14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается в более низкий регистр.

  1. Мутационный: юноши и девочки 13 - 16 лет;

Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. В том случае, если мутация проходит в острой болезненной форме, то занятия можно временно отменить. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар.

  1. Старший: юноши и девочки 15 - 17 лет. В этом возрасте происходит стабилизация голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, перегрузка дыхания, зажим певческого аппарата, скованность).    

Преподаватель должен заботиться о правильном певческом дыхании обучающегося, которое является основой вокальной техники и от него зависит качество и красота звука. Оно должно стать автоматическим и естественным. Проблемы в интонировании могут возникнуть при вялом дыхании, низкой вокальной позиции, плохо развитом вокально – интонационном слухе. Учитывая это, задачей первого года обучения маленьких певцов является активизация губ, лицевых мышц, правильного положения гортани и мягкого нёба в пении. Также необходимо выравнивание звучания гласных звуков по тембру за счёт их округления. При переходе с речи на пение юные вокалисты должны научиться перестраивать режим работы органов голосообразования, уметь согласовывать регистры, стремиться к микстовому, смешанному звучанию по всему диапазону.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.         Успех в обучении во многом зависит от того, как обучающийся занимается дома.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие вокальных умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей.

Вокальная подготовка учащихся должна носить комплексный характер. Следует воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Индивидуальный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения могут быть внесены изменения в репертуар обучающийся. В характеристике по итогам учебного года должны быть зафиксированы успехи и недостатки в работе и развитии обучающегося.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающегося. Необходимо научить юного вокалиста петь осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля произведения, петь свободно, с творческим вдохновением. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

В программе предлагается примерный перечень произведений, рекомендуемых для исполнения на контрольных уроках и  академических концертах, различных по уровню сложности,  исполнительским задачам и позволяющий учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Программа

1 год обучения (2 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего(часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Освоение навыка чтения нот с листа, сольфеджирования, изучение основных жанров вокальной музыки.

  2. Воспитание вокальных навыков. Приобретение навыков верной певческой установки: округление гласных, формирование гласных звуков в сочетании с согласными, пение простых мелодий, вокализация штриха «легато» в средних и медленных темпах, использование активной артикуляции без форсирования звука.

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен освоить: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 песен различного характера и содержания.

Примерные программы академических концертов

1 вариант

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

2 вариант

Дубравин Я. «Музыка в лесу»

2 год обучения (3 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего (часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса        

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Развитие навыка чтения нот с листа, сольфеджирования, общая характеристика содержания произведения. Разбор текста и музыки в доступной форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению.
  2. Воспитание вокальных навыков. Развитие навыков правильной певческой установки, естественное звукообразование, пение без напряжения. Освоение элементарных приемов артикуляции.  

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 произведений различного характера и содержания.

Примерные программы академических концертов

1 вариант

I полугодие

Иванников В. «Чайки»

II полугодие

Кюи Ц. «Под липами»

2 вариант

I полугодие

Дубравин Я. «Веселые карусели»

2 вариант

Кюи Ц. «Майский день»

3 год обучения (4 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего(часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы вокальных произведений. 

  2. Воспитание вокальных навыков. Достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение диапазона. Ясное произношение согласных с опорой на гласную, выделение логического ударения.

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти: вокализы или упражнения на технику вокализации, 4-6 произведений (несложную арию или ариетту, народную песню, 2-3 произведения по выбору).

Примерные программы академических концертов

1 вариант

I полугодие

Снетков Б. «Вдоль по речке серебристой»

II полугодие

Грегори Д.  «Менуэт»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Как в лесу-лесочке», обработка С. Сиротина

II полугодие

Н.фон Вильм «Колыбельная»

4 год обучения (5 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего(часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Музыкально-теоретический разбор вокальных произведений: строение мелодии, ритмические особенности, лад, тональность, форма. Связь литературных и музыкальных образов в произведении.

  2. Воспитание вокальных навыков. Укрепление певческого дыхания на опоре, ровность звучания голоса на всем протяжении диапазона. Высокая вокальная позиция. Дальнейшее укрепление дикционных навыков.

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и артикуляции. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона.  В течение года обучающийся должен пройти 4-6 произведений (несложную арию или ариетту, народную песню, романс, 2-3 произведения современных авторов).

Примерные программы академических концертов

1 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обработка А. Абрамского

II полугодие

Шуман Р.  «Совёнок»

2 вариант

I полугодие

Варламов А. «Звёздочка ясная»

II полугодие

Брамс Й. «О, милая дева»

5 год обучения (6 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего(часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Изучение специальной терминологии: резонаторы, тембр, тесситура, вибрато, фразировка, штрих.

  2. Воспитание вокальных навыков. Закрепление полученных ранее начальных вокально-технических  навыков. Организация дыхания, развитие продолжительного вдоха. Развитие свободы артикуляционного аппарата. Формирование высокой вокальной позиции, округлости звучания на гласных звуках. 

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и артикуляции. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона.  В течение года обучающийся должен пройти 4-6 произведений (старинную арию, народную песню, романс, 2-3 произведения разных стилей и жанров).

Примерные программы академических концертов

1 вариант

I полугодие

Н.фон Вильм «Незабудка и ручей»

II полугодие

Мельо В. «Колыбельная»

Моцарт В.  «Маленькая пряха»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «У зори-то, у зореньки», обработка С.Сиротина

II полугодие

Гурилёв А. «Сарафанчик»

Скарлатти А. «Sento nel core»

6 год обучения (7 класс)

Учебно-тематический план

Разделы курса

Теория (часов)

Практика (часов)

Всего(часов)

Музыкально-теоретическая подготовка

3

1

4

Воспитание вокальных навыков

1

8

9

Учебно-художественная работа над репертуаром

5,5

15

20,5

Резервное время

-

0,5

0,5

Содержание курса

  1. Музыкально-теоретическая подготовка. Расширение кругозора и музыкальной эрудиции в области вокальной музыки.

  2. Воспитание вокальных навыков. Совершенствование полученных ранее начальных вокально-технических  навыков. Укрепление вокальной интонации, исполнительских навыков. Выравнивание звучания голоса по всему диапазону.

  3. Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года обучающийся должен пройти вокализы, способствующие совершенствованию вокальной техники, 4-5 произведений различных жанров: арию, народную песню, романс, 1-2 произведения по выбору.

Примерные программы академических концертов

1 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Я калинушку ломала»

II полугодие

Булахов П. «Тук, тук, тук… как сердце бьётся!»

Паизиелло Дж.  Ариетта из оперы «Прекрасная мельничиха»

2 вариант

I полугодие

Русская народная песня «Как на этой на долинке», обработка Г. Сметанина 

II полугодие

Даргомыжский А. «Мне грустно»

Скарлатти А.  Канцонетта «Gia il sole dal ganga»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса» является:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знание вокального репертуара в соответствии с программными требованиями;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органичного сочетания слов и музыки;
  • приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

В процессе реализации программы «Сольное пение» на начальном этапе (1 – 3 годы обучения) обучающиеся должны освоить:

  • навык верной певческой установки, механизм нижнерёберного дыхания, навык «пения на опоре»;
  • механизм звукообразования и навык красивого, вокального звуковедения согласно характеру исполняемого произведения;
  • умение сольфеджировать, осуществлять разбор и разучивание произведений по нотам;
  • использование элементов динамической и агогической нюансировки в пении.

Обучающиеся 5 – 7 года обучения должны освоить:

  • пение на ровном, наполненном дыхании;
  • навык разучивания вокальной партии с игрой на фортепиано;
  • точное выразительное интонирование;
  • тембровое и стилевое разнообразие в исполнении;
  • эмоциональную насыщенность вокального звучания;
  • осмысленность, выразительность прочтения текста как на русском, так и на других языках.          

Критерии оценки и уровни освоения навыков при осуществлении текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  учащихся

Критерии

Уровни

отметка

Дыхание, звукообразование, звуковедение

Интонация, строй, чувство метро-ритма

Дикция, осмысленность литературного текста

Эмоциональность, музыкальность

оптимальный

(5+,5, 5-)

нижнереберное, протяженное, экономное дыхание, активная мягкая атака звука, «льющийся» звук на легато, сглаженность регистров, пение на опоре в высокой позиции

чистая, устойчивая выразительная интонация во всех видах мажора и минора, активный слуховой контроль развитый гармонический слух, метро-ритмическая четкость и выразительность

округление гласных, четкая артикуляция, грамотная орфоэпия, совершенное произношение текста, выделение логического ударения

яркое эмоциональное  исполнение, выразительная музыкальная фразировка.

достаточный

(4+, 4, 4-)

нижнереберное, протяженное, малоэкономное дыхание, не всегда активная мягкая атака звука, пение на легато, относительная сглаженность регистров

устойчивая интонация в мажоре и миноре, наличие слухового контроля, незначительная детонация или дистонация, наличие гармонического слуха, ритмическая устойчивость

частичное округление гласных, свобода и подвижность артикуляции, осмысленное и четкое произношение текста

частично выразительное эмоциональное исполнение, наличие  фразировки.

средний,

удовлетворительный

(3+,3, 3-)

среднереберное, неэкономное дыхание, вялая или жесткая атака звука, пение близкое к легато с неравномерной силой звучания разных регистров, низкая позиция

неустойчивая, «плывущая» интонация, частичная ритмическая устойчивость

«открытый» звук, недостаточное освоение навыка отчетливого произношения текста

недостаточно выразительное и неуверенное исполнение, отсутствие фразировки.

низкий, критический

(2)

поверхностное, ключичное дыхание, вялая, пассивная атака звука, звуковедение без «опоры», прерывистое.

фальшивая интонация или отсутствие таковой, крайняя метро-ритмическая неустойчивость

отсутствие навыков по формированию гласных, дикционных навыков, осмысления текста

Равнодушное исполнение, «срывы», отсутствие целостности и формы.

Примерный репертуарный список для обучающихся 1 – 3 года (2 – 4 классы)

  1. Абт Ф.   Сборник вокализов под редакцией Г. Тица
  2. Александров А. «Я по садику гуляла»
  3. Алябьев С. «Незабудочка»
  4. Аракишвилли Д. «Ручей», «Цветы»
  5. Аренский А. Детская песня «Спи дитя мое, усни»
  6. Балакирев М. «Заиграй, моя волынка»
  7. Балакирев М. «Как по морю, морю синему»
  8. Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  9. Бетховен Л. «Сурок»
  10. Брамс И. «Колыбельная»
  11. Варламов А. «За морем синичка»
  12. Векерлен Ж. «Младая флора», «Менуэт Экзоде»
  13. Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
  14. Гречанинов А. «В лесу»
  15. Гречанинов А. «Вербочки»
  16. Гречанинов А. «Теленочек»
  17. Грегори Д. «Менуэт»
  18. Григ Э. Детская песенка
  19. Даргомыжский А. «Баю, баюшки, баю»
  20. Даргомыжский А. «Ты хорошенькая»
  21. Дубравин Я. «Музыка в лесу»
  22. Дубравин Я. «Веселые карусели»
  23. Иванников В. «Чайки»
  24. Иорданский М. «Скрипочка»
  25. Калинников В. «Мишка»
  26. Кюи Ц. «Лето», «Зернышко», «Под липами», «Майский день»
  27. Левина З.  «Наш соловей»
  28. Левина З.  «Ручеек»
  29. Левина З. «Матрешки»
  30. Н.фон Вильм «Колыбельная»
  31. Каччини Ж. «Любовь, чего ты ждешь?»
  32. Кюи Ц. «Весна, Осень, Май»
  33. Левитин Ю. «О чем шумит березонька»
  34. Мусоргский М. «Вечерняя песенка»
  35. Снетков Б. «Вдоль по речке серебристой»

Народные песни

  1. Белорусская народная песня «Перепелка»
  2. Латышская народная песня «Где ты был так долго?»
  3. Немецкая народная песня «Гусята»
  4. Немецкая народная песня «Соловей и лягушки»
  5. Немецкая народная песня «Хохлатка»
  6. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
  7. Русская народная песня «Как в лесу, лесочке»
  8. Русская народная песня «Коровушка»
  9. Русская народная песня «Не летай соловей»
  10. Чешская народная песня «Петушок»

Примерный репертуарный список для обучающихся 4 – 7 года (5 – 8 классы)

  1. Алябьев А. «Зимняя дорога»
  2. Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко»,
  3. Алябьев А. «Увы, зачем она блистает»
  4. Бах И. С. «Жизнь хороша!»
  5. Бах И. С. «Нам день приносит свет зари»
  6. Бетховен Л.  «Милее всех был Джемми»
  7. Бетховен Л. Песня Клерхен
  8. Брамс И. «Спящая царевна»
  9. Брамс И. «Колыбельная»
  10. Булахов П. «Колокольчики мои», «Тук,тук,тук…как сердце бьется!»
  11. Варламов А.   «Вдоль по улице метелица метет»
  12. Варламов А.   «Красный сарафан»
  13. Варламов А.  «Звездочка ясная»
  14. Варламов А. «На заре ты ее не буди»
  15. Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»
  16. Глинка М. «Венецианская ночь»
  17. Глинка М. «Не пой, красавица, при мне»
  18. Григ Э. «Лесная песнь»
  19. Гурилев А.  «Внутренняя музыка»
  20. Гурилев А. «Матушка-голубушка»
  21. Гурилев А. «Сарафанчик»
  22. Глинка М. «Не щебечи, соловейко»
  23. Даргомыжский А. «Мне грустно»
  24. Джордани Д. «О, милый мой!»
  25. Дюбюк А. «Травушка-муравушка»
  26. Дюбюк А.  «Не брани меня, родная»
  27. Дюбюк А. «Птичка»
  28. Зейдлер Г. Вокализы
  29. Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  30. Левина З. «Веселая песенка»
  31. Левина З. «Весна прискакала»
  32. Мельо А. «Неаполитанская колыбельная»
  33. Монюшко С. «Золотая рыбка»
  34. Моцарт В. А. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
  35. Моцарт В. А. «Довольство жизнью»
  36. Моцарт В. А. «Приход весны»
  37. Моцарт В. А. «Маленькая пряха»
  38. Н.фон Вильм «Незабудка и ручей»
  39. Паизиелло Д.«Nel cor piu non mi sento»
  40. Паизиелло Д. «Ария Серпины» из оперы «Служанка – госпожа»
  41. Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
  42. Римский – Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», стихи  А. Толстого
  43. Римский – Корсаков Н. «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»
  44. Скарлатти А. «Нет мне покоя»
  45. Скарлатти А. «Кого любовь настигнет»
  46. Шуберт Ф.  «В путь»
  47. Шуберт Ф. «Швейцарская песня»

Народные песни

  1. Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель»
  2. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
  3. Русская народная песня «Я калинушку ломала»
  4. Русская народная песня «Я в садочке была»
  5. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
  6. Русская народная песня «Как на этой на долинке»
  7. Русская народная песня «Прощай, радость»
  8. Русская народная песня «Уж как пал туман»
  9. Русская народная песня «У зори-то, у зореньки»
  10. Финская народная песня «Веселый пастушок»
  11. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

Список рекомендуемой нотной литературы

Вокализы и упражнения

  1. Абт Ф. Школа пения.
  2. Ваккаи Н. Школа пения.
  3. Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
  4. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.
  5. Зейдлер Г. Избранные вокализы.
  6. Конконе Дж. Избранные вокализы.
  7. Пановка Г. Избранные вокализы.
  8. Шарф Г. Вокализы для средних голосов. 

Нотная литература

  1. Алябьев А. Романсы и песни. М., 1975.
  2. Брамс И. «Избранные песни»  Л., «Музыка» 1985.
  3. Брамс И. «Песни любви»  М., «Музыка» 1990.
  4. Ветка сирени. Старинные романсы. М., Музыка. 1989.
  5. Вокальная библиотека Музгиз 1960.
  6. Глиэр Р. «Избранные романсы и песни» М., «Музыка» 1983.
  7. Григ Э. «Романсы и песни» М. «Музыка» 1982.
  8. Гурилёв А. М., 1989.
  9. Кабалевский Д. «Время» М., «Советский композитор» 1977.
  10. Кальман И. «Арии и дуэты из оперетт» Л., «Музыка» 1990.
  11. Мокроусов Б. Избранные песни. М., 1957.
  12. Мусоргский М. Детская музыка. М., 1948.
  13. Песни зарубежных классиков. М., 2004
  14. «Песни и романсы советских композиторов» М., «Музыка» 1968.
  15. Песни театра и кино. М., Музгиз.1975.
  16. «Романсы и песни советских композиторов» М., «Музыка» 1983.
  17. «Романсы украинских композиторов-классиков» Киев, издательство «Музычна Украйна» 1990.
  18. Репертуар певца. М., 1961.
  19. Романсы русских композиторов. М., 1979.
  20. Советская песня. М., 1985.
  21. Таривердиев М. Песни и инструментальная музыка. М.,1986.
  22. Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Выпуск 2 М.,1984.
  23. Хрестоматия русской народной песни. М., 1961
  24. Чайковский П. «Детские песни» М., «Музыка» 1981.
  25. Шуман Р. «Концертный репертуар вокалиста» Музгиз1961.

Список методической литературы

  1. Алиева Э.В. « Теоретические основы гармонического развития вокального слуха младших школьников»
  2. Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»  М., Изд. МГПИ, 1983г.
  3. Брылина В. Л. « Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками»  Киев, 1985г.
  4. Горюнова Л. П. «О развитии музыкальной культуры подростка» Новосибирск,1969г.
  5. Добровольская Н. Н. «Развитие детского голоса» Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961г. Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1963г.
  6. Носорев Ю. А. «вокальные особенности музыкальных произведений, как условия певческого развития младших школьников»  1993
  7. Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Методическое пособие. Л., «Музыка»», 1972г.
  8. Сафронова В. И. « Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса» (Сб. ст. Работа с детским хором.) М. , «Музыка», 1981г.
  9. Сергеев А. «Воспитание детского голоса. Пособие для учителей»  Изд. Акад. пед. наук, 1950
  10. Стулова Г. П. « Развитие детского голоса в процессе обучения пению»  М., «Прометей», 1992г.                  
  11. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990г.
  12. Шекалев В. А. «Старинная музыка в начальной школе» Изд. ЛГПИ 1989г.