Личностное развитие учащегося на интегрированных уроках в классе фортепиано

Нагайцева Наталья Алексеевна

Способность к активной созидательной деятельности, нестандартному мышлению - одно из главных требований, предъявляемых к выпускнику ДМШ, Интеграция на уроках в классе фортепиано призвана способствовать личностному развитию учащегося.Формирование конкурентноспособной, креативной личности – одна из главных задач современного музыкального образования. Творческий педагог класса фортепиано постоянно находится в поиске действенных способов обучения и воспитания юных музыкантов. В результате плодотворной преподавательской работы возникают новые методы и средства, которые способствуют возрастанию эффективности обучения в ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нагайцева Н.А.

Красноярский край п.Мотыгино

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩЕГОСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Преподаватель фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Мотыгинская детская

музыкальная школа

Формирование конкурентноспособной, креативной личности – одна из главных задач современного музыкального образования. Творческий педагог класса фортепиано постоянно находится в поиске действенных способов обучения и воспитания юных музыкантов. В результате плодотворной преподавательской работы возникают новые методы и средства, которые способствуют возрастанию эффективности обучения в ДМШ. 

Способность к активной созидательной деятельности, нестандартному мышлению – одно из главных требований, предъявляемых к современному выпускнику ДМШ. Становление творчески мыслящего человека активно происходит на интегрированных уроках специального фортепиано.

Традиции проведения подобных занятий с использованием большого объема информации из различных областей знаний имеют глубокие корни в русской фортепианной педагогике. «Краеугольным камнем» преподавания фортепиано всегда было личностное развитие музыканта. Например, Г.Г.Нейгауз каждое занятие превращал в яркое представление с включением сведений из истории, литературы, философии, различных искусств. Благодаря своему артистизму и энциклопедическим знаниям непревзойденный исполнитель и мастер слова эмоционально и интеллектуально воздействовал на ученика, добиваясь превосходных результатов. На занятиях Г.Г.Нейгауза в процессе диалога между преподавателем и учеником происходило сопоставление фактов, анализ и синтез обсуждаемых сведений. Итогом этих увлекательных экскурсов было всестороннее воспитание музыканта, переосмысление им музыкального произведения и создание глубокого художественного образа [1].

Деятельность преподавателя по классу фортепиано в детской музыкальной школе сложна и многогранна. В ней можно различить две взаимосвязанные стороны. Одна из них – передача преподавателем ученику своих знаний, умений, приемов исполнительского мастерства, своего отношения к искусству, а другая – раскрытие, выявление и взращивание способностей, заложенных в ребенке. При этом преподаватель должен из урока в урок развивать мышление ученика, расширять его кругозор, формировать мировоззрение. Достигнуть этих целей невозможно без применения новых форм урока с использованием инновационных технологий.

Действенный способ развития ученика – интеграция на уроке фортепиано

Интеграция на уроках фортепиано должна не только устанавливать межпредметные связи, но и давать ученику общее глубокое представление о мире, культуре, человеке. На уроках такого типа преподаватель имеет гораздо больше возможностей для активизации работы ученика, развития его мышления. На интегрированных занятиях успешно проявляются творческие и познавательные способности ребенка, усиливается внимание к предмету, увеличивается интерес к насыщенной работе за инструментом, появляется стремление самостоятельно расширить рамки знаний в разных областях искусства. Ученик начинает мыслить логически, сравнивая и сопоставляя отдельные музыкальные понятия, складывающиеся затем в единую систему знаний.

Внутрипредметная [5] интеграция предполагает включение в урок сведений из разных направлений основного предмета, например, из теории и истории музыки, а межпредметная интеграция объединяет несколько предметов вокруг одной темы или нескольких понятий.  

Интеграция – это взаимопроникновение двух или нескольких предметов с доминированием одного из них. На интегрированном уроке по специальности в ДМШ главная роль всегда отводится фортепиано и всем проблемам, связанным с обучением игре на инструменте. Дополнительными предметами по выбору преподавателя могут быть литература, изобразительное искусство, история, философия, психология и так далее. Самый распространенный вид интегрированного урока по фортепиано включает в себя теоретические знания из курса сольфеджио, музыкальной литературы.

Больший, чем обычно, объем сведений на интегрированном уроке делает структуру занятия насыщенной, компактной, динамичной. Учебный материал дается четко, сжато, емко, логично. Однако при этом нельзя забывать о главной цели урока – эмоциональном и интеллектуальном воздействии на ученика, поэтому информация должна быть доступной и интересной для ребенка. Успех интегрированного урока зависит от отношения преподавателя к своему труду, объема его знаний, профессионализма. Если педагог сам увлечен темой урока, свободно оперирует знаниями из различных сфер искусства и смежных предметов, умеет вдохновить ребенка и настроить его на творческий поиск, - отличный результат занятия обеспечен.

Содержание и форма интегрированного урока зависят от выбора преподавателя. Информация на уроке может подаваться последовательно, «пластами». В таком случае учащийся в течение занятия постепенно знакомится с одним и тем же явлением в разных областях искусства. Например, можно познакомиться с образом осени не только в музыке, но и в литературе, живописи, прослушав и посмотрев следующие произведения: П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь», А.С.Пушкин «Осень», И.Левитан «Золотая осень».

Если тема урока раскрывается «по спирали» [3] от деталей к целому или, наоборот, от общего – к частному, то для сознания ученика происходит качественное и количественное изменение содержания и способов деятельности, масштабов явления. Например, начав с исполнения на фортепиано мелодии русской народной песни, учащийся приходит к осознанию чувства Родины и вклада великих русских композиторов в увековечивание ценностей русской народной музыки (М.И.Глинка, Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя», П.И.Чайковский, симфония № 4, тема песни «Во поле береза стояла»).

Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока часто связана с игровой деятельностью ученика, с которой переплетаются другие ее виды: познавательная, исследовательская. Такой урок включает в себя восприятие живописи, архитектуры, поэзии, а также слушание музыки, сочинение, импровизацию. Интегрированные занятия – это увлекательный процесс сотворчества ученика и преподавателя. Они могут быть уроками – сказками, уроками - путешествиями, уроками - спектаклями, уроками - концертами, уроками - исследованиями.

На интегрированном уроке необходимо оставить ребенку время для самостоятельной деятельности по воплощению собственных замыслов. Индивидуальность педагога, его интуиция и эрудиция должны способствовать раскрепощению ученика, проявлению его инициативы. Активно взаимодействуя с окружающим миром, а не только с учебным предметом, юный музыкант быстрее и качественнее формируется как исполнитель - профессионал. Возможно, интегрированное занятие будет уроком свободы, предоставляя простор для самовыражения ученика. Анализируя и обобщая в процессе занятия полученные данные, ученик активно развивает слуховую, зрительную, двигательную память, вербальное творческое мышление, речь, приобретает полезные умения по описанию, сравнению, анализу явлений искусства. Таким образом дети легче овладевают искусством общения, осознают себя как творческую незаурядную личность.

Интеграция на уроках фортепиано позволяет создать в воображении ученика целостную картину музыкального мира, способствует систематизации теоретических знаний, расширению объема специальных знаний, умений и навыков пианиста, развитию внимания, музыкальной памяти, мышления, творческой фантазии, формированию эстетических и художественных ценностей. Прямым следствием содержательных интегрированных уроков является возрастание творческого потенциала юного исполнителя, прогресс в его личностном развитии и, как следствие, - доступность для ученика мирового культурно – образовательного пространства.

Список литературы

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  2. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. – Под редакцией Г.М.Цыпина. – М.: Асadema, 2003.
  3. Полупанова Е.В. «Интеграция предметов в начальной школе» // «Открытый урок.рф» [электронный ресурс].

URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/577888/ (дата обращения 19.10.2017)

  1. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 классы). Под редакцией Л.В.Занкова. –М.: АПН РСФСР, 1963.
  2. Расщепкина Л.Р. «К вопросу об интеграции в образовательном процессе в ДМШ» // VII Международная научно – практическая конференция  «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт – Петербург, 2015) [электронный ресурс].

URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8422/ (дата обращения 19.10.2017)

  1. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика-21, 2004.
  2. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста, издание 2-е. М., «Советский композитор», 1989.
  4. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1968.
  5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984.