Программа по Хоровому классу-Народные ,Струнные инструменты 3 года обучения

Портнова Ирина Михайловна

народные инструменты ,струнные инструменты 3 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3_goda_narodnye_instrumenty_horovoy_klass.doc816 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.

Возраст поступающих в первый класс - с  девяти лет. Срок освоения программы – 3 года.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Цель программы – создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.

Задачи программы:

- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;

- развить музыкальную память, мелодический, ладогармонический, тембровый слух;

- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;

- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;

- сформировать представление  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 - научить  читать с листа несложные музыкальные произведения;

- развить исполнительскую культуру путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

        Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут.  Продолжительность занятия определяется учебным планом.

Объём учебного времени, предусмотренный

на реализацию учебного предмета

                 

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .     

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над хоровой партитурой (пение голосов),  выучивание литературного текста наизусть  и др.

Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к контрольным урокам, и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

Необходимое техническое оснащение занятий заключается в наличии учебной аудитории для групповых форм работы с необходимым количеством стульев для хора, роялем или пианино, музыкальным центром, наличие нотной и методической литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия

1.

Формирование вокально-хоровых навыков:

Певческая установка,дыхание,звуковедение,ансамбль и строй,дикция

Групповой

урок

28,5 ч.

 10 ч.

18.5 ч.

2.

Учебно-художественная работа над репертуаром

-примение освоенных навыков;

-работа над произведением;

-накопление репертуара;

-концертная деятельность.

Групповой

урок

30 ч.

10 ч.

20 ч.

3.

Музыкально-теоретическая подготовка.

Групповой урок

10 ч.

10 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе  освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых  жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты».

 и направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- формирование умения планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 год обучения 

Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.

Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».

В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру.

Младший хор (2, 3 год обучения)

Знакомство  с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань – как источник звука, органы дыхания (диафрагма, как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной).  Укрепление певческой установки. Научиться петь более продолжительные фразы на одном дыхании, брать дыхание соответственно характеру, освоить навык «цепного» дыхания при исполнении продолжительных музыкальных фраз. Уметь правильно формировать гласные в их чередовании. Освоение гармонического ансамбля. Развивать свободу артикуляционного аппарата, пение легким, мягким звуком.  Понимать дирижерский жест, касающийся агогических и динамических изменений. 

В течение года в младшем хоре обучающиеся должны освоить 8-10 произведений, как одноголосных, так и двухголосных с сопровождением и без сопровождения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- знание хорового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

-развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;

- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами вокально-хоровой техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие навыков репетиционно - концертной работы.

        

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются:  контрольный урок.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах,  исполнения концертных программ.

Перед концертными выступлениями проводятся индивидуальные контрольные прослушивания исполняемой программы. Выступления  обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

График промежуточной и итоговой аттестации        

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 год обучения

Контрольный урок

май

Четыре разнохарактерных произведения наизусть.

2 год обучения

Контрольный урок

Академический концерт

декабрь

май

Два разнохарактерных, разножанровых произведений наизусть.

Два разнохарактерных, разножанровых произведения наизусть.

3 год обучения

Контрольный урок

Академический концерт

декабрь

май

Два разнохарактерных, разножанровых произведений наизусть.

Два разнохарактерных, разножанровых произведения наизусть.

Примерные программы академических концертов

1 вариант        

  • Гречанинов А. «Ночь»
  • Калинников В. «Тень, тень»
  • Кюи Ц. «Осень»
  • Левина З. «Наш ручеек»

2 вариант

  • Моцарт В. «Весенняя»
  • Парцхаладзе М. «Конь вороной»
  • Попатенко Т. «Котенок и щенок»
  • Шашкин И. «Снежок»

      3 вариант

  • Бах И. «За рекою старый дом»
  • Гречанинов А. «Про теленочка»
  • Гусева Г. «Русская зима»
  • Крылатов Е. «Мы маленькие дети»

 4 вариант

  • Моцарт В. «Детские игры»
  • Римский-Корсаков Н.  Хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка»
  • Соснин С.  «Весело»
  • Французская народная песня «Братец Яков» обработка А. Александрова

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

-  артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

.Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», «Струнные инструменты» ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство. Не менее важной целью  является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях. 

За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.

Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое. Качество ансамбля, умение  петь вместе, чувствовать друг друга, добиваться единства поставленных задач для раскрытия  образа произведения             всегда в центре внимания работы педагога.

Серьезное вокально-хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения. 

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.

Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства,  способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.

Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате»  в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.

Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть  разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и  образного строя. Очень важно, чтобы   обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.

Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения  в репертуар могут быть внесены изменения.

Особого внимания преподавателя требуют вопросы межпредметных связей. Знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по специальности. Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.

Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:

  1.  хор первого класса
  2.  хор вторых-третьих  классов (младший хор)

В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и  рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, концертах.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

Примерный репертуарный список

  • Бах И. «За рекою старый дом»
  • Брамс И. «Божья коровка»
  • Гаврилов С. «Зеленые ботинки»
  • Гречанинов А. «Ночь»
  • Гречанинов А. «Про теленочка»
  • Гусева Г. «Русская зима»
  • Иванников В. «Весенняя сказка»
  • Калинников В. «Тень, тень»
  • Крылатов Е. «Мы маленькие дети»
  • Кюи Ц. «Осень»
  • Левина З. «Наш ручеек»
  • Люлли Ж. «Песенка»
  • Малевич М. «Пожелание на Рождество»
  • Моцарт В. «Весенняя»
  • Моцарт В. «Детские игры»
  • Парцхаладзе М. «Конь вороной»
  • Парцхаладзе М. «Кукла»
  • Попатенко Т. «Знакомый дом»
  • Попатенко Т. «Котенок и щенок»
  • Портнов Г. «Как ни странно»
  • Римский-Корсаков Н.  Хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка»
  • Славкин М. «Старая кукла»
  • Слонов Ю. «Скворушка»
  • Соснин С.  «Весело»
  • Соснин С. «Веселая поездка»
  • Французская народная песня «Братец Яков» обработка А. Александрова
  • Чичков Ю. «Одноклассники»
  • Шаинский В. «Песенка мамонтенка»
  • Шашкин И. «Осень золотая»
  • Шашкин И. «Снежок»

                           

СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
  • Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.  
  • «Аве Мария»  - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
  • Гладков Г.  «После дождичка в четверг»    издательство  «Дрофа»  2001г.
  • «Детские хоры»  хоры на  «бис»-  американская тетрадь.  Выпуск С.-П.  2004г.
  • «Западные классики – детям» М.  «Советский композитор»  1999г.       
  • «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия  для детского  хора
  • Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
  • «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
  • «Композиторы классики для детского хора»  М. Ипполитов-Иванов  выпуск 6  М.  Музыка  2007г.
  • «Композиторы улыбаются»  сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
  • Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
  • Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
  • Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
  • Марисова И. «Детский хор». Выпуск  9. М., «Музыка» 1990г.
  • Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
  • Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
  • «Полифонические произведения для детского хора» М.  издательство «Советский  композитор»  1983 г
  • Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
  • Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
  • Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
  • Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
  • Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
  • Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
  • Струве Г. «Школа хорового пения»    Москва  2000
  • «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
  • «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
  • «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
  • Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
  • Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
  • Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
  • Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
  • Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
  2. Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
  3. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
  4. Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
  5. Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
  8. Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
  9. Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
  10. Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
  11. Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
  12. Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
  13. Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
  14. Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
  15. Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  16. Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
  17. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
  18. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
  19. Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
  20. О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
  21. Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  22. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
  23. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
  24. Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
  25. Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
  26. Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.