Музыкально-ритмическое чувство детей дошкольного возраста

Исламова Анжелика Григорьевна

Методы и направления развития музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА» ШАТАЛОВСКОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

СТАТЬЯ

Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста

                                                                        Выполнила:

                                                                        преподаватель ДШИ

                                                                        первой квалификации

                                                                        Исламова Анжелика Григорьевна

                                                 

ШАТАЛОВО

2017 г.

     Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста, строится на музицировании,  включающей в себя   три взаимосвязанных направления:

- учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного  использования;

- творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах;

- концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели.

Используется  в работе два основных метода:

-        метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

-         метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов  побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

  Музыкально-ритмическое обучение у детей дошкольного возраста, осуществляется в следующей последовательности:

-        хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

-        ознакомление со звучащими инструментами;

-        творческое исследование тембро-динамических возможностей  инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);  свободный обмен инструментами по желанию детей;

-        разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);

-        формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Обучение   осуществляется на уроке фортепиано.

Эффективным средством привлечения детей к  музицированию и развития у них умения  музыкально-ритмически импровизировать являются игры: «Я маленький композитор», «Эхо», импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание потешек, дразнилок, считалок, песен.

      Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста может развиваться только в процессе игровой музыкальной деятельности: музыкальное занятие  начинается, как правило, с подчёркнуто ритмизованного произнесения собственных имён, фамилий, считалок, песенок. Затем к декламации присоединяются хлопки и притопы, щёлканье пальцами, идёт «развязывание» ритма. С помощью таких,  действий ребёнок вводится в мир ритма. Во время декламации целесообразно направлять внимание ученика, прежде всего на ритмический метр: это достигается при помощи включения детей в игру.

     1. Игра «Шаги под музыку». Дети шагают под музыку марша. За основную единицу времени берётся четверть, которая наиболее соответствует двигательной энергии и психологически естественна для ребёнка.  

      2. Игра в «оркестр». Дети выполняют хлопки, притопы с последующим

перенесением этих ритмических рисунков на ударные инструменты, естественно переходящая в другую игру.  

        Перенесение ритмических рисунков,  освоение нотной записи.

      Для развития чувства ритма также используется технология прохлопывания ритмических рисунков при помощи ритмослогов: «та», «ти - ти». Использование ритмослогов, для ребёнка на начальном этапе проще, чем понятия «четверть», «восьмая». Включение понятий «четверть», «восьмая» должно происходить тогда, когда будут усвоены и прочувствованы ритмические формулы при помощи ритмослогов.    

 

     3. Игра «Ритмическая графика».

     Рекомендуется сразу с освоением ритмической графики учить детей выкладывать  палочками простейшие партитурки.  

     Игра на музыкальных инструментах неразрывно связана с освоением

музыкальной грамоты. Эта связь позволяет делать исполнение активным и

осмысленным для ребёнка. Именно в это время в игровой манере идёт освоение  музыкальной грамоты с опорой на живое звучание: от практики музицирования - к азам теории музыкальной грамоты.

Заключение

Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития,   пересекаются в определении репертуара для детей дошкольного возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара.  

       Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, у дошкольников будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.