Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальное искусство". Автор Яковлева С.Г.

Яковлева Светлана Геннадьевна

Детально разработанная программа по вокальному искусству на первый год обучения детей младшего школьного возраста. Отображены диагностический конструктор, учебно- тематический план. Широко используется метод проектов, который подробно описан в содержании рабочей программы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Педагогического совета

от ____________ № ___

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора  МБУДО  «ЦДТ»

____________ Р. Н. Кургина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

Рекомендовано для учащихся 7-9 лет.

Срок реализации – 1 год

Автор:  Яковлева С.Г.,

педагог дополнительного образования

г. Тула

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

  1. Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

  1. Содержание дополнительной образовательной программы . . . . . . . . . 27

  1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

          программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

  1. Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

  1. Приложение 1.Примерный учебно-тренировочный материал . . . . . . . 42

  1.  Приложение 2.         Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская 

Дополнительное образование представляет собой особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время детей с учётом их интересов и потребностей.  Оно решает проблемы развития мотивации к познанию и творчеству, реализации личностных качеств, социальной адаптации, учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности ребёнка. Ценность дополнительного образования объясняется тем, что самореализация обучающихся происходит за счет свободного выбора сферы деятельности, что стимулирует их интерес к выбранному виду деятельности.

Целью дополнительного  образования является выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности. При достижении вышеназванной цели выявляются следующие принципы:

  1. Раннее выявление способностей;
  2. Поэтапность и преемственность в развитии ребёнка.
  3. Индивидуально-групповой подход.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Наглядность и доступность.
  6. Активное участие родителей в образовательном процессе.

            Дополнительное образование характеризуется системностью, четкостью работы и успешно решает такие задачи, как образовательная (получение новых знаний), воспитательная (обогащение и расширение культурных знаний), оздоровительная (вокалотерапия). Это имеет высокий рейтинг у родителей обучающихся

Данная рабочая программа реализуется в МБУДО «ЦДТ» в объединении «Вокальное искусство», где занимаются обучающиеся младшего школьного возраста,  с разными стартовыми возможностями, которые  сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.

Основными  задачами реализации программы являются:

- развитие умственных способностей (памяти, внимания, восприятия, творческого воображения, мышления);

- формирование произвольности регуляции деятельности;

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном совершенствовании личности;

- организация свободного времени детей;

- формирование навыков учебной работы (правила поведения на занятии, положение певца сидя и стоя);

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческой  реализации обучающихся.

Рабочая программа «Вокальное искусство» составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, нормативными актами учреждения, а именно:

- Федеральным закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172-14;

- Устав МБУДО «Центр детского творчества».

Среди самых интересных и загадочных явлений природы пение традиционно занимает одно из ведущих мест в музыкальном искусстве. Интерес к нему в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности. Занятия по вокальному мастерству опираются на принцип признания самоценности вокального искусства, который позволяет обучающимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении. Поэтому именно в период детства важно раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству. Каждый ребенок находит возможность для самореализации в сольном и ансамблевом пении, пении народных и современных песен с музыкальным сопровождением и без него.

Занятия вокалом оказывают влияние на целенаправленную деятельность ребёнка, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний, влияя на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.

В данных условиях программа «Вокальное искусство» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу младших школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна данной программы заключается в том, что в ней представлена структура  педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся в системе практических занятий.

Разработка новой образовательной программы   базируется на следующих позициях:

- общей идеологии образовательных программ (федеральной, региональной);

- существующих общих научных подходах к созданию образовательных программ для центров дополнительного образования;

- имеющемся практическом опыте  работы;        

- запросе социума (сельская местность).

Учитывались основные направления модернизации  образования:

-  введение новых образовательных стандартов;

-  устранение перегрузок, подрывающих физическое и психическое здоровье детей;

-  соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития  младших школьников, их особенностям и возможностям на начальной ступени образования;

-  личностная ориентация содержания образования;

-  деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных  умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению духовно-нравственных ценностей, становлению личности ребенка;

-  формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (выступления в концертах, конкурсах и т.д.);  

-  обеспечение свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (обучающихся и их родителей).

Общеобразовательная программа «Вокальное искусство» ориентирована на формирование следующих компетенций обучающихся:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир в  музыке, ориентироваться в ней, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ребёнка в ситуациях учебной и иной деятельности.

2. Общекультурные компетенции.

Круг вопросов, по отношению к которым ребёнок  должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 

  1. Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам воспитанник овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационные компетенции.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности воспитанника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 

5. Коммуникативные компетенции.

Включают знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающиеся должны уметь представить себя и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для детей в рамках образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции. 

Означают владение знаниями и опытом в сфере общественной деятельности в социально-трудовой сфере в вопросах права в области профессионального самоопределения, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Воспитанник овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ребёнок. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Отличительные особенности данной программы:

- углубляет знания обучающихся по школьному предмету «Музыка»;

- позволяет в условиях творческого объединения расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся в вокальной группе в течение всего срока реализации программы соразмерно личной индивидуальности;

- способствует включению в занятия различных упражнений по дыхательной гимнастике по методике А.Н. Стрельниковой;

- предоставляет возможность использования  речевых игр и упражнений (по принципу педагогической концепции Карла Орфа),  способствующих развитию у обучающихся чувства ритма;

- направлена на использование игровых заданий, повышающих мотивацию детей к занятиям и  развивающих их познавательную активность;

- дает возможность в проектной деятельности получить опыт познавательной, исследовательской деятельности.

Таким образом, цель данной программы заключается в приобщении обучающихся к искусству пения в вокальной группе, сольного пения, в развитии мотивации к творчеству, в формировании духовно-нравственных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

В ходе достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач.

Формировать:

- навыки певческой установки обучающихся;

- навыки использования при пении мягкой атаки;

- вокальную артикуляцию, музыкальную память;

- вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на два голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

- приёмы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Воспитывать:

- эстетический вкус учащихся;

- интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- чувство коллективизма;

- волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами;

- настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- готовность и потребность к певческой деятельности.

Развивать:

- гармонический и мелодический слух;

- артикуляционный аппарат;

- вокальный слух;

- певческое дыхание;

- преодоление мышечных зажимов;

- артистическую смелость и самостоятельность;

- гибкость и подвижность мягкого нёба;

- диапазон голоса;

- умение держаться на сцене.

В своей работе  руководствуюсь  следующими  принципами:

- свободным выбором обучающихся музыкального репертуара в соответствии с их интересами и склонностями;

- обеспечением условий для самореализации личности;

- признанием права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

- обеспечением ситуации успеха для каждой личности.

ВВЕДЕНИЕ

                «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности», – писал В. А. Сухомлинский. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать обучающимся, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее? На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.

Подготовке новой дополнительной образовательной программы предшествовали:

1. аналитический обзор современного состояния отечественной и зарубежной педагогики, педагогической науки и практики; 

2. обозначены и систематизированы образовательные потребности и возможности детей младшего школьного возраста; 

3. сделан анализ деятельности прошлых лет в данном направлении, особенности развития детей, заложенные традиции, достижения, новые задачи);   

4. проанализированы инновационные процессы, с точки зрения их эффективности.

Собеседования с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, работа педагогов  позволили сформулировать заказ:

- получение качественного образования;

- внедрение новых технологий в образовательный процесс,  который  позволит приобщить обучающихся к искусству пения в вокальной группе, сольного пения, решит проблему мотивации к творчеству, сформирует духовно-нравственные качества и эстетику поведения средствами вокального искусства;

- усиление воспитательного акцента в образовательном процессе через утверждение духовно-нравственных ценностей (добро, правдивость, честь) и эстетических норм поведения (благожелательность, вежливость).

При подготовке данной образовательной программы был проведен анализ государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (программа «Певческая Школа» В.В. Емельянова; «Народное пение» И.А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие). Выше перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школах, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования в центрах детского творчества подобные программы не встречались.

В «Центре детского творчества» имеются все условия для реализации образовательной программы. Этому способствуют профессиональная подготовка педагога, состояние материально-технической базы учреждения.

В основе реализации программы предусмотрено рассмотрение субъектной  деятельности педагога и воспитанника как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса. В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён.

Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов. А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение помогает адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Занятия в вокальной группе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

В результате занятия музыкой улучшают концентрацию внимания и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гиперактивных детей. Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.  

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется своей практической направленностью: ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, может развить свои вокальные способности через овладение умениями и навыками вокального искусства и, таким образом, самореализоваться в творчестве. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.  

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (слуховой контроль и самоконтроль за качеством своего вокального звучания).  

Учебно-тематический план (УТП) выполняет регулятивно-деятельностную функцию через отражение содержания и видов деятельности, через общее количество часов и разделение их по содержанию, через показ форм организации занятий и лаконичное раскрытие образовательных технологий, тренингов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, участвующих в реализации программы.

Раскрытие содержания каждой темы УТП осуществляется по соответствующим модулям содержания программы:

1. Познавательный, обучающий (модуль познавательной деятельности) включает в себя содержание познавательной деятельности, в результате которой ребенок осваивает новое (для него) знание в избранном  виде  деятельности. Результат освоения содержания этого модуля: конкретные знания по данному профилю, функциональная грамотность - может быть представлен в количественных показателях на основе использования различных тестовых и конкурсных заданий.

2. Практико-ориентированный, обучающий умениям (модуль исполнительской, репродуктивной деятельности) включает разнообразные технологические приемы, тренинги, упражнения и т.п., отражающие уровень исполнительского мастерства обучающегося; раскрывает особенности продуктивной деятельности. Результатом модуля, с одной стороны, является продукт (например, достижение и т.п.), а с другой - уровень исполнительского мастерства, который может быть зафиксирован в художественной самодеятельности  званием лауреата, дипломанта и т.п..

3. Психолого-педагогический, развивающий (модуль творческой деятельности), включающий в себя упражнения на развитие личностных характеристик обучающихся (восприятия, воображения, мышления, памяти, и т.п.). Ожидаемые результаты освоения содержания этого модуля можно выразить в терминах “задатки”, “способности”. Результаты могут быть выражены в количественных показателях на основе диагностики развития отдельных личностных характеристик.

4. Эмоционально-ценностный (модуль личностно-значимой коммуникативной деятельности), включающий решение ситуативных задач в процессе взаимодействия с другими лицами, входящими в то или иное объединение детей и взрослых. Результат освоения содержания этого модуля может быть представлен в количественных показателях по итогам диагностики.

В таблице 1 представлен образец формы содержательного заполнения модуля по какой-либо теме дополнительной программы.

Модули образовательной программы

Содержа-ние темы образова-тельной программы ДОД

Модули образовательной программы

познавательный, обучающий 

(модуль познавательной деятельности)

 психолого-педагогический, развивающий (модуль творческой деятельности)

практико-ориентированный, обучающий умениям

 (модуль исполнительской, репродуктивной деятельности)

эмоционально-ценностный (модуль личностно-значимой коммуника-тивной деятельности)

Таким образом, технология блочно-модульного проектирования УТП дополнительной общеобразовательной программы отражает как бы два пути постижения предмета общего интереса, два пути прохождения “образовательного маршрута”: вертикальный, проходящий через образовательные области, и горизонтальный, проходящий через виды деятельности.

Содержание каждой темы занятий раскрывается в форме краткой аннотации, дающей представление о том, чем и как будут заниматься дети и каков ожидаемый результат.

Диагностика музыкальной деятельности 

Диагностика музыкальных способностей нужна как инструмент определения слабо развитых структур музыкальности индивида с целью построения обоснованной программы музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности. В случае же недостаточного или слабого развития отдельных структур музыкальных способностей ребёнка, педагог должен ставить задачи психологического содержания, что обуславливает развивающую стратегию музыкального воспитания.

Диагностика музыкальных способностей обучающихся включает в себя следующие критерии:

- эмоционально-ценностного отношение ребенка к музыке,

- музыкальный кругозор младшего школьника (ориентация в музыкальных произведениях) и элементарная музыкальная эрудиция,

- способы музыкальной деятельности (интерпретация музыкальных образов, певческие умения детей),

- опыт творческой деятельности (активное участие ребенка в разных видах музыкальной деятельности).

В таблице 2 представлена диагностика умений и навыков проводится по всем разделам музыкальной деятельности в процессе обучения младших школьников.

Диагностика умений и навыков

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

3 балла – ребенок проанализировал музыкальное произведение самостоятельно

2 балла – ребенок проанализировал музыкальное произведение с помощью взрослого

1 балл  - ребенок не смог дать характеристику произведению

1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

3 балла –  выбрал правильно и обосновал свой выбор

2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

1 балл – не смог выбрать правильно

1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

3 балла – назвал самостоятельно

2 балла – назвал с помощью

1 балл – не назвал

2. Звуковысотный слух

2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических  инструмента

3 балла – побрал самостоятельно

2 балла – подобрал с помощью

1 балл - не подобрал

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл  - не определил

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

5. Музыкальное творчество

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Особенности организации образовательного процесса.

В программе  «Вокальное искусство» стоит традиционная задача повышения качества дополнительного образования. На первый план выдвигается создание  современной модели образования на основе формирования базовых компетентностей как новых образовательных результатов обучающихся, где наряду с учебными компетентностями (традиционными ЗУН) важнейшее значение приобретают компетентности, направленные на социализацию личности, раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Наиболее эффективное воздействие на младших школьников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Наличие определённой материально-технической базы и программно-методического обеспечения способствуют более качественному  выполнению образовательных задач.  

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности используются эффективные формы работы. Проводятся беседы о влиянии музыки на здоровье младших школьников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту обучающихся.

Формы организации образовательной деятельности в объединении «Вокальное искусство».

   Формы организации обучения могут быть разнообразными, но обязательно целесообразными, несущими мыслительную нагрузку, стимулирующими познавательную активность, самостоятельность, соответствующими возрастным особенностям детей, предполагающими возможность индивидуального подхода. 

Типы учебных занятий:

- изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и т. д.)

- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и т. д.)

- самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, презентации и т. д.)

- комбинированные занятия;

- открытые занятия (отчётное, итоговое и т.д.).

Формы занятий:

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе:

- практические занятия,

- беседа,

- литературно-музыкальные гостиные,

- театрализованные постановки,

- отчетный концерт,

- экскурсия,

- учебная игра,

- занятие-репетиция,

- выездное занятие (посещение концертов, праздников, фестивалей) и др..

Нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе:

- интегрированные занятия, основанные на метапредметных связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, викторины;

- занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т. д.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация;

- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т. д.;

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная, групповая, индивидуальная.

Направленность программы - художественная.

Срок реализации: программа рассчитана на один год обучения.

Учебный  год начинается 1 сентября. Дополнительная общеобразовательная  программа реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Возраст обучающихся в объединении: 7-9 лет.

 Занятия с детьми младшего школьного возраста целесообразно проводить  группой, количественный состав 8 - 12 человек.

Условиями отбора детей в вокальную группу являются их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.

Уровень образования: начальное общее образование

Общее количество часов за год: 72 часа

Режим занятий: групповые занятия 1 раз в неделю по 2 часа.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Данная программа является вариативной: в ней учтена возможность внесения изменений в содержание изучаемых тем и дополнение практических занятий новыми приёмами практического исполнения.

На занятиях по вокалу используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

– метод проектов.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Весь учебный материал, как теоретический, так и практический, подбирается с учетом возрастных особенностей, эмоциональной отзывчивости, вокальных способностей каждого    обучающегося. Песни с хореографическими движениями, или сюжетным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Основные показатели оценки  реализации образовательной  программы:

- образовательные (динамика показателей уровня реализации дополнительных общеобразовательных программ, количество победителей различных конкурсов, соревнований),

- социальные (психологический комфорт учащихся),

- экономические (материально-техническая оснащенность МБУДО «ЦДТ»),

- управленческий (уровень мотивации и стимулирования участников образовательного процесса).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Прослушивание и отбор детей в вокальную группу

-

1

1

3.

Проект «Музыкальная семья или где живут ноты»

1

3

4

4.

Значение дыхания в пении

1

5

6

5.

Приемы звуковедения в песне

1

5

6

6.

Роль дикции в песне

1

5

6

7.

Формирование чувства ансамбля

1

5

6

8.

Проект «Как мы поем и как говорим?» (строение голосового аппарата)

1

3

4

9.

Певческое дыхание

1

5

6

10.

Роль артикуляции в пении

1

5

6

11.

Певческое звуковедение

1

4

5

12.

Проект «Для чего нужна песня в  нашей жизни?»

1

3

4

13.

Ансамбль – значит «вместе»

1

6

7

14.

Формирование сценической культуры

-

4

4

15.

Певческая мастерская

-

4

4

16.

 Итоговое занятие

2

2

Итого

12

60

72

Примечание: Педагог имеет право изменять количество часов на прохождение отдельных тем занятий в пределах программы, учитывая индивидуальные особенности обучающихся данной учебной группы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1 час).  Организационные вопросы по работе объединения. Просмотр  видеоматериалов концертов. Беседа о деятельности объединения «Вокальное искусство». Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся на занятиях.

2. Прослушивание и отбор детей в вокальную группу (1 час). Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 

3. Проект «Музыкальная семья или где живут ноты» (4 часа).

Тип проекта: информативно-творческий.

Для обучающихся:

Проблема: как записывают музыку нотами?

Цель: познакомиться с элементами музыкальной грамоты.

Задачи:

- узнать историю создания нотной записи,

- научиться понимать нотную запись.

        Для педагога:

Проблема: вовлечение  детей младшего школьного возраста в исследовательскую деятельность.

Цель: формирование музыкальной грамотности обучающихся.

Задачи:

- раскрыть историю создания нотной записи,

- формировать музыкальное мышление обучающихся на основе анализа полученной информации,

- научить работать в коллективе, выполняя групповые и индивидуальные задания учителя по теме (каждый рисует свою ноту, придумывает к ней загадку, группа исполняет песню «До, ре, ми» из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»).

Прогнозируемые результаты: обучающиеся узнают о клинописи в Древней Греции, русском крюковом, или знаменном письме. Познакомятся с жизнью итальянского монаха и музыканта Гвидо д,Ареццо, который жил в XI веке. Узнают, что он изобрел четырехлинейную нотную запись с шестью ступенями звукоряда, придумал слоговые названия: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Обучающиеся получат информацию о дальнейшем совершенствовании нотной записи.  Дети приобретут первоначальные навыки сольного и ансамблевого исполнения песен.

Защита проекта проводится в форме ролевой игры с элементами инсценировки детских песен.

4. Значение дыхания в пении (12 часов). Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

5. Приемы звуковедения в песне (12 часов). Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

6. Роль дикции в песне (10 часов). Работа над дикцией. Быстрое и четкое проговаривание скороговорок. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

7. Формирование чувства ансамбля (8 часов). Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

8. Проект «Как мы поем и как говорим?» (строение голосового аппарата) (4 часа).

Тип проекта: информативно-творческий.

Для обучающихся:

Проблема: выяснить, какие органы человека участвуют в голосообразовании.  

Цель: теоретико–музыкальная грамотность младших школьников.

Задачи:

- узнать о правильной работе голосового аппарата во время пения,

- научиться беречь и охранять свой голос,

- научиться петь легко, без напряжения.

Для педагога:

Проблема: поверхностное представление учащихся о роли голосового аппарата в процессе пения.

        Цель: формирование знаний о строении голосового аппарата и гигиене певческого голоса.

        Задачи:

- информировать обучающихся об органах голосообразования,

- приучить детей к бережному отношению к своему голосовому аппарату,

- научить детей не форсировать звук, петь мягко, нежно.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся узнают о роли языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба, гортани, связок, диафрагмы в процессе исполнения песен. Дети получат информацию о гигиене певческого голоса: не кричать во время пения, уходя с занятия, не разговаривать на улице в холодное время года. Также рассматриваются простейшие способы лечения простудных заболеваний.

        Защита проекта проводится в форме инсценирования.

9. Формирование сценической культуры (10 часов). Работа с фонограммой. Фонограмма «+» и «-». Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

10. Певческое дыхание (12 часов). Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но так же активное, в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

11. Роль артикуляции в пении (8 часов). Работа над дикцией и артикуляцией. Напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Работа над особенностями произношения при пении. Быстрое и чёткое проговаривание согласных.

12. Певческое звуковедение (10 часов). Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

13. Проект «Для чего нужна песня в нашей жизни?» (8 часов).

Тип проекта: исследовательский.

Для обучающихся:

Проблема: роль песни в жизни народа и в жизни отдельного человека.

Цель: выяснить, как песня влияет на жизнь человека.

Задачи:

- познакомиться с видами пения (классическое, народное, эстрадное)

- провести параллель между характером песни и настроением человека,

- выявить положительное влияние пения на организм человека.

Для педагога:

Проблема: недостаточное понимание обучающимися значения пения в жизни общества.

        Цель: формирование эстетического вкуса младших школьников средствами вокального искусства.

Задачи:

- научить детей различать манеры пения в классической, народной и эстрадной музыке,

- разбудить интерес учащихся к творческому процессу пения,

- расширить эмоциональный словарь учащихся.

        Прогнозируемые результаты: младшие школьники узнают о ведущих видах пения. Вокал — древнейшее музыкальное искусство. Оно уникально тем, что главная роль в нем принадлежит голосу. Однако исполнять ту или иную песню можно в различной манере пения. К академическому (классическому) пению относится, прежде всего, оперное пение, исполнение оперетты, мюзикла, романса. Главное отличие эстрадной песни – простота формы (обычно куплетная) и содержания, доступность понимания массам. Народное пение - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

        Защита проекта проводится в форме музыкальной стенгазеты.

         14. Ансамбль – значит «вместе» (18 часов). Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

15. Формирование сценической культуры (12 часов). Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

16. Певческая мастерская (10 часов). Постановочно-репетиционная работа.

17. Итоговое занятие (2 часа). Заключительный концерт для педагогов, родителей, детей с целью демонстрации учащимися ЗУН  в результате освоения программы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:        

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Условия реализации программы.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.

В основу программы «Вокальное искусство» для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены, в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении.

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа. Ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова принят в программе как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Интересен и используется в практике работы вокальной группы многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.

В основу программы положены рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

В программе объединения «Вокальное искусство» широко применяется инновационный метод проектов как вид проблемного обучения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения дети учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и исследовательской деятельности.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания вокала:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес в области вокального искусства;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;  

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом важно соблюдать несколько условий:

- знание педагогом индивидуальных способностей, интересов, музыкального опыта каждого учащегося;

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной,

- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся в объединении, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

2. Выполнение проекта.

3. Презентация проекта.

4. Подведение итогов проектной работы.

Диагностические методы для определения уровня творческого развития личности:

- наблюдение,

- создание экспериментальных ситуаций,

- тесты.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материал, творческие мастерские, творческие задания, занимательные задачки и вопросы, стимулирующие активность детей, создающие положительный эмоциональный настрой.

Подбор средств обучения и воспитания  осуществляется для всех  видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дополнительного образования.

Средства обучения

Виды средств обучения

Вид  деятельности

 

Печатные

 

Книги для чтения, раздаточный материал

Учебные занятия в  объединении

Электронные образовательные ресурсы  и оборудование

Проекторы, экран, ноутбуки, образовательные мультимедийные фильмы и презентации, сетевые образовательные ресурсы

Учебные занятия в  объединении

Аудиовизуальные

Слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные и профилактической направленности, учебные фильмы на цифровых носителях 

Учебные занятия в  объединении

Наглядные плоскостные

Плакаты ,таблицы настенные, иллюстрации настенные, выставочные стенды 

Учебные занятия в  объединении

Демонстрационные

 

Тематические стенды, модели демонстрационные

и т.д.

Учебные приборы

Оборудование

Фортепиано, зеркало

Детские шумовые музыкальные инструменты

Использование всех вышеперечисленных средств обучения базируется на определённых принципах:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Подбор оборудования определяется программными задачами творческого развития личности, культуро- и природосообразности,  гуманизма и демократии, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы «Вокальное искусство» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций учащихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Методы управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной группы в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

КОНТРОЛЬ

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат: 

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.

Освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Система оценок  аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.

Освоение образовательных программ предусматривает проведение входного контроля, текущей аттестации, промежуточной аттестация и итоговой аттестации.

Входной контроль - это оценка исходного уровня знаний учащихся, воспитанников перед началом образовательного процесса на этапе формирования группы 1-го года обучения. Если уровень знаний, умений, навыков учащегося соответствует требованиям образовательной программы, он может быть зачислен в группу 2-го и последующих годов обучения по итогам входящего контроля.

Текущая аттестация - это оценка качества усвоения учащимися, воспитанниками содержания конкретной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы в период обучения по итогам полугодия каждого года обучения.

Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учащимися, воспитанниками содержания конкретной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы по итогам учебного года. Если срок реализации общеобразовательной, общеразвивающей программы 1 год и менее, промежуточная аттестация носит итоговый характер.

Итоговая аттестация - это оценка уровня достижений, заявленных в дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программах по завершении всего образовательного периода реализации программы.      

Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы.

         Критерии оценки результативности определяются самим педагогом в его дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программе.

Критериями оценки результативности обучения также являются:

  • критерии оценки уровня теоретических знаний программным требованиям;

- широта кругозора;

- свобода восприятия теоретической информации;

- развитость практических навыков работы со специальной литературой;

- осмысленность и свобода использования специальной терминологии;

  • критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:

- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

- свобода владения специальным оборудованием, оснащением воспитательного процесса;

- качество выполнения практического задания и степень ответственности;

- технологичность практической деятельности;

  • критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся:

- культура организации практического задания;

- аккуратность и ответственность при работе;

- развитость специальных способностей.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета.

2. Фортепиано.

3. Музыкальный центр, ноутбук.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Нотный материал, подборка репертуара.

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3, МР4.

9. Записи выступлений, концертов.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001.

2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  

8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П.,1997.

10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.

11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.

5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.

6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.

Приложение 1.

Примерный репертуарный план

Первый год обучения

   «Колечко» народная песня

  «Тонкая рябина» народная песня

  «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв

  «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой

  «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

  «Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина

  «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

  «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой

  «Планета детства» муз. и сл. В. Цветков

  «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков

Приложение 2.

                   

                Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)

Фамилия и имя ребёнка…………………………………………………………..

Возраст…………………

Дата:

 констатирующего этапа (1)………………………………………

 промежуточного этапа (2)………………………………………

 контрольного этапа (3)…………………………………………

Уровень

развития

                         Параметры музыкальных способностей

Метро –

темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковы-

сотности

Гармони-

ческое

чувство

Динами-

ческое

чувство

Чувство формы

1.

К

О

Н

С

Т

А

Т.

2.

П

Р

О

М

Е

Ж.

3.

К

О

Н

Т

Р

О

Л.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Высокий

Средний

Низкий

Диагностика звуковысотного чувства

Воспринимающий тест

Кот и котёнок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

- Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук  до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий):                                                             

Код

задания

Предъявляемые звуки

(первой октавы, второй           октавы)

Присуждаемый балл (за правильный

ответ)

Правильный

ответ

     1.1.

           ми1 – соль2

                 1

Кот - котёнок

     1.2.

           соль2 – фа1

                 2

Котёнок – кот

     1.3.

           фа1 – фа2

                 3

Кот - котёнок

     2.1.

           фа2 – соль1

                 1

Котёнок - кот

     2.2.

           ми2 – соль1

                 2

Котёнок - кот

     2.3.

           ля1 – ми2

                 3

Кот - котёнок

     3.1.

           ля1 – ре2

                 1

Кот - котёнок

     3.2.

           ре2 – си1

                 2

Котёнок - кот

     3.3.

           до2 – си1

                 3

Котёнок - кот

Алгоритм предъявления теста:

Вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3., затем – задание  3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2.(где за правильный ответ присуждается  2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся  задание 1.1. (1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
  • средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
  • низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0)                         

Диагностика чувства тембра

Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.

Изучать эту способность можно посредством предъявления одной и той же мелодии (музыкального фрагмента в последовательно дифференцированном её исполнении различными голосами и инструментами).

Схема дифференцированного предъявления музыкальных тембров

                               Тембр музыкального звука в фрагменте мелодии

   Вокальное звучание

                      Инструментальное звучание

Детские

Женские(сопрано, альт)

Мужские (тенор, бас)

Хоровое a capella (детские, женские, мужские)

ударные

духовые

  струнные

  оркестр

Литавры

Ксилофон

Тарелки

Бубен

Треугольник

И др.

Деревянные (флейта, фагот, кларнет)

Медные (труба, валторна, тромбон, саксофон)

Клавишно-духовые (орган, баян, аккордеон)

Смычковые (скрипка, виолончель, контрабас)

Щипковые (гитара, арфа, балалайка, гусли…)

Струнно-ударные

(фортепиано, клавесин)

Смешанный состав инструментов

Детских инструментов.

Народных инструментов.

Симфонический.

Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

 - Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.                                                          

Критерии оценки:

  • слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов:    всего = 1 – 3 балла;
  • средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
  • высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.

                        Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его представлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

         - Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

- А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
  • средний уровень = 2 – 3 балла;
  • высокий уровень = 4 – 5 баллов.                                                              

                 Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

 - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
  • средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

Диагностика  метрического чувства

Тест-игра «Шаги великана,  Саши и гнома»

Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Критерии оценки:

  • слабый уровень = 1 балл (сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений));
  • средний уровень = 2 балла (воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16));
  • высокий уровень = 3 балла (точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов)).                                                              

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

- Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

  • слабый уровень = 1 балл (ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей);
  • средний уровень = 2 балла (умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма);
  • высокий уровень = 3 балла (использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз).      

Диагностика ладово-мелодического чувства

Тест-игра «Девочки-припевочки».

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

- Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  • слабый уровень = 1 балл (ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну);
  • средний уровень = 2 балла (ребенок дал два верных ответа);
  • высокий уровень = 3 балла (ребенок дал все правильные ответы).