«Способы преодоления сценического волнения у педагогов ДШИ перед концертным выступлением».

Соколова Елена Сергеевна

В своей работе педагоги ДШИ сталкиваются с теми же проблемами, что и учителя общеобразовательной школы. Обычно, преподаватель становится «психотерапевтом», так как сталкивается со страхами, неуверенностью и скованностью учеников. А взаимодействие в творческих коллективах требует от преподавателя определенной моральной выносливости, особенно когда приходиться отстаивать свою «точку зрения», свою творческую позицию.

Если добавить к этому списку негативные последствия (проблемы личного характера, различные конфликтные ситуации), то можно сказать, что профессия преподавателя – музыканта требует большой физической и эмоциональной выносливости, работоспособности и здоровья.
Отдельно необходимо сказать о концертных выступлениях.

Выходя на сцену, педагог должен служить примером для своих учеников. Они не должны знать и видеть, что педагог испытывает волнение. Поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться, искать и находить способы преодоления сценического волнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenicheskoe_volnenie.docx21.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………2

2. Сценическое волнение……………………………………………….....3

3. Виды волнений………………………………………………………….3

4. Способы устранения волнения перед выступлением………………4

5. Заключение……………………………………………………………....5

6. Список литературы……………………………………………………...6

Введение.

В своей работе педагоги ДШИ сталкиваются с теми же проблемами, что и учителя общеобразовательной школы. Обычно, преподаватель становится «психотерапевтом», так как сталкивается со страхами, неуверенностью и скованностью учеников. А взаимодействие в творческих коллективах требует от преподавателя определенной моральной выносливости, особенно когда приходиться отстаивать свою «точку зрения», свою творческую позицию.

Если добавить к этому списку негативные последствия (проблемы личного характера, различные конфликтные ситуации), то можно сказать, что профессия преподавателя – музыканта требует большой физической и эмоциональной выносливости, работоспособности и здоровья.
Отдельно необходимо сказать о концертных выступлениях.

Выходя на сцену, педагог должен служить примером для своих учеников. Они не должны знать и видеть, что педагог испытывает волнение. Поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться, искать и находить способы преодоления сценического волнения.

Сценическое волнение.

Казалось бы, для профессионального музыканта должно быть проще простого выйти на сцену, — какие могут быть  тревоги и волнения, учитывая, что этим делом он занимается всю жизнь. Но не все так просто.

Без преувеличения можно сказать, что  волнуются перед выходом на сцену практически все музыканты — начиная с учеников ДШИ и заканчивая признанными мастерами. У всех степень волнения проявляется по-разному. Одни могут испытывать легкое чувство волнения, у других случается приступ настоящей паники, и даже с годами это не проходит.

Виды волнений.

Существуют основные симптомы, говорящие, что у человека проявляется синдром сценического волнения: это тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, боязнь выходить на сцену. В зависимости от ситуаций различают несколько степеней волнений:

1. Волнение – подъем. Сопровождается легкой эйфорией, нетерпеливым желанием выйти скорее на сцену. Это наиболее желательное волнение.

2. Волнение – апатия. Человек испытывает подавленное состояние. В голове звучит одна мысль – поскорее бы все это закончилось.

3. Волнение – паника. Это связано с сильнейшим перевозбуждением. Внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, тревожности, вырастающей до страха. 

А. Готсдинер (музыкант, психолог и педагог, теоретик и практик) выделяет пять фаз сценического волнения, связанного с концертным выступлением. 

1 фаза – предконцертное состояние. Эта фаза начинается, когда устанавливается точная дата выступления. Волнение возникает периодически. 

2 фаза – непосредственно концертное состояние. Некоторые исполнители находятся в весьма возбужденном состоянии, хотят поскорее выступить. У других возникает болезненное состояние: поднимается высокая температура, начинается тошнота, головная боль, желудочные недомогания. А кто-то может почувствовать упадок сил или даже сильнейшую депрессию.

3 фаза – очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления.

4 фаза -  начало исполнения. Идет борьба со своим негативным состоянием. Могут наблюдаться потери или даже срывы в исполнении. 

5 фаза – состояние после концерта. Исполнитель испытывает желание услышать отзывы о своем выступлении. Успех, как и неудача, действует двояко. Успех вызывает чувство удовлетворения, прилив сил и уверенности в себе. Неудача у большинства исполнителей вызывает угнетенное состояние, снижает работоспособность, создает неуверенность в себе.

Способы устранения волнения перед выступлением.

Способность взять себя в руки и сохранять спокойствие и уверенность, что бы ни происходило вокруг- одна из составляющих стрессоустойчивости. Устранить волнение и приобрести уверенность в себе помогут следующие упражнения:

Упражнение 1: точка «выключения паники»:

Большим пальцем руки коснитесь «костяшки» среднего (третьего) пальца. Затем смещайте большой палец к ладони, пока не почувствуете «мягкое» углубление или небольшую впадинку. Надавливание должно быть умеренным.

Упражнение 2: «точка уверенности»:

Для стимулирования состояния уверенности необходимо нажимать на «точку уверенности». Нажатием на эту точку посылаем сигнал, который снижает внутреннее эмоциональное напряжение. Это упражнение необходимо делать перед выступлением, продолжительность не менее 30 секунд.

Положение рук: поместите большой палец любой руки сбоку указательного пальца между первым и вторым суставом. Делайте слабые или умеренные нажимы.

Упражнение 3: техника дыхания для избавления от страха:

делайте энергичные вдохи через нос и выдохи через рот, концентрируйтесь на каждом вдохе и выдохе. На выдохе с силой выбросьте руки вперед, словно вы отталкиваете от себя что-то. Затем на вдохе верните руки к груди по прямой линии, локти прижаты к бокам. Сделайте резкий выдох через рот, вновь выбрасывая руки. Повторите еще раз. Продолжительность не менее одной минуты.

        Заключение.

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например: дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности; релаксационные техники, которые снимают напряжение; медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей. Эти техники основаны на различных способах сосредоточения внимания, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу. Любой педагог сможет освоить понравившуюся технику и применять ее на практике.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние. А это значит, что педагог сможет побороть свои страхи и волнения, соответственно станет уверенным в себе. А уверенный в себе педагог будет вселять уверенность и в своих учеников.

        

Список литературы.

  1. Л.В. Баланчивадзе "Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения" т.19 РАН N 1 1998 
  2.  Е.Л. Яковлева "Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития" Вопросы психологии N 4 1997
  3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974. - С. 52.
  4. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 386 с.
  5. http://si-sv.com/publ/20-1-0-395
  6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=702314
  7. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=4&0a1=26&0o1=0&0s1=1&0p1=3
  8. http://www.7ya.ru/article/Stress-volnenie-panika-kak-izbavitsya-4-bystryh-sposoba/
  9. http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/sposoby_psikhologicheskoj_samoreguljacii_dlja_pedagogov_pered_koncertnym_vystupleniem/1-1-0-731