Влияние музыкальных занятий на развитие детей с ОВЗ (ДЦП).

Соколова Елена Сергеевна

Детей с ограниченными возможностями здоровья не нужно бояться педагогам. Все, что требуется от педагога - это безгранично любить детей и хотеть им помочь. Ведь жизнь многим обделила этих детей, в наших силах исправить это. А в этой нелегкой работе нам помогут опыт и знания коллег, накопленные не одним десятком лет.   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкальных занятий на развитие детей с ОВЗ (ДЦП).

Детский церебральный паралич – это группа заболеваний у детей с патологией центральной нервной системы. Термин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражена двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Причина церебрального паралича – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном возрасте. Как правило, это происходит при осложнениях во время беременности, что является предвестником преждевременных родов. Не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда, так и у логопеда. ДЦП необходимо лечить в момент формирования патологии. И самое главное – не пропустить его.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.е. появляется с самого рождения ребенка и существует всю жизнь. Двигательные нарушения, как правило, представлены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушается походка, движение руками или, например, запрокидывается шея, возможны даже резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимической мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

Церебральный паралич – не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя считается, что ДЦП не излечивается, постоянный тренинг и терапия могут привести к значительному улучшению состояния человека.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически у всех детей с ДЦП. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у таких детей затруднения. Вот с такими проблемами и сталкивается педагог, решивший работать с детьми-инвалидами. Он должен помочь сформировать у ребенка адекватную самооценку: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже». Ребенок к 7-8 годам начинает осознавать, что он не такой, как все, и начинает переживать по поводу своей внешности. Благодаря хорошо поставленной психологической работе с такими детками, вполне реально преодолеть различные переживания ребенка.

В настоящее время существует множество методов лечения ДЦП. Кратко хочется рассказать о наиболее  интересных и нетрадиционных методах.

Монтессори - терапия – это лечебная педагогика. Мария Монтессори  рассматривала ребенка как личность с самого рождения. В этом и кроется ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется свобода: он может самостоятельно двигаться, развиваться. Но если ему нужна помощь взрослого, он тут же ее получает. Основной принцип метода Монтессори: наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, каков он есть. Мария Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого – наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, но во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются. Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, наблюдательность и самостоятельность, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе.

Одним из известных и эффективных методов, способных помочь больным детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающего мира, полноценно существовать в этом мире, является музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод. Она начала применяться в последние 40 лет. Музыкальная терапия может применяться как способ стимуляции психического развития. Здесь важен правильный подбор музыкального материала, так как избыточная музыкальная стимуляция может нанести вред ребенку. Для заторможенных детей применяются танцы, маршировки с  чередованием темпа музыки. Для гиперактивных детей музыка является элементом регуляции. С помощью пения можно работать с темпом речи. Музыкальная терапия в России использовалась как способ коррекции заикания еще в 30-е годы. Совместные занятия музыкой могут постепенно приучать к коллективу и дисциплине.

Среди основных направлений  коррекционно-развивающего  обучения  детей, страдающих  различными  формами  церебрального  паралича,  занятия,   направленные   на   формирование двигательных  навыков,  развитие  предметной  деятельности,  речи,  общения, игры.  В  связи  с  этим   музыкальные занятия выступают,  как  средство формирования двигательных навыков, восприятия  речи,  игр  и  ряд  других  немаловажных  аспектов психики ребенка.

Так же, как и нормально развивающиеся сверстники, дети  с  церебральными  параличами проявляют интерес к музыке, пению, танцам. При  правильной   организации   занятий   это   становится их  любимым   видом  деятельности.

Музыкальные занятия открывают  перед  детьми  с  ограниченными

возможностями  здоровья  много    интересного,    красивого,

занимательного. Эти занятия наиболее  доступны  для  них. Особое место они занимают в воспитании  детей с ДЦП.

Дети с ДЦП охотно  занимаются  игрой на музыкальных инструментах даже, несмотря на  очень  тяжелые  двигательные  расстройства  и  нарушения пространственного восприятия.

Итак, нарушения при  детском  церебральном  параличе  носят  множественный характер. К  двигательным  расстройствам  присоединяются  нарушения психики, слуха, речи,  зрения.  Поэтому   необходимо   постоянное целенаправленное комплексное воздействие на ребенка  для  стимуляции его развития, профилактики и коррекции нарушений. Все эти проблемы помогают решить музыкальные занятия.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются не только в лечении, но и в специальной психолого-педагогической реабилитации.

Музыкальная реабилитация выступает составной частью общей системы воспитания и обучения детей с ДЦП. Такие дети имеют особенности психического развития. Среди них -  инертность психических процессов, неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентации в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности и т.д. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют скованность, робость, быструю утомляемость; с повышенной возбудимостью им не хватает внимания, сосредоточенности.

В коррекционную программу обучения детей с ОВЗ необходимо включать музыкально – ритмические  движения, пение, слушание, театрализованные игры, музыкально-дидактические игры. Такие виды деятельности будут развивать умственную активность, совершенствовать речевые навыки, улучшать зрительно-моторную координацию. Дети начинают чувствовать, что могут жить, как их здоровые сверстники, заниматься теми же видами деятельности. Такое всприятие очень важно и для их родителей.

Из-за степени выраженности нарушений опорно-двигательной системы у детей музыкально-ритмическая  деятельность ограничена. Бег, прыжки, подскоки, полностью или частично необходимо исключать. На первый план выходят музыкальные упражнения, игры и пляски с различными атрибутами: игрушками, погремушками, флажками, платочками и т.д.

Действия с предметами активизируют детей и одновременно расширяют и обогащают объем двигательных умений и навыков. Дети передают в движении особенности музыкальной пьесы, характер персонажей, их отличительные двигательные особенности: медведя, зайца, журавля. На музыкальных занятиях, дети сначала повторяют за педагогом, а затем самостоятельно выполняют движения, вспоминают их последовательность.

Двигательная коррекция под музыку позволяет решить следующие задачи:

- снять нервное напряжение;

- развить активность, инициативу.

Пение – один из важнейших видов исполнительской деятельности. Пение способствует музыкальному развитию ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к окружающей действительности, при помощи средств музыкальной выразительности. Многие знают, что сложный речевой дефект при ДЦП сильно усложняет музыкальное развитие детей. Поэтому при выборе песенного репертуара для занятий, развлечений, праздников педагог выбирает тот, где есть элементы, которые способствуют нормализации речевого дыхания, плавности, слитности и четкости произношения. Дети освобождаются при этом от скованности и страха, сопутствующего произнесению фразы; их речь становится свободнее. При этом виде деятельности развивается музыкальная память, так как дети учатся узнавать песню по выступлению, ритму.

Есть дети, которые любят музыку и по-особенному ее воспринимают, хорошо чувствуют темп и ритм песен, поэтому им чаще предлагается солировать публично, разучивать понравившиеся песни. Постепенно у детей формируются мелодический слух, музыкальное восприятие, чувство ритма, динамики. Особое значение в обучении детей с ОВЗ имеют игры: музыкально-дидактические и театрализованные. Такие игры расширяют общий кругозор, позволяют понять некоторые свойства музыки, содействуют овладению музыкальными знаниями и навыками, помогают преодолению трудностей, связанных с основными заболеваниями. Во время участия в играх у детей развивается чувство товарищества, коллективизма, дисциплинированность.

Музыкальные игры подбираются так, чтобы те дети, которые могут выполнять движения только сидя на стульчиках, тоже в них участвовали. Рядом с ребенком, имеющим тяжелое двигательное нарушение, обязательно должен находиться родитель или педагог, который поддерживает его, помогает ему выполнять движения, дойти до стула. С помощью музыкально-дидактических игр можно проводить большую индивидуальную работу с детьми. Угадывая, например, знакомую мелодию, ребята, у которых отсутствует речь, подходят к столу и выбирают из нескольких игрушек ту, которая соответствует содержанию исполненных пьес или песни. Если в процессе игр движения у кого-то получаются скованными, а другие не переключаются вовремя с одного движения на другое, надо неоднократно повторять данное упражнение. Если замечается хотя бы небольшое изменение в лучшую сторону, обязательно надо одобрять ребенка, стараться поощрить его за малейший успех: пока что только педагог и родители понимают, что это – победа над болезнью.

В системе коррекционной работы с детьми с ДЦП особая роль принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий в жизни людей, животных и растений.

Учитывая особенности психического развития детей, театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр необходимо руководствоваться индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развития коллективизма, в корректировке поведения; стимулируется самостоятельность. В театрализованных играх наиболее ярко проявляется один из принципов обучения: учить играя.

При работе с детьми, которые имеют тяжелые нарушения развития, можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем – это:

  1. гармонизация, уравновешивание душевного состояния детей (терапия);
  2. социализация детей в группе;
  3. стимуляция общего развития ребенка;
  4. приобщение к шедеврам музыкального искусства;

 Каждая ступень обучения требует особых методов, особых приемов, особых подходов. Разберем каждую ступень отдельно.

1. Гармонизация, уравновешивание душевного состояния детей (терапия).

Терапевтический эффект музыки был замечен людьми очень давно. В последние годы музыкальная терапия стала вновь популярна, так как возможности музыки велики. Музыка - сильное «лекарство», значит, и использовать его нужно крайне осторожно. Поэтому музыканту, работающему с детьми с ОВЗ, необходимы глубокие знания психологии, лечебной педагогики, музыкальной терапии. Но самое главное- это любовь и чуткое отношение к детям.

2. Социализация детей в группе.

Хороводы, пляски, песни - социальны по своей природе. Ведь круг (хоровод) есть социум, и, находясь в кругу, человек действительно чувствует себя членом этого социума. Музыка дает возможность общаться с неговорящими детьми на «музыкальном» языке с помощью хорошо звучащих элементарных музыкальных инструментов.

3. Стимуляция общего развития ребенка.

Каждый человек в своем развитии проходит стадии развития всего человечества. Для любого ребенка очень важно постепенно и последовательно проходить эти стадии, не перескакивая через ступени, но и не тормозя на них. Ребенок с нарушениями развития как бы застревает на определенных, сложных для него этапах. От педагога требуется особая внимательность к каждому конкретному ребенку. Эмоционально затрагивая ребенка, музыка способствует как развитию речи, так и активации и гармонизации его двигательной сферы. Даже парализованные дети, душевно отзываясь на плясовую мелодию, начинают активно и ритмично двигаться.

4. Приобщение к шедеврам музыкального искусства.

Чтобы приобщить детей к шедеврам  музыкального искусства, педагог-музыкант должен обладать знаниями истории музыки, так как звучащая на занятиях музыка должна соответствовать возрасту и развитию детей. Владение голосом и различными инструментами, пусть не виртуозное, но тонкое и музыкальное, также совершенно необходимо в работе с детьми с ОВЗ. Только при соблюдении этих условий, педагог сможет решать стоящие перед ним задачи.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать особые методики. Хотелось бы рассказать об одной эффективной методике - это музыкально-педагогическая система «элементарного музицирования» Карла Орфа. Первостепенное значение в ней отводится музыкально-ритмическому воспитанию. Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на элементарных музыкальных инструментах (ксилофон, металлофон, бубен, треугольник, маракасы и др.). У детей развивался навык коллективного музицирования. Автор разработал упражнения, песенки и пьесы таким образом, чтобы их можно было изменять, варьировать и придумывать вместе с детьми. Когда материал интересен ребенку, он побуждает его сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятий является творческое развитие, которое очень важно для общего развития личности.  Методика К. Орфа очень интересна и обладает рядом несомненных достоинств. 1. Для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования. 2. Можно сочетать данную методику с другими различными методиками. 3. «Элементарное  музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. 4. Создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой  деятельности не только детей, но и педагогов.

Главное и самое важное на занятиях – это общение в игровой форме детей и педагогов. У детей есть возможность проявлять свою индивидуальность. Своеобразная повторяющаяся структура занятий помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим детям и радоваться их успехам. Дети чувствуют, что их любят, поддерживают, в них верят. При использовании данной методики отмечается положительная динамика у всех детей.

Система музыкального воспитания К. Орфа полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка. Она включает в себя следующие элементы:

  1. Речевые упражнения.
  2. Музыкально-двигательные упражнения.
  3. Игры с элементарными инструментами.
  4. Поэтическое музицирование.
  5. Элементарный музыкальный театр.

Более подробно рассмотрим каждый элемент:

  1. Речевые упражнения. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, познакомить с музыкальными формами.
  2. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы). У детей вырабатывается  быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
  3. Игры с элементарными инструментами. При овладении этой формой деятельности дети, 1) совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями, 2) чувство ансамбля здесь развивается очень легко, 3) дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
  4. Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Дети с удовольствием и незаметно  заучивают стихи на память, читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
  5. Элементарный музыкальный театр предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре.

Методика К. Орфа с успехом может применяться в любых воспитательных и образовательных заведениях, так как не требует дорогостоящих инструментов, а также высококвалифицированных музыкальных работников.

Детей с ограниченными возможностями здоровья не нужно бояться педагогам. Все, что требуется от педагога - это безгранично любить детей и хотеть им помочь. Ведь жизнь многим обделила этих детей, в наших силах исправить это. А в этой нелегкой работе нам помогут опыт и знания коллег, накопленные не одним десятком лет.