Программа "В риитме танца"

Подделкова Надежда Анатольевна

Рабочая программа "В ритме танца". 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ritme_tantsac.doc165.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Свердловский центр детского творчества»

 

 Рабочая программа

« В ритме танца»

Педагога дополнительного образования

Подделковой Н.А.

2018

Пояснительная записка.

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку,- тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.

        Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться и варьироваться в зависимости от возможности детей.

Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.) В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления детей решаются задачи эстетического воспитания ребенка. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми всё более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения). В зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения красивее, энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся.

В работе с младшими школьниками уделяется особое внимание освоению имитационных и образно-игровых движений. С этих движений начинается развитие образного мышления и фантазии, развитие двигательных качеств, пластичности, ловкости. Например: игровые упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» - движения головы и шеи, «кошечка» - упражнения на гибкость спины, и т. д. Эти движения могут предлагаться с музыкальным сопровождением, под слово, в игровых ситуациях, а также в танцевальных композициях. Например: танцевальная композиция на детскую песенку « Кузнечик». Сначала мы разучиваем песню, дети представляют и показывают персонажей песни, как они понимают их роль. Затем по куплету разучиваются движения танца

        Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения и речи. Во многих композициях сочетается исполнение движений по показу, и свободное, самостоятельное выполнение движений .В танце-шутке «Путешествие в зоопарк» наряду с повторением движений дети сами придумывают, каких животных они увидели в зоопарке и показывают их, комментируя их характер: «грустный жираф», «весёлая обезьяна», «добрый медведь», т.п. Переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. Не все дети могут сразу импровизировать, некоторым необходимо время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Задача педагога подбадривать, стимулировать творческую деятельность, подобрать сравнения, характеризующие игровой образ. Чтобы добиться успеха, необходимо сформировать установку на исполнение композиции. Наилучшим образом это удается, если совпадают музыка и содержание композиции с интересами индивидуальностью ребёнка. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Например: творческое задание «Осенний лес»: исполнение требует игры воображения, представления образов осенней природы, шороха листьев, обилия грибов, ягод, затихающих животных и птиц .И совсем иная установка на исполнение композиции «Оркестр» она преподносится как игра в будущих музыкантов .В творческих заданиях нет цели идеального исполнения танцевальных движений, главное чтобы ребёнок с удовольствием мог проявить фантазию, оригинальность мышления, выдумки и не боялся быть в центре внимания. Главное- активизировать внимание детей, пробуждение и поддержание у них интереса к творчеству, развитию творческого воображения. Например, композиция «Хоровод» включается в занятия через рассказ о русских народных традициях, пение хороводной песни, а также танцевальную импровизацию под музыку. С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения учащимся предлагается атрибутика, элементы костюмов.

Цели и задачи обучения.

Цель программы - формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений способностей, качеств личности; развитие образного мышления и фантазии.

Задачи:

1.Обучающие:

-знакомство с историей и особенностями бального и народного танца;

-знакомство с понятиями и терминологией;

-овладение основными движениями и фигурами танца;

-обучение основам музыкальной грамотности;

2.Развивающие:

-развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к ритмике;

-развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;

-развитие воображения через умение сформировать танец на основе простейших танцевальных движений;

3.Воспитывающие:

-формирование коммуникативной культуры через знание и умение взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;

-формирование навыков творческой деятельности у учащихся, проявляющих увлечённость;

4.Специальные:

-оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка;

-совершенствование психомоторных способностей детей;

-развитие творческих и созидательных способностей детей;

- сохранение и укрепление здоровья.

Принципы обучения.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный   метод. Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Организация образовательного процесса.

На предмет «Ритмика» согласно программе внеурочной деятельности отводится 4ч в неделю. Курс рассчитан  на 1 год.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:

        1 этап – начальное разучивание.

На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной точке и выполнении движения в целом.

        2 этап – детализированное обучение.

Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в целом.

        3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные движения объединяются в этюд, танец, сцену. Учащиеся проявляя творчество самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в играх.

На этом этапе ставятся задачи:

  • добиться техники выполнения движения без отклонений от нормы и совершенствование её
  • добиться оптимальной свободы и выразительности действий
  • развивать эмоциональность при выполнении танцевальных движений, работать над образом в танце

Структура урока ритмического воспитания:

  1. Построение, поклон, объявление задач урока.
  2. Подвижная разминка в традиционной форме или игровой.
  3.  Повторение и разучивание новых элементов танцев.
  4. Музыкальная или ритмическая игра.
  5. Построение, игра на внимание.
  6. Подведение итогов урока, поклон.

Если форма урока- конкурс, то сразу после разминки начинается конкурсный показ на лучшее исполнение танцевальных композиций и в конце урока подводятся итоги.

На уроке- фестивале после разминки дети показывают группами, парами, по одному заранее приготовленные или из ранее изученных танцевальные этюды с элементами костюмов. В конце урока подводится итог.

Предполагаемые результаты.

Универсальные:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в ритмических движениях;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

— технически правильно выполнять музыкально-ритмические действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные:

- музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, ритмом и темпом.

- двигательные умения:

 а) координация, ловкость движений- точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также в других общеразвивающих и танцевальных видах движений)

б) гибкость, пластичность- мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («лодочка», « лягушка», «берёзка»)

- подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Критерии определения результативности

1 год обучения

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно находит свое место в строю, принимает правильное исходное положение, умеет держать интервал, четко выполнять инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения.

Средний уровень

Ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Выполняет несложные движения вместе с педагогом. Находит место в строю, не всегда держит дистанцию, не соотносит свое положение по отношению к другим.

Низкий уровень

Ребенок не ориентируется в пространстве, не понимает инструкции педагога, не успевает за темпом мелодии, ему требуется постоянная помощь.

Основной показательный результат уроков ритмики наглядно демонстрируется школьниками на смотрах самодеятельности, отчетных концертах, мероприятиях.

Содержание программы «В ритме танца»

Содержание программы

1 четверть (18 часов)

1. Период адаптации – введение в предмет, чем занимаются на занятиях хореографии.

2. Подвижные игры, игры-забавы, сюжетные занятия.

3. Строевые приемы: построение в шеренгу, нахождение своего места в строю, движения врассыпную.

2 четверть (14 часов)

1. Ритмико-гимнастические упражнения. Упражнения с предметами, упражнения на развитие мелкой моторики, несложные ритмические упражнения.

2. Обучение танцам. Танцевальные шаги, ходьба с акцентом, разучивание элементов танца «Петушок»

3. Игры под музыку. Имитация движений зверей и птиц, игра, сидя на стульчике, театрализация.

3 четверть (18 часов)

1. Ритмико-гимнастические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве, коррекционные упражнения на исправление осанки.

2. Обучение танцам. Изучение несложных танцевальных движений, танец «Гуси».

3. Игры под музыку. Сюжетные игры под музыку.

4 четверть (16 часов)

1. Ритмико-гимнастические упражнения. Строевые упражнения, музыкально-ритмическая разминка «Если весело живется», «Часики».

2. Обучение танцам. Разучивание несложных ритмичных движений, поскоки, приседания, повороты на месте и в движении.

3. Игры под музыку. Игра «Эхо», «Кто быстрее»

  • Мягкий шаг;
  • Марш;
  • Сценический бег;
  • Высокий острый бег;
  • Ходьба на высоких, низких полупальцах;
  • Ходьба на пятках, в полуприсяде;
  • Ходьба с высоким подниманием бедра;
  • Высокий острый бег;
  • Галоп;
  • Прыжки на двух, смешанные;
  • «Гармошка»;
  • «Ёлочка»;
  • Положения рук в разных характерах;
  • Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения, на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости координации;
  • Имитационные упражнения (разнообразные образно-игровые движения, жесты);
  • Плясовые движения (элементы эстрадного, народного, детского танца, разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения);
  • Развитие умений ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, в пары, в шеренгу, в 2, 3 шеренги, в несколько кругов и др.);
  • Музыкальные игры.

Рекомендуемый репертуар: «Буги-вуги», «Летка-енка», «Попрыгушки», «Хоровод», «Танец маленьких утят», «Приветствие»,  диско-танцы, музыкальный, стирка, Матросский танец».


Календарно-тематическое планирование по ритмике.

Первый год обучения .

1 четверть

Программный материал

Кол-во

часов

Сроки

Наглядность

Коррекционные задания

Формы контроля

1

Урок-знакомство «Здравствуй, это Я!»

1

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.

Упражнения на расслабление мышц.

Педагогическое наблюдение

2

Урок-путешествие «По стране игрушек».

1

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Педагогическое наблюдение

3

Урок-экскурсия «Удивительное рядом» (посещение концерта)

1

Знакомство с музыкальным и хореографическим творчеством.

Педагогическое наблюдение

4

Сюжетный урок «Путешествие в Кукляндию»

1

Мячи, обручи, фонограммы песен.

Упражнения на взаимодействие в паре.

Педагогическое наблюдение

5

Урок-игра «Ты, я, он, она – вместе дружная семья!»

1

Костюмы, маски, фонограммы.

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Педагогическое наблюдение

6

Сюжетный урок «Веселая карусель» (знакомство с русскими народными инструментами)

1

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.

Упражнения на развитие слухового восприятия

Педагогическое наблюдение

7

Урок-экскурсия «Времена года».

1

Фонограммы, видеосюжеты.

Наблюдение за изменениями в природе, прослушивание музыкальных произведений.

Педагогическое наблюдение

Итоговое занятие

8

Урок-игра «Разноцветная семейка» (знакомство с русскими народными инструментами)

1

Мячи, обручи, фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на развитие слухового восприятия

Педагогическое наблюдение

9

Урок-путешествие «Играй – город»

1

Костюмы, маски, фонограммы.

Упражнения на развитие внимания.

Итоговый урок

 2 четверть

Программный материал

Кол-во часов

Сроки

Повторение

Наглядность

Коррекционные задания

Формы контроля

1

1. Перестроение из одной шеренги в другую, упражнения с флажками. Перекаты в положении «лежа», «стоя», «сидя».

2. Разучивание элементов русской пляски.

3. Музыкально-подвижная игра  «Сидя на стульчике»

2

Ходьба по периметру зала с четкими поворотами.

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни, флажки.

Упражнения для коррекции осанки.

Педагогическое наблюдение

2

1. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. Упражнения на развитие гибкости стопы.

2. Ритмический танец «Петушок»

3. Музыкально-подвижная игра «Цапля и лягушки»

2

Разминка для мышц рук.

Мячи большие, мячи маленькие, фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на профилактику плоскостопия.

Педагогическое наблюдение

3

1. Акцентированная игра с выделением сильной доли, ритмико-гимнастические упражнения на развитие пластики.

2. Ритмический танец «Петушок».

3. Музыкально-подвижная игра.

3

Повороты головы.

Игрушки, фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Педагогическое наблюдение

Итоговое занятие

 3 четверть

Программный материал

Кол-во часов

Сроки

Повторение

Наглядность

Коррекционные задания

Формы контроля

1

1. Ходьба по диагонали, прыжки, упражнения с обручем.

2. Разучивание танца «Стульчик».

3. Музыкально-подвижная игра  «Карусель».

2

Построение в шеренгу, круг.

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.

Упражнения на развитие внимания.

Педагогическое наблюдение

2

1. Ходьба по залу «змейкой», коррекционно-развивающие упражнения на исправление осанки.

2. Танец на стульчике.

3. Музыкально-подвижная игра «Карусель»

2

Строевые приемы.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения ориентировку в пространстве.

Педагогическое наблюдение

3

Сюжетный урок «На лесной опушке»

2

Комбинации движений, закрепление пройденного.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на развитие образного мышления.

Педагогическое наблюдение

4

1. Танцевально-ритмическая разминка «Если весело живется»

2. Приставной шаг.

3. Музыкально-подвижная игра «Шла коза по лесу».

3

Движения по залу со сменой направления.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Коррекционно-развивающие упражнения на исправление осанки.

Педагогическое наблюдение

Итоговое занятие

 4 четверть

Программный материал

Кол-во часов

Сроки

Повторение

Наглядность

Коррекционные задания

Формы контроля

1

1. Движения по залу со сменой характера мелодии, разучивание танцевально-ритмической разминки «Часики».

2. Приставной шаг в разных направлениях.

3. Музыкально-подвижная игра  «Шла коза по лесу».

2

Ходьба с четкими поворотами, смена направлений движения.

Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Педагогическое наблюдение

2

1. Движение по залу в соответствии с динамикой мелодии, танцевально-ритмическая разминка «Часики».

2. Галоп по кругу в разных направлениях.

3. Музыкально-подвижная игра «Эхо».

2

Построение в одну колонну.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Педагогическое наблюдение

3

1. Построение в одну колонну, в две колонны в движении.

2. Поскоки на месте с движением, разучивание элементов танца полька.

3. Музыкально-подвижная игра «Кто быстрее».

2

Ходьба по залу с движениями рук.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Педагогическое наблюдение

4

1. Движение «гусеницей», упражнения на координацию.

2. Танец Полька.

3. Музыкально-подвижная игра «Кто быстрее».

1

Разминка для мышц шеи.

Фонограммы песен, музыкальные инструменты.

Упражнения на координацию движений.

Педагогическое наблюдение

5

Сюжетный урок «Вместе весело шагать»

1

Итоговое занятие


Список литературы.

1. Вайзман, Н.П.

Психомоторика умственно отсталых детей [текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. – 128с.

  2. Детские забавы [текст] : Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.

3. Детские подвижные игры [текст] / Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96с.

4. Детский фольклорный праздник  [текст] : Учебно-методическое пособие /сост.: Л.В. Фибих, Н.В. Курботова. – Кемерово: 1997. – 79с.

5. Ермолаев, Ю.А.

Народные подвижные игры [текст] : Учебное пособие / Ю.А. Ермолаев,

Ю.Ю. Ермолаева – М.: 1990.-130 с.

6. Игры на каждый день [Текст] : Пособие для организаторов развивающего досуга / авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 144с.

7. Коган, М.С.

С игрой круглый год в школе и на каникулах [Текст] / М.С. Коган. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 151с.

8. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития [текст]: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192с. - (Развитие и воспитание школьника).

9. Монахова, Е.Г.

Программа по хореографии для учащихся V-IX классов детских домов и школ-интернатов [текст]  / Е.Г. Монахова. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003. – 51с.

10.

        Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы [текст]  / А. Айдарбекова, В.Н.Белов, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В.Евтушенко, В.С.Кувшинов, С.Л.Мирский, В.М.Мозговой, Н.Н.Павлова, М.Н.Перова, Н.Д.Соколова, В.В.Эк; под ред. В.В.Воронковой - 2-е изд. – М.; Просвещение, 2001. – 192с.

11. Фирилева, Ж.Е.

«СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей [текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс». - 352с.