ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Развитие музыкального исполнительства «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» (срок реализации 3 года) (возраст обучающихся от 11 до 18 лет)
НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11-18 лет.
На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_estradnyy_vokal_5-7.docx | 50.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 3 «Младость» городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ДШИ № 3 «Младость»
городского округа Самара __________________Н.Ю.Александрова «_____»______________ 20__г.
Программа принята на основании
решения методического совета
Протокол № __4___
от «_08_» ____06____ 2015 г.
Новая редакция программы
принята на основании
решения методического совета
Протокол № __1___
от «_28_» ____08____ 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Развитие музыкального исполнительства
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
(срок реализации 3 года)
(возраст обучающихся от 11 до 18 лет)
Автор-составитель: Яшина Ю.С.
2018
- Структура программы учебного предмета
II. Пояснительная записка 3-13
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Учебный план 14
IV. Содержание учебного предмета 15-26
V. Методическое обеспечение учебного процесса 27-42
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 43-44
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направленно на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие вокального исполнительства. Эстрадный вокал» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 21.12.2012 года.
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660.
- «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации «Концепции развития дополнительного образования детей». Утверждён Правительством РФ 24.04.2015г. №729-р.
- "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Направленность программы – художественная.
НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11-18 лет.
На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным пением.
Новизна данной программы отражена в универсальном плане работы с вокалистами, который поэтапно, кратко и точно отражает правильную последовательную работу педагога вокалиста с обучающимся. Второй момент новизны, заключается в расширении информационного и образовательного пространства для обучающихся, так как многие из них могут продолжить обучение в профильных учебных заведениях.
Участвуя в концертах и конкурсах различного уровня, обучающиеся активно общаются со сверстниками и коллегами из других коллективов и городов, сравнивая свой уровень подготовки, расширяя кругозор, осознают свою социальную значимость и необходимость.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственных чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной, классической и джазовой музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Цель: «Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, а также развитие образовательной среды, обеспечивающей эффективную творческую работу, направленную на воспитание культуры, реализацию творческого потенциала детей, становление их социально значимых качеств».
Образовательные задачи:
- сформировать знания о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- сформировать знания о правилах сценического оформления номера;
- освоить знания о стилевых особенностях исполняемых музыкальных произведений;
- обучить простейшим приёмам хореографии;
- сформировать практические умения и навыки вокальной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у обучающихся уважения и признания певческих традиций, духовного наследия и устойчивого интереса к вокальному искусству;
- Воспитывать чувство ответственности за своих товарищей;
- Воспитывать бережное отношение к обрядам и традициям музыкальной культуры
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Развивающие задачи:
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Приобщать воспитанников к миру идей и чувств, помочь познать скрытые в его душе эмоции и творческие возможности;
- Сформировать умения учащихся видеть и чувствовать красоту музыкальных звуков;
- Развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
- Развивать в ребёнке самостоятельность, инициативу, смелость и творческую активность;
- Развивать у учащихся способность преодоления сценического волнения.
В процессе индивидуального обучения, каждый учащийся должен последовательно освоить технику эстрадного вокала, должен чисто интонировать, обладать артистической подачей на сцене, знать устройство голосового аппарата, быть воспитанным и целеустремлённым в процессе освоения учебного материала.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11-18 лет.
На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности, так как многие из них могут продолжить обучение в профильных учебных заведениях.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения и является завершающим этапом обучения эстрадному вокалу в ДШИ № 3 «Младость». В учебном плане предусмотрено 66 часов учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени Недельная нагрузка по предмету составляет 2 академических часа в неделю, 33 недели в год Продолжительность урока 40 минут.
Сведения о затратах учебного времени. При реализации программы учебного предмета «Эстрадное пение» продолжительность учебных занятий составляет – 33 недели в год (66 часов в год). Общий объем курса (3 года) – 198 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Такая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального подхода.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Для успешной реализации данной программы созданы следующие материально- технические условия:
- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
- наличие в классах фортепиано;
- наличие концертного зала;
- аудио- и видеоаппаратура.
Индивидуальный подход к обучению солиста в студии подразумевает определение его подготовки и нахождение на том или ином этапе обучения, этап обучения определяет педагог.
Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальном этапе освоения нашей программы, из класса сольного эстрадного вокала отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.
Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют; овладевают навыками правильного вокального дыхания; поют чисто с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального эстрадного творчества.
Состав заключительного этапа программы поистине звёздный - воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. Участвуют в различных отчётных проектах студии. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предполагается, что каждый обучающийся должен овладеть следующими навыками:
- чисто интонировать;
- владеть правильным видом вокального дыхания;
- петь чисто с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности;
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; - петь под фонограмму 2-голосные произведения.
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами;
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером
произведения;
- знать правила гигиены голоса в предмутационный период;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
- уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.
Общие критерии оценивания результатов:
- Владение знаниями по программе.
- Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры учащихся.
- Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОП
- Педагогические наблюдения.
- Открытые занятия с последующим обсуждением.
- Итоговые занятия.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика. Основные параметры. Период. Способ.
Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям - сентябрь, октябрь (наблюдение); природные физические данные каждого ребенка уровень развития общей культуры ребенка.
Промежуточная высокий уровень исполнения песенного произведения декабрь (концертная деятельность); конкурсы, фестивали, смотры степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка.
Итоговая высокий уровень исполнения песенного произведения - май (концертная деятельность); конкурсы, фестивали, смотры степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков
(декабрь, май), участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
III. Учебный план
Год обучения | Часов в неделю | Кол-во недель в году | Всего часов в год |
1 год обучения (5 класс) | 2 | 33 | 99 |
2 год обучения (6 класс) | 2 | 33 | 99 |
3 год обучения (7 класс) | 2 | 33 | 99 |
ВСЕГО | 297 часов |
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-7 класс
№ | Название тем и разделов | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Постановка голоса | 78 | 26 | 52 |
1.1 | Опора звука | 8 | 4 | 4 |
1.2 | Чувство опоры | 10 | 2 | 8 |
1.3 | Опёртое звукообразование | 10 | 2 | 8 |
1.4 | Вокальная «маска» | 8 | 2 | 6 |
1.5 | Атака звука | 8 | 3 | 5 |
1.6 | Резонаторы | 8 | 2 | 6 |
1.7 | Вокальный зевок | 8 | 4 | 4 |
1.8 | Голосовые регистры | 8 | 2 | 6 |
1.9 | Рекомендации для занятий вокальными упражнениями | 2 | 2 | - |
1.10 | Этапы работы с голосом | 2 | 1 | 1 |
1.11 | Вибрато | 6 | 2 | 4 |
2 | Стиль, манера исполнения | 21 | 11 | 10 |
2.1 | Приёмы, применяемые в эстрадном вокале | 10 | 3 | 7 |
3 | Правила и советы по гигиене голоса | 4 | 4 | - |
4 | Принципы начального обучения вокалу | 4 | 3 | 1 |
5 | Вокально-хоровые работы | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 99 | 37 | 62 |
IV. СОДЕРЖАНИЕ.
- Постановка голоса.
Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.
- Опора звука
«Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры звука.
- Чувство опоры
Ощущение свободно распоряжаться своим голосом. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление этого ощущения.
- Опертое звукообразование
Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос не уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое голосообразование.
- Вокальная «маска»
Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным использование верхних резонаторов.
- Атака звука
Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок. Три вида атаки.
- Резонаторы
Нижняя опора звука – грудной резонатор.
- Вокальный зевок
Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.
- Регистры голосов
Однородные способы звукообразования. Виды регистров.
- Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями Правила выполнения вокальных упражений.
- Этапы работы с голосом
Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации.
- Вибрато
Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.
- Стиль, манера исполнения.
Современная манера вокала. Поиск собственного звука и сценического образа.
- Приемы, применяемые в эстрадном вокале
Рассмотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение, Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.
- Правила и советы по гигиене голоса.
Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.
- Принципы начального обучения вокалу.
Принципы не строго обязательны для всех. Певец в занятиях выступает творцом, а не исполнителем штампов и инструкций. Но творческий человек знает, что общепедагогические установки ориентируют его в занятиях. В работе с начинающими певцами полезно учитывать следующие принципы.
Рассмотрим 20 основных принципов.
- Вокально-хоровые работы.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ | Название разделов, тем программы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Развитие певческого диапазона и голосового аппарата | Рассказ (объяснение материала), практическое занятие | Словесный, Наглядный, Ассоциативный Практический, Ступенчатый | Синтезатор, методические пособия с развивающими голосовыми упражнения ми | Открытое занятие |
2 | Работа над произведением | Практическое занятие | Словесный, Наглядный, Практический | Микрофон, ноутбук, звуковая система, фонограмма | Открытое занятие, концерты, отчётные мероприятия, конкурсы |
3 | Разучивание музыкального и поэтического текстов | Рассказ, практическое занятие | Словесный, Наглядный, Практический | Текст произведения, ручка, бумага, звуковая система, ноутбук, фонограмма (-) и (+) | Открытое занятие |
4 | Работа с микрофоном | Рассказ, Практическое занятие | Словесный, Наглядный, Практический | Звуковая система, ноутбук, Микрофон, зеркало | Открытое занятие, концертные выступления |
5 | Работа над вокальной партией | Рассказ, Практическое занятие | Словесный, Наглядный, Практический | Звуковая система, ноутбук, синтезатор. | Открытое занятие |
6 | Работа над сценическим воплощением | Рассказ | Словесный, Наглядный, Практический | Ноутбук, тематические журналы, зеркало |
|
ПЛАН РАБОТЫ С ВОКАЛИСТАМИ
- Ознакомление с песней, работа над дыханием:
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
- регулирование вдоха и выдоха.
- Работа над образованием звука:
- проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
- Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;
- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
- Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;
- Работа с фонограммой:
- повторение ранее усвоенного материала;
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических и агогических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
- Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических и мелодических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
- Работа над сценическим имиджем: закрепление ранее усвоенного материала;
- воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
- технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения, здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-теоретической работы. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
- метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному
- материалу;
- метод общения; • метод импровизации;
- метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу.
Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе.
Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. Поэтому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог, давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал. Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует:
словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОе ОБЕСПЕЧЕНИе
- Помещение для студии звукозаписи и аранжировки, звукоизолированное, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь 25 кв. м.
- Помещение для переодевания, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь 25 кв. м.
- Помещение для занятий по вокалу, звукоизолированное, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь 25 – 30 кв. м.
- Зеркала в помещение для занятий по вокалу.
- Фортепиано или синтезатор в класс для занятий по вокалу.
- Звуковая система (колонки, микшер, микрофон).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
- Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
- Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
- Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
- Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
- Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
- Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
- Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
- Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
- Бархатова И. Б. – «Методы и диагностика проблем» 2013.
ПРИЛОЖЕНИЯ