ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Развитие музыкального исполнительства «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» (срок реализации 3 года) (возраст обучающихся от 11 до 18 лет)

Яшина Юлиана Сергеевна

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11-18 лет.

На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_estradnyy_vokal_5-7.docx50.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 3 «Младость» городского округа Самара

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор МБУ ДО «ДШИ № 3 «Младость»

городского округа Самара                                                                                               __________________Н.Ю.Александрова                                                                                               «_____»______________ 20__г.

                                                                                             

Программа принята на основании

                                                                                               решения методического совета

                                                                                               Протокол № __4___

                                                                                               от «_08_» ____06____ 2015 г.

Новая редакция программы

принята на основании

                                                                                               решения методического совета

                                                                                               Протокол № __1___

                                                                                               от «_28_» ____08____ 2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Развитие музыкального исполнительства

«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»

(срок реализации 3 года)

(возраст обучающихся от 11 до 18 лет)

 

Автор-составитель: Яшина Ю.С.

2018


  1. Структура программы учебного предмета

II.      Пояснительная записка                                                        3-13

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

 - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета

 - Форма проведения учебных занятий

 - Цели и задачи учебного предмета

 - Структура программы учебного предмета

 - Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Учебный план                                                                        14

IV.    Содержание учебного предмета                                                15-26

     

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                        27-42

 

VI.     Список рекомендуемой учебной и методической литературы        43-44


        II.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направленно на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие вокального исполнительства. Эстрадный вокал» разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 21.12.2012 года.
  2. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва.  
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41         "Об         утверждении         СанПиН         2.4.4.3172-14 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660.  

  1. «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р.
  2. «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации «Концепции развития дополнительного образования детей». Утверждён Правительством РФ 24.04.2015г. №729-р.  
  3. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" 

Направленность программы – художественная.

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11-18 лет.

На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности.

Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным пением.

Новизна данной программы отражена в универсальном плане работы с вокалистами, который поэтапно, кратко и точно отражает правильную последовательную работу педагога вокалиста с обучающимся. Второй момент новизны, заключается в расширении информационного и образовательного пространства для обучающихся, так как многие из них могут продолжить обучение в профильных учебных заведениях.

Участвуя в концертах и конкурсах различного уровня, обучающиеся активно общаются со сверстниками и коллегами из других коллективов и городов, сравнивая свой уровень подготовки, расширяя кругозор, осознают свою социальную значимость и необходимость.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.  

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственных чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной, классической и джазовой музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Цель: «Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, а также развитие образовательной среды, обеспечивающей эффективную творческую работу, направленную на воспитание культуры, реализацию творческого потенциала детей, становление их социально значимых качеств».

Образовательные задачи:

  • сформировать знания о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • сформировать знания о  правилах сценического оформления номера;
  • освоить         знания         о         стилевых         особенностях         исполняемых музыкальных  произведений;
  • обучить простейшим приёмам хореографии;
  • сформировать         практические                  умения         и         навыки                           вокальной        деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  у обучающихся уважения  и признания певческих традиций,  духовного наследия и устойчивого интереса к вокальному  искусству;
  • Воспитывать чувство ответственности за своих товарищей;
  • Воспитывать бережное отношение к обрядам и традициям музыкальной культуры
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание         комфортного         психологического         климата,         благоприятной ситуации успеха.

     Развивающие задачи:

  • Развивать  музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение;   
  • Развивать творческие способности учащихся; 
  • Приобщать воспитанников к миру идей и чувств, помочь познать скрытые в его душе эмоции и творческие возможности;
  • Сформировать         умения         учащихся         видеть         и         чувствовать         красоту музыкальных звуков;  
  • Развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
  • Развивать         в         ребёнке         самостоятельность,         инициативу,         смелость         и творческую активность;
  • Развивать  у учащихся способность преодоления сценического волнения.            

В процессе индивидуального обучения, каждый учащийся должен последовательно освоить технику эстрадного вокала, должен чисто интонировать, обладать артистической подачей на сцене, знать устройство голосового аппарата, быть воспитанным и целеустремлённым в процессе освоения учебного материала.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 11-18 лет.

На обучение принимаются одаренные дети (среднего и старшего возраста), которые закончили обучение по предшествующей этой дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального исполнительства» и будут продолжать развивать свои творческие способности, так как многие из них могут продолжить обучение в профильных учебных заведениях.

Срок реализации программы.  

Программа рассчитана на 3 года обучения и является завершающим этапом обучения эстрадному вокалу в ДШИ № 3 «Младость».  В учебном плане предусмотрено 66 часов учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Объем учебного времени Недельная нагрузка по предмету составляет 2 академических часа в неделю, 33 недели в год Продолжительность урока 40 минут.

Сведения о затратах учебного времени. При реализации программы учебного предмета «Эстрадное пение» продолжительность учебных занятий составляет – 33 недели в год (66 часов в год). Общий объем курса (3 года) – 198 часов.

Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Такая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального подхода.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. 

Для успешной реализации данной программы созданы следующие материально- технические условия:

- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;

- наличие в классах фортепиано;

- наличие концертного зала;

- аудио- и видеоаппаратура.

Индивидуальный подход к обучению солиста в студии подразумевает определение его подготовки и нахождение на том или ином этапе обучения, этап обучения определяет педагог.

Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальном этапе освоения нашей программы, из класса сольного эстрадного вокала отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.

Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют; овладевают навыками правильного вокального дыхания; поют чисто с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального эстрадного творчества.

Состав заключительного этапа программы поистине звёздный - воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. Участвуют в различных отчётных проектах студии. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предполагается, что каждый обучающийся должен овладеть следующими навыками:

  • чисто интонировать;
  • владеть правильным видом вокального дыхания;
  • петь чисто с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  • должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;
  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
  • петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  • знать средства музыкальной выразительности;
  • петь под фонограмму в группе и соло;
  • уметь преодолевать мышечные зажимы;
  • уметь вести себя в коллективе.
  • соблюдать при пении певческую установку;
  • петь на цепном дыхании;
  • уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
  • уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
  • уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; - петь под фонограмму 2-голосные произведения.
  • обладать         артистической         смелостью,         непосредственностью         и самостоятельностью;
  • испытывать потребность к певческой деятельности;
  • пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
  • уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
  • уметь держаться на сцене;
  • обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами;
  • петь         в         меру         эмоционально,         в         соответствии         с характером

произведения;

  • знать правила гигиены голоса в предмутационный период;
  • уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
  • уметь         петь         трёх-         и         четырёхголосные         произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
  • иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.

Общие критерии оценивания результатов:

  • Владение знаниями по программе.
  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.
  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОП

  • Педагогические наблюдения.
  • Открытые занятия с последующим обсуждением.
  • Итоговые занятия.
  • Концертные выступления.
  • Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов

Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.

Диагностика. Основные параметры. Период. Способ.

Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям - сентябрь, октябрь (наблюдение); природные физические данные каждого ребенка уровень развития общей культуры ребенка.

Промежуточная         высокий         уровень         исполнения  песенного произведения декабрь (концертная деятельность); конкурсы, фестивали, смотры степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка.

Итоговая высокий уровень исполнения песенного произведения - май (концертная деятельность); конкурсы, фестивали, смотры степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка.

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков

(декабрь, май), участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

         



III. Учебный план

Год обучения

Часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов в год

1 год обучения (5 класс)

2

33

99

2 год обучения (6 класс)

2

33

99

3 год обучения (7 класс)

2

33

99

ВСЕГО  

297 часов

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5-7 класс

Название тем и разделов

Количество часов

       В том числе

Теория  

Практика

1

Постановка голоса

78

26

52

1.1

Опора звука

8

4

4

1.2

Чувство опоры

10

2

8

1.3

Опёртое звукообразование

10

2

8

1.4

Вокальная «маска»

8

2

6

1.5

Атака звука

8

3

5

1.6

Резонаторы

8

2

6

1.7

Вокальный зевок

8

4

4

1.8

Голосовые регистры

8

2

6

1.9

Рекомендации для занятий вокальными упражнениями

2

2

-

1.10

Этапы работы с голосом

2

1

1

1.11

Вибрато

6

2

4

2

Стиль, манера исполнения

21

11

10

2.1

Приёмы, применяемые в эстрадном вокале

10

3

7

3

Правила и советы по гигиене голоса

4

4

-

4

Принципы начального обучения вокалу

4

3

1

5

Вокально-хоровые работы

3

1

2

 

Итого:

99

37

62

        

IV. СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Постановка голоса.

Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.

  1. Опора звука

«Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры звука.

  1. Чувство опоры

Ощущение свободно распоряжаться своим голосом. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление этого ощущения.

  1. Опертое звукообразование

Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос         не         уставал.         Изучение         приемов,         наталкивающих         на         опертое голосообразование.

  1. Вокальная «маска»

Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным использование верхних резонаторов.

  1. Атака звука

Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок. Три вида атаки.

  1. Резонаторы

Нижняя опора звука – грудной резонатор.

  1. Вокальный зевок

Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.

  1. Регистры голосов

Однородные способы звукообразования. Виды регистров.

  1. Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями Правила выполнения вокальных упражений.
  2. Этапы работы с голосом

Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации.

  1. Вибрато

Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.

  1. Стиль, манера исполнения.

Современная манера вокала. Поиск собственного звука и сценического образа.

  1. Приемы, применяемые в эстрадном вокале

Рассмотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение, Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.

  1. Правила и советы по гигиене голоса.

Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.

  1. Принципы начального обучения вокалу.

Принципы не строго обязательны для всех. Певец в занятиях выступает творцом, а не исполнителем штампов и инструкций. Но творческий человек знает, что общепедагогические установки ориентируют его в занятиях. В работе с начинающими певцами полезно учитывать следующие принципы.

Рассмотрим 20 основных принципов.

  1. Вокально-хоровые работы.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.

Работа над чистотой интонирования по интервалам.

Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.

Пение учебно-тренировочного материала:

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.

Вокальные упражнения для правильного формирования звука.

Пение импровизаций:

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название разделов, тем программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический

материал,

техническое

оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Развитие певческого

диапазона и голосового аппарата

Рассказ

(объяснение материала),

практическое занятие

Словесный,

Наглядный,

Ассоциативный

Практический, Ступенчатый

Синтезатор, методические пособия

с

развивающими

голосовыми упражнения ми

Открытое занятие

2

Работа над произведением

Практическое занятие

Словесный,

Наглядный,

Практический

Микрофон, ноутбук, звуковая система, фонограмма

Открытое занятие, концерты, отчётные

мероприятия,

конкурсы

3

Разучивание музыкального и поэтического текстов

Рассказ, практическое занятие

Словесный,

Наглядный,

Практический

Текст произведения, ручка, бумага, звуковая система, ноутбук,

фонограмма

(-) и (+)

Открытое занятие

4

Работа с микрофоном

Рассказ,  

Практическое занятие

Словесный,

Наглядный,

Практический

Звуковая система, ноутбук, Микрофон, зеркало

Открытое занятие,

концертные

выступления  

5

Работа над вокальной партией

Рассказ,

Практическое занятие

Словесный,

Наглядный,

Практический

Звуковая система, ноутбук, синтезатор.

Открытое занятие

6

Работа над сценическим воплощением

Рассказ

Словесный,

Наглядный,

Практический

Ноутбук, тематические журналы, зеркало

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С ВОКАЛИСТАМИ

  1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
  • знакомство с мелодией и словами песни;
  • переписывание текста;
  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
  • регулирование вдоха и выдоха.
  1. Работа над образованием звука:
  • проверка усвоения текста песни;
  • работа по закреплению мелодической основы песни;
  • постановка корпуса, головы;
  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
  • атака звука;
  • закрепление материала в изучаемой песне.
  1. Работа над чистотой интонирования:
  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;
  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
  1. Работа над дикцией:
  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;
  1. Работа с фонограммой:
  • повторение ранее усвоенного материала;
  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;
  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.
  1. Работа над музыкальной памятью:
  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;
  • запоминание динамических и мелодических оттенков мелодии;
  • запоминание тембров аккомпанемента.
  1. Работа над сценическим имиджем:  закрепление ранее усвоенного материала;
  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;
  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;
  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
  • сценический мониторинг;
  • малые технические навыки звуковой обработки;
  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.

Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения, здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.

Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.

Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-теоретической работы. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.

Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

  • метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному
  • материалу;
  • метод общения; • метод импровизации;
  • метод драматизации.

Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе.

Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. Поэтому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог, давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал. Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.

Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.

Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

В начальной стадии работы над произведением педагог использует:

словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.

От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОе ОБЕСПЕЧЕНИе

  • Помещение для студии звукозаписи и аранжировки, звукоизолированное, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь 25 кв. м.
  • Помещение для переодевания, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь 25 кв. м.
  • Помещение для занятий по вокалу, звукоизолированное, половое покрытие – линолеум на войлочной основе, площадь  25 – 30 кв. м.
  • Зеркала в помещение для занятий по вокалу.
  • Фортепиано или синтезатор в класс для занятий по вокалу.
  • Звуковая система (колонки, микшер, микрофон).  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.  
  2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.  
  3. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004  
  4. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997  
  5. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.  
  6. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  
  7. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.  
  8. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.  
  9. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.  
  10. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.  
  11. Бархатова И. Б. – «Методы и диагностика проблем» 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ