Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий по эстрадно-джазовому вокалу

Яшина Юлиана Сергеевна

Актуальность выбора СОТ.

В основе использования современных образовательных технологий на занятиях я закладываю принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.    На каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

-                дифференцированный подход и индивидуальное обучение;

-                проектная и исследовательскую деятельность учащихся;

-                информационно-коммуникационные;

-                здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_1samoanaliz.docx54.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Использование современных образовательных технологий делает процесс обучения детей более эффективным. Для того, чтобы достичь лучших результатов недостаточно использовать одну из них. Для того, чтобы раскрыть творческие способности учащихся, расширить их творческий потенциал, необходимо пользоваться различными образовательными технологиями. Поэтому следует внедрять в процесс образования различные варианты образовательных технологий.

Объединение образовательных технологий – довольно трудный процесс. Они должны органично соединяться друг с другом, перестраиваться в соответствии со своими функциями, содержанием, целями и задачами.

Основная цель, которую я ставила перед собой при изучении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий – эффективное сочетание известных мне методов обучения эстрадному пению и инновационных методов обучения.

Использование современных образовательных технологий помогает в реализации следующих задач:

  • формирование творческого восприятия вокального искусства;
  • содействие в формировании творческой личности;
  • воспитание художественного вкуса;
  • формирование интереса и увлеченности к эстрадному вокалу;
  • расширение и обогащение исполнительских возможностей учащихся;
  • создание условий для исправления природных недостатков и устранение скованности;
  • умение слушать и понимать свое тело;
  • развитие вокальных навыков.

Использование современных педагогических технологий помогает мне в реализации важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися музыкального материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного исполнительского варианта, применяя средства сети Интернет;
  • предоставление наглядных материалов (видео-уроки, фильмы, презентации).

Построение учебного процесса на уроке влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству и уровню образования.

Актуальность выбора СОТ.

В основе использования современных образовательных технологий на занятиях я закладываю принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.    На каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

  • дифференцированный подход и индивидуальное обучение;
  • проектная и исследовательскую деятельность учащихся;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.


  1. Дифференцированный подход и индивидуальное обучение:

Индивидуальное обучение - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Под дифференцированным подходом обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Зачастую, в группы приходят воспитанники с разным уровнем подготовки.  Все они обладают разным уровнем психологической подготовки, разным уровнем развития интеллекта, творческих способностей.

Все это требует индивидуального подхода к каждому учащемуся, а потому не может не вести к применению разных уровней обучения. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

В зависимости от всех вышеперечисленных факторов сложность репертуара у каждого ученика разная и меняется в зависимости от способностей учащихся. Более слабые учащиеся получают поддержку со стороны преподавателя, сильные имеют возможность развиваться дальше. Учащиеся с хорошими вокальными данными исполняют более сложные вокальные композиции. Учащиеся с менее сильной подготовкой также имеют возможность развития и совершенствования. Если работа с использованием индивидуального и дифференцированного подхода ведется последовательно, систематически, то к концу года отмечается продвижение детей в более развитые подгруппы.

Индивидуальный и дифференцированный подход к певческой деятельности создает положительную развивающую среду для активного полноценного участия в ней детей и обеспечивает их наиболее оптимальное певческое развитие. Индивидуальный подход предполагает постоянное варьирование заданий на уроке, использование заданий различной сложности. Для одних детей использование заданий повышенной сложности, для других -  временно-облегченное (использование таких приемов, как поощрение, подбадривание; применение заданий, заранее рассчитанных на успешное выполнение), таким образом, каждый ребенок выполняет то задание, которое ему посильно. Индивидуальный подход осуществляется на основе диагностики их певческого и общего развития, которое проводится обычно в начале года: выявляется тип голоса, уровень развития звуковысотного слуха, чистота интонирования, певческий диапазон. С учетом полученных данных выделяются подгруппы детей, различные по уровню певческого развития.

В группу «А» -  объединяю детей, имеющих чистую интонацию, развитый диапазон певческого голоса, легко справляющиеся с заданиями на уроке. В работе с этими детьми ставится задача дальнейшей активизации их певческой деятельности и с этой целью - использование заданий повышенной сложности.

Группа «Б» -  объединяет детей, которые хорошо справляются на уроке, но усваивают материал в более медленном темпе, у них отсутствуют навыки самостоятельных действий. В работе с этими детьми ставится задача активизации детей, формирование навыков самостоятельной деятельности, побуждение к самостоятельному пению, пению без помощи взрослых, сверстников; поддержки инструмента.

Группа «В» - объединяет детей с неразвитым слухом, с неразвитой координацией между голосом и слухом, ограниченным диапазоном певческого голоса, фальшиво поющие дети. При работе с детьми этой подгруппы ставятся задачи постепенного развития музыкального слуха детей, координации между слухом и голосом, достижение естественного звучания детского голоса, расширения певческого диапазона. 

Обычно при знакомстве с новой песней используются, в основном, фронтальные формы работы. На этапе разучивания и закрепления песни наиболее целесообразно дифференцировать задания, используя такие приемы как:

1) транспонирование мелодии песни в удобную тональность;

2) пропевание мелодии песни по подгруппам (наиболее сложные фразы исполняют дети 1 и 2 подгруппы);

3) моделирование направления движения мелодии рукой;

4) исполнение песни с ритмическим сопровождением;

5) использование игровых приемов в процессе разучивания песни.

Варьирование заданий приводит к активизации ребят на уроке и улучшает их работоспособность. Каждая подгруппа детей участвует в работе всего класса и получает свои специальные задания. Работа с использованием индивидуального и дифференцированного подхода ведется последовательно, систематически, и к концу года отмечается продвижение детей в более развитые подгруппы.

  1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся:         Проект, являясь одной из форм проектной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет объединять различные формы и методы в процессе его реализации.  

Учитывая такие преимущества проектной деятельности, в 2014 году на базе школы искусств №3 "Младость" был создан "Джазовый клуб", который объединил в себе многих преподавателей и учеников. Именно этот клуб позволил учащимся раскрыть себя, научиться работать в группе.

Каждые полгода проходят отчетные концерты клуба, в которых принимают участие вокалисты, гитаристы, пианисты, барабанщики, духовики. Многие ансамбли включают в себя не только учеников, но и педагогов, что сплачивает коллектив, и работа становится интереснее. В этих отчетных концертах проводится так же "Jam Session" - это время, когда все желающие могут импровизировать на заданные музыкальные темы. При чем, опять же, это может быть, как ученик, аккомпанирующий педагогу, так и педагог, играющий с учеником. Атмосфера таких вечеров поистине творческая, а за временем мало кто следит.

Почему джаз? Потому что он прежде всего дает свободу, убирает рамки, к которым так привыкло наше музыкальное мышление. Именно в джазе можно встретить невероятное количество ритмических рисунков, которые порой в голове не укладываются. Петь джаз, так же как играть - сложно, и не все это могут. Но это очень интересно, и я очень рада, что детей "затягивает", и я могу открывать им новые горизонты нашей музыки.

Так же на базе нашей школы каждый год проводится городской джазовый фестиваль "Осенний джаз", в котором принимают участие вокалисты и инструменталисты со всего города.

Название «Осенний джаз» возникло не случайно. Осенний день – 1 октября – считается Днем рождения советского джаза. В этот день много лет назад прошел первый джазовый концерт оркестра, которым руководил Валентин Парнах. Он был первым, кто в России произнес слово «джаз» и собрал первый в РСФСР джаз-бенд.

http://natnikpiatak.wix.com/mladostjazz - сайт "Джазового клуба"

3.Информационно-коммуникационные технологии:

Преподавание становится заметно более эффективным за счет применения новых информационно-коммуникационных технологий: видеоматериалов с записями полевых исследований; Интернет-ресурсов, CD-R по изучаемой теме и др.

Мультимедиа в обучении способствуют появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля порождения новых смыслов, новых точек пересечения и новых проблем и решений, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения.

 Таким образом, сегодня уже имеется опыт внедрения ИКТ в учебный процесс по освоению вокальных техник и жанров. Издания, сетевые ресурсы - все это помогает обогатить процесс обучения школьников в области вокала, да и музыки в целом. 

ИКТ в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

4.Здоровьесберегающие технологии:

Вокалист, чтобы заниматься, должен быть здоров, петь в больном состоянии не рекомендуется, поэтому ему необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать свод определенные правила – гигиену голоса. Хочешь хорошо петь – заботься о своем физическом и душевном здоровье, о комфортном спокойном состоянии себя.

Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.  Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.  Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Работая над дыханием, я занимаюсь дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, известной далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях.  Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях — позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов.

Мы используем на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например,

  1. элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
  2. упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;
  3. интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
  4. упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова.

    Здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках вокала, существует довольно много. И я замечаю, что ученики приобретают замечательные побочные эффекты, которые касаются не только здоровья, но и уверенности в себе, улучшение психического состояния.

       Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне - педагогу по вокалу, возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в работе.