программа и ктп по музыке для 6 класса

Рымарь Людмила Евгеньевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ,примерной программы по музыке для 6 кл.Музыка,6 кл.учебник под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass.docx43.66 КБ
Файл ktp_6_kl.docx41.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   1.Планируемые результаты освоения учебного предмета:

     

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

   Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

     

Предметные результаты:

  • формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

2.Содержание  программы предмета Музыка»  6 класс

тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.-Урок 4.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  14.- Урок 15.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.нрк. Барды Осетии.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Тема  II  полугодия:

«Мир образов камернойи симфонической музыки» (17 часов)

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.    

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24. - Урок 25.  Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. -  Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30.- Урок 31.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

 Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

     3.Учебно-тематическое планирование с указанием количества

часов, отводимых на освоение каждой темы.

Количество часов указано с учетом федеральных и региональных праздников.

п/п

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

1  четверть

1.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2.

 2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

3.

3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2

4.

4.

5.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

6.

6.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Вечные истоки

1

7.

7.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Оперный гений русского театра

1

8.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

1

9.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

10

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

11

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1

12

12

«Фрески Софии Киевской»

1

13

13

«Перезвоны». Молитва.

1

14

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1

15

15

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1

16

16

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

1

17

17

Авторская песня: прошлое и настоящее.нрк. Барды Осетии.

1

тема   II полугодия:

«Мир образов камернойи симфонической музыки»

17

18

1.

Джаз – искусство 20 века.

1

19

2.

Вечные темы искусства и жизни.

1

20

3.

Образы камерной музыки.

1

21

4.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

22

5.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1

23

6.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1

24

7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2

25

8.

26

9.

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен.

2

27

10

1

28

11

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2

29

12

30

13

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2

31

14

32

15

Мир музыкального театра.

2

33

16

34

17

Образы киномузыки. Проверочная работа.

1

1



Предварительный просмотр:

Название раздела (кол-во часов) темы урока

Кол-во часов

          Дата

             

По плану

По факту

Тема I полугодия: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”

17час.

Удивительный мир музыкальных образов.

1час.

05-06.09.18

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

Отзовётся в музыке  душа.

1час.

12-13.09.18

Два музыкальных посвящения

Жемчужина вокальной музыки

«И жизнь, и слёзы, и любовь…»

          А.С. Пушкин

1час

19-20.09.18

Портрет в музыке и живописи

Картинная галерея

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
                                     Леонардо да Винчи

1час.

26-27.09.18

 

Уноси мое сердце в звенящую даль…

«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне»

                И. Бунин

1час

03-04.10.18

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Вечные истоки

«Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой»

          А.С. Пушкин

1час.

10-11.10.18

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Оперный гений русского театра

«Мира восторг беспредельный

Сердцу певучему дан…»

            А. Блок

1час.

17-18.10.18

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Мир чарующих звуков

«Голос, голос,

Кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет…»

           В. Семернин

1час.

24-25.10.18

.

Старинной песни мир

Песни Франца Шуберта.

1час.

07-08.11.18

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1час.

14-15.11.18

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1час.

21-22.11.18

Фрески Софии Киевской

«Музыканты – извечные маги

Вызывают виденья веков…»

       Б. Дубровин

1час.

28-29.11.18

«Перезвоны»

«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»

            В. Шукшин

1час.

05-06.12.18

Образы духовной музыки Западной Европы.

«Небесное и земное» в музыке Баха

1час

12-13.12.18

Образы духовной музыки Западной Европы

Мастер полифонии

«Не ручей, а море должно быть имя ему!»

    Л. Бетховен

1час.

19-20.12.18

Образы скорби и печали.

     «Stabatmater»

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1час.

26-27.12.18

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

«Возьмёмся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке»

         Б. Окуджава

Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки

1час.

09-10.01.19

Вечные темы искусства и жизни

Образы камерной музыки

Могучее царство Шопена

1час.

16-17.01.19

Вдали от Родины

Инструментальная баллада

1час.

23-24.01.19

Ночной пейзаж

Ноктюрн

1час.

30-31.01.19

Инструментальный концерт.

«Времена года»

«Творец! Весна – Твоей любви изображенье…

           Дж. Томсон

Итальянский концерт

1час.

06-07.02.19

Космический пейзаж

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

Картинная галерея

1час

13-14.02.19

Образы симфонической музыки

Музыкальные иллюстрации

«Метель»

1час

20-21.02.19

Симфоническое развитие музыкальных образов

 «В печали весел, а в веселье печален»

«Какая глубина, какая смелость и какая стройность»

          А. Пушкин

1час

27.28.02.19

Связь времен

«Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту»

П.И. Чайковский

1час

06-07.03.19

Программная увертюра

Образы борьбы и победы

1час.

13-14.03.19

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

«Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте…»

   У. Шекспир

1час.

20-21.03.19

28.

Мир музыкального театра

Балет «Ромео и Джульетта»

1час.

03-04.04.19

29.

Во имя любви

«Они ушли во тьму,

Но не исчез их след»

    У. Шекспир

1час.

10-11.04.19

30.

Мир музыкального театра

1час

17-18.04.19

31.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Обобщающий урок.

Проверочная работа.

1час.

24-25.04.19

32.

Образы киномузыки

Музыка в отечественном кино

1час.

01-02.05.19

33.

Музыка моего края

Образы Крыма в симфонической  музыке

1час.

08-09.05.19

34.

Симфония «Море»

А. Караманов

Я и музыка

Урок-концерт

1час.

15-16.05.19