«Формирование навыка чтения нот с листа на гитаре».

Соколова Елена Сергеевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navyka_chteniya_not_s_lista_na_gitare.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения нот с листа на гитаре.

Формирование навыка быстрого чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка.

Наилучшие результаты  навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения.

Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить  знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Мы как педагоги должны достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что он не в состоянии воспроизвести желаемое произведение. А возможно это только тогда, когда учащийся не только знает, как это сделать, а главное умеет это делать. При регулярных  занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации исполнительского аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на грифе, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре.        

Что такое чтение с листа. Отличие от разбора.

В самом начале работы над процессом чтения нотного текста важно различить два понятия – разбор и чтение с листа. Разбор – это медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому; исполнение должно быть непрерывным, осмысленным, с выполнением наиболее важных авторских указаний.

При чтении незнакомого текста с листа перед учеником возникает множество задач, которые он должен решать мгновенно и наиболее качественно, так что такой процесс протекает очень интенсивно.

Игра с листа требует синтеза зрения, слуха и моторики, а разбор – детальной аналитической работы.

Как происходит процесс чтения с листа.

Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую условно можно разделить на три группы.

1.Действия, предваряющие игру с листа: а) определение темпа, характера, ладотональности, размера; б) беглый просмотр текста, определение главенствующего типа изложения и ведущего метроритмического рисунка;

2.Чтение. Работа зрения и слуха: а)зрительный охват; б) слуховое представление; в) «обрабатывание» фрагментов текста.

3. Реализация – «озвучивание» воспринимаемого нотного текста.

Уже подготовленный и образованный музыкант, исполняющий произведение с листа, должен видеть перед собой конечную цель — художественное исполнение. И многое из того, что предшествует этой цели не становится предметом направленного внимания. Это значит, что целый ряд звеньев, описанный выше выполняется автоматически.

Роль анализа в процессе чтения с листа.

Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является грамотный анализ. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку помогает ученику вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте

Для учащихся начального этапа обучения существует план подготовки к чтению с листа:

1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;

2. Прохлопать ритм (отдельные сложные группировки);

3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;

4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;

5. Продумать аппликатуру;

6. Определить темп;

7. Обратить внимание на штрихи, динамику.

Вводить упражнения по чтению с листа следует на начальном этапе обучения в тот момент, когда ученик на примере самых простых песенок уже знаком с графической записью нот, их длительностями, знает нумерацию пальцев, имеет представление об обозначении основных штрихов и динамики, владеет первыми навыками звукоизвлечения.

Для того, чтобы свободно читать любое музыкальное произведение, будущий музыкант должен:

  1. Хорошо знать нотную грамоту;
  2. Обладать техническими навыками;
  3. Иметь творческое воображение;
  4. Владеть ансамблевой игрой;
  5. Уметь зрительно воспринимать нотный текст.

1. Знание нотной грамоты нужны для того, что бы можно было  быстро прочитать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Необходимо объяснить ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил расположение нот на нотном стане, их названия и расположение на грифе. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на грифе.  Параллельно необходимо учить длительности, знаки альтерации, динамику, штрихи, аппликатуру, и закреплять полученные знания.

Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребёнка хорошо знакомым, тогда естественно вырабатывается связь: вижу - слышу - знаю, где брать ноту на грифе, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и т.д. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах. Быстрота и точность действий рук играющего при чтении нот с листа зависит от многих факторов. Прежде всего, нужно создать оптимальные условия для глаз: пюпитр перед учеником ставится на уровне грифа, ближе к голове, и регулируется на определенную высоту. Надо найти оптимально удобное положение, чтобы в поле зрения ученика попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла.

2.Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов инструментальной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д.

С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами: стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит пальцы движутся подряд. Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Гитаристов ориентировать на соотношение номера пальца левой руки номеру лада. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Ладов много, а играющих пальцев на руке 4. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии.

Для гитаристов с самого начала обучения ориентировать ученика на чередование пальцев, прежде всего, обращать внимание на точные действия пальцев правой руки в данном  нотном материале. Приучить ученика ориентироваться на струнах без помощи зрения.   Упражнения «найди струну и сыграй». При этом необходимо помнить о дисциплине пальцев правой руки. Прежде чем сыграть, палец находит  нужную струну, после чего извлекает звук. При чтении нот с листа ученик часто забывает, особенно на начальном этапе, о расслаблении пальцев после звукоизвлечения, приходится напоминать ему об этом. Можно продолжить игру упражнения с левой рукой, - «найди лад» той или иной струны. Например: третья струна- первый лад. Когда левая рука будет быстро находить заданные струну и лад, можно привлечь к игре и правую руку: найти струну и сыграть.

Затем начинаем играть гаммы - это аппликатурные формулы. Приступая к изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать от любого звука.  Когда это будет достигнуто, нужно приступать к изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь в свою игру. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и т.д.. Если эти требования ставятся перед учеником, не знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный - внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком осуществлении новых задач не может быть и речи. Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать, что это гаммообразные пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д. Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно приготовить.

Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой рукой, определить, какой вид фактуры используется (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты). Необходимо с учащимися изучать и читать с листа как можно больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, с другой стороны - даёт возможность ученику ощутить какое огромное количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться ученику.

3. Для развития творческого воображения все произведения, которые изучает учащийся, должны быть яркие, образные, программные. Учащиеся должны слушать много различных произведений. Часто ученики честно выполняют все динамические и темповые указания в нотном тексте, но игра всё равно остаётся формальной и не трогает слушателя. Это происходит потому, что внутренне ученик не участвует в музыкальном процессе. Ноты звучат только за счет физического движения пальцев. Задача состоит в том, чтобы «оживить» каждую ноту. Ученик должен слышать принадлежность ноты мелодии, басу или аккомпанементу.  Причём, услышать  дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.

Нужно учащимся задавать вопросы помогающие раскрывать  образное содержание музыкального произведения. Вопросы должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений: что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать? Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка и т.д.

4. Большую роль для развития навыка чтения с листа играет участие в ансамбле. Очень полезно с первых уроков вводить такое музицирование. Ученик приобщается к восприятию сложного и объёмного звучания произведений. Ансамблевая игра дисциплинирует ритм, волю и, самое главное приносит детям огромную радость. Совместная игра особенно помогает тем детям, у которых в чтении с листа нет беглости. Задаваемый учителем темп мобилизует ученика. На уроках специальности учитель должен часто играть своему ученику. Следует при  этом учить ученика следить по нотам, что в дальнейшем облегчит ансамблевую игру и разовьет внутренний слух.

5. Для формирования навыка чтения с листа необходимо уметь зрительно воспринимать нотный текст. Для этого необходимо приучать детей охватывать зрением всё большие группы нот. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения – плавное поступенное или скачком вверх или вниз, уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука.

Итак, с психологической точки зрения приобретенный навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя. Умение читать с листа дает очень многое. Свободное владение этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий с листа знает много музыки. Такому музыканту проще будет набрать репертуар. Потребность быстрой реакции, необходимость мгновенно находить нужное движение — всё это способствует развитию техники. Наконец, умение читать с листа при знакомстве с произведением дает более полное о нем представление.

В процессе занятий читкой также развиваются такие характеристики интеллекта, как сообразительность, умение концентрировать внимание, собираться. Затем — быстрая моторная реакция и, конечно, внутренний слух. Можно также добавить в этот перечень такие черты личности, как любознательность (желание знакомиться с новой музыкой), артистизм (увлеченность, приподнятость, концентрация сил) и смелость.

Список используемой литературы.

  1. Нейгауз Г. Г. - Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. - М., Музыка, 1982. - 300 с.
  2. В. В. Крюкова. «Музыкальная педагогика», 2002г.
  3. http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/formirovanie_navyka_chtenija_s_lista_na_klassicheskoj_gitare/1-1-0-777