Методический доклад "Значение репертуара в работе с оркестром русских народных инструментов"

Говердовская Вера Петровна

Успешная работа с оркестром народных инструментов во многом зависит от правильно подобранного репертуара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_doklad.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад

Значение репертуара в работе с оркестром  русских народных инструментов

Составил: Говердовская В.П

Содержание:

  1. Подбор репертуара
  2. Тематика репертуара
  3. Значение репертуара

Репертуар является важным средством художественно  – эстетического воспитания участников детского народного оркестра. Грамотно подобранный репертуар является основой творческого роста и  перспективой развития всего коллектива.  

При всем богатстве музыкальной литературы,выбор репертуара для школьного  оркестра  представляет значительные  трудности, особенно в начальной  стадии работы. Важно подчеркнуть, что репертуар требует к себе творческого подхода и в разучивании,  и в его улучшении.

Репертуар – совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкантом или коллективом. Выбор репертуара представляет  для педагога главную, стратегическую линию в его работе. Педагог учитывает  целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню оркестра, быть интересным для участников, достаточно разнообразным,  представлять художественно – эстетическую ценность, быть педагогически целесообразным и т.д.

    Если  недооценивать или игнорировать педагогическую направленность репертуара, его роль в соблюдении строгой последовательности решения учебных задач, репетиционные занятия детского народного оркестра могут превратиться лишь в накопление концертной программы.
Существуют определенные критерии подбора репертуара для детского народного оркестра:

Одним  из важнейших критериев является соответствие репертуара психофизиологическим возможностям детей. При выборе репертуара важным моментом является его соответствие возрастным  возможностям и интересам детей. По психофизиологическим особенностям детей, занимающихся в детском оркестре, можно условно объединить в две возрастные группы: младшую от 7 до 11 лет и старшую от 11 до 15 лет. В младшем школьном возрасте активно развиваются познавательные способности, повышается  эффективность осмысленного запоминания, и в то же время для этой группы характерно неумение самостоятельно организовать свою умственную деятельность. Для подростков в старшей группе  характерно интенсивное физическое и интеллектуального развития, стремление к познанию. В этот период складывается система оценочных суждений,  активно проявляются творческие, в том числе и музыкальные способности.
    Репертуар  детского оркестра должен быть доступен участникам интеллектуально, психологически, эмоционально, с точки зрения  исполнительских возможностей. Доступность репертуара предполагает также образное восприятие детьми исполняемого произведения. Очень важно, чтобы учащиеся  испытывали интерес к эмоциональной образности разучиваемых произведений, чтобы им было понятно и интересно то, что они играют.
     Не  менее важно соответствие технических  трудностей конкретного произведения  исполнительским возможностям, как  отдельных исполнителей, так и коллектива в целом. Количество исполнителей  влияет на силу звучности, поэтому, если взять партитуру насыщенного звучания для исполнения небольшим составом, вряд ли она прозвучит убедительно; здесь может возникнуть опасность форсированного звука, перенапряжения исполнительского аппарата. «Главный вопрос – о составе оркестра по инструментам и их репертуарной направленности. Эти  два понятия неотделимы: выбор той или иной пьесы для оркестра определяется составом оркестра по инструментам и степенью технической подготовленности его участников. Критерием  творческого успеха служит соответствие звучания пьесы  авторскому замыслу ».

Технические трудности  выбираемого произведения должны соответствовать  исполнительским возможностям  юных участников детского оркестра, в противном случае художественный образ произведения не будет в достаточной мере воплощен детьми и неизбежно поставит под угрозу качество исполнения. Кроме того, если репертуар будет завышен по степени трудности, ребенок может потерять интерес к разучиваемым произведениям, а то и вообще к занятиям в коллективе.

Критерий от простого к сложному касается различных аспектов обучения и воспитания и, в конечном счете, обусловливает творческий, исполнительский, интеллектуальный и образовательный рост как каждого из участников, так и коллектива в целом.

Осуществление этого критерия представляет собой  комплексную, перспективную программу  постепенного усложнения содержания, средств музыкальной выразительности  произведений, исполнительских навыков, необходимых для их воплощений. 

Не менее важным в составлении  репертуара является критерий художественно – эстетической ценности исполняемых произведений. Высокий уровень художественных достоинств – один из основных ориентиров отбора музыкального материала в педагогической деятельности. Выбор учебного материала требует от педагога профессионализма и  педагогического такта, поскольку умело подобранный репертуар формирует и воспитывает музыкально – эстетический вкус юных исполнителей.

Произведения, составляющие репертуар детского оркестра, должны отличаться разнообразием жанров, форм и тематики. При выборе репертуара стоит задача развития эстетического кругозора детей, в частности, формирование интереса к музыкальным произведениям различных жанров и тематики. Юные участники должны как можно больше знать об искусстве, иметь возможность  познакомиться в практической исполнительской деятельности с музыкой разных эпох, стилей, композиторов, жанров. Так, песню, марш, танец в дальнейшем сменят фантазии и увертюра, пьесы, написанные в простых формах, уступят место произведениям, имеющим более сложную форму и т.д.

«Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение».    Прежде  чем приступить к занятиям, педагог  должен решить  ряд вопросов, одним  из которых является соблюдение  в оркестре пропорции между  инструментами. Между группами  и внутри каждой группы инструментов  в отдельности должна существовать  определенная количественная пропорция. Правильный пропорциональный подбор голосов даст в оркестре стабильное, хорошее звучание.