«Повышение педагогического и исполнительского мастерства».

Соколова Елена Сергеевна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_masterstvo.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Педагогическое мастерство, понятие, структура, содержание.

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие - что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые - что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.

Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: "Мастерство - это высокое искусство в какой - либо области".

Далее авторские определения:

А.И. Щербаков: "Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

Н.Н. Тарасевич: "Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности".

Л.А. Байкова: "Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка".

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя - профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае - педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:

Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;

Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися;

Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;

Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;

Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;

Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;

Прогностические, способность намечать перспективы;

Креативность и импровизацию, способность к творчеству;

Интуицию, способность предвидеть;

Эмпатию, способность к сопереживанию;

Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

2.Повышение педагогического и исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ.

 Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.
Р. Эмерсон.

Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а, скорее, призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актёром. Не каждый может стать и гениальным учителем. Этой профессией сложно овладеть раз и навсегда, поскольку на протяжение всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда.

Основной задачей любого преподавателя должно быть обучение и воспитание подрастающего поколения.

Для того, чтобы учить детей, преподаватель сам должен постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень. Профессионализм педагога определяется его умением решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.  Каждый преподаватель ДМШ или ДШИ должен  проходить курсы повышения квалификации. Также желательно участвовать в мастер-классах и семинарах по специальности.

В целях повышения престижа профессии преподавателя, сохранения и развития творческого потенциала преподавателей ДМШ и ДШИ, обобщения и распространения передового педагогического опыта, организуются областные конкурсы педагогического мастерства, на которых преподаватели представляют свои письменные методические работы (например, собственную учебную программу; сборник нот и т.д.); проводят открытые уроки с учащимися; исполняют сольные программы.

Для поддержания исполнительской формы преподавателю необходимо быть участником оркестра народных инструментов, различных ансамблей.

Участие в конкурсах исполнительского мастерства преподавателей стимулирует развитие профессионализма преподавателей, побуждает совершенствовать методы обучения и инициативность, а также повышает престиж педагогической профессии.

И, конечно же, каждый преподаватель должен уметь рекламировать свой музыкальный инструмент. Но это под силу только тем преподавателям, которые владеют инструментом досконально. Когда малыши и их родители приходят в музыкальную школу, то они практически ничего не знают, например, о балалайке. Поэтому преподаватель должен продемонстрировать, как она звучит, рассказать, что звучание этого уникального инструмента не может подделать ни один синтезатор.

Современный прогресс затронул все области, не обошел он и школы. Меняется школа, а вместе с ней должен  измениться и педагог. Так каким же должен быть учитель 21 века? Конечно,  таким же информированным, он теперь должен находить всё более интересную информацию для учеников. Уметь заинтересовать ученика так, чтобы весь урок он не отвлекался на посторонние вещи, а слушал учителя. Сейчас заинтересовать ребят очень сложно. Конечно, учителю не должен быть чужд и интернет. Но хотя сейчас и наступил век информационных технологий, учителя не заменит никто. Все-таки когда человек объясняет, он может благодаря эмоциям и чувствам лучше донести информацию до ученика. Каким бы ни был прогресс, учитель всегда останется в определённом почёте.

Так как мы все живем в эпоху новых технологий и предельной информатизации общества, то использование мультимедийных технологий в ДМШ и ДШИ, становится актуальной задачей.

8 июня 2011 года в г. Екатеринбурге (Свердловская обл.) состоялась учеба директоров областных школ искусств по теме: «Информационные и мультимедийные технологии как фактор повышения мотивации и роста профессионального мастерства преподавателей ДШИ». Эта тема представляется весьма актуальной, особенно в свете новых требований, предъявляемых к уровню профессионального мастерства педагогов современной школы искусств.

Таким образом повышение педагогического и исполнительского мастерства преподавателя играет важнейшую роль на качество образования детей.


Список используемой литературы.

  1. Андриади И.Л. Основы педагогического мастерства // Андриади И.Л. - М., 1999. - 200с.
  2. И.А. Зязюна Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / И.А. Зязюна. - // М., 1989. - с.100.
  3. Кизикин А.В. Профессиональное обучение [электронный ресурс] / А.В. Кизикин // Режим доступа http://www.agtu.ru/professionalbnoe_obutchenie
  4. Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.И. – М.: Просвещение, 1989.